Методические особенности реализации проблемного обучения на уроках труда (технологии) | Савельева Наталья Геннадьевна. Работа №362780
Аннотация: В статье рассматриваются методические особенности реализации проблемного обучения на уроках труда (технологии) в школе. Особое внимание уделяется важности внедрения проблемных ситуаций в образовательный процесс, позволяющих учащимся развивать критическое мышление, навыки самостоятельной работы и практическое применение знаний. Рассматриваются различные методы и приемы, которые могут быть использованы для активизации познавательной деятельности учащихся, а также примеры эффективных проблемных задач для уроков технологии. Описание целесообразности применения проблемного обучения в контексте образовательной программы и воспитания творческого подхода к решению задач на уроках труда.
Ключевые слова: проблемное обучение, уроки труда, технология, методические особенности, критическое мышление, практическая деятельность, самостоятельная работа, педагогические приемы.
Савельева Наталья Геннадьевна, учитель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Вал
Аннотация: В статье рассматриваются методические особенности реализации проблемного обучения на уроках труда (технологии) в школе. Особое внимание уделяется важности внедрения проблемных ситуаций в образовательный процесс, позволяющих учащимся развивать критическое мышление, навыки самостоятельной работы и практическое применение знаний. Рассматриваются различные методы и приемы, которые могут быть использованы для активизации познавательной деятельности учащихся, а также примеры эффективных проблемных задач для уроков технологии. Описание целесообразности применения проблемного обучения в контексте образовательной программы и воспитания творческого подхода к решению задач на уроках труда.
Ключевые слова: проблемное обучение, уроки труда, технология, методические особенности, критическое мышление, практическая деятельность, самостоятельная работа, педагогические приемы.
Проблемное обучение представляет собой один из наиболее актуальных и эффективных методов педагогической практики, который находит широкое применение в образовательных учреждениях. Этот метод нацелен на создание условий, при которых учащиеся активно включаются в процесс поиска решений, что способствует развитию их интеллектуальных и практических навыков. В рамках уроков труда (технологии) проблемное обучение имеет особое значение, так как оно помогает учащимся не только осваивать теоретические основы, но и применять полученные знания на практике, что является основой для формирования компетенций, необходимых в реальной жизни.
Одной из особенностей проблемного обучения является активная роль учащихся в процессе обучения. В отличие от традиционного метода, при котором учитель является основным источником знаний, проблемное обучение требует от учащихся самостоятельного поиска информации, выдвижения гипотез, поиска решений и оценивания результатов. На уроках труда (технологии) это особенно важно, поскольку здесь ученики не только получают знания, но и учатся применять их на практике, что требует навыков анализа, критического мышления, творческого подхода к решению задач. Внедрение проблемных ситуаций на уроках труда способствует развитию умения работать с материалами, инструментами, проектировать и изготавливать различные изделия.
Для успешной реализации проблемного обучения на уроках труда необходимо учитывать несколько методических аспектов. Во-первых, важно правильно сформулировать проблему, чтобы она была доступна учащимся, но в то же время стимулировала их к поиску решения. Проблемная ситуация должна быть связана с реальной практической задачей, что позволяет учащимся почувствовать значимость полученных знаний и навыков для их повседневной жизни. Например, задача по изготовлению мебели, учитывающая современные требования экологии, может стать интересной проблемной ситуацией, побуждающей учеников искать решения с учетом материалов, доступных для переработки, и эффективных технологий.
Во-вторых, педагог должен быть готов к тому, что учащиеся будут проявлять активность в поиске решений, выдвигать различные гипотезы, обсуждать их и предлагать свои варианты. Важно создать атмосферу, в которой ученики не боятся ошибаться, могут свободно обмениваться мнениями и учиться на собственном опыте. Проблемные задачи должны предусматривать возможность для творческого подхода, чтобы учащиеся могли проявить свою инициативу и оригинальность. Для этого можно использовать проектную деятельность, при которой учащиеся самостоятельно или в группах разрабатывают и реализуют проекты, связанные с конкретными проблемами, например, проект по созданию экологически чистого продукта, который можно было бы использовать в быту.
Реализация проблемного обучения включает в себя использование разнообразных методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся. Это может быть как индивидуальная, так и групповая работа. Важно, чтобы учащиеся имели возможность работать в группах, обсуждать свои идеи, делиться множеством вариантов решения проблемы. В процессе такой работы важно поощрять креативность и нестандартные подходы, а также формировать у учеников умение работать в команде, совместно решать задачи и выслушивать мнения других. Например, задание по созданию изделия из древесины или металла может быть реализовано в виде группового проекта, где каждый участник отвечает за свою часть работы, но при этом все группы работают над общей целью — созданием функционального и эстетичного предмета.
Также важным элементом проблемного обучения является использование реальных объектов и задач, которые стимулируют учащихся к поиску решений в условиях ограниченных ресурсов. Проблемная ситуация, связанная с созданием какого-либо изделия с учетом ограниченных материалов или времени, помогает учащимся развивать навыки принятия решений в условиях неопределенности и оптимизации процессов. Например, при создании модели конструктора или при разработке проектов в области сельского хозяйства или строительства, учащиеся могут столкнуться с ограничением бюджета или нехваткой материалов, что заставит их искать способы адаптации и выработки решений, соответствующих этим условиям.
Применение проблемного обучения на уроках труда также связано с эффективным использованием современных технологий и инструментов. Внедрение информационных технологий в процесс обучения способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развивает у них навыки работы с цифровыми технологиями. Например, использование программ для моделирования, черчения или проектирования позволяет ученикам заранее увидеть результат своей работы и провести виртуальные испытания конструкций и механизмов, что помогает им лучше понять принципы работы с различными материалами и технологическими процессами.
Кроме того, важным аспектом является обратная связь. В процессе проблемного обучения необходимо регулярно оценивать ход выполнения задач, чтобы ученики могли корректировать свои действия и получать необходимые рекомендации. Важно, чтобы оценивание не ограничивалось только конечным результатом, но и включало в себя анализ процесса работы, выявление проблемных моментов и способов их решения. Это способствует развитию у учащихся навыков самооценки и рефлексии, что является важным элементом их общего развития.
Одним из примеров эффективной реализации проблемного обучения на уроках труда может стать задание, связанное с проектированием и изготовлением функционального и эстетичного объекта — например, мебельного изделия. В ходе выполнения задания учащиеся должны будут изучить различные материалы, их характеристики, выбрать оптимальные способы обработки и соединения, а также учитывать требования безопасности и экологичности. В процессе работы они столкнутся с рядом проблем, таких как выбор материалов, расчет стоимости, сроки выполнения и другие факторы. Это задание дает возможность ученикам проявить свою инициативу, работать в команде, разрабатывать проект, учитывать практические и теоретические аспекты, а также получать знания, которые можно будет применить в реальной жизни.
Таким образом, проблемное обучение на уроках труда (технологии) является эффективным методом, который позволяет развивать у учащихся критическое мышление, творческий подход и практические навыки, необходимые для их будущей жизни. Внедрение проблемных ситуаций в процесс обучения способствует активному участию детей в учебной деятельности, улучшает их способность к самостоятельному поиску решений и решению задач в различных областях. Методические особенности реализации проблемного обучения на уроках труда включают в себя использование разнообразных форм работы, внедрение реальных проблемных ситуаций, активное использование информационных технологий и регулярное оценивание процесса выполнения задач. Проблемное обучение помогает ученикам развить навыки, которые необходимы для их успешного функционирования в современном обществе и на рынке труда.
Список литературы
Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Филатова Е.В. Проблемное обучение в современном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-v-sovremennom-obrazovanii-1
Мохорт А. В. Технология проблемного обучения и методические приемы создания проблемных ситуаций в процессе обучения // Экономика и социум. 2020. №3 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-problemnogo-obucheniya-i-metodicheskie-priemy-sozdaniya-problemnyh-situatsiy-v-protsesse-obucheniya
Николенко М. А. Обучение учебному предмету труд (технология) в условиях внесения изменений в ФОП ООО на уроках // Вестник науки. 2025. №1 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-uchebnomu-predmetu-trud-tehnologiya-v-usloviyah-vneseniya-izmeneniy-v-fop-ooo-na-urokah
Рахманова А.Р., Салимуллина Е.В. Генезис проблемного обучения в педагогической науке // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-problemnogo-obucheniya-v-pedagogicheskoy-nauke