Методическая разработка занятия Введение в программу "В гостях у хозяйки медной горы"" | Матяева Татьяна Михайловна. Работа №355592
Вводное занятие является основным элементом всего учебного цикла, так как именно от первого занятия зависит, сможет ли педагог заинтересовать детей заниматься предложенным видом творчества. Все дети любят сказки, а если они дополнены элементами театрализации и говорящими сказочными персонажами, то мотивация к творчеству возрастает даже у тех учащихся, которые не особенно к нему расположены.
Цель занятия — мотивировать учащихся первого года обучения продолжать посещение занятий в творческой мастерской по бисероплетению.
Задачи занятия:
· создать положительный эмоциональный настрой;
· познакомить с общеобразовательной (общеразвивающей) программой «Бисероплетение»;
· обучить простейшим приемам плетения цепочки из бисера.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского творчества»
Проект открытого занятия
«Введение в образовательную программу»
Творческой мастерской «Бисероплетение»
«В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ»
Автор: Матяева Татьяна Михайловна,
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории
г. Дзержинск
2024 г.
Аннотация к занятию «Введение в образовательную программу дополнительного образования» в творческой мастерской «Бисероплетения»
Вводное занятие является основным элементом всего учебного цикла, так как именно от первого занятия зависит, сможет ли педагог заинтересовать детей заниматься предложенным видом творчества. Все дети любят сказки, а если они дополнены элементами театрализации и говорящими сказочными персонажами, то мотивация к творчеству возрастает даже у тех учащихся, которые не особенно к нему расположены.
Цель занятия — мотивировать учащихся первого года обучения продолжать посещение занятий в творческой мастерской по бисероплетению.
Задачи занятия:
создать положительный эмоциональный настрой;
познакомить с общеобразовательной (общеразвивающей) программой «Бисероплетение»;
обучить простейшим приемам плетения цепочки из бисера.
Занятие начнется с краткого введения в историю бисероплетения, его разнообразные техники и стили. Затем будет предложено обсудить, что именно будет изучаться в рамках курса: основы бисероплетения, создание простых и сложных изделий, использование различных материалов и инструментов. На занятии «Введение в образовательную программу дополнительного образования» в мастерской бисероплетения участники познакомятся с основными целями и задачами курса, а также с особенностями бисероплетения как вида декоративно-прикладного искусства. Программа направлена на развитие творческих навыков, воображения и моторики у детей, а также на формирование эстетического вкуса и умения работать в команде.
За основу сюжетной линии открытого занятия взята сказка Павла Петровича Бажова «Малахитовая шкатулка». Открытое занятие построено в виде заочного путешествия по программе «Бисероплетение», где каждый раздел представляет собой станцию на пути следования. В роли ведущих выступают педагог в образе Хозяйки Медной горы и Сказительница (сказочный персонаж). На протяжении всего путешествия используется мультимедийная авторская презентация с элементами мультипликации (прилагается по ссылке)
Особое внимание будет уделено практической части занятия, где участники получат возможность попробовать свои силы в создании простых изделий из бисера, таких как браслеты или ключницы. Также будет рассказано о правилах безопасности и о том, как правильно организовать свое рабочее место.
Занятие направлено на формирование интереса к бисероплетению и развитие творческого самовыражения детей, а также на создание дружеской атмосферы взаимодействия и взаимопомощи в группе. В результате участия в программе дети смогут не только овладеть новым увлекательным хобби, но и развить важные навыки, которые пригодятся им в будущем.
Значение данного проекта заключается в том, что он может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, а также учителями технологии на уроках технологии.
.
Содержание:
1 . Аннотация_______________________________________________2
2.Пояснительная записка______________________________________4
3.Ход проведения занятия_____________________________________6
4.Список используемой литературы, интернет-источников_________17
Пояснительная записка
Вводное занятие является основным элементом всего цикла учебных занятий, так как именно от первого занятия зависит, сможет ли педагог заинтересовать детей заниматься предложенным видом творчества. Все дети любят сказки, а если они дополнены элементами театрализации, говорящими сказочными персонажами, то мотивация к предлагаемым видам творчества возрастает даже у тех учащихся, которые не особо к нему расположены.
За основу сюжетной линии открытого занятия взята сказка Павла Петровича Бажова «Малахитовая шкатулка». Открытое занятие построено в виде заочного путешествия по общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Бисероплетение», где каждый раздел – это станция на пути следования. В роли ведущих – педагог в образе Хозяйки Медной горы и Сказительница (сказочный персонаж)
Методы обучения:
сотрудничество (помощь детей, совместная деятельность педагога и учащихся)
;
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый (задания, вопросы);
репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Приемы:
Сказочно-иллюстративный, путешествие по станциям, практическая деятельность (плетение цепочки крестиком).
Методическое оснащение:
поэтапность выполнения работы, слайдовая презентация по теме открытого занятия с использованием музыкального материала, эпизодов мультипликации.
Форма проведения занятия:
путешествие
Оборудование:
ноутбук, проектор, экран, столы для занятия.
Раздаточный материал (на каждого участника):
карточки с кроссвордом, тонкая проволока, схема плетения цепочки, карточка цветового спектра, бисер.
Оформление:
выставка работ, учащихся творческой мастерской бисероплетения;
карта – путешествие занятия (приложение №1):
костюмы:
мастерская Катерины в виде сказочного терема;
Возраст детей 9-11 лет
Продолжительность занятия – 45 минут
План открытого занятия
Оргмомент
Основная часть
Подведение итогов
Старт «Красная гора»
1) «Малахитовая шкатулка» (история бисероплетения)
2) «Мастерская Катерины» (основы цветоведения)
3) «Заводская контора» (знакомство с чертежами, схемами)
4) «Фабрика по драгоценным узорным камням» (знакомство с простым способом плетения «крестик»)
«Царицын праздник» (экскурсия по выставке)
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте! Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем путешествовать, и каждая наша остановка поможет вам понять, что же это такое – бисероплетение. Будьте внимательны и посмотрите сейчас на экран. Мы начинаем путешествие с Красной горы. (Приложение 1)
Сказительница: Когда-то давным-давно, на Годину Варнавы, красны девицы да добры молодцы пошли на реку смотреть. День-то праздничный был, и жарко - страсть, парун чистый.
1. (Старт «Красная гора» - карта)
Так дошли они до Красной горы, да спустились к святому роднику. В овражке- то хорошо, пташки поют, радуются. От земли воспарение, дух легкий, присели на травку под сосной могучей, да призадумались, и тут ровно кто под бок толкнул, глянь к ним девица идет, коса через плечо, а на конце ленты, не то красные, не то зеленые. Девица из себя ладная, а одежа такая, что другой на свете не найдешь. Сразу догадались они, что это сама Хозяйка медной горы пожаловала. (Выход педагога в образе Хозяйки Медной горы.)
Х.М.Г: Здравствуйте, давненько ко мне в гости никто не захаживал. Вижу, что признали меня, ну что ж посидим, поговорим. Настало время показать вам мое богатство.
Сказительница: И достает она малахитову шкатулку. А там, слышь - ко, всякий женский прибор: колье, бусы, браслеты и протча, что даже не у всякой богатой невесты бывает.
(Хозяйка медной горы показывает изделия из бисера, которые лежат в шкатулке).
Х.М.Г: Прямо говорите, нравится?
ДЕТИ: Да, очень нравится!
Х.М.Г: Да, мои мастера потрудились на славу! (с хитринкой) Хотите, и вас научу?
ДЕТИ: Да, хотим!
Сказительница: Ох, не просто стать мастеровым у Хозяйки. Много препятствий чинит она. Вот, например, первое: из каких это каменьев самоцветных сделаны ее богатства? Кто говорит, что это слезы Хозяйки были, кто говорит, что стекло простое. Так что, ребятушки, будьте с нею очень осторожны, и очень-очень внимательны. Посмотрите, на ее ладошку, видите там зернышки разненькие, полнехонька горсть! Тут один знающий случился, поглядел сбоку на зернышки, и говорит: «Да ведь это бисер». Вот оказывается, из чего создают мастера ее богатства.
2. (Станция «Малахитова шкатулка» - карта).
Х.М.Г: Искусство это не простое, история бисера уходит в далекое прошлое. Еще древние египтяне первыми научились изготовлять бисер, плести из нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками платья. Даже символы божественной власти фараонов - знаменитые усхи- ожерелья Солнца создавались не только из золота, но и из бисера. Обратили внимание на красоту стекла и в Древней Руси. В 11 веке в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. Но только Ломоносову, великому русскому ученому удалось организовать бисерное производство, и создать виды бисера и стекляруса не имеющих иностранных аналогов.
В конце 18-19 вв. увлечение бисерными ремеслами стало неотъемлемой частью культуры и быта России. Чего только не делали наши предки из бисера, стекляруса и бусин. Старинные работы так красивы и так не похожи на то, что окружает нас сегодня. Они служат неиссякаемым источником новых идей и вдохновения.
Ну, а теперь, когда вы так хорошо выслушали меня, проверю-ка я вашу внимательность (разгадывание кроссворда, Приложение 2).
3. Станция мастерская Катерины)
Сказительница: Вот так и пошло дело. Об одном узнали, невольно к другому подошли. Жила еще когда-то здесь Катерина, Данилы – мастера жена. Тоже такая мастерица! Не зря же Хозяйка Медной горы вас к ее мастерской привела. Наверняка еще испытание устроить хочет.
Х.М.Г: Много нынче по моему делу мастеров развелось. Но только бисер переводят. А того не понимают, что для этого не только узор хороший требуется, но и желание, а главное видение. Цвет очень важен в создании бисерных изделий, при работе с бисером, необходимо представлять закономерности взаимовлияния различных цветов, особенности их восприятия человеческим глазом. Более подробно о сочетании цветов вы узнаете, если пройдете, все испытания и поступите в мою мастерскую. А, сейчас мы немного потренируемся в подборе цветов, и узнаем ваше природное чутье (задание с цветом, Приложение 3 и 4, детям предлагаются разноцветные полоски, из которых они выбирают две наиболее подходящие по цвету друг к другу).
4. (Станция «Заводская контора»)
Сказительница: Работа эта, словно огонек в лесу: кого развеселит, кого обогреет, кого на думки наведет. В те годы ведь по-мудреному учили, кто с лету берет, а кто и по чертежам. Вот потому и открыли заводскую контору, в которой заводчики мастерам разные чертежи и проекты отписывали.
Х.М.Г: Ну, что готовы ли вы к следующему моему испытанию? (раздает схемы плетения Приложение 5)
Посмотрите хорошенько, коли все правильно прочтете, и будете придерживаться этого чертежа, то по-настоящему узор выйдет, аккуратненько так, ладненько (объясняет, как правильно работать с этими схемами).
Школы бисероплетения по тогдашнему положению не было, а мастерство завидное. Потому мое обучение проходит согласно принципу: от простого к сложному. От таких чертежей путь к солидным проектам, которые впоследствии реализуются на большой фабрике по драгоценным и узорным камням. Вот уж где мастера первостатейные. Но и вы ведь не лыком шиты. Справитесь и со следующим моим заданием. Всем вам необходимо запомнить эти правила:
Бисер: на ткань ты впредь насыпай,
Да при работе смотри, не зевай!
В рот его брать не годится,
Можно и подавиться!
Иголка:
Работать иголкой можно,
Но только очень осторожно!
В рот не брать,
на людей не направлять!
Ножницы:
Никогда не забывай,
Что у ножниц острый край!
А если их сосед берет,
Подай их кольцами вперед.
Храните ножницы на месте
Кольцами, сомкнутыми вместе!
6. (Станция «Фабрика по драгоценным узорным камням», учащиеся плетут цепочку по схеме Приложение 4).
Сказительница: Что угодно говорите, а мода на бисер не прошла. Лучшие работы как диковины показывают, да не кому-нибудь, а самой царице в угоду.
Своим указом Хозяйка медной горы по этому случаю проводит большой Царицын праздник
7. (Станция «Царицын праздник», на которой предлагается посмотреть выставку)
Х.М.Г: Брильянтами, да изумрудами и другими дорогими камнями царицу не удивишь, коли у ней таких камней полнехонек сундук набит, а камни самого высокого сорту. А вот бисерными изделиями, да с узором, проймешь. Да вы сами в этом убедитесь, когда пройдетесь по моей кладовой, где все такие богатства собраны.
В нёй вещицы дорогие,
А на взгляд, совсем простые.
Какие вещи – загляденье!
От них исходит чудо – свет,
Недаром бисероплетенье
Так популярно сотни лет.
На первом году обучения вы научитесь изготавливать простые украшения, фигурки, на втором году обучения уже по сложнее изделия и вышивку бисером, а на третьем году обучения будете создавать серьезные работы, целые творческие проекты.
Ценился бисер средь народа,
Он украшал наряд и быт.
Менялись вкусы, стиль и мода,
Но бисер все, же не забыт.
Он может вышивкой стать гладкой,
Цветком прекрасным и жгутом.
И остаётся он загадкой –
Волшебной, сказочной притом.
Возрос вновь интерес к дизайну,
К вещам красивым и словам.
Пусть бисероплетения тайну
Откроют эти руки вам (экскурсия по выставке).
Сказительница: Вот она какая – Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретится – горе, а доброму - успехов да радости!
Х.М.Г: Ну, вот и все. Препятствия мои вы с честью выполнили, не испугались. Мне как раз таких мастеровых да толковых надо. Проверим только понравилось вам занятие бисером, для этого у нас есть бусины разного цвета – зеленые – понравилось, красные – нет (предлагает детям нанизать бусы на ленточку на магнитной доске).
Приходите, я еще вас и не тому научу. До новых встреч!
Приложение 1.
Приложение 2.
КРОССВОРД ПО ТЕМЕ “ИСТОРИЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ”.
Где впервые научились изготовлять бисер? /Египет/
В каком городе Древней Руси появились первые мастерские по изготовлению бисера? /Киев/
Какому великому русскому ученому удалось организовать бисерное производство? /Ломоносов/
Самое большое полотно,
предназначенное для украшения стен царского дворца? /гобелен/
Что придает современным вещам необычный колорит? /орнамент/.
Приложение 3
Как же стоит собирать цвета, чтобы получились хорошие сочетания:
Красный цвет принимает оттенки желтого, коричневого, оранжевого, синего, бежевого. И ахроматические — белый, черный и серый.
Оранжевому подбирайте красный, зеленый и желтый, ахроматический белый.
Желтый цвет хорошо сочетается с красным, коричневым, синим, голубым, фиолетовым. Как ахроматические — белый, серый и черный.
Для зеленого цвета желтый, оранжевый и коричневый, добавляйте белый и черный.
Голубой сочетается с синим, желтым и белым.
Синий примет голубой, коричневый, желтый, розовый и как добавление — серый, белый
У фиолетового цвета только сочетания с розовым и желтым, как ахроматические цвета — все: белый, черный, серый.
Коричневый цвет хорошо сочетается с желтым, розовым, бежевым, зеленым, сиреневым, добавьте серый и белый.
Бежевый цвет отлично принимает синий, фиолетовый, красный и коричневый, добавьте белый.
Сиреневый очень капризный только сочетания с фиолетовым, коричневым и белым.
Розовый сочетается с синим, голубым, коричневым и фиолетовым, добавьте белый.
Белый ахроматический, он подходит ко всем цветам.
Приложение 4
Приложение 5
Список используемой литературы, интернет-источников:
https://masters.donntu.ru/2010/feht/bondaletova/ind/index.htm
https://miazar.ru/biseropletenie/istoriya-biseropleteniya-ot-drevnosti-do-nashix-dnej/
https://multiurok.ru/index.php/files/beseda-na-temu-istoriia-bisera-na-rusi.html