Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Методические основы изодеятельности: лепка, аппликация, рисование» | Мой кабинет. Работа №344607

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

«Методические основы изодеятельности: лепка, аппликация, рисование»

 

 

 

 

Педагог-организатор     Круглова С.В.

 

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей с ограниченными возможностями здоровья определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. Основная задача изобразительной деятельности: формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. Изобразительная деятельность- это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

  В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы: наглядные; словесные; практические. Это традиционная классификация. В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения: информативно - рецептивный; репродуктивный; исследовательский; эвристический; метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

рассматривание; наблюдение; экскурсия; образец педагога; показ педагога.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении с детьми с ограниченными возможностями.

Процесс занятия делится на 3 части (время зависит от возраста ребёнка)

1.Вводная часть

Методические приемы: создание атмосферы эмоционально-эстетического восприятия предмета или явления, предложенного для изображения; качественный анализ предмета; показ изобразительных приемов; повторный показ.

 2.Основная часть

Самостоятельная и индивидуальная работа детей

3. Заключительная часть

Скульптуру в мягком материале называют лепкой

Задачи обучения лепке: 

содействовать формированию у детей интереса к лепке; знакомить их со свойствами материала;

учить правильно пользоваться пластилином ;

помочь овладеть техническими приемами: от общего куска отрывать небольшие куски, раскатывать, соединять;

научить создавать простейшие формы (цилиндры, палочки, диски, шары), на основе чего дети смогут воспроизводить более сложные предметы (самолеты, баранки, пирамидки). Сам процесс лепки вызывает у детей радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек  пластилина расплющивается, скатывается в шарик, столбик и т. д.

 

 

Аппликация (от лат. appllcatio -- накладывать, прикладывать) -- один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.

Основные задачи обучения аппликации, следующие: различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания; знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм; развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа -- на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге; составлять изображение предмета из отдельных частей; располагать предметы в сюжетной аппликации. Усвоение основных приемов вырезывания: а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; в) вырезывание несимметричных форм -- силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру; д) создание формы путем обрывания (ощипывания) кусочков бумаги. Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Общими задачами обучения рисованию являются следующие: научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением; научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным; передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Работа с природным  и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

В настоящее время в практике работы дошкольных образовательных

учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации

изобразительной деятельности. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности,

способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей,

создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.  

Изобразительная деятельность играет очень важную роль в

работе с детьми-логопатами, так как в процессе изо-деятельности происходит

развитие мелкой моторики, которая напрямую влияет на развитие речи детей

  

«Методические основы изодеятельности: лепка, аппликация, рисование»

 

 

 

Педагог-организатор Круглова С.В.

 

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей с ограниченными возможностями здоровья определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. Основная задача изобразительной деятельности:
формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Изобразительная деятельность- это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы: наглядные; словесные; практические. Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения: информативно - рецептивный; репродуктивный; исследовательский; эвристический; метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

рассматривание; наблюдение; экскурсия; образец педагога; показ педагога.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении с детьми с ограниченными возможностями.

Процесс занятия делится на 3 части (время зависит от возраста ребёнка)

1.Вводная часть

Методические приемы: создание атмосферы эмоционально-эстетического восприятия предмета или явления, предложенного для изображения; качественный анализ предмета; показ изобразительных приемов; повторный показ.

2.Основная часть

Самостоятельная и индивидуальная работа детей

3. Заключительная часть

Скульптуру в мягком материале называют лепкой

Задачи обучения лепке:

содействовать формированию у детей интереса к лепке; знакомить их со свойствами материала;

учить правильно пользоваться пластилином ;

помочь овладеть техническими приемами: от общего куска отрывать небольшие куски, раскатывать, соединять;

научить создавать простейшие формы (цилиндры, палочки, диски, шары), на основе чего дети смогут воспроизводить более сложные предметы (самолеты, баранки, пирамидки). Сам процесс лепки вызывает у детей радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек пластилина расплющивается, скатывается в шарик, столбик и т. д.

 

Аппликация (от лат. appllcatio -- накладывать, прикладывать) -- один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.

Основные задачи обучения аппликации, следующие: различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания; знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм; развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа -- на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге; составлять изображение предмета из отдельных частей; располагать предметы в сюжетной аппликации. Усвоение основных приемов вырезывания: а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; в) вырезывание несимметричных форм -- силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру; д) создание формы путем обрывания (ощипывания) кусочков бумаги. Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Общими задачами обучения рисованию являются следующие: научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением; научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным; передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

В настоящее время в практике работы дошкольных образовательных

учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации

изобразительной деятельности. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности,

способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей,

создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.

Изобразительная деятельность играет очень важную роль в

работе с детьми-логопатами, так как в процессе изо-деятельности происходит

развитие мелкой моторики, которая напрямую влияет на развитие речи детей

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×