Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методические особенности реализации проблемного обучения на уроках труда (технологии) | Савельева Наталья Геннадьевна. Работа №362780

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматриваются методические особенности реализации проблемного обучения на уроках труда (технологии) в школе. Особое внимание уделяется важности внедрения проблемных ситуаций в образовательный процесс, позволяющих учащимся развивать критическое мышление, навыки самостоятельной работы и практическое применение знаний. Рассматриваются различные методы и приемы, которые могут быть использованы для активизации познавательной деятельности учащихся, а также примеры эффективных проблемных задач для уроков технологии. Описание целесообразности применения проблемного обучения в контексте образовательной программы и воспитания творческого подхода к решению задач на уроках труда.

Ключевые слова: проблемное обучение, уроки труда, технология, методические особенности, критическое мышление, практическая деятельность, самостоятельная работа, педагогические приемы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ)
Савельева Наталья Геннадьевна, учитель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Вал
Аннотация: В статье рассматриваются методические особенности реализации проблемного обучения на уроках труда (технологии) в школе. Особое внимание уделяется важности внедрения проблемных ситуаций в образовательный процесс, позволяющих учащимся развивать критическое мышление, навыки самостоятельной работы и практическое применение знаний. Рассматриваются различные методы и приемы, которые могут быть использованы для активизации познавательной деятельности учащихся, а также примеры эффективных проблемных задач для уроков технологии. Описание целесообразности применения проблемного обучения в контексте образовательной программы и воспитания творческого подхода к решению задач на уроках труда.
Ключевые слова: проблемное обучение, уроки труда, технология, методические особенности, критическое мышление, практическая деятельность, самостоятельная работа, педагогические приемы.
Проблемное обучение представляет собой один из наиболее актуальных и эффективных методов педагогической практики, который находит широкое применение в образовательных учреждениях. Этот метод нацелен на создание условий, при которых учащиеся активно включаются в процесс поиска решений, что способствует развитию их интеллектуальных и практических навыков. В рамках уроков труда (технологии) проблемное обучение имеет особое значение, так как оно помогает учащимся не только осваивать теоретические основы, но и применять полученные знания на практике, что является основой для формирования компетенций, необходимых в реальной жизни.
Одной из особенностей проблемного обучения является активная роль учащихся в процессе обучения. В отличие от традиционного метода, при котором учитель является основным источником знаний, проблемное обучение требует от учащихся самостоятельного поиска информации, выдвижения гипотез, поиска решений и оценивания результатов. На уроках труда (технологии) это особенно важно, поскольку здесь ученики не только получают знания, но и учатся применять их на практике, что требует навыков анализа, критического мышления, творческого подхода к решению задач. Внедрение проблемных ситуаций на уроках труда способствует развитию умения работать с материалами, инструментами, проектировать и изготавливать различные изделия.
Для успешной реализации проблемного обучения на уроках труда необходимо учитывать несколько методических аспектов. Во-первых, важно правильно сформулировать проблему, чтобы она была доступна учащимся, но в то же время стимулировала их к поиску решения. Проблемная ситуация должна быть связана с реальной практической задачей, что позволяет учащимся почувствовать значимость полученных знаний и навыков для их повседневной жизни. Например, задача по изготовлению мебели, учитывающая современные требования экологии, может стать интересной проблемной ситуацией, побуждающей учеников искать решения с учетом материалов, доступных для переработки, и эффективных технологий.
Во-вторых, педагог должен быть готов к тому, что учащиеся будут проявлять активность в поиске решений, выдвигать различные гипотезы, обсуждать их и предлагать свои варианты. Важно создать атмосферу, в которой ученики не боятся ошибаться, могут свободно обмениваться мнениями и учиться на собственном опыте. Проблемные задачи должны предусматривать возможность для творческого подхода, чтобы учащиеся могли проявить свою инициативу и оригинальность. Для этого можно использовать проектную деятельность, при которой учащиеся самостоятельно или в группах разрабатывают и реализуют проекты, связанные с конкретными проблемами, например, проект по созданию экологически чистого продукта, который можно было бы использовать в быту.
Реализация проблемного обучения включает в себя использование разнообразных методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся. Это может быть как индивидуальная, так и групповая работа. Важно, чтобы учащиеся имели возможность работать в группах, обсуждать свои идеи, делиться множеством вариантов решения проблемы. В процессе такой работы важно поощрять креативность и нестандартные подходы, а также формировать у учеников умение работать в команде, совместно решать задачи и выслушивать мнения других. Например, задание по созданию изделия из древесины или металла может быть реализовано в виде группового проекта, где каждый участник отвечает за свою часть работы, но при этом все группы работают над общей целью — созданием функционального и эстетичного предмета.
Также важным элементом проблемного обучения является использование реальных объектов и задач, которые стимулируют учащихся к поиску решений в условиях ограниченных ресурсов. Проблемная ситуация, связанная с созданием какого-либо изделия с учетом ограниченных материалов или времени, помогает учащимся развивать навыки принятия решений в условиях неопределенности и оптимизации процессов. Например, при создании модели конструктора или при разработке проектов в области сельского хозяйства или строительства, учащиеся могут столкнуться с ограничением бюджета или нехваткой материалов, что заставит их искать способы адаптации и выработки решений, соответствующих этим условиям.
Применение проблемного обучения на уроках труда также связано с эффективным использованием современных технологий и инструментов. Внедрение информационных технологий в процесс обучения способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развивает у них навыки работы с цифровыми технологиями. Например, использование программ для моделирования, черчения или проектирования позволяет ученикам заранее увидеть результат своей работы и провести виртуальные испытания конструкций и механизмов, что помогает им лучше понять принципы работы с различными материалами и технологическими процессами.
Кроме того, важным аспектом является обратная связь. В процессе проблемного обучения необходимо регулярно оценивать ход выполнения задач, чтобы ученики могли корректировать свои действия и получать необходимые рекомендации. Важно, чтобы оценивание не ограничивалось только конечным результатом, но и включало в себя анализ процесса работы, выявление проблемных моментов и способов их решения. Это способствует развитию у учащихся навыков самооценки и рефлексии, что является важным элементом их общего развития.
Одним из примеров эффективной реализации проблемного обучения на уроках труда может стать задание, связанное с проектированием и изготовлением функционального и эстетичного объекта — например, мебельного изделия. В ходе выполнения задания учащиеся должны будут изучить различные материалы, их характеристики, выбрать оптимальные способы обработки и соединения, а также учитывать требования безопасности и экологичности. В процессе работы они столкнутся с рядом проблем, таких как выбор материалов, расчет стоимости, сроки выполнения и другие факторы. Это задание дает возможность ученикам проявить свою инициативу, работать в команде, разрабатывать проект, учитывать практические и теоретические аспекты, а также получать знания, которые можно будет применить в реальной жизни.
Таким образом, проблемное обучение на уроках труда (технологии) является эффективным методом, который позволяет развивать у учащихся критическое мышление, творческий подход и практические навыки, необходимые для их будущей жизни. Внедрение проблемных ситуаций в процесс обучения способствует активному участию детей в учебной деятельности, улучшает их способность к самостоятельному поиску решений и решению задач в различных областях. Методические особенности реализации проблемного обучения на уроках труда включают в себя использование разнообразных форм работы, внедрение реальных проблемных ситуаций, активное использование информационных технологий и регулярное оценивание процесса выполнения задач. Проблемное обучение помогает ученикам развить навыки, которые необходимы для их успешного функционирования в современном обществе и на рынке труда.
Список литературы
Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Филатова Е.В. Проблемное обучение в современном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-v-sovremennom-obrazovanii-1
Мохорт А. В. Технология проблемного обучения и методические приемы создания проблемных ситуаций в процессе обучения // Экономика и социум. 2020. №3 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-problemnogo-obucheniya-i-metodicheskie-priemy-sozdaniya-problemnyh-situatsiy-v-protsesse-obucheniya
Николенко М. А. Обучение учебному предмету труд (технология) в условиях внесения изменений в ФОП ООО на уроках // Вестник науки. 2025. №1 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-uchebnomu-predmetu-trud-tehnologiya-v-usloviyah-vneseniya-izmeneniy-v-fop-ooo-na-urokah
Рахманова А.Р., Салимуллина Е.В. Генезис проблемного обучения в педагогической науке // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-problemnogo-obucheniya-v-pedagogicheskoy-nauke
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×