Методические подходы к развитию речевой активности у детей с ТНР в начальной школе | Гайфуллина Альфия Растимовна. Работа №344066
Аннотация. В статье рассматриваются методические подходы к развитию речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в начальной школе. Проанализированы основные методы и приемы, направленные на преодоление речевых затруднений, формирование связной речи и улучшение коммуникативных навыков. Особое внимание уделяется роли учителя в создании условий, способствующих активному участию детей с ТНР в учебном процессе и коррекционной работе, а также интеграции специальных упражнений и технологий в образовательный процесс.
Ключевые слова: речевая активность, дети с ТНР, методические подходы, начальная школа, коммуникативные навыки, коррекционная работа, развитие речи.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТНР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Гайфуллина Альфия Растимовна, учитель
МОАУ «СОШ №3» г. Нефтекамск
Аннотация. В статье рассматриваются методические подходы к развитию речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в начальной школе. Проанализированы основные методы и приемы, направленные на преодоление речевых затруднений, формирование связной речи и улучшение коммуникативных навыков. Особое внимание уделяется роли учителя в создании условий, способствующих активному участию детей с ТНР в учебном процессе и коррекционной работе, а также интеграции специальных упражнений и технологий в образовательный процесс.
Ключевые слова: речевая активность, дети с ТНР, методические подходы, начальная школа, коммуникативные навыки, коррекционная работа, развитие речи.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) у детей в начальной школе представляют собой серьезную проблему как для педагогов, так и для самих детей. Эти нарушения могут затруднять не только учебный процесс, но и общение со сверстниками, что может негативно сказаться на общем развитии ребенка. Однако, при правильном подходе к обучению, дети с ТНР способны успешно преодолевать речевые затруднения и развивать коммуникативные навыки, что является важным условием их адаптации в социуме и дальнейшем обучении. В связи с этим, учитель начальной школы играет ключевую роль в организации образовательного процесса, направленного на развитие речевой активности у детей с ТНР.
Основная цель работы учителя с детьми с ТНР — создать условия, которые помогут преодолеть речевые трудности, улучшить навыки взаимодействия и обеспечить полноценное участие в учебном процессе. Достижение этой цели требует использования различных методических подходов, учитывающих индивидуальные особенности каждого ребенка и направленных на коррекцию речевых нарушений.
Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в систематической и последовательной коррекционной работе, направленной на преодоление различных аспектов речевых нарушений, таких как фонетико-фонематические, лексико-грамматические и коммуникативные затруднения. Важно учитывать, что речь у детей с ТНР развивается с задержкой и может быть значительно искажена по сравнению с нормой, что требует особого подхода и индивидуализированной программы обучения.
Работа с детьми с ТНР в начальной школе должна быть направлена на развитие всех уровней языковой системы: от звуковой культуры речи до формирования навыков связной монологической и диалогической речи. Одной из важнейших задач педагога является активизация речевой деятельности детей, что предполагает использование таких методических приемов, которые побуждают ребенка к активному речевому взаимодействию.
Педагог должен создавать мотивационную среду, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и уверенно, а также проявлять желание участвовать в диалоге. Это требует от учителя гибкости, креативности и готовности адаптировать учебные материалы в соответствии с потребностями конкретного ученика.
Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с ТНР является индивидуализированный подход, основанный на учете особенностей развития каждого ребенка. Для этого учитель может использовать специальные диагностические методики, позволяющие определить уровень речевого развития и выявить основные затруднения. Важно обеспечить последовательную работу над каждым аспектом речи, начиная с простых упражнений на звукопроизношение и заканчивая развитием навыков связной речи и построения сложных предложений.
Особое внимание следует уделять развитию коммуникативных навыков, так как дети с ТНР часто испытывают трудности в построении связных высказываний и поддержании диалога. Для этого учителю рекомендуется активно включать детей в совместные речевые игры и задания, стимулирующие общение и обмен информацией. Такие методы, как ролевые игры, обсуждение ситуаций из жизни или просмотр иллюстраций с последующим обсуждением, помогают ребенку постепенно осваивать коммуникативные нормы и развивать способность к самостоятельным речевым действиям.
Кроме того, в процессе обучения важно использовать специальные речевые упражнения, направленные на улучшение артикуляции, развитие фонематического восприятия и расширение словарного запаса. Эти упражнения могут быть интегрированы в учебный процесс и включены в ежедневные задания, что способствует систематическому развитию речевых навыков у детей с ТНР.
Учитель начальной школы играет ведущую роль в развитии речевой активности детей с ТНР. Его задача заключается не только в обучении детей грамоте и основам учебной деятельности, но и в создании условий для активного речевого развития каждого ученика. Это требует тесного взаимодействия с логопедом и другими специалистами, а также постоянного мониторинга речевого развития детей.
Одной из важных функций учителя является создание речевой среды, способствующей развитию коммуникативных навыков и самостоятельной речевой деятельности у детей с ТНР. Для этого важно учитывать эмоциональные и психологические особенности детей, их интересы и потребности, а также активно вовлекать их в процесс речевого общения на уроках.
Коррекционная работа с детьми с ТНР должна быть построена таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность активно участвовать в речевой деятельности и получать положительные подкрепления за свои успехи. Это помогает ребенку почувствовать уверенность в своих силах и продолжать развивать речевые навыки.
Развитие речевой активности у детей с ТНР в начальной школе — это сложный, но важный процесс, который требует от учителя глубокого понимания особенностей речевого развития детей с нарушениями. Методические подходы, направленные на активизацию речи, включают как индивидуализированные занятия, так и использование коммуникативных игр и упражнений, способствующих развитию навыков общения и самостоятельной речевой деятельности. Важно, чтобы учитель создавал благоприятные условия для развития речевых навыков каждого ребенка, обеспечивая тем самым их успешную адаптацию в учебной среде и полноценное участие в образовательном процессе.
Список литературы
1. Кирпичникова В. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО / В. С. Кирпичникова // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 151-153.
2. Чумак Н. В. Коррекция оптической дисграфии у учащихся младших классов с тяжелыми нарушениями речи / Н. В. Чумак, А. А. Асюченко, Е. И. Груздова // Педагогическое мастерство: материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань: Молодой ученый, 2023. — С. 39-43.