Методическая разработка « Развитие речи в подготовительной группе. Лексические игры и упражнения». | Алутина Анастасия Сергеевна. Работа №229279
Автор: Алутина Анастасия Сергеевна
В статье описаны задания и упражнения для развития речи у детей подготовительной группы.
Игра:Я придумываю цветВспомним, какие цвета мы знаем. Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давай придумаем названия цветов вместе.Брусника (цвет какой?) – брусничный.Свекла (цвет какой?) – свекольный.Орех (цвет какой?) – ореховый.Морковь (цвет какой?) – морковный.
Слива (какой цвет)? – сливовый.
Игра:Какие бывают сокиКак эти соки называются?Сок из яблок – яблочный.Сок из винограда – виноградный.Сок из моркови – морковный.Сок из томатов – томатный сок.Сок из огурцов – огуречный сок.Сок из слив – сливовый сок.Сок из капусты – капустный сок.Сок из картофеля – картофельный сок.Сок из клюквы – клюквенный.Сок из груш - …грушевый.
Следующая игра: Назови листок.
Воспитатель:Вы знаете, что в лесу растут разные деревья. Вспомним названия деревьев, на доске картинки.
А знаете ли вы, какие листья на разных деревьях?
На березе – березовые, на клене – кленовые
На рябине – рябиновые, на дубе – дубовые,
На осине – осиновые, на тополе – тополиные,
На липе – липовые, на каштане – каштановые
Да, молодцы!
Задание: Скажи наоборот.Воспитатель:Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы должны быстро придумать противоположное значение. Игра, поэтому, так и называется: Скажи наоборот. Ну, что, готовы?Ветреный – безветренный.Мокрый – сухой.Радостный – грустный.Холодный – теплый.Поздняя – ранняя.Яркий – тусклый.Низкий – высокий.Сытый – голодный.Редкий – частый.Спелый – незрелый.Начало – конец.Длинный – короткий.Тихий – громкий. Высокий – низкий.Умный – глупый. Тяжелый – легкий.
Новый – старый. Шумный – тихий.Чистый – грязный.Хороший – плохой.Злой – добрый.
Скороговорки.Кто знает? Давайте выучим еще одну.Белка булку испекла и бельчатам отдала.
Скажите, чем отличаются слова белка – булка?
Игра Найди разницу
Ребята, помогите мне разобраться со словами, они звучат одинаково. Но между ними есть разница. Кто сможет ее найти?
День - Лень; Кот - Кит; Сын - Сон; Дом - Дым.
Игра Объясни слово.
Кто знает, что обозначают слова КОСА, ЗАМОК, ЛИСТОК, КРАН.
Игра: Доскажи словечко
Задание: досказать слово и постараться запомнить досказанные слова.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ….(снег)
С неба все скользят пушинки – серебристые…..(снежинки).
На поля и на лужок все снижается ….(снежок).
Вот веселье для ребят – все сильнее …(снегопад).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в …..(снежки).
Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик).
Рядом снежная фигурка – это девочка…(снегурка).
На снегу – то посмотри?- С красной грудкой…(снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил …(снег).
- Какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи? (снег). Этислова образованы от слова снег, называются однокоренные.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ….(снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые….(снежинки).
На поля и на лужок
Все снижается ….(снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее(снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ….(снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился.(снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Это девочка(снегурка).
На снегу – то посмотри?-
С красной грудкой(снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил(снег).
- На какое слово похожи все отгаданные слова?
Дети:(снег).
-Все слова образованы от слова снег. Однокоренные слова.
-А теперь назовите слова от слова "зима".
Дети:(Зимняя, зимний, зимушка, зимовать, перезимуем, предзимний.)
- Молодцы ребята,
Игра Один – много (с мячом)
Снежок – снежков. Снеговик – снеговиков. Метель – метелей.
Снежинка – снежинок. Коньки – коньков. Снегопад – снегопадов.
Льдинка – льдинок. Мороз – морозов. Уши – ушей. Носки – носков.
Чулки - чулок.
Игра "Кто чем был?"
Яблоко было(семечкой).Лягушка была(головастиком)
Рыба была(икринкой). Листочек был(почкой)
Машина была(железом). Хлеб был(мукой)
Мука была(зерном). Снег был(водой)
Тетрадь была(деревом). Дом был(кирпичом)
Взрослый человек был(ребенком).
Игра Живой - неживой.Назовите слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?
Игра "Какой? Какая?"
- Нам нужно подобрать прилагательные.
Снег(какой)- белый, пушистый, мягкий, сырой, блестящий, холодный.
Солнышко(какое)– яркое, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, радостное.
Мячик(какой)- круглый, большой, маленький, резиновый, гладкий, яркий.
Трава(какая)– молодая, зелёная, первая, нежная, душистая, долгожданная.
Платье(какое)- красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное.
Игра:Перескажи.
-Снежинка пришла не одна она привела своих друзей. И приготовила про них рассказ. Вы должны его пересказать. (воспитатель показывает зверей и читает рассказ).
Белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
Зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха.
Игра "Скажи наоборот".
-Скажи наоборот, нам нужно подобрать противоположные слова.
низкий – высокий
умный –глупый
белый –черный
веселый - грустный
мягкий– твердый
кислый –сладкий
длинный – короткий
тяжелый – легкий
новый –старый
шумный –тихий
чистый– грязный
узкий –широкий
хороший –плохой
злой –добрый
Игра Найди разницу
-Ребята, помогите мне разобраться со словами, они звучат одинаково. Но между ними есть разница. Кто сможет ее найти?
День-Лень; Кот- Кит; Сын- Сон; Дом- Дым.
-Какие звуки показывают, что образовались новые слова?
Упражнение Сравните выражение
- С чем можно сравнить?
Небо синее – точно… (море)
Снег мягкий – словно… (пух)
Платье оранжевое – точно… (апельсин)
Сок холодный – как… (лед)