Методические разработки при составлении ООП по новым ФГОС | Нурисламова Альбина Кабировна. Работа №320982
ФГОС ДО на федеральном уровне определяет, какой должна быть ООП
дошкольной организации, какие условия нужны для ее реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
ООП ДО в соответствии с законодательством представляет комплекс
характеристик дошкольного образования (объем, содержание, целевые ориентиры), а также организационно – педагогических условий и иных компонентов.
НормативноправовойосновойдляразработкиООПДОсучетомПООП
является Закон. ООП ДО разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих комплексных и парциальных программ (ст.12 часть 2 и 3 Закона).
Прежде чем приступить к разработке ООП ДО, необходимо изучить законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие вопросы дошкольного образования и разработку ООП ДО.
Основанием для разработки ООП ДО является исключительно ФГОС ДО.
Примерные ООП ДО после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в федеральный реестр могут быть использованы в качестве ориентира/методического основания для разработки ООП ДО.
ООП ДО разрабатывается в соответствии с требованиями основных
нормативных документов.
Основная образовательная программа дошкольного образования является одним из основных нормативных документов дошкольного образовательного учреждения, регламентирующих его жизнедеятельность.
При разработке ООП ДО нужно учитывать, что программа ориентирована
на всех участников образовательного процесса:
- дети
- родители (законные представители)
- социальные партнеры
- коллектив учреждения
- учредитель, администрация
В соответствии с частью 6 статьи 12 действующего ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации, образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования с учетом ПООП на основе использования авторских комплексных и парциальных программ дошкольного образования.
Таким образом, с момента вступления в силу ФГОС ДО дошкольная
организация обязана обеспечить соответствие своих образовательных программ его требованиям.
ФГОС ДО на федеральном уровне определяет, какой должна быть ООП
дошкольной организации, какие условия нужны для ее реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
ООП ДО в соответствии с законодательством представляет комплекс
характеристик дошкольного образования (объем, содержание, целевые ориентиры), а также организационно – педагогических условий и иных компонентов.
Нормативно правовой основой для разработки ООП ДО с учетом ПООП
является Закон. ООП ДО разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих комплексных и парциальных программ (ст.12 часть 2 и 3 Закона).
Прежде чем приступить к разработке ООП ДО, необходимо изучить законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие вопросы дошкольного образования и разработку ООП ДО.
Основанием для разработки ООП ДО является исключительно ФГОС ДО.
Примерные ООП ДО после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в федеральный реестр могут быть использованы в качестве ориентира/методического основания для разработки ООП ДО.
ООП ДО разрабатывается в соответствии с требованиями основных
нормативных документов.
Основная образовательная программа дошкольного образования является одним из основных нормативных документов дошкольного образовательного учреждения, регламентирующих его жизнедеятельность.
При разработке ООП ДО нужно учитывать, что программа ориентирована
на всех участников образовательного процесса:
дети
родители
(законные
представители)
социальные
партнеры
коллектив
учреждения
учредитель,
администрация
Алгоритм разработки ООП ДО:
Проектирование ООП ДО – достаточно сложный и еще до конца не
отработанный процесс профессиональной деятельности администрации и педагогического коллектива детского сада. Его целесообразно осуществлять в несколько этапов.
1 ЭТАППриступая к проектированию ООП ДО в первую очередь мы должны проанализировать имеющиеся в ДОУ условия: кадровые, материально – технические, психолого- педагогические, финансовые, предметно – развивающую среду с целю определения соответствия требованиям ФГОС.
Задачи этапа:На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей системе работы детского сада, чтобы привести ее в соответствие с требованиями ФГОС» и какой положительный опыт его работы можно использовать.
Анализу подлежат:Анализ
кадровых
условий
предусматривает
укомплектованность
квалифицированными специалистами компетентными в создании условий
для
развития детей.
Требования
к
психолого
–
педагогическим
условиям
также
связаны
с
профессиональной
компетентностью
педагогов.
К
психолго
–
педагогическим
условиям
относится
и
обеспечение
научно
–
методического
сопровождения,
информационной
поддержки самих педагогов.
Особые требования предъявляются к предметно – пространственной среде
главная
функция
которой
обеспечить
максимальную
реализацию
образовательного потенциала детского сада материалами, оборудованием и
инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого
возрастного
этапа.
То
есть
необходимо
создание
оптимальной
материальной
базы
и
комфортной
рабочей
обстановки
для
эффективного
протекая
образовательного процесса.
Актуальным остается и вопрос финансовых условий, позволяющие решать
вопросы финансирования современной
учебно
– материальной базы более
эффективно.
Изучение
нормативно-правовой
основы
разработки
ООП
ДО
.
Результаты этапа.
Результатом анализа должен стать перечень элементов системы, которые нужно либо доработать, либо изменить, а также перечень тех новых идей стандарта, которые предстоит освоить.
ЭТАП:
Приступая к проектированию Основной образовательной программы
необходимо прежде всего, создать рабочую группу для разработки и если нужно внесения изменений и дополнений. Определяем объем предстоящей работы. Рабочая группа знакомиться с ПООП, которая берется за основу разработки Программы.
На основании распоряжения заведующей утверждается состав рабочей
группы, определяется объем предстоящей работы, назначаются ответственные за разработку определенной части программы, сроки выполнения, периодичность встреч. На протяжении периода, определенного в распоряжении члены рабочей группы, нарабатывают материал. Периодически организуются обсуждения, осуществляется корректировка, разрабатываются части ООП ДО. Здесь важная роль отводится заместителю заведующего или старшему воспитателю. Он является главным разработчиком и координатором всей деятельности.
В дальнейшем все части объединяются в один проект и дорабатываются
уже совместно посредствам обсуждения получаемых результатов. Деятельность руководителя заключается в создании оптимальных условий для работы членов рабочей группы, контроле своевременного выполнения планов, регулярном обсуждении получаемых результатов.
ЭТАП
.
Проект ООП ДО обсуждается, дополняется и принимается на
педагогическом совете. Поскольку ООП, как и устав, является нормативно-управленческим документом, регламентирующим образовательную деятельность, утверждается она приказом, подписанным руководителем образовательной организации и вводится в действие.
Структура ООП ДО
В соответствии с п. 2.11 ФГОС ДО программы включает три основных
раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражаются обязательная часть (то, что заложено в примерной программе) и часть, формируемая участниками образовательных отношений, где прописываются особенности каждой ДОО.
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований СтандартаРекомендуемый объем обязательной части – не менее 60 процентов от
общего объема, часть формируемой участниками образовательных отношений – не более 40 процентов. Т.е стандарт дает возможность расширить часть, формируемую участниками образовательных отношений. Таким образом организация получает больше свободы и прав для формирования своей ООП с помощью парциальных программ.
При проектировании ООП ДО нужно руководствоваться:
ФГОС
ДО
ПООП
ДО
СанПиН
Анкеты
родителей
и
педагогов
Методическ
ой
литератур
ой
Нормативны
ми
документ
ами
Целевой раздел ООП ДО
Целевой раздел ООП ДО является концептуальным, поскольку цели
образования выступают системообразующим фактором педагогической системы. Они отражают социальный заказ государства, общества, его различных социальных групп.
Целевой раздел программы должен включать пояснительную записку и
планируемые результаты освоения программы.
В пояснительной записке раскрываются:
цели
и
задачи
реализации
ООП
ДО
;
принципы
и
подходы
к
формированию
ООП
ДО
;
значимые
для
разработки
и
реализации
ООП
ДО
характеристики.
Планируемые результаты:
Планируемые результаты освоения ООП ДО должны быть представлены в виде целевых ориентиров и состоять из двух частей:
в
обязательной
части
их
формулируют
с
учетом
раздела
4
ФГОС
ДО
,
указывают
по
каждой
образовательной
области
и
распределяют
по
возрастной
группе
части,
формируемой
участниками
образовательных
отношений,
указывают
планируемые
результаты
освоения
ООП
ДО
которое
соответствует
содержанию
парциальных
программ,
и
программ
представленных
участниками
образовательных
отношений
Целевой раздел должен содержать не только важные для реализации ООП
характеристики, которые указаны в пояснительной записке, но и Планируемые результаты освоения ООП ДО. Дополняется и конкретизируется описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов и др.).
Чтобы разработать формируемую часть ООП ДО, используют
парциальные программы.
Для выбора парциальных программ изучают потребности родителей и
педагогов. С учетом содержания парциальных программ оформляют планируемые результаты в целевом разделе ООП ДО и прописывают условия в организационном разделе ООП ДО.
Содержательный раздел ООП ДОСодержательный раздел ООП ДО – самый объемный раздел программы, должен включать описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
социально
–
коммуникативному;
речевому
развитию;
познавательному;
физическому;
художественно
–
эстетическому
развитию
,
с
учетом
используемых
вариативных
комплексных
программ
дошкольного
образования
и
методических
пособий,
обеспечивающих
реализацию
данного
содержания;
При разработке этого раздела образовательной программы важно ориентироваться на содержание, обозначенное в ФГОС и содержание комплексной программы, которые выбраны ДОУ и реализуются в образовательном процессе. Описание образовательной области должно быть представлено отдельно для каждого возраста (младенческого, раннего, дошкольного – если они есть в детском саду), т.к. различаются цели, задачи, принципы, направления работы, формы, методы, средства и т.д.
Особенности
взаимодействия
педагогического
коллектива
с
семьями
воспитанников
.
Данный компонент ООП есть в каждом образовательном учреждении. Каждая организация имеет свои традиции. Необходимо использовать имеющийся в данном направлении опыт. Несомненно, что в каждом образовательном учреждении практикуются свои наработанные способы взаимодействия с семьями воспитанников. В образовательной программе прописываются способы взаимодействия, которые отличают конкретное учреждение: использование ИКТ технологий (мультимедиа, фоторамки, видеозаписи и т.д.), проведение интерактивных мероприятий (брифингов, конференций, форумов и т.д.), организация клубов по интересам. Важно, чтобы было не просто перечисление форм взаимодействия, а представление особенностей этого взаимодействия в рамках конкретного учреждения.
Иные характеристики содержания Программы, являются наиболее существенными. В этом разделе по желанию разработчиков образовательной программы фиксируются традиции коллектива, традиции, присущие организации образовательного процесса: проведение фестивалей, конкурсов, ежегодных конференций, существование детских объединений, мероприятия в рамках сетевого взаимодействия ДОУ с другими организациями.
Описание
образовательной
деятельности
по
профессиональной
коррекции
нарушений развития детей
в случае, если эта работа предусмотрена Программой
Содержание коррекционной
работы и/или инклюзивного образования включается в
Программу,
если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями
здоровья.
Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.
Описание
вариативных
форм,
способов,
методов
и
средств
реализации
Программы
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов
.
Возраст детей
Вид деятельности
Младенческий (2 месяца – 1год)
непосредственное
эмоциональное
общение
с
взрослыми;
манипулирование
с
предметами
и
познавательно
–
исследовательские
действия;
восприятие
музыки,
детских
песен
и
стихов;
двигательная
активность
и
тактильно
–
двигательные
игры
Ранний (1 – 3 года)
Предметная
деятельность
и
игры
с
составными
и
динамическими
игрушками;
экспериментирование
с
материалами
и
веществами
(песок,
вода,
тесто)
самообслуживание
и
действия
с
бытовыми
предметами
–
орудиями;
восприятие
смысла
музыки,
сказок,
стихов,
рассматривание
картинок,
двигательная
активность
Дошкольный (3 – 8 лет)
игровая
деятельность,
различные
виды
игр;
коммуникативная
:
общение
и
взаимодействие
с
взрослыми
и
сверстниками;
познавательно –
исследовательская
:
исследование объектов
окружающего мира и экспериментирование с ними, а также
восприятие
художественной
литературы
и
фольклора
изобразительная:
рисование,
лепка,
аппликация
музыкальная
:
восприятие
и
понимание
смысла
музыкальных
произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах;
самообслуживание
и
элементарный
бытовой
труд
(в
помещении
и
на
улице)
конструирование
из
разного
материала,
включая
конструкторы,
модули,
бумагу,
природный
и
иной
материал
- способы и направления поддержки детской инициативы. Учитывая, что основной идеей ФГОС дошкольного образования и соответственно содержания образовательной программы, является идея позитивной социализации, важно зафиксировать возможные и разнообразные формы, методы и способы, направленные на формирование у детей уверенности в себе и своих силах; желания и стремления детей быть успешными и необходимыми; готовности и способности проявлять инициативу и творчество.
Например, в групповых комнатах и приемных, холлах детского сада организуются индивидуальные выставки детских поделок и рисунков; организуются презентации детских проектов, конкурсы авторских стихов и песенок.
Как выделить формируемую часть в содержательном разделе
В содержательном разделе пропишите состав парциальных программ. Количество парциальных программ определите исходя из их объема. Чем больше объем одной парциальной программы, тем меньше их общее количество в составе ООП ДО. Суммарный объем парциальных программ не может превышать 40 процентов от общего объема ООП ДО.
Эта часть Программы может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
-специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
-выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
-сложившиеся традиции Организации или Группы.
Региональный компонент является областью освоения ребенком' мира, где его ценности показаны через культуру, историю своего края. Ребенок осознает, что его малая родина - это часть огромной страны и мира. В его жизни происходят все те ценностные явления, что и на всей Земле. Но, с другой стороны, у ребенка формируется понимание своеобразия той родной страны, где он родился и живет. Он должен знать свои корни, свою предысторию. Свобода выбора регионального содержания дает возможность отражать специфику культуры России.
Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:
описание
материально-технического
обеспечения
программы;
обеспеченность
методическими
материалами
и
средствами
обучения
и
воспитания;
распорядок
и/или
режим
дня;
особенности
традиционных
событий,
праздников,
мероприятий,
т.е.
комплексн
о-
тематическое
планирование
для
каждой
возрастной
группы;
особенности
организации,
развивающей
предметно
пространственной
среды.
Подраздел «Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания».
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания можно представить в виде перечня (списка). К каждой комплексной и парциальной программам авторами составляется свой перечень методических материалов и средств, необходимых для ее реализации. Содержит перечень необходимых для осуществления образовательного процесса программ, технологий, методических пособий в соответствии с целями и задачами ООП ДО. При проектировании данного подраздела важно стремиться к «разумному минимуму», не перегружать образовательный процесс большим количеством программ и пособий, которые невозможно использовать параллельно.
Подраздел «Распорядок/режим дня»Составляется с учетом холодного и теплого периодов года, климатических особенностей региона, в котором реализуются программы. Соответствует требованиям раздела XI СанПиН детского сада.
Органы, осуществляющие контроль в сфере образования, проверяют выполнение требований СанПиН, в том числе в части максимальной нагрузки, поэтому требуется и режим дня, и расписание образовательной деятельности (модель организации образовательного процесса или недельное планирование образовательной деятельности). Для удобства предлагаем включить в расписание общий подсчет (количество периодов НОД; их продолжительность; время, отводимое на прогулку и на самостоятельную деятельность).
Должна быть отражена модель образовательного процесса детского сада, основанная на организованной образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей в центрах (уголках) активности, включающая традиционные для данной дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия, их количество и периодичность; режим двигательной активности. В данном разделе можно разместить режим двигательной активности воспитанников.
Подраздел «Особенности традиционных событий, праздников, мероприятийВ организационном разделе должны быть отражены особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, т.е. годовой план – комплексно-тематическое планирование. В каждой организации постепенно складываются свои традиции, которые важно поддерживать сообществу педагогов, детей и родителей и благодаря которым формируется неповторимый уклад жизни детского сада.
Педагоги коллегиально и совместно с родителями воспитанников должны спланировать проведение таких событий, исходя из особенностей окружающей социокультурной среды и запросов семей. Форма оформления определяется каждым образовательным
учреждением самостоятельно, но необходимо учитывать, что из комплексно- тематического планирования должно быть понятно, когда какую тему проживают воспитанники, какова цель и результат деятельности.
Подраздел «Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды»Еще один пункт, несомненно, занимающий одно из первых мест – особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Структура предметно – пространственной среды детского сада на основе требований ФГОС ДО и рекомендаций Примерной программы.
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Под развивающей предметно пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Основные требования к организации предметно-пространственной развивающей среды обозначены в ФГОС ДО. Есть программы, которые предъявляют особые специальные требования к оснащению развивающей предметно-пространственной среды (например, программа, основанная на методике Монтессори).
А программа «От рождения до школы», по замыслу авторов, при недостатке или отсутствии финансирования может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное: соблюдать подходы к организации пространства, обозначенные в программе.
Авторы комплексной ООП «От рождения до школы» предлагают разные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
В качестве центров развития могут выступать:
уголок
для
сюжетно-ролевых
игр;
уголок
ряжения
(для
театрализованных
игр);
книжный
уголок;
зона
для
настольно-печатных
игр;
выставка
(детского
рисунка,
детского
творчества,
изделий
народных
мастеров
и
т.д.);
уголок
природы
(наблюдений
за
природой);
спортивный
уголок;
уголок
для
игр
с
песком;
уголки
для
разнообразных
видов
самостоятельной
деятельности
детей
–
конструктивной,
изобразительной,
музыкальной
и
др.;
игровой
центр
с
крупными
мягкими
конструкциями
(блоки,
домики,
тоннели
и
пр.)
для
легкого
изменения
игрового
пространства;
и
гровой
уголок
(с
игрушками,
строительным
материалом).
Подраздел «Описание материально технического обеспечения ООП ДО»Описаны помещения, оборудование, средства обучения и воспитания, которые необходимы для реализации образовательно-воспитательной деятельности
В организационном разделе может найти отражение обеспечение условий реализации программы, например, кадровое обеспечение. Требования к кадровым условиям реализации программы «От рождения до школы» включают:
укомплектованность дошкольной образовательной организации руководящими,
педагогическими
и
иными
работниками;
уровень
квалификации
руководящих,
педагогических
и
иных
работников
ДОО;
непрерывность
профессионального
развития
и
повышения
уровня
профессиональной
компетентности
педагогических
работников
ДОО.
Описываем участие детского сада в инновационной и экспериментальной деятельности.
Описываем модели преемственности ДОО и школы, модели взаимодействия с социумом.
Описание дополнительного образования: перечень направлений, график и форма организации дополнительных слуг.
В краткой презентации программы должны быть указаны:
-возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программа организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
- используемые примерные программы;
-характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
В ФГОС ДО не указывается, как должна выглядеть презентация. При этом презентация – обязательная часть ООП ДО, поэтому ее надо распечатать и приложить к программе. Для наглядности рекомендуется оформить презентацию графически, например, в схемах или диаграммах. Ее можно распечатать (презентация Power Point) и разместить на сайте детского сада.
Еще одно небольшое дополнение: о всестороннем развитии ребенка и его позитивной социализации можно будет говорить в том случае, если организовано единое образовательное пространство. Замечательно, если подобная модель присутствует в основной образовательной программе.