Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическая статья" Пути преодоления эстрадного волнения" | Куприна Елена Николаевна. Работа №287816

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Куприна Елена Николаевна
Проблема эстрадного волнения является на современном этапе очень актуальной как для начинающих певцов, так и для опытных вокалистов. В статье даны рекомендации как справиться с тревогой. У маленьких детей волнение минимально. Чем старше становится ребенок, он начинает оценивать себя со стороны, начинает пояться что что-то технически или эмоционально не получится. Это зачастую создает тревожное состояние на сцене.Необходимо, чтобы  исполняемое вокалистом музыкальное произведение было хорошо выучено,отработано. Для преодоления эстрадного волнения целесообразным и необходимым  считаю много выступать перед публикой, активно участвовать в концертной деятельности в качестве певца и ведущего. Необходимо научиться саморегуляции. Саморегуляция очень помогает выступающим на сцене. Немаловажным считаю формированияе у начинающих вокалистов артистизма, свободы исполнения. Педагог должен нацеливать учащихся на выразительнейшее, раскрывающее смысл, исполнение произведения.

Методическая статья

на тему: «Пути преодоления эстрадного волнения»

(подготовила Куприна Елена Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории МБУ ДО Детской школы искусств №8г. Ульяновска)

В своей педагогической работе я часто сталкиваюсь с проблемой волнения у учащихся во время концертных выступлений на публике. На моей практике были ученики, которые совсем не волновались и «жили» на сцене естественно и непринужденно исполняя вокальное произведение. И встречались ученики, особенно начинающие заниматься вокалом, которые испытывали сильнейшее волнение, отчего голос начинал дрожать и это очень вредило качеству исполнения. Небольшое беспокойство необходимо для исполнения, оно означает, что артист заинтересован в хорошем результате. Вот почему так важно разобраться с тем, что представляет из себя такая тревога, каковы ее причины, а главное, научиться справляться с ней. Безусловно, необходимо в первую очередь выяснить особенности личности выступающего и только после этого выбирать методы, которые действительно помогут устранить или снизить страх на сцене. Музыкально-исполнительская деятельность, целью которой является само выступление, включает в себя развитие профессиональных качеств, эффективную подготовку к концерту. Актуальность темы исследования. Проблема сценического волнения интересует исполнителей начиная с ХVII века и по-прежнему остается злободневной. Такие известные исследователи, как Л. Л. Бочкарев, А. Л. Готсдинер, Ю. А. Цагарелли, В. И. Петрушин и др. изучали вопрос возникновения беспокойства на сцене и пути его устранения. Данной теме посвящено множество книг по музыкальной психологии и педагогике. Актуальность проблемы обусловлена еще и тем, что сильное волнение очень мешает любому артисту, не дает полностью раскрыть свои возможности. Зачастую, именно неумение правильно подготовиться к концерту и незнание методов борьбы с тревогой во время исполнения, приводит к негативному результату.

Возрастной период оказывает большое влияние на остроту эстрадного волнения. Так, маленьким детям гораздо легче выступать на сцене, поскольку они еще не могут оценивать себя. Однако для достижения хороших результатов в музыкальной деятельности главную роль играет именно развитие в себе сильных сторон своей личности с помощью внимания и воли, независимо от типа темперамента, характера и возраста.

Зная фазы волнения (Первая фаза – долгое предконцертное состояние, которое начинается, когда известна точная дата выступления. Вторая фаза – само концертное состояние. Третья фаза - промежуток между объявлением и началом выступления. Четвертая фаза – начало выступления, артистическое общение с публикой, борьба с негативным состоянием. Пятая фаза – состояние после концерта.), психические процессы, происходящие в человеке во время выступления, можно со временем уменьшить степень волнения, научиться контролировать отрицательные эмоции и правильно доносить до слушателей свое творчество.

Расссмотрим что же включает в музыкально-исполнительская деятельность любого певца. Музыкально-исполнительская деятельность включает в себя два основных этапа: репетиционная и концертная деятельность. На первом этапе музыкант работает над созданием целостного воображаемого музыкального образа, над деталями музыкального произведения и созданием целостного слухового музыкального образа. Вокалист при этом использует текст песни, тщательно прорабатывает его. Второй этап является итогом проделанного труда, представлением результатов публике с целью их оценки. Чтобы осуществлять концертную деятельность любому исполнителю необходимо обладать определенными теоретическими знаниями (как общеобразовательными, так и профессиональными), практическими (техническими) навыками исполнения и определенными качествами: музыкальностью, артистизмом, аттенционными навыками (проявление различных свойств внимания), коммуникативными, волевые способностями. Все эти качества являются неотъемлемыми для осуществления музыкальноисполнительской деятельности. Артистизм необходимо развивать каждому музыканту, в особенности эстрадному певцу, так как он имеет наиболее близкий контакт с публикой. Данное качество является способностью внешнего выражения внутреннего содержания художественного образа. Исполнителя можно охарактеризовать как артистичного, если он владеет такими компонентами артистизма, как: сценическое перевоплощение, сценические движения и сценическое внимание. При общении со слушателями на концерте эта способность, несомненно, поможет музыканту. Важно знать, как общаться с публикой, как правильно преподнести себя и материал, для этого нужно развивать коммуникативные качества и знать правила и секреты поведения на сцене.

Каждый педагог согласится, что самое главное в концертно - исполнительской практике юных вокалистов, это развитие навыка эмоционально- волевой регуляции.
Этому вопросу посвящено довольно много литературы. Но она в большинстве своем отражает музыкально  исполнительское искусство в музыкальных школах. Но мало,  кто затрагивает тему концертного волнения именно у ребят - вокалистов. А это очень важная тема, которая затрагивает все студии и школы по обучению вокалу.
Чем отличается концертная вокальная деятельность ребенка от концертной вокальной  деятельности взрослого? Только количеством выступлений!
Если взять к примеру исследования сценического волнения проведенного Л.Л. Бочкаревым, где были задействованы молодые исполнители на международных конкурсах, то специалистом выведена формула, что при подготовке разных возрастных групп концертному исполнительству, к каждой из них требуется индивидуальный подход. Цели и условия начального обучения по вокалу существенно отличаются от целей и условий профессиональной вокальной деятельности, в связи с этим и методы подготовки разных возрастных групп требуют коррекции и творческого подхода.
Обучение вокалу в студиях должно быть построено таким образом, что обучающиеся должны систематически выступать на сцене, независимо от способностей, желания и целей обучения. Педагог по вокалу должен создавать специальную среду для успешного выступления на сцене любого ученика,  общительного, рвущегося на сцену или замкнутого, боящегося ее.
Феномен "Концертного волнения"  давно изучается и сопряжен с рядом трудностей в диагностике. Анкетирование, наблюдение, или инструментальное  измерение физиологических реакций организма нарушает целостность репетиционной подготовки к концерту исполнителя. Перед выступлением на сцене вокалисту необходимо сосредоточится на исполняемом материале, а не на собственных переживаниях и эмоциях. А диагностическая процедура противоречит этим требованиям. В связи с этим велик риск повышения концертного волнения у самых юных исполнителей, у детей - вокалистов. Поэтому возможность исследования концертного волнения у детской аудитории крайне ничтожна и попытки таких исследований не афишируются.
Еще одна немаловажная причина трудностей изучения феномена концертного волнения это измененное состояние вокалиста - исполнителя перед концертом, непосредственно на выступлении и еще некоторое время после него. Атмосфера в концертном зале, необходимость художественной передачи образа зрителю, воздействие на слушательскую аудиторию, концентрация на одном выступлении многомесячных занятий  - все это требует запаса неограниченных физических и духовных сил. В. Ю. Григорьев отмечал, что исполнитель во время концертного выступления попадает в совершенно иную реальность,  в которой он раньше не жил, не был и не чувствовал, не действовал, не мыслил. Резко меняются все ранее привычные механизмы психической активности, перестраивается работа мышц, ощущение окружающего пространства и возникновения чувств. Огромная роль подсознания в подаче концертного вдохновения или паники мешает юным вокалистам осознавать свои действия и контролировать их.
Давайте посмотрим на механизм стрессовых ситуаций волнения, чтобы понять общие психологические закономерности этого процесса, чтобы иметь возможность решить проблему концертного волнения у детей - вокалистов.
В любой экстремальной ситуации, когда человек должен продемонстрировать обществу уровень своих знаний, главными основаниями, для определения уровня волнения является значимость выступления и компетентность исполнителя. И всегда уровень волнения прямо пропорционален уровню значимости выступления и обратно пропорционален компетентности исполнителя, в нашем случае - вокалиста. Отсюда следует, что уровень волнения становится выше, если значимость выступления высока, а уровень компетентности низок.
Что же включает в себя предконцертная подготовка вокалиста? Главное в успехе - это готовность к выступлению на публике. Это очень тонкий психологический момент. Готовность материала это одна составляющая, а готовность именно выступления, это совершенно другое. Недоученный материал, в нашем случае именно песня, или какое- либо сценическое движение вызывает психологический дискомфорт и неуверенность. Боязнь ошибиться, "знание о своей некомпетентности" рождает концертное волнение.
Уверенное владение исполняемым материалом  - это необходимо, но недостаточно для успеха на сцене. Выступление включает в себя несколько составляющих, это и техническая сторона вопроса, это и вокальная и также артистическая.
Что же такое техническая компетентность? Это владение произведением настолько, что позволяет исполнение без ошибок. Но для исполнительской свободы требуется некая техническая избыточность, когда выполнение технически трудных мест переходит на уровень навыков, выполняемых автоматически. Но,  в отличие от профессионального вокалиста, ученик в исполнительской деятельности далек от совершенства.
И в индивидуальном обучении педагог подбирает программу в соответствии с индивидуальными способностями ученика. Л.С. Выготский выделял термин такой как "зона ближайшего развития", когда ученик под руководством педагога выходит на новый уровень развития, успешно завершив предыдущий. Но не все дети успевают к концертному выступлению технически выйти на новый уровень. Тем самым у них снижается ощущение собственной компетентности и усиливается концертное волнение.
Следующим пунктом рассмотри вокальную компетентность. Я бы даже усилила значение и добавила вокально - художественную компетентность. В песне всегда раскрывается некий образ и вокалист по - своему художник. Нужно воспринимать и прочувствовать исполняемый материал. Перенести художественный образ внутрь себя и пережить все ощущения. Овладение авторской интонацией, как своей собственной. Ведь волнение юных вокалистов всегда усилено тем,что не представляют, какой образ они несут со сцены.
Но тут тоже есть свои моменты. Если обращать внимание лишь на техническую сторону исполнения всегда страдает вокально - художественная передача. Исполнение становится неживым, а механическим. Теряется душа произведения. И наоборот, если ребенок исполняет "только душой", то он теряет всю техническую сторону подготовки. Поэтому художественное  исполнение за отсутствием технической свободы очень проблематично. И это очередной пункт, который тоже ведет к концертному волнению.
И наконец артистическая компетентность, это умение быть "артистом", желание "ходить перед людьми", как говорил Г.Г.Нейгауз. Это умение управлять артистическим вдохновением, когда на сцене всегда звучит лучше, чем на занятии. Исполнительская компетентность приобретается исключительно на сцене, в результате получения сценического опыта.
Благодаря концертному опыту снижается значимость выступления на сцене, а чем выше значимость, тем выше показатель концертного волнения. Свидетельство тому - воспоминания известных концертантов о своих первых выступлениях на больших конкурсах, перед некоторыми ответственными концертами.
На примере рассмотрим, что же такое значимость наших действий. Как по  разному можно себя почувствовать если пройти по канату лежащему на полу или натянутому троссу в цирке для канатоходцев? Если канат лежит на земле, то ошибка неверного шага невелика, а на высоте троса  в цирке, неверный шаг это падение. Цена неверного шага увеличена многократном размере. Также и соотносится значимость выступления перед педагогом на занятии и выступления на конкурсной сцене.
Новая обстановка, новый концертный зал, новый конкурс это все предпосылки для волнения юных вокалистов. При частых выступлениях концертное волнение снижается и остается лишь вокально художественное волнение. В случае, когда материал выступления многократно отрепетирован  значимость выступления снижается настолько, что приходится вспоминать о художественной стороне материала, чтоб донести до зрителя образ.
Для детей значимость выступлений выглядит по - разному. Если ученик редко выступает перед публикой, значимость каждого концертного выступления возрастает многократно. А вместе с нею и концертное волнение. Совет "давать больше выступлений" здесь не особо уместен. Маленький вокалист часто выступать в условиях обучения в общеобразовательной школе, и студии вокала много не может. На этом сказывается и нехватка времени и физических сил. Выпускать ученика с "сырой программой" на концерт недопустимо. А если материал уже полностью готов, то на репетиции на сцене остается мало времени.
Помогает к привыканию к концертной практике выступления с прошлогодней программой. А значит и с готовым материалом, технически и вокально -  художественно отвечающего стандартам концертной программы.
Чтобы подготовить ученика к концертной деятельности необходимо создавать на занятии и дома обстановку максимально психологически походящую на концертную.
Не все педагоги практикуют в период подготовки к концерту сольное исполнение материала учеником на сцене. Даже если такое и случается, то педагог не может спокойно усидеть на месте, будучи в зале он начинает исправление ошибок там же на месте. В результате репетиция превращается в занятие. И готовый полностью материал ребенок исполняет только на концерте, и совершив ошибку сразу начинается настоящая паника.
Дорогие учителя, если вы желаете хорошо подготовить ребенка к выступлению дайте ему возможность от начала до конца самостоятельно пропеть материал, одну песню, две песни. Без остановок и замечаний. Сидите как можно дальше от юного вокалиста, не помогайте ему пением, дирижированием, подсказкой сценического движения. Даже если исполнение оставляет желать лучшего, тренируйте у ребенка выносливость, "звукотворческую волю", исполнительское мышление.
Звукотворческая воля (этот термин ввел К.А. Мартинсен ) - это комплекс мотивационных побуждений и волевых усилий исполнителя, направленный на реализацию исполнительского замысла.
Если же педагог в процессе обучения не может удержаться от помощи ему, то качества концертанта у юного вокалиста не развиваются. хорошо, когда занятия с педагогом по вокалу разные по своей форме. То занятие напоминает концертную площадку. то творческую лабораторию.
Все педагоги перед концертом советуют юным вокалистам дома петь для семьи. Можно смоделировать целое концертное  выступление. Рассадить на диване любимых кукол. Плюшевому мишке дать лист, с которым тот, голосом папы будет объявлять юного вокалиста. Важно пение без остановки и повторения, поклон, уход со сцены.
По времени переживания концертное волнение делится на три части:
1. предконцертное волнение, которое характеризуется волнением до выхода на сцену.
2. волнение во время исполнения
3. послеконцертное состояние.
Часто внешними показателями волнения являются физические признаки сбивчивое дыхание, бледность или краснота кожи, потливость конечностей.
Эти признаки своеобразные "сигналы опасности". В этом случае хорошо помогает переинтерпретация симптомов волнения. Например " у меня вспотели руки, я ощущаю волнение, значит мой организм готовится к выступлению".Иногда можно специально заставить свой организм нервничать еще сильнее. К такому методу, по словам В. Спивакова, обращался его учитель Ю.И. Янкелевич, говоря своим ученикам "Волнуйтесь! Сегодня это можно и нужно!"
Наши эмоциональные и физиологические ощущения тесно связаны друг с другом и в момент стресса дополняют друг друга. поэтому воздействуя на физические ощущения можно снизить проявление физических. Вот некоторые упражнения, способные решить этот вопрос.
Урегулирование дыхания. Дыхание взволнованного человека прерывистое. И на сцене из-за волнения начинаются нарушения вдоха и выдоха. Певческому дыханию учатся с первых уроков и данная дыхательная  гимнастика  не только восстанавливает правильное дыхание вокалисту, но и снимает психологический зажим.
Музыкальный якорь. Этот метод основан на рефлекторных механизмах работы психики. В период подготовки к выступлению предлагается ребенку закрепить в различные отрывки песни определенные эмоциональные состояния.
Метод визуализации. Предоставьте юному вокалисту наполнить свое выступление визуальными образами, которые будут вести его в течении всего исполнения.
Самовнушение победителя. Порой для успешного выступления важна не только техническая подготовка, но и отвага, радость, уверенность в победе и вдохновение.
В оптимизации концертного волнения важно сохранять внимание на исполняемом материале, без отвлечения на посторонние раздражители. У малышей непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Поэтому для концентрации на материале перед концертом ребенка погружают в некий план выступления и педагог по пунктам рассказывает что надо сделать и как себя вести.
Для умения владеть собой на сцене учащиеся под руководством педагога должны освоить упражнение  "три круга внимания", автором  которого является К. С. Станиславский. Для юного вокалиста первый круг внимания это " Я и мой микрофон и песня исполняемая в этот момент ", Второй круг внимания это первый круг и пространство сцены, а также первые ряды зрительного зала. Третий круг внимания это, кроме первых двух включает в себя весь остальной зрительный зал до последнего ряда.
Для начинающего вокалиста владение "тремя кругами" означает умение возвратиться к исполнению, в случае отвлечения.
Теперь давайте поговорим о послеконцертном состоянии юного вокалиста. Из психологии нам знаком эффект Б.В. Зейгарник, который гласит, что незаконченное действие, запомнится лучше, чем законченное. В связи с этим после концерта мы помним лишь свои ошибки, если таковые имеются.
здесь же работает и эмоциональная сфера подтачивая наше выступление негативными эмоциями.
Педагог, оценивая выступление ученика, после концерта, всегда должен помнить, что ученик еще находится в этом измененном состоянии и любая негативная информация может сильно травмировать его. Важно поддержать ученика и взрастить в нем зерно успеха. Заострять внимание на чем - то хорошем. Даже в случае неудачного выступления есть позитивные моменты, они и спасут в ваших речах юного вокалиста. Необходимо закрепление позитивного восприятия концертной ситуации в долговременной памяти ученика . Очень важно,чтобы педагог поздравил концертантов, отметив важность этого этапа. Исполнение на эстраде становится доминантной деятельностью, которая подавляет все прочие возбуждения, в том числе и вызывающие волнение…». Часто на начальном этапе деятельности психическое состояние артиста определяется его предконцертной готовностью, но бывает так, что оно резко меняется под воздействием самой деятельности, задающей определенный тон. Психическое состояние в первые минуты на эстраде зависит от адаптации музыканта к ситуации публичного выступления. Основная задача выступающего – побороть эстрадное волнение, без этого невозможна успешная музыкальная карьера. Очень важно научиться управлять своими негативными эмоциями на сцене, поскольку, как показывает практика, многие талантливые музыканты вынуждены отказаться от исполнительства на публике из-за неспособности справляться со своими переживаниями. Хорошая предконцертная подготовка поможет чувствовать себя более уверенно и уменьшить тревогу во время выступления. Несмотря на то, что практически каждый артист испытывает волнение во время выступления, способов борьбы с ним, подходящих всем, не существует. Чтобы найти эффективный для себя метод, необходимо: вопервых, накапливать большой опыт выступлений; во-вторых, хорошо знать свой характер, темперамент, особенности нервной системы, способности, слабые, сильные стороны и т.д. Тем не менее, существует множество приемов и секретов преодоления тревоги, предлагаемые известными музыкантами, педагогами, учеными. Среди них можно выделить: самовнушение, самонастрой, медитации, аутогенная тренировка, ролевая подготовка. Чтобы устранить или снизить волнение, нужно в первую очередь разобраться с причинами его появления. У одних оно проявляется ситуативно и обусловливается недостаточной подготовкой, плохим физическим самочувствие, у других объясняется тревожностью как свойством личности. Музыкант должен знать о самом явлении волнения и его закономерностях, понимать, что с ним происходит на сцене. Важно выяснить, что именно вызывает страх. Можно мысленно или вслух задать себе следующие вопросы: что рождает беспокойство; какое состояние вызывает наибольший дискомфорт (до концерта, во время или после); что конкретно доставляет этот дискомфорт. Причины, вызывающие волнение, подразделяют на: функциональные, обусловленные особенностями психофизиологической реактивности, нейродинамики, темперамента; 2) мотивационные и характерологические, связанные с развитием личности (потребности, притязания, отношения, идеалы, установки, ценностные ориентации, вкусы, характер, склонности и др.); 3) операционные – производные деятельности, труда (уровень мастерства и развития специальных способностей, опыт, тренированность, подготовленность). Плохо выученный материал или боязнь забыть текст, частота выступлений, желание быть признанным, неумение правильно распределять энергию, неумение сконцентрироваться во время исполнения, навыки общения с аудиторией, отсутствие воли и психологической установки – все это факторы, влияющие на возникновение тревоги во время выступления. Для вокалиста значительным фактором волнения на эстраде является недостаточная подготовка голоса. Для того, чтобы быть уверенным в своих вокальных возможностях, необходимо систематически тренировать и развивать их, а также владеть различными методами устранения зажима связок, приемами правильного дыхания. Необходимо пользоваться рекомендациями, советами, которые помогут улучшить концертное самочувствие. По времени применения все методы и приемы Л. Л. Бочкарев подразделяет на оперативные и профилактические. Профилактические методы направлены на сохранение оптимального рабочего самочувствия и могут использоваться на любом этапе подготовки. По способу воздействия различают средства, связанные с воздействием извне (педагог, психолог) – убеждение, беседа на отвлеченную тему, разъяснение и т.п.; и связанные с самовнушением – различные методы саморегуляции. Последние А. Ц. Пунин делит на три группы: 1) приемы устранения внешних признаков эмоциональной напряженности путем сознательного контроля за эмоциональным состоянием и внешними признаками его проявления; 2) приемы переключения внимания от травмирующих факторов на сам процесс деятельности; 3) различные самовнушения (самоубеждение, самоободрение, самоприказ, самоуспокоение). Рассмотрим несколько советов для преодоления страха на сцене. Вопервых, важно научиться управлять своим телом и дыханием. Волнение может проявляться через произвольные движения тела – мышечные зажимы, беспорядочные жесты, бегающий взгляд, дрожь в голосе и т.д.; и непроизвольные (рефлекторные) – учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение, покраснение лица, повышение адреналина в крови, покраснение лица, изменение кровяного давления и т.д. Тревога вызывает напряжение мышц горла, прерывается доступ кислорода к легким, вследствие чего голос превращается в скрип или писк. В человеческом теле психические процессы связаны с физиологическими. Используя этот принцип, можно влиять на свое состояние, управляя мышцами, участвующими в дыхании, освобождая их от излишнего напряжения и достигая при этом эмоционального равновесия. Во-вторых, нужно выглядеть уверенным перед аудиторией. Основные признаки уверенности: правильная осанка, прямой взгляд, свободные жесты, отсутствие мышечных зажимов, достаточно громкий голос. Безупречный внешний вид, хорошее оформление сцены также помогут чувствовать себя устойчивей. В-третьих, в избавлении от тревоги помогут – представление нужного результата; фокусировка на дружелюбных лицах во время исполнения; осознание пользы небольшого волнения. Заключение. Каждый музыкант – уникальная личность. Степень испытываемого сценического волнения напрямую зависит от его психологических особенностей. Среди них: интроверсия и экстраверсия, темперамент, характер, возраст. Решающую роль для успешной музыкальной деятельности играет развитие в себе сильных качеств с помощью внимания и воли, независимо от типа темперамента, характера и возраста. Сама музыкально-исполнительская деятельность включает в себя два этапа – репетиция и концерт. В ходе первого этапа артист работает над созданием художественного музыкального образа. В данный период вокалист развивает в себе следующие навыки: теоретические знания (как общеобразовательные, так и профессиональные), практические (технические) навыки исполнения и определенные качества: музыкальность, артистизм, аттенционные навыки (проявление различных свойств внимания), коммуникативные, волевые способности. Второй этап – представление результатов публике. Целью подготовки вокалиста к концертному выступлению является достижение им оптимального сценического самочувствия (физическое, эмоциональное, умственное). Процесс подготовки певца включает в себя правильную постановку голоса, формирование чувства ритма, навыков интонирования, артикуляции, дыхания, умение подбирать репертуар, воплощение художественного образа в вокальном произведении, работу с микрофоном, развитие навыков актерского мастерства, изучение сценической культуры и поведения на сцене. Также, готовясь к концерту, артист должен владеть методами психической саморегуляции, такими как: самонастрой, самовнушение, прорабатывание образной картины выступления (аутогенная тренировка), медитативное погружение, ролевая подготовка. Эти приемы помогут достичь оптимального концертного состояния. В ходе изучения научной литературы были выявлены следующие причины волнения: психологические (интроверсия и экстраверсия, темперамент, характер, возраст, степень нейротизма и реактивности), плохо выученный материал или боязнь забыть текст, небольшой опыт выступлений, желание быть признанным, неумение правильно распределять энергию, неумение сконцентрироваться во время исполнения, слабые навыки общения с аудиторией, отсутствие воли и психологической установки, недостаточная подготовка голоса.

Итак, проанализировав и устранив причины возникновения сценического волнения можно справиться с тревогой. Также важно пользоваться специальными упражнениями, приемами, методиками, советами для оптимизации сценического состояния (способами саморегуляции). Соблюдение следующих рекомендаций поможет справиться с нервозностью на эстраде: научиться управлять своим телом и дыханием, выглядеть уверенным перед аудиторией, фокусироваться на дружелюбных лицах во время исполнения; осознавать пользу небольшого волнения, любить публичные выступления.
 
Список использованной литературы.
1. Бочкарев. Л.Л. Психология музыкальной деятельности., М., 1997г
2. Богов Н.А. Сценическое волнение вокалиста на эстраде: причины и пути его преодоления. Автореферат выпускного кв. работы.,Саратов.2018г

3.Готсдинер. А.Л. Музыкальная психология., М.,1993г
4.Григорьев. В.Ю. Исполнитель и эстрада. М., 2006г
5. Цыпин. Г.М.  Музыкант и его работа. Проблемы  психологии творчества. М.,1988г
6. Рогов. Е. И. Настольная книга практического психолога. М.,1995г

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×