Методические приемы для преподавания основ медицинского обеспечения военнослужащих в рамках программы СПО | Устименко Елена Владимировна. Работа №352132. Номер работы: №352132
Аннотация. Статья посвящена методическим приемам преподавания основ медицинского обеспечения военнослужащих в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (СПО). Описаны особенности преподавания данной дисциплины, направленной на формирование у студентов навыков оказания медицинской помощи в условиях мирного и военного времени. Представлены примеры упражнений, симуляционных занятий и методических подходов, способствующих эффективному усвоению материала и практической подготовке студентов.
Ключевые слова: медицинское обеспечение, военнослужащие, преподавание, СПО, симуляционные занятия, методические приемы, медицинская помощь.
Методические приемы для преподавания основ медицинского обеспечения военнослужащих
в рамках программы СПО
Устименко Елена Владимировна, преподаватель
Антрацитовский филиал ФГБОУ ВО ЛГМУ
им. Свт. Луки Минздрава России, пгт. Крепенский
Аннотация. Статья посвящена методическим приемам преподавания основ медицинского обеспечения военнослужащих в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (СПО). Описаны особенности преподавания данной дисциплины, направленной на формирование у студентов навыков оказания медицинской помощи в условиях мирного и военного времени. Представлены примеры упражнений, симуляционных занятий и методических подходов, способствующих эффективному усвоению материала и практической подготовке студентов.
Ключевые слова: медицинское обеспечение, военнослужащие, преподавание, СПО, симуляционные занятия, методические приемы, медицинская помощь.
Преподавание основ медицинского обеспечения военнослужащих в рамках программы СПО требует интеграции теоретических знаний и практических навыков, что делает необходимым применение современных методических приемов. Данное направление нацелено на подготовку студентов к оказанию медицинской помощи в особых условиях, включая чрезвычайные ситуации, боевые действия и мирное время. Особенностью обучения является необходимость моделирования реальных сценариев, которые могут возникнуть в профессиональной практике.
Первым этапом обучения является знакомство студентов с теоретической основой. Здесь целесообразно использовать методы проблемного обучения. Преподаватель формулирует вопросы, стимулирующие аналитическое мышление: «Какие основные задачи медицинского обеспечения в условиях боевых действий?», «Каковы принципы эвакуации пострадавших с поля боя?». Студенты активно обсуждают эти вопросы, формируют гипотезы и находят ответы через изучение учебного материала. Этот подход помогает им понять логику и структуру медицинского обеспечения военнослужащих.
Следующим шагом является отработка практических навыков. Одним из эффективных приемов является использование симуляционных занятий. Например, можно организовать тренировку по оказанию первой помощи в условиях полевого госпиталя. Для этого создается учебный кейс: группа студентов должна оказать помощь «раненым» (роль которых исполняют их однокурсники или манекены). Упражнение включает несколько этапов: оценку состояния пострадавших, выполнение первичных медицинских мероприятий (наложение повязки, остановка кровотечения, проведение сердечно-легочной реанимации) и координацию действий внутри группы. После выполнения задания преподаватель проводит разбор, анализируя ошибки и успехи команды.
Особое внимание в рамках обучения следует уделить эвакуации пострадавших. Методически важно использовать ролевые игры и физические упражнения. Например, студенты могут отрабатывать перенос «пострадавших» на носилках в условиях ограниченного пространства или при имитации опасной среды. Это не только развивает технические навыки, но и помогает студентам научиться работать в условиях стресса и повышенной ответственности.
Для углубленного понимания психологии военнослужащих преподаватель может использовать ситуационные задания. Например, студентам предлагается разработать план психологической помощи военнослужащему, пережившему травмирующее событие. Важно, чтобы задания включали элементы анализа эмоционального состояния и выбора наиболее подходящих методов поддержки. Преподаватель комментирует решения студентов, обращая внимание на важность эмпатии и соблюдения профессиональной этики.
Кроме того, одним из ключевых методических приемов является использование мультимедийных технологий. Презентации, обучающие видео, интерактивные платформы помогают студентам визуализировать и лучше понимать сложные аспекты медицинского обеспечения. Например, видеоматериалы с реальными примерами действий медицинских служб в условиях боевых действий могут быть мощным инструментом для мотивации студентов и повышения их вовлеченности.
Заключительный этап обучения включает проведение комплексных итоговых занятий. Здесь рекомендуется использовать метод ситуационного моделирования. Например, преподаватель создает сценарий: «На полевую базу поступает группа пострадавших с различными травмами. Организуйте их осмотр, оказание помощи и эвакуацию». Студенты работают в группах, распределяя роли, и выполняют задания в условиях, приближенных к реальным. Преподаватель наблюдает за процессом и дает обратную связь, подчеркивая сильные стороны и указывая на аспекты, требующие доработки.
Таким образом, преподавание основ медицинского обеспечения военнослужащих в рамках программы СПО требует комплексного подхода, включающего использование как теоретических, так и практических методов. Симуляционные занятия, ролевые игры, мультимедийные ресурсы и ситуационные задания позволяют студентам не только усваивать знания, но и развивать критически важные навыки, такие как способность принимать решения в стрессовых ситуациях, работать в команде и оказывать помощь в экстремальных условиях. Эти методические приемы обеспечивают высокое качество подготовки студентов, делая их готовыми к профессиональным вызовам, которые они могут встретить в своей будущей работе.
Список литературы
Казакова Л. Н., Полякова А. В. Кейс-технологии (
case-study
) как средство формирования общих профессиональных компетенций обучающихся в системе СПО // EESJ. 2017.
№2-2 (18). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/keys-tehnologii-case-study-kak-sredstvo-formirovaniya-obschih-professionalnyh-kompetentsiy-obuchayuschihsya-v-sisteme-spo
Куфтерин
С. М., Попова Т. В.,
Куфтерина
Т. Р. Использование активных методов обучения студентов медицинского колледжа в условиях реализации ФГОС // ИСОМ. 2015. №Приложение 1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-aktivnyh-metodov-obucheniya-studentov-meditsinskogo-kolledzha-v-usloviyah-realizatsii-fgos
Кучеренко, В.З. Роль подготовки медицинских кадров в развитии здравоохранения / В.З. Кучеренко // Экономика здравоохранения. - 2021. - № 3. -С. 5-11.
Наумов П. Ю., Шепель Р. Н.,
Холиков
И. В. Оказание военнослужащим первичной медико-санитарной помощи: правовое регулирование и проблемные аспекты //
КВТиП
.
2023.
№S9. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/okazanie-voennosluzhaschim-pervichnoy-mediko-sanitarnoy-pomoschi-pravovoe-regulirovanie-i-problemnye-aspekty