Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методические аспекты использования ментальных карт на занятиях русского языка в образовательных учреждениях среднего профессионального образования | Литвиненко Ирина Фёдоровна. Работа №352362

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается использование ментальных карт как современного инструмента визуализации информации и организации учебного материала на занятиях русского языка в системе среднего профессионального образования. Описаны методические аспекты их применения для повышения качества обучения, развития аналитического мышления, формирования языковой и коммуникативной компетенции. Приведены примеры практических приемов и заданий, включающих ментальные карты, а также выделены преимущества их использования для студентов среднего профессионального образования. 

Ключевые слова: ментальные карты, русский язык, среднее профессиональное образование, визуализация, методика обучения, интерактивные технологии. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Литвиненко Ирина Фёдоровна, преподаватель

ФГБОУ ВО "ПГТУ" Донецкая Народная Республика. г. Мариуполь

 

Аннотация. В статье рассматривается использование ментальных карт как современного инструмента визуализации информации и организации учебного материала на занятиях русского языка в системе среднего профессионального образования. Описаны методические аспекты их применения для повышения качества обучения, развития аналитического мышления, формирования языковой и коммуникативной компетенции. Приведены примеры практических приемов и заданий, включающих ментальные карты, а также выделены преимущества их использования для студентов среднего профессионального образования.

Ключевые слова: ментальные карты, русский язык, среднее профессиональное образование, визуализация, методика обучения, интерактивные технологии.

 

Современные образовательные технологии требуют от преподавателей использования интерактивных и визуальных методов обучения. В системе среднего профессионального образования, где акцент делается на развитие практических навыков и компетенций, эффективное усвоение материала становится особенно важным.

Ментальные карты, или карты ума, представляют собой графический способ представления информации, который помогает структурировать материал, развивать логическое и ассоциативное мышление. Они могут использоваться для объяснения теоретических тем, подготовки к экзаменам и рефлексии по результатам изученного материала.

Использование ментальных карт на занятиях русского языка преследует следующие цели:

- Систематизация и структурирование учебного материала;

- Развитие у студентов навыков критического и аналитического мышления;

- Повышение мотивации к изучению предмета за счет интерактивного подхода;

- Формирование навыков самостоятельной работы с информацией.

Задачи:

- Упрощение сложных тем через визуализацию;

- Развитие навыков связного изложения мыслей и построения логических связей;

- Повышение качества подготовки к контрольным и экзаменационным работам.

Рассмотрим методические аспекты применения ментальных карт.

При изучении сложных тем преподаватель может использовать ментальную карту как основу для лекции или интерактивного объяснения. Например, при изучении темы «Сложноподчиненные предложения» ментальная карта может включать:

- Центральное понятие (сложноподчиненные предложения);

- Основные элементы (главное и придаточное предложение);

- Типы придаточных предложений (определительные, изъяснительные и т. д.);

- Примеры и схемы.

Ментальные карты помогают в разборе текстов:

- Центральным элементом становится название текста или основная идея;

- Ответвлениями служат ключевые персонажи, события, идеи, авторские приемы.

Перед экзаменами студенты могут создавать ментальные карты для запоминания правил орфографии, пунктуации или основных литературных произведений. Это помогает структурировать информацию и легко восстанавливать её в памяти.

Группы студентов совместно создают ментальные карты для изучаемых тем. Это развивает навыки сотрудничества, а также позволяет объединять усилия для решения сложных задач.

В конце занятия студенты могут создавать ментальные карты, отражающие то, что они узнали. Например, по итогам темы «Жанры журналистики» карта может включать:

- Центральное понятие («Журналистика»);

- Основные жанры (новости, репортаж, интервью и т. д.);

- Ключевые особенности каждого жанра.

Выделим преимущества ментальных карт.

1. Визуализация сложных понятий. Карты позволяют наглядно представить взаимосвязи между элементами.

2. Удобство восприятия. Студенты легче запоминают информацию, когда она представлена в структурированном виде.

3. Развитие креативности. Создание карт требует от учащихся творческого подхода, что помогает улучшать их когнитивные способности.

4. Универсальность. Ментальные карты могут быть использованы для любой темы или вида работы.

5. Повышение мотивации. Интерактивный формат работы делает занятия более увлекательными.

Приведем практические примеры:

- Литература: При изучении романа «Преступление и наказание» студенты могут создавать ментальную карту, где центральным элементом будет сам роман, а ответвлениями — сюжетные линии, персонажи, ключевые идеи.

- Орфография: Ментальная карта по теме «Правописание приставок» может включать правила написания приставок, примеры слов, исключения.

- Пунктуация: Карта, посвященная расстановке запятых в сложноподчиненных предложениях, включает схемы и основные правила.

Инструменты для создания ментальных карт:

- Ручные: Бумага, маркеры, фломастеры;

- Цифровые: Программы и приложения (MindMeister, XMind, Canva, Coggle), которые позволяют создавать красочные карты ума.

Преподаватель играет ключевую роль в использовании ментальных карт:

1. Формирование навыков. Учитель обучает студентов создавать ментальные карты и использовать их для учебных целей.

2. Организация процесса. Преподаватель задает темы и цели для создания карт.

3. Мотивация. Учитель показывает примеры успешного применения ментальных карт для достижения образовательных результатов.

В заключение отметим, что использование ментальных карт на занятиях русского языка в системе среднего профессионального образования является эффективным инструментом, способствующим развитию аналитического мышления, систематизации знаний и повышению интереса к предмету. Этот метод помогает студентам легче усваивать сложные темы, а также развивать навыки самостоятельной и групповой работы. Преподавателям важно интегрировать ментальные карты в учебный процесс, создавая условия для творческой и увлекательной образовательной деятельности.

 

 

 

 

Список литературы

1. Голиш Л.В. Современные технологии обучения: содержание, проектирование и реализация. Экспериментальное методическое пособие из серии «Что нужно знать обучающему о современных технологиях обучения?». Ташкент, Институт развития ССПО, 2021. С. 13–15.

2. Зонова С.А., Лукачёва М.А. Методические аспекты использования ментальных карт в учебном процессе // E-Scio. 2020. №11 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-ispolzovaniya-mentalnyh-kart-v-uchebnom-protsesse

3. Куликова В.В. Ментальная карта как метод обучения // КНЖ. 2021. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mentalnaya-karta-kak-metod-obucheniya

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×