МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ 2 КЛАССА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ | Храмцова Анастасия Александровна . Работа №363255
Аннотация: в статье рассматриваются такие основные понятия как, одаренность и «одаренный ребенок». Рассмотрены основные особенности работы педагога с одаренными младшими школьниками. Представлены результаты исследовательской работы по вопросу «опыт работы педагога с одаренными детьми на уроках окружающего мира.
Храмцова Анастасия Александровна
Студент ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа
Специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
(25 группа),
Руководитель: Косякова Светлана Анатольевна
Преподаватель педагогических дисциплин
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ 2 КЛАССА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Аннотация: в статье рассматриваются такие основные понятия как, одаренность и «одаренный ребенок». Рассмотрены основные особенности работы педагога с одаренными младшими школьниками. Представлены результаты исследовательской работы по вопросу «опыт работы педагога с одаренными детьми на уроках окружающего мира.
Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, одаренность, организация работы с одарёнными детьми.
Проблема выявления, сопровождения, развития, организации деятельности с одаренными детьми на протяжении многих лет остается актуальной в педагогической науке и практике. Изучению вопросов особенностей одаренности, трудностей, возникающих в ходе работы с одаренным ребенком, посвящено большое количество монографий, статей, психолого-педагогической и методической литературы.
Ни у кого не вызывает сомнений, что развитие нашего общества и прогресс в инновации, во многом зависит от исключительно одаренных людей.
Современному обществу необходимы активные, креативно и творчески мыслящие, инициативные и высокообразованные личности, которые способны самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациях выбора, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него.
Решение данных задач во многом зависит от педагога, который должен умело организовывать процесс обучения и взаимодействия с одаренными детьми.
При анализе психолого-педагогической литературы были рассмотрены наиболее значимые понятия (одаренность и одаренный ребенок). Данные понятия рассматриваются в педагогической науке и практики разными отечественными учеными (Борис Михайлович Теплов, Рубинштейн, Матюшкин), каждый из этих ученых дает свое определение одаренности и мнение авторов расходится в данном вопросе. Но наиболее близким для нас является определения, представленные в «Рабочей Концепции Одаренности» автором, которой является Богоявленская Д.Д. [1].
Одаренность - определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. [2, с. 29].
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер. [2, с. 29].
Дети, у которых обнаружены признаки одаренности нуждаются в широких и разнообразных образовательных возможностях, которых обычно нет в образовательных учебных программах, поэтому учителю необходимо знать разнообразные формы работы как в урочной, так и во внеурочной деятельности (проектно-исследовательская деятельность; игровые технологии; предметные недели; театрализованные праздники; олимпиады и конкурсы и т.д), методы (исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проектный и т.д). [3].
В ходе практической работы нами было проведено анкетирование (анкета состояла из 10 вопросов) среди учителей МОУ СОШ № 9 целью которого заключалась в изучении имеется ли у них опыт работы с одарёнными детьми по предмету окружающий мир.
По результатам исследования можно сказать, что большинство педагогов знают, кто такие одаренные дети и имеют опыт работы с ними, 58% но все-таки есть и та часть педагогов 42 %, которая не знает и не имеет опыта работы с такими детьми.
В качестве основных методов работы большинство педагогов 71 % на уроках окружающего мира используют проектный метод обучения, 57% исследовательский, 35% проблемный, 21% эвристический ,14% частично поисковый. Таким образом, можно сделать вывод, что все-таки все методы работы в той или иной степени используются в работе с одаренными младшими школьниками.
Среди основных форм работы учащихся на уроке были выделены следующие: набольшие число опрашиваемых 71%- применяют олимпиадную форму работы, наименьшее число респондентов 14% используют форму работы- творческая мастерская. (Четвертая диаграмма) мы видим. что предпочтение педагоги отдают участию в олимпиадах, по их мнению, это самая распространенная и результативная форма работы с одаренными детьми.
Так же были выявлены трудности у учителей начальных классов по работе с одаренными детьми, 78% используют интернет ресурсы, для повышения уровня своей компетентности 37% -респондентов читают дополнительные источники литературы (статьи, книги и журналы) и наименьшее число учителей начальных классов 21% - посещают различные специализированные курсы по работе с одаренными детьми.
По устранению трудностей, возникающих при работе с одаренными детьми и проблемами, которые выявлены в ходе анкетирования были разработаны рекомендации, которые помогут расширить индивидуальные возможности обучающихся (с которыми более подробно вы можете ознакомиться в представленном буклете).
Таким образом, учителю предоставлена полная свобода педагогического творчества, позволяющая принимать самые необычные и эффективные педагогические решения.
Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно на основе полученного материала. Воспитание и обучение одарённых детей - трудная и широкомасштабная задача
1. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Д.Б Богоявленская // Природа одаренности. - М.: АНО «ЦНПРО»,2013. -208с
2. Байбородова, Л.В. Дополнительное образование для детей с особыми образовательными потребностями [Текст] // Учебное пособие / под ред. Л.В Байбородова, Е.Б, Е.Б Кириченко. – Ярославль. 2014.- 315с.
3. Байбородова Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе: монография / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.К.Д. Ушинского, 2011.- 281 с