Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методические приемы, способствующие приобретению литературоведческих знаний в процессе изучения народных сказок ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Чачина Елена Сергеевна

Методические приемы, способствующие приобретению литературоведческих  знаний в процессе изучения народных сказок

Методика чтения сказок специфична, потому что с помощью слова отображена совершенно иная культурно-историческая реальность, по сравнению с той, в которой живет младший школьник. Было отмечено, учащиеся должны знать основные жанровые, языковые и композиционные признаки волшебных, бытовых и сказок о животных. Мы предлагаем некоторые приемы работы на уроках литературного чтения, способствующие эффективному усвоению литературоведческих знаний о народных сказках.

Одним из приемов работы над текстом сказки в процессе ее анализа является стилистический анализ. Стилистический анализ в полном объеме недоступен младшему школьнику, однако использование отдельных видов стилистического анализа при изучении сказки оказывается достаточно продуктивным. Виды деятельности, реализующие прием стилистического анализа, разнообразны.

1. Подбор синонимов с целью уточнения оттенков значения слов и осознания авторского выбора. Этот прием расширяет лексический запас слов школьника, знакомит с контекстуальными синонимами, с возможностью передать оттенки значений и соотнести оттенок значения с ситуацией, созданной традиционным текстом.

2. Нахождение сравнений, эпитетов. Эта работа начинается не с введения теоретических понятий, а с обоснования слова-образа. Они приучаются обращать внимание на художественные детали. Эта работа способствует развитию воображения, так как требует соотнесения точек зрения «создателя»-рассказчика фольклорного произведения с читательской. Ребенок учиться наблюдательности, видеть связи между предметами и явлениями окружающего мира, причем не только очевидные, но и периферийные, далекие.

3. Нахождение глаголов действия. Эта работа близка уже названным. Обилие глаголов в тексте создает экспрессию, интенсивное движение, передает текучесть, изменяемость окружающего мира или человека. Выстраивание глаголов в цепочку позволяет отчетливее представить то, что совершается, и как совершается, благодаря оттенкам значения и экспрессивно-эмоциональной окрашенности лексики.

Например, при чтении сказки «Морозко» учащиеся 3 класса узнают, что Мороз – Красный нос опытен и мудр, наделен чувством сострадания: он не прочь не только «позабавиться, людей поморозить», но готов помочь красной девушке: «Он принес красной девице сундук высокий да тяжелый, полный всякого приданого. Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром и золотом». Анализируя язык сказки, учащиеся убеждаются, что обилие динамичных глаголов во всей ткани сказки придает ей удивительно живой характер, наполняет ее непрерывным движением: «Опять пришел Мороз – Красный нос, попрыгивает –поскакивает, на красную девушку поглядывает». Этому впечатлению способствует и характерное для синтаксического строя сказки акцентирование всей фразы, зачастую без подлежащего, на сказуемом: «Не ври! На пирог, скажи: старухину в злате, в серебре везут!».

4. Стилистический эксперимент (термин А.А. Пешковского). Этот прием заключается в намеренном искажении текста (пропуск эпитетов, сравнений или других изобразительно-выразительных средств языка). Ученики вставляют в искаженный текст слова, которые кажутся им наиболее подходящими, а затем сравнивают с оригиналом, пытаясь понять, почему писателю понадобилось именно это слово-образ. Таким образом, мы постепенно приучаем детей быть внимательными к художественному слову, формируем умение видеть изобразительно-выразительные средства языка и осмыслять их роль в произведении [Пешковский, с. 198-199].

Приведем фрагмент урока русской народной сказки сказке «У страха глаза велики» во 2 классе, иллюстрирующий использование приема «стилистический эксперимент».

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Этап перечитывания и анализа текста

– Можем ли мы по первой части сказки представить себе бабушку и внучку, курочку и мышку?

– Вы правы. Наше воображение поможет нам представить персонажей сказки. А можем ли понять, как сказитель относится к своим героям?

– Что нам помогает это понять?– Давайте проведем эксперимент. Заменим некоторые слова в первой части. Теперь она будет такой: Жили-были старая бабка, внучка-насмешница, квохтующая курица и запечная мышь.

– Что изменилось?

– Как теперь сказитель относится к ним?

– Верно. Мы можем сделать вывод о том, что уже по первым словам можно сказать, что сказителю нравятся его герои, потому что он ласково их называет, использует уменьшительные и ласкательные значения (курочка, мышка, старушка), он подчеркивает их единство.

– Что еще в сказке говорит о дружбе персонажей? Почему вы улыбались?

– А почему и здесь сказитель использует уменьшительные слова, почему он не говорит «с огурец», «с наперсток» – ведь огурец и наперсток и так маленькие по сравнению с человеком?

 

 

– Подробно не представить, их внешность не описывается.

 

– Но можно все-таки: как бабушки выглядят мы знаем, внучку тоже можно представить: девочка маленькая, курочку и мышку мы тоже видели.

– Они ему нравятся!

Ответа нет.

 

 

 

 

–По-другому назвали персонажей.

– Они ему не нравятся. И нам не нравятся.

 

 

 

 

 

 

Для ответа перечитывают второй абзац.

– Смешно называются ведра – «с огурчик», «с наперсточек».


– А по сравнению с курочкой и мышкой они не маленькие: нужно показать, что они совсем маленькие, если поставить рядом с человеческими ведрами.

   

Стилистический (языковой) анализ показывает, как в подборе слов-образов проявляется авторское отношение к изображаемому. Толковаться должны не слова, а образы, созданные из этих слов. Работа должна быть направлена на то, чтобы помочь детям уяснить смысл произведения, жанровые и композиционные признаки традиционного текста. Поэтому для языкового анализа выбираются те слова и выражения, которые помогают лучше понять образы произведения.

Рассмотрим сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Учащимся 1 класса нужно найти в тексте, какими словами, выражениями описаны герои сказки: «Аленушка дочка, сестрица, красна девица; ожила и стала краше, чем была». «Иванушка сынок, братец, козленочек».

Мы видим, что большинство слов имеют уменьшительно-ласкательный суффикс, да и названы герои ласково: Аленушка и Иванушка. Следовательно, мы можем сделать вывод, что герои эти положительные, только вот несчастье случилось с Иванушкой, так как он не послушался сестру.

При стилистическом анализе можно использовать прием стилистического эксперимента, где происходит замена названий, строк, определений и т.д.

Например, заменим название сказки: «Сестра Алена и брат Иван». Звучит? Нет! Сравним с настоящим названием: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

- Какое из названий точнее и выразительнее? Почему?

Или: «- Не пей, брат, козленочком станешь!»

- Можем ли мы сказать, что Аленушка с любовью относится к Иванушке, заменив слово братец на слово брат? Нет, так как теряется уменьшительно-ласкательный смысл.

Поступки главного героя сказки и его противника легко сопоставляются в процессе проведения наблюдений над языком сказки, например:

Аленушка: залилась слезами, села под стожок – плачет…

ведьма: привязала на шею камень, бросила ее в воду; стала просить мужа - зарежь да зарежь козленка...

Нетрудно заметить, насколько по-разному «звучат» сами действия героев. Даже в названиях действий чувствуется отрицательное отношение создателей сказки к противникам Аленушки и уважительное – к героине, любящей своего брата.

Очень важно научить детей отделять сюжет сказки от способа ее рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:

начала: Жили-были..., В некотором царстве, в некотором государстве...;

продолжения: Долго ли, коротко ли..., Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...; конца: И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало..., Вот вам сказка, а мне кринка масла.

Большинству сказок присуща такая особенность, как троекратность (троекратное повторение действий, три задания должен выполнить герой, три брата и др.). Видимо, здесь отразилось верование людей в магическое число три.

Часто характеристика времени и места действия может быть передана при помощи выражения: «Близко ли, далеко ли, скоро ли, коротко ли...», которое в повествование вводят сказочники для того, чтобы сохранить «временное пространство» сказки и не загромождать сюжет (т.е. указывается конкретное время и место, где происходят события).

Приведенные упражнения способствуют развитию творческого воображения, логики, мышления и речи детей. Если решены задачи обучения, осознаны школьниками способы и приёмы образования переносных значений слов, дети понимают выразительно-изобразительные средства и используют их в устной и письменной речи, в этом случае они приобрели элементарные знания о построении яркой образной речи, что способствует решению главной задачи - повышению речевой культуры младших школьников.

Одним из приемов работы над языком сказки является творческая работа учащихся по созданию сказки. Эта работа – «по образцу», поскольку сказка сочиняется после работы на уроке над волшебной сказкой, где ученики сначала выделяли постоянные элементы ее сюжета (по В.Я. Проппу – функции), а затем придумывали свои сюжеты.

Приведем пример творческой работы «устное сочинение - обработка народной сказки».

1. Прочитайте русскую народную сказку «Медведь и лиса».

2. Найдите в тексте предложение, в котором напрямую, с издёвкой высмеивается глупость медведя. Подчеркните его. Это предложение надо сохранить почти дословно.

Словесно нарисуй образ медведя: внешность, повадки, черты характера.

3. Подумайте, где можно с помощью дополнительных слов выразить мысль более точно. Вставь эти слова.

                                                видит

Например: Идёт, идёт и вдруг \/ летит тетерев.

4.        Найди в тексте просторечные слова и их формы, замени их на общелитературные (вместо рот-торот и т.д.).

5. С помощью каких сравнений, определений можно оживить сказку, не меняя её смысл? Как по-другому называют лису? Медведя? Как идёт лиса? А как медведь?

Сравни: Медведь скорей схватил его...

                                        и

Косолапый недолго думал схватил его.

6. Выбери 2-3 подходящие к сказке пословицы и поговорки. Найди им место в тексте.

Глядит лисой, а пахнет волком.

Ужом вьётся.

В родню толст, да не в родню прост.

На иную мудрость хватает и простоты.

Голова с пивной котёл, а ума ни ложки.

Сам себя наказал.

7. Представь, как звучит сказка, если надо - измени порядок слов, обыграй рифмы.

Сравни: 1) Однажды медведь прогуливался по лесу.

                                        и

Прогуливался однажды медведь, до еды жадный, по лесу.

2) И прямо медведю в рот и влетел.

                                        и

И прямо медведю в рот залетел да там и засел.

3) Чтобы этот тетерев у него вылетел изо рта-то

                                         и

Чтобы этот тетерев у него вылетел изо рта.

А теперь попробуй сам (записывай готовые варианты).

8. Расскажи сказку.

Обучение творчеству – процесс длительный, требует многократного и разнообразного повторения, но его необязательно вести сразу и до конца. Процесс обучения составлению сказок можно включить как элемент не только в уроки чтения, но и русского языка, применять больше наглядности, элементы драматизации сказок, используя просмотр театральных спектаклей.

Сделаем выводы.

1. Выделение речевых характеристик героя, словесное рисование – приемы работы, которые способствуют формированию умения выявлять и осмысливать параметры сказочного мира, мотивы сказочного повествования, устанавливать несоответствия между точкой зрения рассказчика и своей читательской.

2. Прием стилистического анализа (подбор синонимов; нахождение зачинов, концовок; выявление глаголов действия) помогает соотносить форму и содержание, определять способы формальной организации традиционного текста.

3. Литературоведческие знания, которые приобретают младшие школьники в процессе чтения народных сказок, используются в творческой работе – стилизации народной сказки (написание детьми собственной сказки, построенной по законам народной) или обработке какой-то сказки и создание авторской.

 

 

Прикрепленные файлы:
Пожалуйста, подождите.
x
×