«МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» | Лопарева Татьяна Валерьевна. Работа №349482
«МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В
СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Аннотация:
Статья актуальна для преподавателей гуманитарных дисциплин.
Цель работы: рассмотреть значимость, аспекты и проблемы преподавания истории в системе СПО.
Методы исследования - эмпирического уровня (наблюдение, собеседование) и экспериментально-теоретического уровня (анализ).
В итоге - автор утверждает, что достижение предметных, личностных и метапрдеметных результатов освоения дисциплины зависит от выбора методики преподавания и создания благоприятной образовательной среды.
Ключевые слова:
Методика изучения, знания, саморазвитие, личностный смысл.
История – наука социальная и результаты, которые вырабатывают социальные науки, определяют очень многое: ориентацию на поиск продуктивных смыслов жизни, успешность карьеры, включение в социум, способность к социальной мобильности, эффективное решение проблемы в процессе взаимодействия с обществом, формирование правильной гражданской позиции и исторической памяти. На фоне современных культурных и геополитических процессов в мире, исторические знания чрезвычайно важны.
Они помогают понять протекающие в современном социуме процессы, сформировать мировоззренческую систему, показывают необходимость самостоятельно и критически мыслить, прогнозировать будущее.
Именно на 1курсе, в процессе адаптации к условиям образовательной среды, у студентов закладываются основы изучения гуманитарных наук, и в частности, истории.
На смену стандартной системе обучения, включающей привычные этапы занятия, приходит новая - практико-ориентированная, требующая от студентов большей самостоятельности. Результаты деятельности студентов предметные, метапредметные и личностные ориентированы на умение, владение, готовность, сформированность - то есть речь идет не только о знаниевой стороне, но и о саморазвитии, самовоспитании, толерантности и многих других качествах и процессах.
Как показывает практика, большинство первокурсников испытывают потребность в помощи со стороны педагога, так как обнаруживается ряд проблем.
Вот лишь некоторые из них:
- неумение работать с информацией, обобщать её, видеть главное;
- неумение составлять связный текст, писать эссе и т.д.;
- отсутствие компьютерной грамотности, то есть прочных навыков работы с
текстовыми редакторами;
- отсутствие самодисциплины и самовоспитания.
Большое количество практико-ориентированных заданий, продиктованных требованиями ФГОС и примерной программы, заставляют педагога задуматься о выборе методики преподавания, позволяющей максимально эффективно проводить каждое занятие, формировать интерес к изучаемому, обеспечивать позитивную мотивацию и активизировать познавательную деятельность студентов. Студент на таких занятиях может реализовать себя сразу в нескольких ролях: участник, наблюдатель, исследователь, организатор, творец. Самое сложное и интересное в методике преподавания истории заключается в том, чтобы каждое занятие имело для студентов личностный смысл и способствовало самопознанию. Среди многообразия методов и подходов в выполнении практических работ, с учётом групповой и индивидуальной деятельности студентов, активно использую следующие:
1. Анализ исторического документа: широко используются различные типы документов (указы, манифесты, соглашения, письма, статьи и многое другое) с обязательным пунктом - сравнение с аналогичными источниками другого периода и актуализацией источника.
2. Составление сравнительных таблиц: позволяет студенту чётко представить особенности изучаемого материала и зрительно представить информацию. Например, сравнение двух типов культур - Востока и Античности.
3. Анализ видеоматериала: позволяет погрузиться в атмосферу исторической эпохи, придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер;
4. Межпредметные связи: с литературой, обществознанием, правом, экономикой и т.д. К примеру, составить представление о жизни России в 19 веке невозможно без русской поэзии и прозы "золотого века", а представление о древнем Риме будет неполным без упоминания о "Законах 12 таблиц";
5. Интерактивный прием ПОПС-технология (П-позиция, О-обоснование позиции, П-пример, С-следствие, вывод): учит лаконичности и развивает навыки логического мышления, незаменим при проведении дискуссии. Например, студент может доказать и актуализировать знания исторического события, начав объяснять свою позицию словами: "Я считаю, что праздник 4 ноября учрежден потому что.....". Такой прием можно использовать на уроках географии, обществознания, математики и многих других дисциплин.
6. Работа с биографиями исторических деятелей, героев Отечества: позволяет персонифицировать исторический процесс, деятельность личностей в истории необходимо оценивать сквозь призму времени, с учетом морального выбора, продиктованного обстоятельствами или чертами характера.
7. Составление ассоциативных кластеров (элемент стратегии понимания): данный прием отлично работает на разных этапах освоения материала. Позволяет повысить интерес к теме, развить умение работать с понятиями, коммуникативные навыки.
8. Проектная работа: самый интересный, углубленный вид работы, требующий от студента максимального погружения в тему, осознания значимости собственного исследования.
Эффективность используемых приемов и методов зависит от многих факторов: от восприятия личности педагога до переживания студентом трудностей и достижений, поиска личностного смысла в изучаемом, внутренней и внешней мотивации, создания благоприятной психологической обстановки. Успешная реализация методик и подходов приводят устойчивой динамике личностного, ценностно-смыслового отношения студентов к гуманитарному знанию.
Методика преподавания истории в современном ссузе требует от преподавателя профессионально-педагогического мировоззрения, использования и сочетания элементов различных педагогических технологий, а главное - стремления подготовить студентов к самостоятельной жизни в современном мире, предоставить ребятам возможности для культурной и социально-исторической идентификации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В
СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация:
Статья актуальна для преподавателей гуманитарных дисциплин.
Цель работы: рассмотреть значимость, аспекты и проблемы преподавания истории в системе СПО.
Методы исследования - эмпирического уровня (наблюдение, собеседование) и экспериментально-теоретического уровня (анализ).
В итоге - автор утверждает, что достижение предметных, личностных и метапрдеметных результатов освоения дисциплины зависит от выбора методики преподавания и создания благоприятной образовательной среды.
Ключевые слова:
Методика изучения, знания, саморазвитие, личностный смысл.
История – наука социальная и результаты, которые вырабатывают социальные науки, определяют очень многое: ориентацию на поиск продуктивных смыслов жизни, успешность карьеры, включение в социум, способность к социальной мобильности, эффективное решение проблемы в процессе взаимодействия с обществом, формирование правильной гражданской позиции и исторической памяти. На фоне современных культурных и геополитических процессов в мире, исторические знания чрезвычайно важны.
Они помогают понять протекающие в современном социуме процессы, сформировать мировоззренческую систему, показывают необходимость самостоятельно и критически мыслить, прогнозировать будущее.
Именно на 1курсе, в процессе адаптации к условиям образовательной среды, у студентов закладываются основы изучения гуманитарных наук, и в частности, истории.
На смену стандартной системе обучения, включающей привычные этапы занятия, приходит новая - практико-ориентированная, требующая от студентов большей самостоятельности. Результаты деятельности студентов предметные, метапредметные и личностные ориентированы на умение, владение, готовность, сформированность - то есть речь идет не только о знаниевой стороне, но и о саморазвитии, самовоспитании, толерантности и многих других качествах и процессах.
Как показывает практика, большинство первокурсников испытывают потребность в помощи со стороны педагога, так как обнаруживается ряд проблем.
Вот лишь некоторые из них:
- неумение работать с информацией, обобщать её, видеть главное;
- неумение составлять связный текст, писать эссе и т.д.;
- отсутствие компьютерной грамотности, то есть прочных навыков работы с
текстовыми редакторами;
- отсутствие самодисциплины и самовоспитания.
Большое количество практико-ориентированных заданий, продиктованных требованиями ФГОС и примерной программы, заставляют педагога задуматься о выборе методики преподавания, позволяющей максимально эффективно проводить каждое занятие, формировать интерес к изучаемому, обеспечивать позитивную мотивацию и активизировать познавательную деятельность студентов. Студент на таких занятиях может реализовать себя сразу в нескольких ролях: участник, наблюдатель, исследователь, организатор, творец. Самое сложное и интересное в методике преподавания истории заключается в том, чтобы каждое занятие имело для студентов личностный смысл и способствовало самопознанию. Среди многообразия методов и подходов в выполнении практических работ, с учётом групповой и индивидуальной деятельности студентов, активно использую следующие:
1. Анализ исторического документа: широко используются различные типы документов (указы, манифесты, соглашения, письма, статьи и многое другое) с обязательным пунктом - сравнение с аналогичными источниками другого периода и актуализацией источника.
2. Составление сравнительных таблиц: позволяет студенту чётко представить особенности изучаемого материала и зрительно представить информацию. Например, сравнение двух типов культур - Востока и Античности.
3. Анализ видеоматериала: позволяет погрузиться в атмосферу исторической эпохи, придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер;
4. Межпредметные связи: с литературой, обществознанием, правом, экономикой и т.д. К примеру, составить представление о жизни России в 19 веке невозможно без русской поэзии и прозы "золотого века", а представление о древнем Риме будет неполным без упоминания о "Законах 12 таблиц";
5. Интерактивный прием ПОПС-технология (П-позиция, О-обоснование позиции, П-пример, С-следствие, вывод): учит лаконичности и развивает навыки логического мышления, незаменим при проведении дискуссии. Например, студент может доказать и актуализировать знания исторического события, начав объяснять свою позицию словами: "Я считаю, что праздник 4 ноября учрежден потому что.....". Такой прием можно использовать на уроках географии, обществознания, математики и многих других дисциплин.
6. Работа с биографиями исторических деятелей, героев Отечества: позволяет персонифицировать исторический процесс, деятельность личностей в истории необходимо оценивать сквозь призму времени, с учетом морального выбора, продиктованного обстоятельствами или чертами характера.
7. Составление ассоциативных кластеров (элемент стратегии понимания): данный прием отлично работает на разных этапах освоения материала. Позволяет повысить интерес к теме, развить умение работать с понятиями, коммуникативные навыки.
8. Проектная работа: самый интересный, углубленный вид работы, требующий от студента максимального погружения в тему, осознания значимости собственного исследования.
Эффективность используемых приемов и методов зависит от многих факторов: от восприятия личности педагога до переживания студентом трудностей и достижений, поиска личностного смысла в изучаемом, внутренней и внешней мотивации, создания благоприятной психологической обстановки. Успешная реализация методик и подходов приводят устойчивой динамике личностного, ценностно-смыслового отношения студентов к гуманитарному знанию.
Методика преподавания истории в современном ссузе требует от преподавателя профессионально-педагогического мировоззрения, использования и сочетания элементов различных педагогических технологий, а главное - стремления подготовить студентов к самостоятельной жизни в современном мире, предоставить ребятам возможности для культурной и социально-исторической идентификации.