«Методические основы изодеятельности: лепка, аппликация, рисование» | Мой кабинет. Работа №344607
«Методические основы изодеятельности: лепка, аппликация, рисование»
Педагог-организатор Круглова С.В.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей с ограниченными возможностями здоровья определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. Основная задача изобразительной деятельности: формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. Изобразительная деятельность- это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы: наглядные; словесные; практические. Это традиционная классификация. В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения: информативно - рецептивный; репродуктивный; исследовательский; эвристический; метод проблемного изложения материала.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
рассматривание; наблюдение; экскурсия; образец педагога; показ педагога.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении с детьми с ограниченными возможностями.
Процесс занятия делится на 3 части (время зависит от возраста ребёнка)
1.Вводная часть
Методические приемы: создание атмосферы эмоционально-эстетического восприятия предмета или явления, предложенного для изображения; качественный анализ предмета; показ изобразительных приемов; повторный показ.
2.Основная часть
Самостоятельная и индивидуальная работа детей
3. Заключительная часть
Скульптуру в мягком материале называют лепкой
Задачи обучения лепке:
содействовать формированию у детей интереса к лепке; знакомить их со свойствами материала;
учить правильно пользоваться пластилином ;
помочь овладеть техническими приемами: от общего куска отрывать небольшие куски, раскатывать, соединять;
научить создавать простейшие формы (цилиндры, палочки, диски, шары), на основе чего дети смогут воспроизводить более сложные предметы (самолеты, баранки, пирамидки). Сам процесс лепки вызывает у детей радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек пластилина расплющивается, скатывается в шарик, столбик и т. д.
Аппликация (от лат. appllcatio -- накладывать, прикладывать) -- один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.
Основные задачи обучения аппликации, следующие: различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания; знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм; развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа -- на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге; составлять изображение предмета из отдельных частей; располагать предметы в сюжетной аппликации. Усвоение основных приемов вырезывания: а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; в) вырезывание несимметричных форм -- силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру; д) создание формы путем обрывания (ощипывания) кусочков бумаги. Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Общими задачами обучения рисованию являются следующие: научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением; научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным; передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.
В настоящее время в практике работы дошкольных образовательных
учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации
изобразительной деятельности. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности,
способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей,
создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.
Изобразительная деятельность играет очень важную роль в
работе с детьми-логопатами, так как в процессе изо-деятельности происходит
развитие мелкой моторики, которая напрямую влияет на развитие речи детей
«Методические основы изодеятельности: лепка, аппликация, рисование»
Педагог-организатор Круглова С.В.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей с ограниченными возможностями здоровья определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. Основная задача изобразительной деятельности:
формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Изобразительная деятельность- это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы: наглядные; словесные; практические. Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения: информативно - рецептивный; репродуктивный; исследовательский; эвристический; метод проблемного изложения материала.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
рассматривание; наблюдение; экскурсия; образец педагога; показ педагога.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении с детьми с ограниченными возможностями.
Процесс занятия делится на 3 части (время зависит от возраста ребёнка)
1.Вводная часть
Методические приемы: создание атмосферы эмоционально-эстетического восприятия предмета или явления, предложенного для изображения; качественный анализ предмета; показ изобразительных приемов; повторный показ.
2.Основная часть
Самостоятельная и индивидуальная работа детей
3. Заключительная часть
Скульптуру в мягком материале называют лепкой
Задачи обучения лепке:
содействовать формированию у детей интереса к лепке; знакомить их со свойствами материала;
учить правильно пользоваться пластилином ;
помочь овладеть техническими приемами: от общего куска отрывать небольшие куски, раскатывать, соединять;
научить создавать простейшие формы (цилиндры, палочки, диски, шары), на основе чего дети смогут воспроизводить более сложные предметы (самолеты, баранки, пирамидки). Сам процесс лепки вызывает у детей радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек пластилина расплющивается, скатывается в шарик, столбик и т. д.
Аппликация (от лат. appllcatio -- накладывать, прикладывать) -- один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.
Основные задачи обучения аппликации, следующие: различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания; знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм; развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа -- на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге; составлять изображение предмета из отдельных частей; располагать предметы в сюжетной аппликации. Усвоение основных приемов вырезывания: а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; в) вырезывание несимметричных форм -- силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру; д) создание формы путем обрывания (ощипывания) кусочков бумаги. Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Общими задачами обучения рисованию являются следующие: научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением; научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным; передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.
В настоящее время в практике работы дошкольных образовательных
учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации
изобразительной деятельности. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности,
способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей,
создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.
Изобразительная деятельность играет очень важную роль в
работе с детьми-логопатами, так как в процессе изо-деятельности происходит
развитие мелкой моторики, которая напрямую влияет на развитие речи детей