Методическая разраработка урока русского языка во 2 классе | Панькова Светлана Юрьевна. Работа №351651
Тема: "Правило написания разделительного мягкого знака в словах"
Цель: Создать условия для формирования навыка правописания слов с разделительным мягким знаком, для развития коммуникативных способностей, регулятивных учебных действий, личностных качеств.
Планируемые результаты:
предметные – умение писать слова с разделительным мягким знаком, знание алгоритма правописания;
личностные – понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
метапредметные – стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции
Предмет
Русский язык
Учитель
Панькова Светлана Юрьевна
Класс
2 Д
Учебный год
2024-2025 уч.год
Тема
Правило написания разделительного мягкого знака в словах
Тип урока
Урок общеметодологической направленности, систематизации и актуализации знаний и умений.
Форма
Работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная.
Учебная задача
Организация повторения двух функций буквы «мягкий знак»: а) показатель мягкости согласных звуков; б) разделитель согласных и гласных букв Е, Ё, Ю, Я, И; вывод алгоритма написания разделительного мягкого знака.
Цели
Создать условия для формирования навыка правописания слов с разделительным мягким знаком, для развития коммуникативных способностей, регулятивных учебных действий, личностных качеств.
Предполагаемые результаты
предметные – умение писать слова с разделительным мягким знаком, знание алгоритма правописания;
личностные – понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
метапредметные – стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
Структура урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты УУД
I.Организационно-
мотивационный этап.
1.Организует детей на урок.
- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.
Дети приводят в порядок свое рабочее место.
Личностные УУД:
-самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;
II.Мобилизующий этап. Актуализация знаний. Формирование
обучающимися темы
и цели урока.
1.Минутка чистописания
Бью,вья,жьё,тье.
2.Слованая работа
Декабрь, январь, февраль.
-Что объединяет все эти слова?
-На что указывает мягкий знак?
3.Орфографическая минутка
-Прочитайте группы слов на доске и определите по какому признаку они объединены.
Снег, травка, глазки, улов.
Поляна, снежок, земля, бросать
Воробьи, заячьи, ребячьи, коньки.
- Чем похожи слова третьей группы?
-Какое слово лишнее?
Почему? Докажите. Обоснуйте свой ответ.
- Что общего у оставшихся слов?
4. Самоопределение к деятельности.
О какой букве написано это правило?
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает
Может только показать ,
Как согласную читать. ( Это буква мягкий знак)
- О какой работе мягкого знака идет речь в этом стихотворении?
- Послушайте( прочтите) еще одно стихотворение об этой букве
Перед Е.Ё.И.Ю,Я
Я в корнях стою друзья.
Воробьи, семья, жилье-
Перед Я.И,Е.Ю,Ё.
- Какую работу мягкий знак выполняет здесь?
_ Чему мы сегодня продолжим учиться?
Работа в тетради. Самооценка своей деятельности.
ЛичностныеУУД:
умение проводить самооценку
ПознавательныеУУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний.
КоммуникативныеУУД: умение оформлять свои мысли в форме речевого высказывания форме.
Регулятивные УУД: сохранение учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия.
Личностные УУД:
сохранение мотивации к получению знаний
Познавательные УУД:
представление информации в виде схемы; развитие орфографической зоркости, мышления, речи, внимания
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; умение определять и формулировать цель урока
III.Физкультминутка
- Ребята, встаньте, задвиньте стулья.
Игра на внимание. Я называю слог, если в нем есть разделительный мягкий знак- вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если нет- садитесь на корточки.
Зя- зья, ря- рья, бье- бе, лю- лью, сья- ся, те-тьё, ни- ньи.
.
Выполнение упражнений
Регулятивные УУД : умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.
IV.Закрепление материала в новой ситуации (Работа по теме урока)
Работа по учебнику с. 33. Упр.56
- Прочитайте задание. Что нужно сделать? Назовите алгоритм действий.
- Приступим к работе.
- Ребята обсудите в парах,что вы заметили. Когда пишется разделительный мягкий знак?
Вывод: в корне, после согласной, перед гласными Я,И,Е,Ё,Ю и обозначает два звука.
Что слева от Ь? Что справа? Как звучали бы слова , если его не было?
Попробуйте составить схему написания Ь.
Сочиним стихотворение
Слева от меня- согласный
Справа- е,ё,и,ю,я.
Чтобы не было слиянья
Разделил их ловко я.
С.34 упр.57(1) – самостоятельно, взаимопроверка в парах.
Почему вы написали разделительный ь?
Чтение текста упражнения и задания к нему.
Составление алгоритма выполнения.
Работа у доски.
Чтение текста упражнения и задания к нему.
Составление алгоритма выполнения.
Индивидуальная работа в тетрадях .
Личностные УУД:
умение проводить самооценку, самоконтроль; ориентирование на понимание причин успеха в выполненной работе.
Познавательные УУД:
развитие орфографической зоркости, мышления, речи, внимания; умение сравнивать; ориентироваться в своей системе знаний
Коммуникативные УУД:
умение работать с учебником.
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий; выполнение учебных действий в материале.
V.Контроль
усвоения, обсуждение
допущенных ошибок
и их коррекция.
Проверим, что же мы усвоили.
Карточка 1.
Спиши слова, вставляя, где нужно, разделительный мягкий знак.
Ночю, ули, птичя, вороби, медвежя, деревя, семя, листя, друзя, заячи.
Проверка. Учащиеся по очереди подходят к доске и на месте мягкого знака ставят вертикальную черточку.
3. Замените словосочетания одним словом с разделительным Ь. Запишите эти слова. (Словосочетания читает учитель)
Снежная буря – вьюга
Мама, папа, дети – семья
Ягоды, сваренные в сахаре – варенье
Дом, жилище – жильё
В какое время года птицы улетают в тёплые края? – осенью
4. Составьте из слов предложения. Запишите. Назовите слова с разделительным мягким знаком. (Слова записаны на доске)
сидит, на, снегирь, рябине
птицы, деревьях, на, гнёзда, вьют
– Какие слова с мягким знаком вы не подчеркнули? Почему?
– Какие орфограммы ещё встретились в этих предложениях?
Работа по карточкам.
Проверка у доски
Регулятивные УУД:
осуществляют самоконтроль.
Познавательные УУД
умеют применять правило.
Коммуникативные УУД:
используют в общении правила вежливости
VI. Закрепление изученного материала.
https://learningapps.org/display?v=pmq1su4kn01
Фронтальная работа
IV. Итог урока. Рефлексия
-Над правописанием какой орфограммы мы работали на уроке?
-В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?
-Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
-Приведите свои примеры.
( если останется время составим синквейн на слово «Мягкий знак», в паре, группе)
Личностные УУД:
умение оценивать результат своей работы.
Познавательные УУД:
прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний.
Коммуникативные УУД:
формирование собственного мнения и позиции в высказываниях.
Регулятивные УУД:
осуществление познавательной и личностной рефлексии.
V. Домашнее задание.
Домашнее задание: с. 34 упр.58.
Личностные УУД:
сохранение мотивации.
Познавательные УУД:
осуществление поиска информации; умение ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные УУД:
умение работать с информацией.
Регулятивные УУД:
планирование своих действий.