Методические приемы формирования личностных УУД на уроках русского языка | Елена Юрьевна Матвеенко. Работа №291547
Автор: Елена Юрьевна Матвеенко
Из личного опыта: Методические приемы формирования личностных УУД на примере предметной линии «Русский язык», УМК «Школа России», автора В.П. Канакина. В содержание УМК «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться. Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Методические приемы формирования личностных УУД на примере предметной линии «Русский язык», УМК «Школа России», автора В.П. Канакина
Матвеенко Елена Юрьевна, учитель начальных классов
МОУ «Вышнепенская ООШ» Ракитянского района
Белгородской области
В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы НОО Государственного образовательного стандарта НОО говорится, что стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших ООО НОО: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
В содержание УМК «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса, дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий
учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению
новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер УУД проявляется том, что они:
носят
надпредметный
,
метапредметный
характер;
обеспечивают целостность
общекультурного
, личностного и
познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности
учащегося независимо от ее
специально‐предметного
содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования
психологических способностей учащегося.
Прежде чем более подробно характеризовать потенциал учебно‐ методического комплекса для формирования универсальных учебных действий (УУД), заметим, что не только содержание учебных предметов,
отраженных в учебниках, а также методы и формы, используемые учителем на уроке, существенным образом влияют на
формирование УУД, которые закладываются в основу всей учебно‐ воспитательной системы образования школы.
Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно
усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться. Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
В период обучения грамоте по учебнику «Азбука» В.Г. Горецкого ученики получают первоначальные сведения о территории России, о Москве как столице государства, знакомятся с важнейшими историческими событиями Российского государства: основанием Петербурга, защитой Родины в разные периоды её истории и, как обобщение, — со статьёй К.Д. Ушинского «Наше Отечество». Особая роль в формировании гражданской идентичности и усвоении гуманистических ценностей в учебнике по обучению грамоте и чтению принадлежит пословицам, сказкам, как квинтэссенции народной мудрости, и рассказам Л.Н. Толстого. Воспитанию гуманизма, чувства товарищества, взаимопомощи, сострадания способствует, например, осмысление таких пословиц: «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью», «Жизнь дана на добрые дела», «Сам себя губит, кто других не любит», «Ты, гроза, грозись, а мы друг друга держись», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Где дружбой дорожат, там враги дрожат» и т.д. Тексты учебников «Русский язык» позволяют учителю развивать такие компоненты внутренней позиции школьников, как осознание ими своей гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважение к культурному наследию России, любовь к родной природе, стремление соблюдать моральные нормы, сохранившиеся в менталитете россиян. Это следующие тексты: о Родине (большой и малой): «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось» (А. Пушкин) 4 класс; «Берегите Россию — Нет России другой…» (Е. Синицын) — 4 класс; «Мой друг! Что может быть — милей Бесценного родного края» (Н. Языков) — 4 класс, упр. о защитниках русской Земли; о сохранении мира в своей стране и во всём мире: «В любом краю любой земли ребята не хотят войны» (Е. Трутнева) — 1 класс, упр. др.; о национальных ценностях российского общества: через тексты дети знакомятся с памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, руками которых созданы Царь-пушка и Царь-колокол, Церковь Покрова на Нерли.
2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Тексты учебников «Русский язык» знакомят детей со Вселенной, планетами, явлениями природы, растениями и животными (волком, лисой и т. д.), но и с экзотическими (слоном, китом, бегемотом, обезьянами, жирафом, зеброй), садовыми и полевыми цветами, огородными культурами, рассказывают о забавных случаях из жизни животных, о необходимости бережного отношения к природе и ко всему живому на Земле (о традициях и обычаях своей страны и других стран. Лексика упражнений учебников охватывает слова, относящиеся к фауне России (берёза, осина, ива, воробей, сорока, медведь и др.), слова из мира экзотических животных (бегемот, эму и др.), слова, называющие предметы быта современного общества (телефон, компьютер, фломастер) и др. Посредством изучения новой лексики учащиеся знакомятся с жизнью сельской местности: людьми труда (механизатор, комбайнер, агроном, хлебороб) и с тем, что создано их трудом.
3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
и культуре других народов. Через тексты и рисунки ученики знакомятся с народами некоторых национальностей (японцы, испанцы, белорусы, англичане) и узнают, что у каждого народа есть свой родной язык, что в школе можно обучиться иностранному языку; узнают о традициях Древней Греции, например о прекращении войн во время проведения олимпиад, о высоком инженерном искусстве египтян, построивших Чудо Египта — Пирамиды; знакомятся с некоторыми правилами этикета, например, участвуя в дискуссии при выполнении проекта «Ты и вежливое Вы» (В некоторых регионах нашей страны и в других странах к родителям обращаются на Вы. Может быть, и в нашей стране также надо обращаться в родителям?). Тексты учебников направлены также на воспитание уважения к чужому мнению, в том числе мнению сверстников. Для реализации данной цели часто используются специальные задания типа «Выскажите своё мнение…» к текстам учебника.
4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Переход из дошкольного мира к обучению в школе является большим стрессом для ребёнка. Поэтому необходим определённый этап адаптации, обеспечивающий постепенность перехода от игры к учёбе. Этот этап адаптации предусмотрен в добукварном периоде обучения грамоте. Так знакомство с элементарными грамматическими понятиями проходит на известных детям литературных произведениях, на сериях сюжетных картинок по сказкам «Репка», «Колобок», «Вини-Пух», «Волк и лиса». Дети учатся сохранять сюжетную линию при пересказе. Формирование системы знаний о языке в учебниках «Русского языка» включает представление о его изменениях и развитии. Школьники узнают об устаревших и новых словах, о словах, появившихся в нашей речи совсем недавно, пришедших к нам из других языков («Наш язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей» (А. Горький); о происхождении слов здравствуйте, благодарю, алфавит, карандаш, пенал, лопата, тетрадь, рябина, комбайн и др.; об изменениях в звуковой системе языка, например о том, что в древнерусском языке все шипящие согласные звуки были только мягкими; об изменениях в графической системе языка: о прописных и заглавных буквах (в древних славянских алфавитах и в некоторых современных нерусских алфавитах нет разграничения букв на прописные и строчные, о сравнительно «молодых» буквах, о назначении буквы «разделительный твёрдый знак (ъ)» прежде и теперь и др., что непременно вызывает у школьников интерес к языку и прошлому страны. В процессе выполнения упражнений учебника школьники отвечают на вопросы и готовят сообщения о том, где они живут, в какой школе учатся, как зовут учительницу, о том, как надо обращаться к сверстникам с просьбой, о назначении вежливых слов, формул приветствий и прощаний, о своей родословной, достопримечательностях своего города, его истории, истории названия города, об истории своего имени или фамилии, например в теме «Имена собственные». Одним из факторов адаптации является умение работать с информацией. Если рассматривать информацию как совокупность данных, сведений из области языка, зафиксированных на материальном носителе (в учебнике), то сам учебник уже является первой учебной информацией для ученика. В нём зафиксированы текстовая (научнопознавательная и художественная), графическая (таблицы, схемы), изобразительная (предметные и сюжетные репродукции картин художников) информация, словари, информация на форзацах, справочные материалы. Задания учебника уже в первом классе позволяют развивать умения работать с информацией, осмысливать её содержание, определять её ценность, анализировать, приобретать с её помощью новое знание, а также умение искать информацию при работе над словом, над проектами (в учебнике, в библиотеке, по Интернету), создавать свою информацию (устные сообщения, небольшие тексты по рисункам учебника, презентация проектной деятельности, создание собственных словариков, например, по орфографии), выполнять задания с помощью электронного образовательного носителя (тренировочные задания, задания по развитию речи, тестовые задания «Проверь себя», со словарными словами). Иллюстративный и текстовый материал отражает интересы людей разных полов (мальчиков и девочек), может способствовать выбору учащимися их профессии в будущем (быть агрономом, инженером, механизатором, лётчиком, лесником, доктором и др.), указывает, какие полезные дела могут мальчики и девочки выполнять дома и на даче, как мальчики должны относиться к девочкам, какими чертами им следует обладать по законам современного общества (они должны быть сильными, здоровыми, заботиться о младших, быть внимательными к сверстникам и др.
5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. С учётом психологических и возрастных особенностей младших школьников в методическом аппарате учебника используются упражнения и задания, разнообразные по форме и содержанию, степени сложности их выполнения. Большинство упражнений сопровождаются красочными иллюстрациями. Во время обучения грамоте большое внимание уделяется осмыслению значений пословиц: «Азбука — к мудрости ступенька», «Ученье — путь к уменью», «Корень учения горек, а плод сладок» и др. Чтение и работа с литературными текстами «Скоро конкурс», «Покупки», «У нас урок», «Лото», «Зазвенел звонок», «Лиза знает разные Маршака, «Два сказки», «В библиотеке», «Барсик», «Виталик и Бобик», «Дважды два» С. Льдова, «Ты эти буквы заучи» Заходера, «Господин учитель Жук» К. и три» Б. Крупина Заходера, В. Берестова, «Песенка-азбука» Б. Маршака, «Читалочка» статьи «Первоучители славянские» и «Первый букварь» направлены на понимание важности обучения грамоте. Языковым материалом упражнений учебника «Русский язык» чаще являются неадаптированные тексты из русской классики, произведения детских поэтов и писателей, пословицы, поговорки, считалочки, скороговорки, загадки, что благотворно влияет на характер учебной деятельности. Благотворно влияют на формирование мотивов учебной деятельности «Занимательные странички». Задания типа: «Выскажи своё мнение…», «Подготовь сообщение на тему…», «Дай совет другу…» — помогают учащимся освоить и иную для них функцию — выступать в роли обучающего.
6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Достижению этой цели служит художественное оформление, текстовый и иллюстративный материал учебников. Поэтические строки, пейзажные зарисовки, имеющие место в текстах упражнений, пробуждают эмоционально-оценочное отношение к языку, эмоционально-образное восприятие описания окружающей природы, пробуждают потребность внимательно всматриваться в окружающий мир и видеть необычное в самом обычном. Например: «Мелькает, вьётся первый снег, звездами падая на брег» (А. Пушкин); «Берёзки и осинки начинают сыпать на молодые ёлочки вниз золотые и красные пятачки» (М. Пришвин); В учебниках для 2—4 классов представлена целая «Картинная галерея»: Васнецова, В.А. Серова, Н.К. Рериха, И.И. Грабаря, И.И. репродукции картин В.М. Саврасова, Ф.П. Толстого, И.И. Шишкина, А. Рылова, З.Е. Левитана, А.А. Пластова, А.К. Маковского, И.Т. Хруцкого, М.А. Врубеля, К.Ф. Юона, В. Тропинина Серебряковой, К.Е. и некоторые тексты-описания этих репродукций, работа с которыми не может не вызвать эстетического наслаждения, а также будет способствовать развитию прекрасного в душе ребёнка и вызовет желание узнать больше о художнике и его картинах.
8) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио‐ нально‐нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Практически все иллюстрации и тексты учебника «Азбука» направлены на воспитание доброжелательности, отзывчивости, способности сопереживать чувствам других людей. Воспитанию доброты и участия служит работа по осмыслению сказок «Белоснежка и семь гномов», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гадкий утёнок», анализ пословиц о доброте: «У хорошей пряхи для всех рубахи», «Жизнь дана на добрые дела». Особенно велика воспитательная ценность рассказа «Подарки к празднику»,. Тексты для чтения «Утром», «Мурка», и рассказа Л.Н. Толстого «Кролики», «Мама», «Для лося нет преград», рассказы «Дед стар стал» русских писателей «Чиж» Л.Н Толстого, «Глоток молока» способствуют формированию бережного отношения к «братьям нашим меньшим». Языковым материалом многочисленных упражнений учебников «Русский язык» являются пословицы и поговорки, которые заставляют учеников задуматься над осмыслением этических понятий, нравственных норм, которые вложил народ в эти понятия: «Скромность — всякому к лицу», «Ложь человека не красит», «Совесть — верный советчик», «Не одежда красит человека, а добрые дела», «Мир освещается солнцем, а человек знанием», «Умей взять, умей и отдать», «Друга ищи, а найдёшь — береги», «Языком не спеши, а делом не ленись», «Будь своему слову хозяин», «Плохая шутка до добра не доведёт», «Курить — здоровью вредить» и др. В учебниках использовано большое количество текстов и заданий к ним, которые дают представление о нравственных нормах, социальной справедливости, воспитывают у детей чувство доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, чувство личной ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей. Через тексты формируется чувство эмоционально-нравственной отзывчивости класс, по отношению к природе, даются уроки экологической этики. 9) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. С этой целью в учебниках предусмотрена работа в парах, группах, со взрослыми. Эти задания отмечены соответствующими условными знаками. На организацию сотрудничества со взрослыми и сверстниками нацелены многие учебные проекты, которые могут быть реализованы совместно со сверстниками и при сотрудничестве со взрослыми (родителями, библиотекарем).
10) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. В учебник «Азбука» включены тексты, содержание которых позволяет провести беседы о гигиене, о здоровом питании и правилах безопасности: стихотворение Бобылёва «Нос суёт свой Игорёк…»; «Кот скок на окно», «У окна стоит столик», Ф. «Кактус», «Утром», «Галя и Гена набрали много грибов», «Паслись гуси с гусятами…», Чуковского, «Стали дети играть в жмурки», «Заяц», отрывок из «Мойдодыра» К.И. Житкова «Светофор», рассказ Тувима, рассказ Б. загадки, стихотворение «Овощи» Ю. Толстого «Три калача и одна баранка» и др. Л.Н. В учебниках «Русский язык» при выполнении некоторых упражнений учащимся необходимо обсудить внешний облик ученика , соблюдение правил перехода улицы: «Чтоб не было несчастья, запомните, друзья, что на проезжей части играть нельзя!» (А. Усачёв), условий активного отдыха летом и зимой и др. Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной во всех учебниках. Достижению этих целей служит языковой материал упражнений, которые знакомят школьников с людьми разных профессий (учителя, шофёра, сапожника, рыбака, комбайнёра, хлебороба, агронома и др.), с продуктами их труда, с полезными делами дома, на огороде и результатами этого труда. Ученик осознаёт ответственность за то, что создано трудом человека, при создании собственных сочинений и проектов, при этом он не может не чувствовать удовлетворение от результатов своей творческой деятельности.
Существует алгоритм или технология формирования у обучающихся любого универсального учебного действия, состоящий из:
1. первичного опыта выполнения и мотивации самостоятельности;
2. освоения общего способа (алгоритма);
3. практического применения умения, самоконтроля, коррекции;
4. контроля, системного практического использования.
Для формирования регулятивных УУД подбираются задания, в которых обучающимся предлагается обсудить проблемные вопросы, а потом сравнить свой результат с предложенным выводом. Для формирования коммуникативных УУД предлагаются задания в паре, группе, команде. Для формирования познавательных УУД предлагаются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах, иллюстрациях учебника, справочной литературы можно найти подсказки, позволяющие выполнить задание.
Для формирования личностных УУД используются задания, в которых необходимо дать собственную оценку.
Личностные УУД включают в себя три позиции:
- самоопределение (осознание);
- смыслообразование (осмысление);
- нравственно-эстетическое оценивание (принятие жизненных ценностей).
Информационно-образовательная среда учебно-методического комплекта «Русский язык» представлена следующими компонентами:
- ядром УМК является учебник – инструмент организации учебной деятельности ученика;
- традиционные компоненты ИОС – авторские рабочие программы, методические пособия, рабочие тетради;
- инновационные компоненты ИОС – электронная форма учебника, поддержка в Интернете.
Основные линии курса:
- систематизация сведений о языке и речи через работу со словом, предложением, текстом путем наблюдения и сравнения их признаков;
- создание базы для самостоятельных классификаций учебного материала;
- организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность обучающихся в устной и письменной форме; ознакомление с изобразительно-выразительными средствами языка;
- формирование умений собственной письменной речи: репродуктивные и творческие сочинения школьников.
Для формирования личностных УУД используются различные приемы и методы: участие в проектах, выполнение творческих заданий, подведение итогов урока, зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, самооценка события, происшествия, поступка героя произведении, высказывания автора, дневники достижений (портфолио).
При формировании личных УУД средствами предметной линии «Русский язык» предусмотрены различные виды заданий:
- работа над проектами;
- творческие задания: свободные диктанты, обучающие сочинения и изложения, их анализ и редактирование, написание поздравлений, открыток, писем;
- подведение итогов урока;
- самооценка результатов своих работ.
Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах имеет свою специфику - учащиеся 1-2 классов в силу своих возрастных особенностей не могут самостоятельно осуществлять проектную деятельность, необходима помощь педагога и родителей.
Например, во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома. Например, во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.
Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.
1. Запиши слово, поставь ударение.
2. Определи количество букв, звуков, слогов в слове.
3. Отметь, где написание расходится с произношением.
4. Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.
5. Составь предложение со словом.
6. Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.
7. Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.
8. Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.
9. Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.
10. Найди пословицы, поговорки с этим словом.
Образец работы ученика
1. Медвѐдь.
2. Медведь – 7 б., 6 зв., 2 сл.
3. Медведь.
4. Медведь – крупное хищное животное с длинной шерстью и короткими ногами.
5. Медведь ест малину.
6. Медведь – медвежонок, медведица, медвежья.
7. Бродит, охотится, спит, ревет, добывает.
8. Бурый, белый, гималайский, злой, сильный, олимпийский.
9. Идет медведь между елками,
Бредет медведь между березками,
В овражки спускается,
На пригорки поднимается.
10. Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.
Так в 1 классе в разделе учебника «Наши проекты» предлагаю выполнение проекта «Скороговорки» через систему заданий: Зачем придумали скороговорки? Чуму они помогают научиться? Соотнесите рисунки и скороговорки; примите участие в создании книги «Скороговорки», подберите скороговорки из «Азбуки», учебника «Русский язык», сделайте к ним рисунки, проведите презентацию скороговорок к классе, оцените свою работу. Также предлагаются проекты по русским народным сказкам.
Во 2 классе предлагается проект «И в шутку, и в серьез», при выполнении которого обучающиеся выполняют задания по звуко-буквенному составу слова, шуточные и занимательные задания, а затем предлагается детям самим придумать занимательные задания по русскому языку, проанализировать письмо Деду Морозу и самим написать подобное письмо. Также во 2 классе предлагается проект «Рифма», «Словари».
В 3 классе в разделе «Наши проекты» проекты «Рассказ о слове» и «Семья слов» подводит итог всему, что дети узнали о слове. Очень интересны также проекты «Составляем орфографический словарь», «Имена прилагательные в загадках», «Тайна имени», «Зимняя страничка».
В 4 классе дети выполняют проекты «Зимняя страничка», «Говорите правильно», «Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Похвальное слово знакам препинания».
Творческие задания на уроках.
Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично..
1. Написать мини-сочинение.
2. Придумать загадку, четверостишье
3.Составить тест, кроссворд
4. Допиши начало (середину, конец, рассказа).
При формировании позиции самоопределения при изучении новой темы «Язык и речь» в 1 классе обучающимся предлагаю высказать свое мнение: для чего нужна нам речь? Как бы мы общались, если бы не владели речью? Предлагаю, рассказать классу о каком-то событии, не используя слов (смыслообразование). Далее, предлагаю подумать и ответить, всегда ли мы используем дар речи по назначению? Почему мы употребляем плохие и обидные слова? (морально-этическая ориентация). В каких случаях вы употребляете плохие слова? Можно ли было без них обойтись? (самоопределение).
В 2 классе при изучении темы «Язык и речь» обучающимся предлагаю проанализировать высказывание Л. Успенского и соотнести с ним рисунки учебника.
В 3 классе при изучении этой темы обучающимся предлагаю объяснить содержание русских пословиц и поговорок и речи и сделать вывод о том, какую речь называют хорошей и написать небольшой сочинение-рассуждение на эту тему.
В 4 классе при изучении этой же темы предлагаю объяснить высказывания К. Паустовского и Д. Лихачева, пояснить, какие слова в русской речи считают волшебными, когда их необходимо применять, применить эти слова к каким либо ситуациям из жизни.
В учебниках (1—4 кл) сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. Пример первого класса: «Наша речь. Что узнаем, чему научимся. Узнаем, что такое речь и что такое язык. Порассуждаем, может ли быть речь без слов. Научимся различать устную и письменную речь». Каждый раздел учебника начинается с его названия (например, «Наша речь»), затем даются подразделы, перед которыми сформулированы последовательно задачи, например, «Для чего нужна речь? Какая бывает речь? Что такое родной язык?». Решение этих задач будет осуществляться на уроке в процессе совместной деятельности учителя и учащихся.
При выполнении различных заданий по формированию личных УУД обучающимся системно предлагается выход к различным источниками информации – например, рабочим словарикам.
Направление нравственно-эстетического оценивания проявляется в формировании личностных УУД при написании сочинений: во 2 классе по картинам А.С. Степанова «Лоси», И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» и др.; в 3 классе по картинам К.Е. Маковского «Дети», И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», В.А. Серова «Девочка с персиками» и др.; в 4 классе по картинам И.И. Левитана «Золотая осень», В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке» и др. При написании подобных сочинений детям предлагается не только выразительно описать то, что они видят на картинах и высказать свое впечатление о картинах, об эмоциях, которые они вызывают.
Также направление нравственно-эстетического оценивания прослеживается при различных видах работы с текстом, выполнении изложений. Примеры заданий после прочтения предложений и текстов: — Какая мысль выражена в пословице? — Объясните отгадку к загадке. — Определите главную мысль текста? — О чём самом главном хотел автор сказать в этом стихотворении? — Какое настроение вызывают эти строки? Какие слова передают это настроение? — Как надо читать эту песню: быстро или медленно, громко или тихо? А какая музыка могла бы подойти к ней? — Что отражено в заголовке: тема или главная мысль? — Что вы представили, читая эти строки? и др.
Формирование личностных УУД прослеживается при выполнении заданий на структурирование полученных знаний, где детям предлагается привести примеры из жизненных ситуаций применительно к пословицам и поговоркам, объяснить, о чем нас заставляют задуматься эти мудрые мысли русского народа.
Формирование личностных УУД на уроках русского языка происходит через осознание языка, как основного средства человеческого общения; формирование положительного отношения к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятия мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; установление желания умело пользоваться языком, зарождения элементов сознательного отношения к своей речи.
Способность осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.- этому способствует как содержание, так и задания учебника, но не прямо, а косвенно. Объясняя правильность выполненного задания, проверяя высказанное значение незнакомого слова и сверяя его со значением этого слова в словаре, высказывая своё мнение по обсуждаемому вопросу, выполняя задания под рубрикой «Проверь себя», участвуя в презентации своих проектов и др., ученик подспудно оценивает свои знания или умения, свои мысли, свои результаты, чему он научился, а чему ему ещё придётся научиться.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы: ‐ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; ‐ формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные и внешние внутренние мотивы; ‐ ориентация на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности; ‐ интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; ‐ способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ‐ формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, общества; осознание своей этнической принадлежности; ‐ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
‐ развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;
‐ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация внутренних моральных и общественных (конвенцио‐ нальных) норм;
‐ установка на здоровый образ жизни; ‐ чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; ‐ эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей.
Литература:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ СРЕДСТВАМИ УМК «ШКОЛА РОССИИ» (Пособие для учителя)
http://74327skremen.edusite.ru/DswMedia/fgossredstvamiumkshkolarossii.pdf
Материалы вебинара Н.И. Медведевой, методиста Центра начального образования АО «Издательство «Просвещение»»