Название статьи:
«Методические аспекты использования средств ИКТ на уроке" | Фомченко Ольга Александровна. Работа №223829
Дата публикации:
31.10.2019
Автор:
Фомченко Ольга Александровна
Описание:
Автор: Фомченко Ольга Александровна
Методические аспекты использования средств ИКТ на уроке.
Итоговая работа по теме Методические аспекты использования средств ИКТ на уроке.
Аннотация – Урок математики Прием письменного умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд. разработан для учащихся 3 класса, содержит конспект урока и презент
Курс : Математика
Учебно-методическое обеспечение: Математика. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2-х ч./ М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2011.
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока: Познакомить учащихся с приёмом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать навыкиписьменного умноженияна однозначноечисло;
закреплять вычислительныенавыкитабличного и внетабличногоумножения; умениерешатьзадачи изученных видов.
Развивающие:
развиватьобщеучебныенавыки: самоконтроль, самооценку, умениеслушать; логическое мышление, внимание, творческие способности учащихся; санитарно-гигиеническиенавыки.
Воспитательные:
воспитывать культуру математической речи, чувство дружбы, коллективизма, бережное отношение к окружающей среде, повышать мотивацию к изучению математики.
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников об обитателях водоёмов.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные – составление алгоритма письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация (для корректного воспроизведения презентации, содержащей Flash-объекты (swf), необходима программа Adobe Flash Player),
числовые веера и сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный геометрический материал для парной работы, карточки для индивидуальной работы (Приложение 1), тест (Приложение 2), рыбки зелёного, голубого и красного цвета для рефлексии.
Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
ЦОР “Письмо цифр” (N 187655)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d50a53eb-cf3d-47c6-a649-9aafb0599212/ResFile.SWF
Используемые ресурсы из других общедоступных источников:
Флеш-игра “Внетабличное умножение в пределах сотни”
http://www.samouchka.com.ua/_matematika/3_klass/01/
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по морю Знаний. (Слайд 2)
- А на чём поплывём, вы скажете, отгадав загадку:
Волны носом рассекаю,Все дороги в море знаю,Из одной страны в другуюБез колёс людей везу я. (На корабле.)
- Вот и наш корабль. (Слайд 2, по щелчку появляется корабль, слышен шум моря)
- Для того чтобы плавание было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными, правильно выполнять задания, работать дружно.
- Перед вами карта нашего путешествия. (Слайд 3)
Мы побываем на острове Считай, смекай, на земле Задачи, в Геометряндии, а в проливе умножения вы сделаете для себя открытие.
Тут затеи и задачи,Игры, шутки, всё для вас. Пожелаю вам удачи.Что ж, ребята, в добрый час!
II. Минутка чистописания.
- Но сначала откроем свои бортовые журналы (тетради), запишем дату нашего путешествия. (11 мая)
- Какой праздник отмечала страна на этой неделе? (9 Мая - День Победы.)
(Слайд 4)
- Сколько лет прошло со Дня Победы 1945 года? (67 лет)
- Используя цифру 9, запишите самое большое трёхзначное число. (999)
Образец написания цифры 9 демонстрируется на слайде 5 (ЦОР “Письмо цифр”), при необходимости показ можно повторить.
- Дайте характеристику числа 999.
(Это число трёхзначное, нечётное, состоит из 9 сотен, 9 десятков, 9 единиц, соседи 998 и 1000.)
- Запишите число 999 в виде суммы разрядных слагаемых.
999 = 900 + 90 + 9
III. Устный счёт.
1. Дидактическая игра “Солнышко” (закрепление табличных случаев умножения). (Слайд 6)
- Но что мы видим? Тучи сгустились на небе, море штормит. Мы не можем в такую погоду отправиться в путь. Это очень опасно. Давайте поможем солнышку разогнать тучи.
- Прочитайте выражения по-разному, используя слова:
умножить;
1-й множитель, 2-й множитель, произведение;
увеличить в;
произведение.
Найдите их значение. Остальные ребята покажут сигналом, согласны с ответом (зелёный цвет) или нет (красный).
7 * 8 (Например, 7 умножить на 8, получится 56)
5 * 4 (1-й множитель - 5, 2-й множитель - 4, произведение – 20)
6 * 8 (6 увеличить в 8 раз, получится 48)
7 * 3 (произведение чисел 7 и 3 равно 21)
9 * 7 (9 умножить на 7, получится 63)
Примечание: на слайде 6 установлены триггеры. Учитель подводит указатель мыши к тучке, после правильного ответа ученика щёлкает по ней, тучка исчезает.
- Молодцы! С заданием справились! Солнышко ярко светит, море успокоилось. Можно отправляться в путь.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
- Наш корабль причалил к берегу страны Считай, смекай. (Слайд 7)
- Несколько наших моряков получат индивидуальное задание (Работа по карточкам. Приложение 1).
3. Тренажёр “Внетабличное умножение”.
- А с остальными отправимся исследовать остров. На нашем пути горы. Вам необходимо их преодолеть. Для этого надо найти значение выражения. Ответ показать числовым веером. (Слайд 8)
28 * 2 =
17 * 4 =
13 * 3 =
24 * 3 =
15 * 6 =
16 * 4 =
Проводится фронтальная работа с классом: все ученики показывают ответ числовым веером, а 1 ученик комментирует решение. Например, 28 - это 20 и 8, 20 умножить на 2, получится 40 (щелчок на числе 40), 8 умножить на 2, получится 16 (щелчок на числе 16), к 40 прибавить 16, получится 56 (щелчок на числе 56).
Тренажёр “Внетабличное умножение” содержит 8 вариантов заданий, на данном уроке используются 6 примеров 1 варианта.
4. Познавательные задачи. (Слайды 9, 10)
а) Рыба-меч живёт 6 лет, а дельфин – 26 лет. На сколько лет дольше живёт дельфин, чем рыба-меч?
26 – 6 = 20 (л.)
Сообщения учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников.
Меч-рыба- одна из самых больших и быстроходных рыб. Верхняя челюсть вытянута в мечевидный отросток. Длина тела до 4-4,5 м, весит до 500 килограммов. На хвосте у неё большой полулунный плавник, а тело голое, без чешуи. При плавании может развивать скорость до 130 км/ч.
Дельфин- это морское млекопитающее, относящееся к отряду китообразных. Они могут развивать скорость до 50 км/ч и выпрыгивать из воды на высоту до 5 м.Дельфиныживут в стаях. Между собой общаются с помощью свистящих звуков. Во время охоты они издают разнообразные высокочастотные звуки, которыми
оглушают рыбу, благодаря чему они легко ее ловят.Нередко мореходы видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность, чтобы те не захлебнулись.
б) Масса атлантического осетра 320 кг, а щуки в 8 раз меньше. Сколько килограммов весит щука?
320 : 8 = 40 (кг)
Сообщения учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников.
Атлантический осётр может достигать длины более 3м и массы свыше 300кг. Максимальный зарегистрированный возраст— 48 лет. Этот вид занесён в Красную книгу России, считается под угрозой полного исчезновения.
Щукимогут достигать 180 см в длину и 47 кг веса, хотя встречаются и более крупные экземпляры. Продолжительность жизни отдельных особей может доходить до 30-35 лет. Тело щуки имеет вытянутую форму и напоминает торпеду. Остроконечная голова и острые зубы, типичные для хищных рыб. При помощи зубов щука лишь удерживает добычу, не пережевывает её, а проглатывает целиком. Окрас щуки — серо-зелёный в крапинку.
5. Расшифруйте запись и вы узнаете, куда дальше поплывём. (Слайд 11)
10
750
90
0
50
80
90
600
80
60 : 6 —> У
700 + 50 —> М
20 * 4 —> Е
0 * 28 —> О
200 * 3 —> И
30 * 3 —> Н
400: 8 —> Ж
- Прочитайте ключевое слово. (Умножение). Держим путь к проливу Умножения.
Ученики, которые выполняли индивидуальную работу по карточкам, сдают свои работы.
IV. Изучение нового материала.
- Продолжим плавание. (Слайд 12) Наш корабль находится в проливе Умножения.
- Посмотрите в учебник на стр. 74, назовите тему урока. (Слайд 13)
(“Приёмы письменного умножения в пределах 1000”)
- Чему научитесь?
1. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Решите пример 34 2 с развёрнутой записью. (Ученик комментирует решение у доски.)
34 * 2=(30+4) * 2=30 * 2+4 * 2=60+8=68
- Каким свойством воспользовались? (Свойством умножения суммы на число или распределительным свойством умножения:
(a + b) * c = a * c + b * c )
- Объясните, как можно умножить трёхзначное число на однозначное? Например, 234 * 2. (Ученик комментирует решение у доски.)
234 * 2=(200+30+4) * 2=200 * 2+30 * 2+4 * 2=400+60+8=468
- Удобна ли такая запись?
- Как по-другому можно записать решение?
2. Приём письменного умножения в пределах 1000.
- Умножать двузначное число на однозначное письменным способом мы умеем.
- Объясните, как 34 умножить в столбик на 2? (Дети записывают решение и объясняют.)
- Давайте, пользуясь этим же принципом, попробуем выполнить умножение числа 234 на 2. Объяснение ученика (учитель вносит дополнения или исправления в ответ ученика, если это необходимо.)
3. Составление алгоритма письменного умножения трёхзначного числа на однозначное. (Слайд 14)
- Составьте алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное (обсуждение в парах).
1. Пишу...
2. Умножаю единицы...
3. Умножаю десятки...
4. Умножаю сотни...
5. Читаю ответ...
- Прочитайте слово, которое у вас получилось в результате рассуждения. (Открытие.)
- Что же вы открыли? (Алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное.)
- Какое математическое свойство помогло создать приём умножения числа в столбик? (Распределительное свойство умножения или умножение суммы на число.)
- Сделаем вывод. (Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное выполняется так же, как умножение двузначного числа на однозначное: сначала умножают единицы, потом десятки, добавляется умножение сотен.)
4. Закрепление № 1, с.74
1, 2 пример у доски с комментированием (123 * 3; 433 * 2), 3-5 самостоятельно с последующей проверкой.
Самопроверка. (Слайд 15)
V. Физминутка для глаз. (Слайд 16)
- Посмотрите, какая красивая рыбка плавает в море. Давайте понаблюдаем за её движением. (Дети выполняют упражнения для глаз)
VI. Проверка знаний учащихся. Тестирование. (Слайд 17)
- Отметьте знаком "плюс" если умножение выполнено верно, знаком "минус" - неверно. Для сильных учащихся (карточка с тестом отмечена красным кружком): рядом с неверно решённым примером написать правильное решение. (Приложение 2)
- Результаты выполненной работы проверим (Слайд 17, по щелчку) и самостоятельно оценим: “5” - все правильно отмечено, “4” - 1 ошибка, “3” - 2 ошибки.
- В пролив Умножения мы ещё вернёмся на следующих уроках, в наших новых путешествиях.
VII. Физкультминутка. (Слайд 18)
- Течением наш корабль занесло на остров Перемены, где мы немного отдохнём.
- Я буду показывать на слайде примеры, а вы числом движений дадите ответ. (Слайд 19)
Столько раз ногою топнем - 12 : 3, Столько раз руками хлопнем - 20 : 4, Мы присядем столько раз - 21 : 7, Мы наклонимся сейчас - 18 : 9, Мы подпрыгнем ровно столько - 12 : 2. Ай да счёт! Игра и только!
- Отдохнули и снова в путь!
VIII. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задачи (составная задача на нахождение третьего слагаемого).
- Подплываем к земле Задачи. (Слайд 20)
- Прочитайте задачу. (Слайд 21)
На острове было 150 животных, из них 45 слонов, 65 попугаев, а остальные обезьяны. Сколько обезьян было на острове?
- О ком говорится в задаче?
- Какие слова возьмёте для краткой записи? (Слайд 22)
Слонов - 45 Попугаев - 65 Обезьян - ?
150 жив.
- Что известно в задаче?
- Что нужно узнать?
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Значит, задача простая или составная?
- Работать будете в группах (6 групп по 4-5 человек). Каждая группа представляет собой экипаж. Запишите решение задачи по действиям и выражением.
- Проверка.
Работы групп по команде учителя вывешиваются на доску. 1 ученик (капитан) объясняет решение задачи. Т.к. возможны разные способы решения данной задачи, то группа, которая решила задачу другим способом, объясняет своё решение. Сравниваются результаты.
- Самостоятельно запишите решение задачи в тетрадях двумя способами выражением.
Проверка: (Слайд 22)
I способ. 150 – (45 + 65)=40 (об.)
II способ. 150 – 45 – 65= 40 (об.)
Ответ: 40 обезьян было на острове.
2. Геометрический материал.
- Мы у берегов острова Геометряндия. (Слайд 23) На этом острове живут различные геометрические фигуры. А вот о какой из них пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку.
Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой.Все четыре стороныОдинаковой длиныВам его представить рад, Как зовут его? (Квадрат)
Практическая работа в парах.
- Составьте квадрат из геометрических фигур. Измерьте длину стороны квадрата, найдите его периметр и площадь.
( I ряд составляет квадраты красного цвета, длина стороны 5 см, II ряд – синего, длина стороны 6 см, III ряд – зелёного, длина стороны 7 см.)
Проверка: (Слайд 24)
- Как находили периметр квадрата? (Р = а * 4, где а – длина стороны квадрата)
- Чему равны периметры составленных вами квадратов? Покажите числовым веером. (I ряд - 20 см, II ряд -24 см, III ряд - 28 см)
- Как находили площадь квадрата? (S = a * a)
- Чему равны площади составленных квадратов? Покажите числовым веером.
(I ряд - 25 см2, II ряд -36 см2, III ряд - 28 см2)
- Что можно нарисовать, взяв за основу квадрат? Подумайте и нарисуйте дома.
IX. Итог урока. Рефлексия.
- Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться домой. Благодаря дружной и слаженной работе нашей корабельной команды, мы снова на родной земле. (Слайд 25)
- Что нового вы узнали, путешествуя по морю Знаний?
- Что больше всего запомнилось, понравилось?
Оцените свою работу на уроке: (Слайд 26)
Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поняли новую тему урока, поднимитерыбку зелёного цвета.
Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, поднимитерыбку голубого цвета.
Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, поднимитерыбку красного цвета.
X. Домашнее задание.
С. 74, задача № 3, № 2.
Задание по выбору:
Придумать познавательную задачу для устного счёта на морскую тему.
Творческое задание (нарисовать рисунки, взяв за основу квадрат).
Литература.
Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
Моро М.И., Вапняр Н.Ф. Карточки с математическими заданиями и играми для 3 класса четырёхлет. нач. шк.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1993.
Ракитина М.Г. Математика. Дидактические материалы. 3 класс. – М.: Айрис-пресс, 2002.
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 2500 задач по математике, 1-3 класс: /Пособие для начальной школы. - Киров: ГИППВ, 2005
Скачать работу
Аннотация – Урок математики Прием письменного умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд. разработан для учащихся 3 класса, содержит конспект урока и презент
Курс : Математика
Учебно-методическое обеспечение: Математика. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2-х ч./ М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2011.
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока: Познакомить учащихся с приёмом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать навыкиписьменного умноженияна однозначноечисло;
закреплять вычислительныенавыкитабличного и внетабличногоумножения; умениерешатьзадачи изученных видов.
Развивающие:
развиватьобщеучебныенавыки: самоконтроль, самооценку, умениеслушать; логическое мышление, внимание, творческие способности учащихся; санитарно-гигиеническиенавыки.
Воспитательные:
воспитывать культуру математической речи, чувство дружбы, коллективизма, бережное отношение к окружающей среде, повышать мотивацию к изучению математики.
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников об обитателях водоёмов.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные – составление алгоритма письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация (для корректного воспроизведения презентации, содержащей Flash-объекты (swf), необходима программа Adobe Flash Player),
числовые веера и сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный геометрический материал для парной работы, карточки для индивидуальной работы (Приложение 1), тест (Приложение 2), рыбки зелёного, голубого и красного цвета для рефлексии.
Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
ЦОР “Письмо цифр” (N 187655)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d50a53eb-cf3d-47c6-a649-9aafb0599212/ResFile.SWF
Используемые ресурсы из других общедоступных источников:
Флеш-игра “Внетабличное умножение в пределах сотни”
http://www.samouchka.com.ua/_matematika/3_klass/01/
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по морю Знаний. (Слайд 2)
- А на чём поплывём, вы скажете, отгадав загадку:
Волны носом рассекаю,Все дороги в море знаю,Из одной страны в другуюБез колёс людей везу я. (На корабле.)
- Вот и наш корабль. (Слайд 2, по щелчку появляется корабль, слышен шум моря)
- Для того чтобы плавание было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными, правильно выполнять задания, работать дружно.
- Перед вами карта нашего путешествия. (Слайд 3)
Мы побываем на острове Считай, смекай, на земле Задачи, в Геометряндии, а в проливе умножения вы сделаете для себя открытие.
Тут затеи и задачи,Игры, шутки, всё для вас. Пожелаю вам удачи.Что ж, ребята, в добрый час!
II. Минутка чистописания.
- Но сначала откроем свои бортовые журналы (тетради), запишем дату нашего путешествия. (11 мая)
- Какой праздник отмечала страна на этой неделе? (9 Мая - День Победы.)
(Слайд 4)
- Сколько лет прошло со Дня Победы 1945 года? (67 лет)
- Используя цифру 9, запишите самое большое трёхзначное число. (999)
Образец написания цифры 9 демонстрируется на слайде 5 (ЦОР “Письмо цифр”), при необходимости показ можно повторить.
- Дайте характеристику числа 999.
(Это число трёхзначное, нечётное, состоит из 9 сотен, 9 десятков, 9 единиц, соседи 998 и 1000.)
- Запишите число 999 в виде суммы разрядных слагаемых.
999 = 900 + 90 + 9
III. Устный счёт.
1. Дидактическая игра “Солнышко” (закрепление табличных случаев умножения). (Слайд 6)
- Но что мы видим? Тучи сгустились на небе, море штормит. Мы не можем в такую погоду отправиться в путь. Это очень опасно. Давайте поможем солнышку разогнать тучи.
- Прочитайте выражения по-разному, используя слова:
умножить;
1-й множитель, 2-й множитель, произведение;
увеличить в;
произведение.
Найдите их значение. Остальные ребята покажут сигналом, согласны с ответом (зелёный цвет) или нет (красный).
7 * 8 (Например, 7 умножить на 8, получится 56)
5 * 4 (1-й множитель - 5, 2-й множитель - 4, произведение – 20)
6 * 8 (6 увеличить в 8 раз, получится 48)
7 * 3 (произведение чисел 7 и 3 равно 21)
9 * 7 (9 умножить на 7, получится 63)
Примечание: на слайде 6 установлены триггеры. Учитель подводит указатель мыши к тучке, после правильного ответа ученика щёлкает по ней, тучка исчезает.
- Молодцы! С заданием справились! Солнышко ярко светит, море успокоилось. Можно отправляться в путь.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
- Наш корабль причалил к берегу страны Считай, смекай. (Слайд 7)
- Несколько наших моряков получат индивидуальное задание (Работа по карточкам. Приложение 1).
3. Тренажёр “Внетабличное умножение”.
- А с остальными отправимся исследовать остров. На нашем пути горы. Вам необходимо их преодолеть. Для этого надо найти значение выражения. Ответ показать числовым веером. (Слайд 8)
28 * 2 =
17 * 4 =
13 * 3 =
24 * 3 =
15 * 6 =
16 * 4 =
Проводится фронтальная работа с классом: все ученики показывают ответ числовым веером, а 1 ученик комментирует решение. Например, 28 - это 20 и 8, 20 умножить на 2, получится 40 (щелчок на числе 40), 8 умножить на 2, получится 16 (щелчок на числе 16), к 40 прибавить 16, получится 56 (щелчок на числе 56).
Тренажёр “Внетабличное умножение” содержит 8 вариантов заданий, на данном уроке используются 6 примеров 1 варианта.
4. Познавательные задачи. (Слайды 9, 10)
а) Рыба-меч живёт 6 лет, а дельфин – 26 лет. На сколько лет дольше живёт дельфин, чем рыба-меч?
26 – 6 = 20 (л.)
Сообщения учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников.
Меч-рыба- одна из самых больших и быстроходных рыб. Верхняя челюсть вытянута в мечевидный отросток. Длина тела до 4-4,5 м, весит до 500 килограммов. На хвосте у неё большой полулунный плавник, а тело голое, без чешуи. При плавании может развивать скорость до 130 км/ч.
Дельфин- это морское млекопитающее, относящееся к отряду китообразных. Они могут развивать скорость до 50 км/ч и выпрыгивать из воды на высоту до 5 м.Дельфиныживут в стаях. Между собой общаются с помощью свистящих звуков. Во время охоты они издают разнообразные высокочастотные звуки, которыми
оглушают рыбу, благодаря чему они легко ее ловят.Нередко мореходы видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность, чтобы те не захлебнулись.
б) Масса атлантического осетра 320 кг, а щуки в 8 раз меньше. Сколько килограммов весит щука?
320 : 8 = 40 (кг)
Сообщения учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников.
Атлантический осётр может достигать длины более 3м и массы свыше 300кг. Максимальный зарегистрированный возраст— 48 лет. Этот вид занесён в Красную книгу России, считается под угрозой полного исчезновения.
Щукимогут достигать 180 см в длину и 47 кг веса, хотя встречаются и более крупные экземпляры. Продолжительность жизни отдельных особей может доходить до 30-35 лет. Тело щуки имеет вытянутую форму и напоминает торпеду. Остроконечная голова и острые зубы, типичные для хищных рыб. При помощи зубов щука лишь удерживает добычу, не пережевывает её, а проглатывает целиком. Окрас щуки — серо-зелёный в крапинку.
5. Расшифруйте запись и вы узнаете, куда дальше поплывём. (Слайд 11)
10
750
90
0
50
80
90
600
80
60 : 6 —> У
700 + 50 —> М
20 * 4 —> Е
0 * 28 —> О
200 * 3 —> И
30 * 3 —> Н
400: 8 —> Ж
- Прочитайте ключевое слово. (Умножение). Держим путь к проливу Умножения.
Ученики, которые выполняли индивидуальную работу по карточкам, сдают свои работы.
IV. Изучение нового материала.
- Продолжим плавание. (Слайд 12) Наш корабль находится в проливе Умножения.
- Посмотрите в учебник на стр. 74, назовите тему урока. (Слайд 13)
(“Приёмы письменного умножения в пределах 1000”)
- Чему научитесь?
1. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Решите пример 34 2 с развёрнутой записью. (Ученик комментирует решение у доски.)
34 * 2=(30+4) * 2=30 * 2+4 * 2=60+8=68
- Каким свойством воспользовались? (Свойством умножения суммы на число или распределительным свойством умножения:
(a + b) * c = a * c + b * c )
- Объясните, как можно умножить трёхзначное число на однозначное? Например, 234 * 2. (Ученик комментирует решение у доски.)
234 * 2=(200+30+4) * 2=200 * 2+30 * 2+4 * 2=400+60+8=468
- Удобна ли такая запись?
- Как по-другому можно записать решение?
2. Приём письменного умножения в пределах 1000.
- Умножать двузначное число на однозначное письменным способом мы умеем.
- Объясните, как 34 умножить в столбик на 2? (Дети записывают решение и объясняют.)
- Давайте, пользуясь этим же принципом, попробуем выполнить умножение числа 234 на 2. Объяснение ученика (учитель вносит дополнения или исправления в ответ ученика, если это необходимо.)
3. Составление алгоритма письменного умножения трёхзначного числа на однозначное. (Слайд 14)
- Составьте алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное (обсуждение в парах).
1. Пишу...
2. Умножаю единицы...
3. Умножаю десятки...
4. Умножаю сотни...
5. Читаю ответ...
- Прочитайте слово, которое у вас получилось в результате рассуждения. (Открытие.)
- Что же вы открыли? (Алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное.)
- Какое математическое свойство помогло создать приём умножения числа в столбик? (Распределительное свойство умножения или умножение суммы на число.)
- Сделаем вывод. (Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное выполняется так же, как умножение двузначного числа на однозначное: сначала умножают единицы, потом десятки, добавляется умножение сотен.)
4. Закрепление № 1, с.74
1, 2 пример у доски с комментированием (123 * 3; 433 * 2), 3-5 самостоятельно с последующей проверкой.
Самопроверка. (Слайд 15)
V. Физминутка для глаз. (Слайд 16)
- Посмотрите, какая красивая рыбка плавает в море. Давайте понаблюдаем за её движением. (Дети выполняют упражнения для глаз)
VI. Проверка знаний учащихся. Тестирование. (Слайд 17)
- Отметьте знаком "плюс" если умножение выполнено верно, знаком "минус" - неверно. Для сильных учащихся (карточка с тестом отмечена красным кружком): рядом с неверно решённым примером написать правильное решение. (Приложение 2)
- Результаты выполненной работы проверим (Слайд 17, по щелчку) и самостоятельно оценим: “5” - все правильно отмечено, “4” - 1 ошибка, “3” - 2 ошибки.
- В пролив Умножения мы ещё вернёмся на следующих уроках, в наших новых путешествиях.
VII. Физкультминутка. (Слайд 18)
- Течением наш корабль занесло на остров Перемены, где мы немного отдохнём.
- Я буду показывать на слайде примеры, а вы числом движений дадите ответ. (Слайд 19)
Столько раз ногою топнем - 12 : 3, Столько раз руками хлопнем - 20 : 4, Мы присядем столько раз - 21 : 7, Мы наклонимся сейчас - 18 : 9, Мы подпрыгнем ровно столько - 12 : 2. Ай да счёт! Игра и только!
- Отдохнули и снова в путь!
VIII. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задачи (составная задача на нахождение третьего слагаемого).
- Подплываем к земле Задачи. (Слайд 20)
- Прочитайте задачу. (Слайд 21)
На острове было 150 животных, из них 45 слонов, 65 попугаев, а остальные обезьяны. Сколько обезьян было на острове?
- О ком говорится в задаче?
- Какие слова возьмёте для краткой записи? (Слайд 22)
Слонов - 45 Попугаев - 65 Обезьян - ?
150 жив.
- Что известно в задаче?
- Что нужно узнать?
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Значит, задача простая или составная?
- Работать будете в группах (6 групп по 4-5 человек). Каждая группа представляет собой экипаж. Запишите решение задачи по действиям и выражением.
- Проверка.
Работы групп по команде учителя вывешиваются на доску. 1 ученик (капитан) объясняет решение задачи. Т.к. возможны разные способы решения данной задачи, то группа, которая решила задачу другим способом, объясняет своё решение. Сравниваются результаты.
- Самостоятельно запишите решение задачи в тетрадях двумя способами выражением.
Проверка: (Слайд 22)
I способ. 150 – (45 + 65)=40 (об.)
II способ. 150 – 45 – 65= 40 (об.)
Ответ: 40 обезьян было на острове.
2. Геометрический материал.
- Мы у берегов острова Геометряндия. (Слайд 23) На этом острове живут различные геометрические фигуры. А вот о какой из них пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку.
Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой.Все четыре стороныОдинаковой длиныВам его представить рад, Как зовут его? (Квадрат)
Практическая работа в парах.
- Составьте квадрат из геометрических фигур. Измерьте длину стороны квадрата, найдите его периметр и площадь.
( I ряд составляет квадраты красного цвета, длина стороны 5 см, II ряд – синего, длина стороны 6 см, III ряд – зелёного, длина стороны 7 см.)
Проверка: (Слайд 24)
- Как находили периметр квадрата? (Р = а * 4, где а – длина стороны квадрата)
- Чему равны периметры составленных вами квадратов? Покажите числовым веером. (I ряд - 20 см, II ряд -24 см, III ряд - 28 см)
- Как находили площадь квадрата? (S = a * a)
- Чему равны площади составленных квадратов? Покажите числовым веером.
(I ряд - 25 см2, II ряд -36 см2, III ряд - 28 см2)
- Что можно нарисовать, взяв за основу квадрат? Подумайте и нарисуйте дома.
IX. Итог урока. Рефлексия.
- Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться домой. Благодаря дружной и слаженной работе нашей корабельной команды, мы снова на родной земле. (Слайд 25)
- Что нового вы узнали, путешествуя по морю Знаний?
- Что больше всего запомнилось, понравилось?
Оцените свою работу на уроке: (Слайд 26)
Если вы полностью довольны уроком, считаете, что выложились и отлично поняли новую тему урока, поднимитерыбку зелёного цвета.
Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать и активнее, поднимитерыбку голубого цвета.
Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, поднимитерыбку красного цвета.
X. Домашнее задание.
С. 74, задача № 3, № 2.
Задание по выбору:
Придумать познавательную задачу для устного счёта на морскую тему.
Творческое задание (нарисовать рисунки, взяв за основу квадрат).
Литература.
Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
Моро М.И., Вапняр Н.Ф. Карточки с математическими заданиями и играми для 3 класса четырёхлет. нач. шк.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1993.
Ракитина М.Г. Математика. Дидактические материалы. 3 класс. – М.: Айрис-пресс, 2002.
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 2500 задач по математике, 1-3 класс: /Пособие для начальной школы. - Киров: ГИППВ, 2005