Методическая разработка занятия «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» | Корендяева Вера Николаевна. Работа №336295
Я работаю по программе «Дошкольная подготовка» с 2015 года. Моя программа состоит из двух разделов: «Математика» и «Речевое развитие», которое включает в себя обучение чтению и обучение письму.
Данная методическая разработка направлена на решение задач по развитию речи. Стимулируется употребление всех частей речи, исправляются неправильно произносимые слова. Отличительной чертой раздела «Речевое развитие» моей программы является осуществление интеграции по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования «Реальная школа»
(МБУДО ЦДО «Реальная школа»)
Методическая разработка конспекта занятия
по речевому развитию
с детьми 6 лет на тему:
«Путешествие в страну красивой и грамотной речи»
Автор-составитель:
Корендяева Вера Николаевна,
педагог дополнительного образования
Воронеж
2023 г.
Пояснительная записка
Я работаю по программе «Дошкольная подготовка» с 2015 года. Моя программа состоит из двух разделов: «Математика» и «Речевое развитие», которое включает в себя обучение чтению и обучение письму.
Данная методическая разработка направлена на решение задач по развитию речи. Стимулируется употребление всех частей речи, исправляются неправильно произносимые слова. Отличительной чертой раздела «Речевое развитие» моей программы является осуществление интеграции по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи);
— работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов);
— ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению чтению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Цель разработки: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх, развивать слуховое восприятие, внимание, память, мышление; способствовать повышению уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию коммуникативных игр по развитию речи дошкольников.
Задачи:
Развивать
диалогическую
связную речь,
навыки речевого общения,
добиваться полноценных ответов на вопросы;
Воспитывать активность, культуру общения, желани
е
помогать тем, кто нуждается в помощи;
Ф
ормировать умения обобщать, классифицировать;
Р
асширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;
Воспитывать в детях добр
ые
чувств
а
,
взаимопомощ
ь
и сопереживани
е
в сложившейся ситуации;
Создавать положительный эмоциональный фон
.
Возможные формы организации групповых занятий:
- обучающие игры – моделирование различных жизненных обстоятельств с обучающей целью.
- ролевые игры – предложение ребенку стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.
- занятие-викторина – возможность обучающихся показать знание и понимание терминов, событий, процессов, способов решения задач, законов, норм, правил, дат, фамилий, сведений;
- конкурс знаний, умений и творчества – это итоговый праздник знаний, который проводится в форме игры;
- интегрированные занятия – проводятся в течении целого учебного дня в режиме погружения, в разных жанрах, с использованием большого количества приемов;
- занятие-игра – игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями костюмами, фантазированием, актерством;
- занятия самостоятельного поиска знаний – предлагается изучить
проблему и предложить варианты решений;
- интегративно-понятийное занятие – обучающиеся делятся на малые группы и выполняют ряд упражнений, за каждое из которых группа в целом получает наградные баллы от педагога или специального жюри.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (учебный час для детей 5- летнего возраста – 25 мин., для детей 6-летнего возраста – 30 мин), с целью предоставления возможности учащимся проработать материал уроков и выполнить необходимые для этого задания.
Количество учащихся в группах: до 15 человек.
Занятие проводила с детьми 6-ти летнего возраста, присутствовало 14 человек. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт с педагогом. Материал для занятия был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Для успешного проведения занятия весь демонстрационный и дидактический материал был подготовлен заранее.
Старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым. Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению и окружающему миру. В предлагаемой работе большое внимание уделяется инновационным технологиям. Применение дидактического материала помогло детям развить как творческие, так и речевые способности, активизировало память и мышление. Занятия по обучению грамоте построены как обучающие навыкам учебного сотрудничества. Материал, который используют дети: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, то есть то, на что направлено развитие познавательных способностей. Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса к работе. Занятия можно разделить на два этапа: разговорная часть урока и письмо.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Быстрая смена приемов в течение занятия помогла избежать утомляемости детей, что позволило активизировать самостоятельность детей и речевую деятельность. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Использованные методы и приемы на занятии помогли достичь поставленную цель.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Здравствуйте, дети!
Сегодня мы с вами проведем необычное занятие. И нас ждет сегодня интересное сказочное путешествие.
Ребята вы любите путешествовать? Мы отправимся в путешествие в волшебную страну Красивой и грамотной речи. А отправимся мы с помощью фантазии.
— А что такое фантазия? (ответы детей)
— Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним и повторим наши простые правила. Итак, все вместе:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать.
Все правильно и внятно,
Что б было всем понятно.
Основная часть
Педагог : Я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, дома, поля, моря, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Я вам предлагаю отправиться в город Красивой и грамотной речи. Злые люди там становятся добрыми, перестают говорить плохие слова, драться и обижать других людей. Попадая в эту сказочную страну, люди немного меняются. Злые становятся наоборот добрыми, грустные — радостными, голодные- сытыми, невоспитанные- воспитанными. Но только город этот стал заколдованным после того, как его жители разучились правильно и красиво говорить. И чтобы его расколдовать, нужно показать, правильность нашей речи. Скажите, а для чего нам нужна речь? Из чего состоит наша речь?
(ответ детей).
Педагог: Правильно, наша речь состоит из предложений.
А что такое предложение? Из чего оно состоит
(ответы детей )
Ребята, поможем городу и его жителям?
Дети: Да!
Педагог: Тогда отправляемся в город Красивой и грамотной речи!
(Звучит сказочная музыка)
Педагог: Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это?
Дети: Ворота.
Педагог: А то мы видим на воротах?
Дети: Замок.
Педагог: Давайте попробуем его открыть. Наверно жители страны думали, что дети придут сюда невоспитанные, которые неправильно разговаривают. Поэтому, не хотят открывать нам двери в страну Красивой и грамотной речи.
Итак, давайте поиграем в игру «Паутинка добрых слов» и покажем, какие мы добрые и дружелюбные.
Игра «Паутинка добрых слов»
Дети, разматывая клубок, передают его друг другу, при этом каждый называет какое-то «доброе слово».
Педагог: Дети, вы сказали сейчас столько добрых слов, что на душе стало тепло и хорошо, а вам?
Дети: Нам тоже.
Педагог: Не зря «От тёплого слова «Спасибо» - растает даже ледяная глыба». И наш замок тоже не выдержал, открылся.
Педагог: Замок, мы открыли, молодцы!
Давайте прочитаем, что же написано на воротах? «Город Красивой речи заколдован. Чтобы его расколдовать, вам нужно выполнить задания».
Педагог: Итак, ребята, поможем расколдовать город?
Дети: Да!
Красиво здесь ребята, но чего-то не хватает.
Дети: Солнышко не хватает, света.
Педагог: Посмотрите, ребята, здесь еще есть для нас письмо!
Дорогие, любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну: всё, что есть у нас: наша красивая, волшебная страна, поля, леса, моря, дорожки и солнышко. Помогите нам расколдовать нашу страну!
Педагог: Нужно помочь жителям этой страны. Поможем?
Дети: да, поможем.
Педагог: Для этого вам нужно отгадать загадку:
Среди поля голубого, яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались, это…
Дети: Солнце.
Педагог: А почему же оно такое грустное?
Дети: У него нет лучиков.
Педагог: Ребята, чтобы расколдовать лучики, нам нужно выполнить задания.
1 задание: С помощью картинок (фонарик, солнцезащитные очки, лампочка и т.д.) составить интеллект карту. (Дети по желанию подходят к любому столу и составляют интеллект карту)
Педагог: Молодцы, ребята, вы чудесно справились с первым заданием! Какое же второе задание?
2 задание: Нужно рассказать полными предложениями для чего нужно солнце, используя интеллект карты, которые вы составили (рассказ детей).
Педагог: Умнички, мои дорогие ребята!
Пальчиковая игра «Паучок»»
Паучок ходил по ветке, (руки скрещены, пальцы каждой руки “бегут”)
А за ним ходили детки. (по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения руками)
Паучков на землю смыл. (движения; хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
Паучок ползет опять, (пальцы растопырены, качаем руками.)
А за ним ползут все детки, (действия, аналогичны первоначальным.)
Чтобы погулять по ветке. (“паучки” ползают по голове.)
(дети шагают пальчиками по столу)
Педагог: Ребята, посмотрите, у солнышка начали появляться лучики. (Прикрепляем лучики к солнышку).
- Какие вы молодцы, вы так трудились старательно. И мне вас всех хочется похвалить.
3. задание: «Назови ласково» Педагог, кидая мяч ребенку называет слово, а ребенок называет его ласково.
Например:
Солнце (солнышко),
Зима - (зимушка),
Трава – (травушка),
Кот – (котик) и др.
Педагог: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дедушку? а бабушку? а маму? папу? брата? сестру?
Ответы детей.
- дедушка – дедуля;
- бабушка – бабуля;
- мама- мамочка, мамуля;
-папа – папочка, папуля;
- брат -братик, братишка;
- сестра -сестренка, сестричка.
Педагог: Молодцы, ребята! Прикрепляем еще лучик к солнышку.
4 задание: В стране Грамотной и Красивой речи нужно уметь чётко и правильно говорить. И сейчас мы с вами потренируемся, будем четко и правильно проговаривать все звуки скороговорки.
«Зажглась зеленая звезда…Запустят звездолет туда».
Педагог: Назовите мне все слова со звуком «З».
Педагог: А теперь давайте определим место звука «З» в словах: запустят, звездолет, зажглась, зеленая, звезда.
Педагог: Молодцы ребята мы справились и с этим заданием. Прикрепляем еще один лучик к солнышку.
Педагог: Ребята, смотрите, у солнышка появились все лучики. Оно засияло. И чем больше ласковых и добрых слов мы говорили, тем ярче сияло наше солнышко. Злое колдовство мы победили.
Педагог подводит итог: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.
(Загорается гирлянда)
Педагог: Посмотрите, друзья, мы с вами своей красивой, правильной и грамотной речью, душевными словами растопили злое сердце волшебника, и он расколдовал страну Красивой и грамотной речи. Теперь жители страны могут жить спокойно, не бояться и радоваться, что к ним пришли в гости такие добрые и умные детки!
Заключительная часть
Педагог: Молодцы, дорогие ребята! Жители этой необыкновенной страны говорят вам: «Огромное спасибо!» и передают сладкий привет (организован сладкий стол с чаепитием и конфетами). Город Красивой речи расколдован.
Отправляемся домой, закрываем глазки и представляем, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, моря, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.
Педагог: Вот и закончилось наше путешествие.
Друзья, кому вы помогли? Было ли вам трудно?
А что нового узнали?
Кому расскажете об этом? (ответы детей)
Спасибо, мои дорогие ребятки, вы у меня самые умные, самые хорошие!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Дмитирева В.Г. Развитие речи. Умные ступеньки 5-6 лет. – М.: АСТ, 2012. - 256 с.
2. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа до и после. 2012. №7
3. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. – М.: Просвещение, 2009.
4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение / В.В. Волина. – М. Просвещение, 2011.
5. Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я / В.В. Волина. – М.: АСТ-Пресс, 2011.
6. Иванщина, О.В. Развитие связной речи. Старшая группа. Образовательные ситуации и занятия / О.Н. Иванщина. – М.: Учитель. 2013. – 96 с.
7. Крупенчук, О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада / О.И.Крупенчук. – М.: Литература, 2015. – 64 с.
8. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение 2017. – 208 с.
9. Ушакова О.С. Придумай слово / О.С. Ушакова. – М.: Сфера, 2018. – 208 с.
Интернет-ресурсы
maam. ru // detskijsad // ispolsovanie – metoda – intelekt – kart – v - rabote s doschkolnikami. html