МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА К РЕГУЛЯРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ | Мой кабинет. Работа №345376
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА
К РЕГУЛЯРНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
«Режим здоровья – это определенный образ жизни человека, способствующий восстановлению, поддержанию и разви-тию резервов. Можно наметить такие его черты: разумное ограничение питания, физическая нагрузка, сдержанное отно-шение к недомоганиям»
Н. Амосов
В настоящее время многие дети школьного возраста имеют избыточный вес и находятся в пограничном состоянии между ожирением и нормальным развитием. По умолчанию их относят к основной группе здоровья. Большинство этих учащихся ведет малоподвижный образ жизни, не занимается спортом, не имеет желания делать утреннюю гимнастику, мало бывает на свежем воздухе и много времени проводит за компьютером (С.И. Логинов, 2010). Показано, что у склонных к полноте детей в детском саду и в начальной школе отставание в физическом развитии от детей с нормальной массой тела почти незаметно, то с возрастом это отставание становится более заметным и к 5-6 классу моторная зрелость полных детей обычно задерживается на 1,5-2 года (Е.Р. Слободская, 2008). Уроки физической культуры и подвижные перемены могут и должны стимулировать двигательную активность школьников с избыточным весом в большей степени, чем учащихся с нормальной массой тела. На самом деле все строго наоборот – дети, привыкшие сидеть дома у компьютера, делают то же самое и в школе. Они не расстаются с сотовым телефоном, планшетом и никакие подвижные перемены (тем более уроки физической культуры) им не интересны.
В 83,7 % случаев ожирение в детском и подростковом возрасте не связанно с нарушением работы эндокринной системы организма. Это, так называемое, поведенческое ожирение I и II степени, при котором имеет место превышение веса на 15-50 % от нормы в соотношении с ростом. Основными причинами возникновения избыточного веса являются малоподвижный стиль жизни и нерациональное питание (так называемый «фастфуд» – сладкая газировка, чипсы, бургеры и прочие продукты быстрого приготовления с усилителем вкуса) (www.rostmaster.ru).
Следует отметить, что ожирение, начавшееся в раннем детском возрасте, особенно прогрессирует в период полового развития. В дальнейшем может развиться гипометаболический синдром, существенно снижающий качество жизни (А.А. Новик, Т.И. Ионова, 2008). Одним из основных факторов риска возникновения сердечнососудистых заболеваний у взрослых является избыточный вес. Детское ожирение часто приводит впоследствии к сахарному диабету, раннему атеросклерозу и другим серьезным нарушениям здоровья. Основные трудности лечения ожирения I-II степени у школьников заключаются в том, что родители долгое время ошибочно считают умеренно избыточный вес ребенка признаком здоровья. Такие дети надолго выпадают из поля зрения врачей. На прием, как правило, приходят подростки с III-IV степенью ожирения, но и в этих случаях основными причинами обращения к врачу являются жалобы на повышенную утомляемость, головные боли, боли в области сердца, живота, но не на избыточный вес (Е.А. Одуд, А.В. Тимофеев, 2012). У младших школьников тучность вызвана в одинаковой мере двумя факторами: недостаточной подвижностью и избыточным питанием.
Изучение двигательного режима школьников показало, что около 78 % учащихся, имеющих избыточный вес, ограничивались физическими упражнениями на уроках в школе и только 15-20 % дополнительно занимались в различных спортивных секциях. Однако эти занятия не были постоянными и часто прерывались в связи с болезнями. Кроме того, по данным специального опроса, в 75 % случаев тучные дети дополнительно занимались музыкой, изучали иностранный язык. В режиме школьников с избыточным весом отсутствовали утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе. Игры на свежем воздухе проводились от случая к случаю и в основном в выходные родителей . В семьях учащихся младших классов утреннюю гимнастику либо не делал никто из членов семьи, либо делал только отец или старший брат, не привлекая к этому младших. Как правило, занятия спортом и физкультурой в таких семьях не практиковались (В.К.Кучеренко, 2011г. ).