Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическая система гражданско-патриотического воспитания | Мой кабинет. Работа №349698

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Патриотизм — глубокое чувство, которое чаще всего носит скрытый характер.

 Воспитание столь глубокого и скрытого отношения требует от классного руководителя тонкого, деликатного подхода. Его нельзя насаждать авторитарными методами, прямой пропагандой, которые скорее могут оттолкнуть ребёнка от идей, проповедуемых педагогом. В гражданско-патриотическом воспитании, как ни в каком другом, важна скрытая позиция педагога, его незаметное влияние на душу ребёнка.

Методическая система гражданско-патриотического воспитания

 

 

 

Методическая система гражданско-патриотического воспитания организуется в соответствии с научно-теоретическими представлениями о процессе, как взаимодействии и взаимовлиянии таких социально-психологических факторов, как воспитывающая среда, воспитывающая деятельность и осознание ребенком своих взаимоотношений с миром и себя в мире.

    Первым, наиболее важным фактором воспитания мы считаем социальную среду, в которой личность существует и утверждает свое «Я». Педагог, знающий о роли социальной среды как фактора формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей среды.

Воспитывающая среда — в отличие от среды формирующей — это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

    Основное назначение воспитывающей среды — дать образец, модель поведения, вовлечь учащихся в реальные ценностные отношения. Ребенок в силу своей подражательности и узости социального опыта и знаний о явлениях жизни заимствует эти образцы и отношения к миру, как бы создавая себе опору для вхождения в мир. Поэтому мы создаем такую среду, которая способствовала бы гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Одним из содержательных элементов широкой воспитывающей среды является событийное окружение ребенка: события, происходящие в обществе, стране, городе, школе, классе. Знакомство с общественной жизнью и участие в ней расширяет контакты детей с окружающим миром, выводит их за рамки класса, школы. В своей деятельности используем обсуждение теле- и радиопередач, материалов детской прессы, обращая внимание учащихся на то, что происходит в стране и мире. Широкие возможности для формирования информационной культуры учащихся имеют беседы. Мы побуждаем детей к постановке вопросов, поощряем их интерес к происходящему вокруг, помогаем детям почувствовать себя частью общества, частью своего народа.

     Воспитывающая среда благотворно влияет на ребенка, если она правовая, что означает уважение прав ребенка, его достоинства, личности. Мы считаем, что создание правовой среды включает не только ознакомление школьников с правами ребенка, но и реальную защиту детства. Там, где дети имеют возможность участвовать в решении вопросов, где уважаются их права и свободы, где царит доброжелательная психологическая атмосфера.

Наличие правовой среды делает учреждение домом, где хорошо и комфортно чувствует себя каждый ребенок.

     Как известно, душа народа — в его языке. Поэтому считается, что языковая среда — важная составляющая воспитывающей среды. Она, прежде всего, проявляется в «культе родного языка, родного слова». «Ребенок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствовал красоты слова...». Родной язык, родное слово должны пронизывать школьную жизнь.

Все наблюдения в природе должны сопровождаться упражнениями детей в описании ярких моментов жизни природы, сочинением сказок, рассказов. Тем самым дети учатся слышать и чувствовать тонкие нюансы, смысловые и эмоциональные оттенки слова. Дети были бы равнодушны к красоте природы, к игре красок и звуков, к неисчерпаемому разнообразию жизни, если бы не слово, не умственное воспитание, не стремление к важнейшей образовательной цели — научить ребенка думать, подмечать взаимодействие предметов, вещей, явлений... В своей работы мы также должны использовать данный приём.

     Природное окружение является составным элементом воспитывающей среды. Смена времен года, наблюдения за природными объектами и явлениями, размышления над причинами их взаимосвязей, опыты по выращиванию растений- все это пробуждает мысль детей, заставляет задуматься об экологических проблемах своего края, своей страны.

Задача классного руководителя — максимально использовать природное окружение для развития мышления учащихся, для воспитания экологической культуры, для активного взаимодействия с природными объектами.

    Значение личности педагога столь велико, что он может усиливать или ослаблять влияние других компонентов среды. Так, богатая, выразительная, эмоциональная речь педагога усиливает воздействие языковой среды, поскольку дети, осваивая образцы культурного общения, поднимаются выше в своем языковом развитии.

Отношение педагога к событиям, происходящим в окружающем пространстве, дает ориентиры для их понимания, анализа, оценки. Поэтому нужно обращать внимание учеников на события, которые важны в социальном, мировоззренческом, ценностном плане, помогая осмыслить, пережить их, выработать собственное отношение к ним.

      Влияние семейной среды, семейного окружения ребенка входит немаловажным компонентом в воспитывающую среду. Именно в семье происходит социализация личности. А выход семьи за рамки семейных отношений в другие сферы социальной жизни (во время прогулок, поездок, путешествий, походов, просмотра телепередач, чтения газет и журналов) формирует в сознании учащегося представление о человеке и жизни, об обществе и своей стране.

Воздействие семьи на воспитание патриотизма усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и так далее), идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая нашу землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.

     Учитывая влияние семейной среды, мы, классные руководители должны налаживать взаимодействие с семьей, организовывать совместную деятельность детей и родителей, привлекать семьи к наиболее важным делам и событиям.

Подводя итог рассмотрения вопроса о влиянии воспитывающей среды, можно сказать, что ее организация имеет первостепенное значение для создания поведенческих, отношенческих эталонов, образцов, которые привлекают, которым хочется следовать.

     Надо учесть, что окружающая среда становится фактором воспитания и личностного формирования только при условии активного взаимодействия личности с этой средой.

Ребёнок с нарушениями умственных способностей, как и любой другой не станет патриотом, пока не начнет действовать. Поэтому деятельность классного руководителя, является важнейшим фактором воспитания патриотизма. Если среда создает образ мира и образ жизни, что служит предпосылкой социального развития, то в деятельности это развитие происходит реально. Именно в процессе деятельности классного руководителя и учащихся рождает те новообразования в личностном развитии, которые свидетельствуют о достижении ею определенного уровня отношения к миру

     Практическое участие детей в жизни общества воплощается в общественных акциях («Забота о братьях наших меньших», «Ветеран живет рядом», «Милосердие»), к которым, на мой взгляд, нужно приобщать учащихся любогого возраста и таким образом вводить их в мир общественной деятельности, благодаря чему они вступают в сопричастность с жизнью страны, вовлекаются в поле сложных общественных отношений.

Большие возможности для воспитания патриотизма создает организация различных видов воспитывающей деятельности: социально-ориентационной, познавательной, трудовой, физкультурно-спортивной, художественной, ценностно-ориентировочной.

       Так, в социально-ориентационной деятельности мы должны осуществлять ориентацию учащихся на социальные ценности, воспитывать активную гражданскую позицию, гражданское самосознание, гражданские чувства. Учащиеся знакомятся с жизнью своей страны, ее историей, современным положением, государственным устройством, символикой. В русле этой деятельности нужно приобщать детей к чтению различных периодических изданий, — чтобы они были в курсе событий, происходящих в стране и мире.

В этой деятельности начинается процесс формирования правовой культуры школьников. Дети не только знакомятся со своими правами, но и учатся уважать права других людей, правильно вести себя в обществе.

В познавательной деятельности развивается патриотическое сознание детей- интеллектуальный компонент патриотизма. В ней происходит познание истории своей родины, ее географического положения. Учащиеся должны знакомиться с выдающимися людьми: общественными деятелями, героями, писателями, художниками, музыкантами, спортсменами и другими. Они должны изучать духовное наследие своего народа.

Внеурочная познавательная деятельность осуществляется во время экскурсий, прогулок, в ходе проведения викторин, конкурсов, встреч с интересными людьми, познавательных игр. Чем активнее дети в поиске необходимой информации, чем больше она затрагивает их интересы, тем большее влияние оказывает познавательная деятельность на развитие их патриотического сознания и самосознания.

В трудовой деятельности материализуется отношение детей к своей семье, школе, родному краю, Родине. Труд детей на пользу и радость окружающим людям ценен тем, что является бескорыстным. Поэтому нужно продумывать не только виды детского труда, но и способы вовлечения в него всех учащихся, способы мотивации трудовой деятельности детей.

Помощь детей по дому, забота о младших братиках и сестричках, освоение традиционных народных ремесел, участие в экологической деятельности, изготовление поделок, игрушек, подарков малышам, ветеранам — все эти виды трудовой деятельности должны использоваться при воспитании патриотических чувств учащихся.

В настоящее время большое внимание уделяется физическому воспитанию подрастающего поколения. Ведь современные молодые люди также должны иметь хорошее здоровье, соответствующую физическую подготовку, необходимую не только для защиты страны, но и для профессиональной деятельности, для воспитания здорового потомства. Поэтому физическое воспитание, является составной частью содержания гражданско-патриотического воспитания и на практике реализуется в физкультурно-спортивной, туристской деятельности. Ее цель - воспитание ценностного отношения к своему здоровью, телу, организму, здоровому образу жизни, желания и умения продлевать жизнь.

Физкультурно-спортивная деятельность организуется в форме проведения Дней здоровья, веселых игр, состязаний, спартакиад, путешествий, эстафет и другие.

Таким образом, фактор воспитания патриотизма выступает благодаря тому, что в ходе активного взаимодействия с такими объектами, как природа, человек, семья, школа, родной край ребенок осваивает социальное окружение.

Создав соответствующую воспитательную среду и, включив учащихся в активную деятельность, нам, классным руководителям, необходимо помочь им осознать, осмыслить патриотические отношения, их содержание, формы проявления, значение. Этому поможет третий фактор воспитания патриотизма - осмысление мира и себя в этом мире. Назначение этого фактора - осознание учащимся таких понятий, как Родина, семья, природа, патриотизм, человек, народ, его культура, страна. А для этого нужна работа разума и души, чтобы в процессе осмысления патриотических отношений ребенок ощутил себя носителем этих отношений.

Изучение географического положения страны дает учащимся возможность «совершить путешествие» по всем областям России, увидеть красоту её природного ландшафта, задуматься о целесообразности деятельности человека по изменению природы (осушение болот, загрязнение и обмеление рек, строительство огромных сооружений и другие).

Исторический материал даёт представление о становлении русской государственности, помогает заглянуть вглубь истории, осмыслить непростой путь, который прошла Россия.

Важную роль в осмыслении своих связей с миром играет ценностно-ориентировочная деятельность. В ней происходит оценка мира, осознание своей связи с другими людьми, с обществом (Родиной), осмысление собственного существования на земле, места своего «Я» в жизни.

Суть ценностно-ориентировочной деятельности, — в осмыслении и решении проблем жизни, требующих духовного усилия, напряжения. В результате школьник осмысливает себя, свои связи с миром, такие, как: «Я и мир», «Я и другой», «Я и общество (Родина)», «Я и природа», «Я и мои близкие». Ценностно-ориентировочная деятельность должна быть направлена на осмысление социального значения явлений мира и установление личностного смысла по отношению к этим ценностным объектам.

Такое осмысление происходит тогда, когда классный руководитель помогает за предметным результатом деятельности (познавательной, социально-ориентационной, спортивной, трудовой) увидеть её ценностное содержание — воспитательный результат.

Таким образом, можно сделать вывод, воспитание патриотизма будет успешным при соблюдении определенных методических условий.

Оно должно быть теснейшим образом связано с нравственным воспитанием. Отношение к Родине — одно из стержневых отношений, поэтому его формирование встраивается в процесс нравственного воспитания. Воспитание патриотического отношения неразрывно связывается с воспитанием других нравственных отношений: к людям, обществу, труду, самому себе.

Отсюда можно сформулировать следующее условие: детям должна быть близка и понятна идея Родины как места, где человек родился и вырос, где живут близкие и родные люди, где всё знакомо с детства. Она должна быть близка и жизни ребенка: его интересам, потребностям, желаниям и так далее.

Воздействие, оказываемое на ребёнка в процессе гражданско-патриотического воспитания, должно опираться на эмоциональную сферу личности: чувства, стремления, желания, интерес. Поэтому и логика такого воздействия будет иная: не логика долженствования, а логика увлечения, воодушевления, заинтересованности. Воздействие именно на эмоции, через эмоции наиболее эффективно.

Эмоциональность детей диктует соблюдение еще одного условия: все формы воспитательной работы должны быть яркими, увлекательными, красочными, привлекать внимание учащихся своим содержанием, оформлением, (в игре, на празднике), новизной и необычностью информации.

Следуя возрастным изменениям учащихся, патриотическое воспитание строится последовательно, поэтапно, углубляется понимание патриотизма

Патриотизм — глубокое чувство, которое чаще всего носит скрытый характер.

Считаем, что воспитание столь глубокого и скрытого отношения требует от классного руководителя тонкого, деликатного подхода. Его нельзя насаждать авторитарными методами, прямой пропагандой, которые скорее могут оттолкнуть ребёнка от идей, проповедуемых педагогом. В гражданско-патриотическом воспитании, как ни в каком другом, важна скрытая позиция педагога, его незаметное влияние на душу ребёнка.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×