Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методические рекомендации для муниципальных и региональных кураторов конкурсов | Палагнюк Татьяна Эдуардовна. Работа №327452

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной работе представлен подробный алгоритм действий педагогов, методистов по организации и проведению муниципальных и региональных этапов Всероссийских конкурсов, даны конкретные рекомендации муниципальным и региональным кураторам конкурсов, рассмотрены наиболее трудные моменты для организаторов и участников этих мероприятий с целью предостеречь их от возможных ошибок, а также изложены критерии оценки и показатели качества проведения муниципальных этапов конкурсов. В конце работы размещен список использованной литературы при подготовке статьи.

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Методические рекомендации по организации и проведению муниципальных и региональных этапов Всероссийских конкурсов детского творчества»

 

 

 

 

 

 

Палагнюк Т.Э.,

методист отдела методической

и организационно-массовой работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск, 2024 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Ребёнок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале магистратуры или бюста в фойе театра. В каждом есть своя искра, которая может зажигать костры счастья и истины, и в каком-нибудь десятом поколении, может быть, заполыхает он пожаром гения и спалит род свой, одарив человечество светом нового солнца»

 

Я.Корчак

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурсные мероприятия, как одна из составляющих системы работы с одарёнными детьми, являются важным компонентом развития таланта, механизмом самовыражения способных и одарённых личностей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте акцентируется внимание на работе содарёнными детьми. И одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы является система поддержки талантливой молодёжи. В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения подрастающего поколения, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась), а также просто способных ребят, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Исходя из этого, на первый план выходит поисково-творческий характер обучения - личностно-развивающая парадигма.

Детское творчество требует одобрения, поощрения и выхода на широкую публику. Доктор психологических наук, много лет изучавший проблемы художественной одарённости детей, А.А.Мелик-Пашаев, исследуя вопрос, в какой мере такая форма проявления творческой деятельности, как конкурс, влияет на уровень и широту детской одарённости, развитие способностей, отмечал, что конкурсы способствуют формированию волевых качеств, артистизма, опыта исполнительского мастерства.

Высшее предназначение и цель каждого конкурсного мероприятия – это выявление, развитие и поддержка одарённых детей, стимулирование творческой активности обучающихся творческих объединений учреждений дополнительного образования, поддержка творчески работающих педагогов, разнообразие форм творческого общения обучающихся и педагогов. Любое мероприятие – это единство, объединенное одной темой. Не будем при этом забывать, что конкурс – не только соревнование, демонстрация способностей и достижений, но и условие обнаружения ошибок и затруднений у конкурсантов, дефицита профессионализма у педагогов. Конкурс может и должен стать частью того образовательного пространства, которое даёт возможность одарённым, мотивированным детям не только проявить себя, но и творчески развиваться вместе с педагогом. Организационно и методически правильное, продуманное конкурсное мероприятие будет приносить ребёнку радость и пользу, создавать развивающую среду и для конкурсанта, и для его педагога.

«Многоступенчатость», то есть наличие этапности при проведении мероприятия, – необходимое условие большинства конкурсов детского творчества. Таким образом, с каждым годом возрастает важность и значимость муниципальных и региональных этапов, их роль в системе выявления молодых дарований. Проведение начальных этапов конкурсов на высоком организационно-методическом уровне гарантирует каждому ребёнку возможность «проявить и применить свой талант», а так же способствует решению одной из основных задач общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: создание условий для развития способностей всех детей и молодёжи, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.

Таким образом, проведение школьных и муниципальных отборочных этапов позволило:

- вовлечь в конкурсное движение большее количество обучающихся;

- уже на начальных этапах конкурса выявлять наиболее одарённых детей;

- оказывать методическую помощь педагогам и участникам конкурсов на уровне отборочных туров;

- повысить качество подготовки обучающихся к финалу;

- оптимизировать условия выступления конкурсантов в финале.

Конкурсы детского творчества имеют различия по форме участия и виду предоставляемой информации (очные или заочные), тематике, направлениям, жанрам, содержанию, продолжительности конкурсного цикла и другим параметрам, но все они проходят по единой схеме, что позволяет выработать определённый алгоритм их организации.

Алгоритм организационно-методического сопровождения конкурсного мероприятия можно условно поделить на 3 этапа: подготовительный, проведение, итоговый.

I этап (подготовительный)

Подготовительный этап актуален как для очной, так и для заочной формы проведения конкурсного мероприятия.

Формирование оргкомитета и творческой группы по подготовке и проведению конкурса – важный организационный момент данного этапа. И первым шагом на пути сопровождения конкурсного мероприятия является именно заседание оргкомитета и творческой группы по организации и проведению конкурса.

Вся дальнейшая работа должна строиться в соответствии с Положением о конкурсе – «паспорте» конкурса, основном документе, содержащем в себе всю информацию о нём. После утверждения Положение не подлежит изменению на весь период конкурсного цикла, и соблюдение его требований обязательно для всех участников.

Если муниципальный конкурс является отборочным этапом регионального, то Положение последнего является образцом для разработки Положения о муниципальном конкурсе, и противоречий между двумя Положениями возникать не должно. В некоторых МО при проведении муниципального этапа допускается расширение возрастных рамок или увеличение количества номинаций. Это возможно, если в Положении о муниципальном конкурсе есть оговорка, что в следующий этап будут представлены работы только тех конкурсантов, которые соответствуют требованиям регионального Положения о конкурсе.

Муниципальный этап конкурса обязательно должен иметь информационную поддержку. Слабая информированность о конкурсных мероприятиях и сроках их проведения по-прежнему остаётся одной из главных проблем в муниципальных образованиях. Из-за отсутствия информации или несвоевременного её получения, прежде всего, страдает уровень организационно-методического сопровождения (не хватает времени на качественную подготовку к проведению конкурса) и количественные показатели участия образовательных организаций муниципальных образований в конкурсном движении (не все образовательные организации и их обучающиеся знают о предстоящем конкурсе). Полномасштабная информационная поддержка конкурса – одно из условий его успешности.

Наиболее доступной формой информационной поддержки является систематическое размещение информации о каждом этапе конкурса на сайте образовательной организации, городском портале и др.

После разработки системы информационной поддержки, необходимо особое внимание обратить на составление плана подготовки и проведения мероприятия. Он составляется в соответствии с алгоритмом организационно-методического сопровождения конкурсного мероприятия и так же делится на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. В плане указываются кадровые и материально-технические ресурсы, необходимые для проведения (работники учреждения, задействованные в проекте, необходимое количество помещений, техническая аппаратура и пр.). После составления плана организаторам необходимо постоянно контролировать сроки и качество выполнения его пунктов.

Далее организуется сбор и систематизация заявок и творческих работ, составляется каталог участников.

По истечении сроков приёма формируются списки участников по номинациям и возрастным группам, составляется общий каталог участников. В каталог вносится информация, содержащаяся в заявках, об участниках и их творческих работах. Каталог может быть разделён на несколько частей по номинациям, жанрам и возрастным группам (в соответствии с Положением о конкурсе). Для удобства регистрации список муниципальных образований формируется по алфавитному принципу. Далее в данном списке также в алфавитном порядке размещаются образовательные учреждения со списком участников.

При приёме творческих работ следует обратить внимание на то, чтобы они соответствовали тематике конкурса и содержали в сопроводительном листе полную и достоверную информацию об участнике. В случае несоответствия работ предъявляемым Положением требованиям оргкомитет имеет право не допустить участника к конкурсу. К работам обязательно прилагается согласие на обработку персональных данных участника.

Работы в номинации «Литературное творчество» имеют особые стандарты оформления. Обычно в Положении указывается требования к оформлению титульного листа, предельно допустимый объём конкурсной работы в страницах печатного текста, размер страницы, поля, размер шрифта и интервала между строками. Данные требования должны быть обязательно соблюдены всеми конкурсантами.

Далее происходит формирование состава жюри и готовятся оценочные листы.

Большинство конфликтных ситуаций на конкурсах связаны с вопросами судейства, поэтому подходить к этому вопросу нужно обдуманно, с особой осторожностью. Критериями отбора для членов жюри должны быть их профессиональная компетентность, образование, опыт практической работы по данному направлению. Компетентность, независимость и открытость – вот те принципы, на которых должна строиться работа жюри конкурса.

Для выработки критериев оценки творческих работ и выступлений организаторы должны опираться на соответствующие критерии во всероссийских положениях о конкурсах. Следует выбрать самые значимые критерии, их количество не должно превышать 3-4, чтобы не затруднять процесс оценки. В оценочные листы заранее вносятся необходимые данные конкурсантов из каталога участников. Качественно подготовленные оценочные ведомости оптимизируют процесс: способствуют консолидации в работе жюри и унификации полученных результатов.

При проведении очного тура конкурса следующим шагом является составление сценария проведения данного мероприятия (церемонии открытия и закрытия, награждения). Сценарий церемонии открытия помимо информационной составляющей может содержать театрализованное действие, которое должно быть логически выстроено в соответствии с законами драматургической композиции и нести в себе определённую смысловую нагрузку для зрителей. Зачастую театрализованное действие связано с тематикой конкурса или памятными историческими датами.

За неделю до проведения основного этапа конкурса проводится ещё одно заседание оргкомитета и творческой группы. На нём обсуждается выполнение плана подготовки, степень готовности ко второму этапу, утверждается программа конкурса, вносятся необходимые коррективы в персональные задания, назначаются даты репетиций.

Немаловажное значение для создания праздничной атмосферы на конкурсном мероприятии имеет художественное оформление сцены и других задействованных помещений. Желательно использовать официальную символику мероприятия, если таковая существует, приветственные лозунги для участников, информационно-рекламную продукцию о конкурсе и пр. Организация выставки творческих работ участников в рамках конкурса помогает решить сразу несколько важных задач: способствует самореализации ребёнка, популяризации детского творчества в целом, выступает как одна из форм постконкурсного сопровождения одарённых детей.

 

II этап (проведение)

При проведении заочного тура конкурса на данном этапе осуществляется оценивание поступивших конкурсных материалов. Результаты работы заносятся членами жюри в персональные оценочные ведомости. При их заполнении эксперт, помимо оценки в баллах по каждому критерию, в графе «Примечание» вправе изложить более подробно своё мнение о творческой работе или выступлении, описать недостатки и достоинства представленного авторского произведения.

Данный процесс оценивания представленных произведений позволяет не только определить победителей и призёров конкурса, но и осуществить отбор наиболее интересных творческих работ для последующих выставочных экспозиций, публикаций в СМИ.

По результатам работы членов жюри организаторы конкурса оформляют итоговый протокол.

При проведении очного этапа организаторам конкурса необходимо уточнить количество участников мероприятия и ещё раз проверить точность информации, поданной в заявках. Данную регистрацию можно осуществлять, как централизовано, в фойе, вестибюле или другом специально отведённом помещении, так и раздельно, по каждой номинации, в местах проведения конкурсных просмотров. Если качественно проведен подготовительный этап, то регистрация участников по заранее подготовленным регистрационным листам будет организованной и не займёт много времени.

Особое внимание следует уделить всестороннему освещению данного мероприятия в СМИ. Приглашение сотрудников теле- и радиокомпаний, журналистов печатных изданий, независимых фотографов и видеооператоров позволит участникам конкурса оценить свою значимость, ценность подготовленных работ, накалит дух соревнования. Кадры, на которых запечатлены ребята, их работы способствуют дальнейшему росту мотивации обучающихся к участию в данном конкурсе.

Затем необходимо провести церемонию открытия конкурса. Она не должна быть продолжительной и утомительной. Главная ее цель– создание позитивного настроя у участников конкурса, формирование атмосферы праздника творчества. В ходе его проведения целесообразно создать все условия для того, чтобы как можно полнее, глубже выявить индивидуальные способности участников, помочь им раскрыть свой творческий потенциал.

Конкурс призван быть не только соревнованием и демонстрацией способностей и достижений, но и условием обнаружения ошибок, затруднений и дефицита профессионализма у педагогов. Поэтому в момент выступления обучающихся в рамках конкурсных мероприятий необходимо создать развивающую среду не только для детей, но и для педагогов.

Заключительным моментом данного этапа конкурса должна явиться церемония закрытия. Это «финальный аккорд» и он должен стать достойным завершением ранее проделанной работы. Сценарий церемонии закрытия также может содержать в себе театрализованное представление, логически завершая и дополняя подобную часть в церемонии открытия.

При проведении заочных конкурсов очень важным условием дальнейшего успешного участия обучающихся в последующих этапах является качественная видео и (или) аудиозапись выступлений в указанных в Положении форматах. К сожалению, нередко видеосъемка, произведенная на оборудовании низкого качества, не позволяет достойно показать все положительные стороны, «изюминки» выступления конкурсанта.

III этап (заключительный)

Затем необходимо оформить заявку на участие в региональном этапе.

Если региональный этап предусматривает заочное участие конкурсантов, то в соответствии с Положением о проведении регионального этапа и заявкой необходимо подготовить и отправить материалы конкурсантов. Если региональный этап предполагает очное участие конкурсантов, то необходимо решить организационные вопросы участия победителей в следующем туре конкурса.

Конкурс, как и любое проведенное мероприятие, требует анализа.

Так как большинство конкурсов носят циклический характер, то окончание одного – начало подготовки к конкурсу следующего года. Поэтому важно критически осмыслить проделанную работу, вычленить то ценное, что необходимо развивать в дальнейшем, отбросить всё неудачное и нежизнеспособное.

Сделать это необходимо на заключительном этапе в ходе проведения итогового заседания оргкомитета и творческой группы, обязательным моментом которого должна явиться рефлексия. Данное мероприятие эффективнее проводить в расширенном составе. Целью его является предоставление организаторам конкурса, участникам творческой группы, всем заинтересованным лицам возможности высказать свою точку зрения по возникшим проблемам, сформулировать либо общее мнение, либо чётко разграничить разные позиции сторон, а также принять решение о дальнейших действиях.

К сожалению, при общей тенденции сокращения нарушений, в организационно-методическом сопровождении конкурса существуют серьёзные проблемы: несоблюдение сроков подачи заявок и несвоевременная отправка конкурсных работ на региональный уровень; несоблюдение сроков и низкое качество отчётности по муниципальному этапу конкурса; предоставление недостоверной информации; отправка работ, несоответствующих тематике и Положению о проведении регионального этапа конкурса; неявка участников на очный региональный отборочный тур. Поэтому при проведении итогового заседания оргкомитета и творческой группы обязательно должно быть акцентировано внимание на все возникшие трудности, дабы в будущем ликвидировать эти недоработки.

Безусловно, необходимым моментом подведения итогов конкурса должна явиться информационная поддержка, то есть размещение репортажа, интервью, информационной статьи об итогах мероприятия на сайтах и в СМИ. Именно это способствует популяризации и пропаганде детского творчества в целом и личных достижений победителей в частности.

Обязательно по мере получения сертификатов и дипломов призеров необходимо организовать церемонию награждения для участников конкурсов. Она может быть специально проведена либо приурочена к праздничным мероприятиям в муниципальном образовании. Главное, чтобы существовала и функционировала муниципальная система вручения наград победителям конкурсов и их педагогам.

 

Типичные ошибки и затруднения при организации и проведении муниципального этапа конкурсов

Отдельно хотелось бы остановиться на наиболее трудных моментах для организаторов и участников конкурса и предостеречь их от типичных ошибок.

 

1. Нарушение Положения о конкурсе.

Основная форма получения информации о конкурсе - Положение. Очень важно внимательно с ним познакомиться и соблюсти все его требования. Это у участников конкурса не всегда получается. Поэтому работе с первичной информацией необходимо уделить особое внимание. Первым шагом должно быть не просто чтение, но и комментирование основных моментов Положения. Каждому ребёнку, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи, должны быть доступны и открыты возможности проявить свои способности, участвуя в конкурсном мероприятии.

 

2. Технические проблемы, связанные с регистрациями на сайтах организаторов, со способами подготовки и отправки работ обучающихся.

Последние годы обязательным условием участия детей во Всероссийских конкурсах является электронная регистрация обучающихся, а иногда и педагогов на сайтах организаторов конкурса. Причем данная регистрация, иногда является многоступенчатой, требующей пристального внимания и полного отсутствия ошибок. К подобной регистрации нужно подходить очень ответственно, так как ее отсутствие или неправильное выполнение не позволяет ребёнку принимать участие в конкурсе.

Также в большинстве Положений о Всероссийских конкурсах, проводимых заочно, указано в каких форматах должны присылаться работы, какого разрешения и какой у них должен быть объем. Исходя из этого, перед отправкой необходимо проверить каждую работу, сохранить ее в требуемом формате с определенным разрешением и определенного объема.

Данное требование в последнее время вызывает большие трудности у педагогов. Многие организаторы конкурсов указывают в Положениях, что работы должны отправляться только с использованием Яндексиск либо cloud.mail.ru/public. Соответственно, обучающиеся вместе с педагогами изначально должны размещать работы в требуемых для отправки форматах.

 

3. Ошибки при оформлении заявок, протоколов, согласий родителей (законных представителей) на обработку персональных данных.

В настоящее время практически во всех Положениях о конкурсах есть приложения, где представлены образцы заявки, протокола и других документов. Но даже наличие образца не позволяет их правильно оформить: в заявках при заполнении допускается огромное количество ошибок и опечаток. Поэтому необходимо внимательно и ответственно подходить к их заполнению: после завершения данной работы нужно тщательно проверять все сведения, включая написание имён и фамилий конкурсантов и педагогов, даты рождения, полного названия образовательной организации на текущий момент времени, указания класса, названия работы, названия исполняемого произведения, фамилии автора, названия номинации, в которой представлена творческая работа, контактной информации.

 

4. Несоответствие нумерации работ в заявке, протоколе и самих присланных работах тоже встречается очень часто. Порядковый номер самой работы, её номер в протоколе и заявке обязательно должны совпадать.

 

5. Недостаточная компетентность членов жюри.

Компетентность, независимость и открытость – вот те принципы, на которых должна строиться работа членов жюри конкурса. Если эти основные правила выполняются, то даже при возникновении недовольства решением жюри, удаётся урегулировать конфликт и избежать разногласий при определении победителей и призёров конкурсного мероприятия. Умозаключения членов жюри, внесенные в графу «Примечание» в оценочных листах, помогут изложить более подробно мнения экспертов о творческой работе или выступлении, описать её недостатки и достоинства. Это позволит аргументировать решение жюри при возникновении спорных и конфликтных ситуаций.

 

6. Отсутствие аналитической работы и рефлексии по окончании конкурса.

К сожалению, аналитическая работа и рефлексия по окончании конкурса – это «слабое звено» в большинстве муниципальных образований. Глубокий анализ мероприятия и его обсуждение на расширенном заседании оргкомитета и творческой группы должны стать обязательными действиями на заключительном этапе организационно-методического сопровождения конкурса. Только так в каждом муниципалитете удастся преодолеть трудности, найти скрытые резервы, повысить качество организации и проведения конкурсных мероприятий.

 

Критерии оценки и показатели качества проведения муниципального этапа конкурса

Основными критериями, которые позволяют оценить качество организации и проведения конкурса, являются:

- количество образовательных учреждений муниципального образования, обучающиеся которых приняли участие в конкурсе, процент от общего количества образовательных учреждений МО, динамика по данному показателю по сравнению с данным конкурсом в предыдущем году;

- количество обучающихся муниципального образования - участников конкурса, процент от общего количества обучающихся в муниципальном образовании, динамика по данному показателю по сравнению с данным конкурсом в предыдущем году;

- степень удовлетворённости участников и их педагогов организацией и содержанием конкурса, динамика по данному показателю по сравнению с данным конкурсом в предыдущем году.

Если по двум первым критериям показатели несложно получить из анализа статистических данных, то для получения данных по последнему критерию (степень удовлетворённости) необходимо проводить опросы, анкетирование.

По итогам конкурса желательно составить сводную таблицу сведений, в которую ежегодно вносятся данные по основным параметрам. Мониторинг позволит выявить положительные и отрицательные моменты, динамику изменений, определить ключевые проблемы и наметить пути их решения.

Таким образом, участие в подобных конкурсах создает условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей, для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, повышения уровня их индивидуальных достижений, уровня владения общепредметными и профессиональными компетенциями. Происходит увеличение количества одаренных детей, занявших призовые места в конкурсных мероприятиях, увеличивается число обучающихся, удовлетворенных своей деятельностью, повышается квалификация педагогов школы, участвующих в работе с одаренными детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список рекомендуемой литературы

Антонова Е.Е.

Психолого

–педагогическое сопровождение одарённого ребёнка как реализация личностно–ориентированного подхода

/

/Одарённый ребёнок -

201

9

.-№3 - с.126

 

Виноградова П.Ю.

Из опыта реализации программы "Внимание: одаренный ребенок!" // Вестн

ик

Всерос

сийской

олимпиады школьников. - 2020

. - № 2 -

с

.32-33.

 

Гилядов

С.Р.

Одаренность: испытание или благо?

 

// Директор шк

олы

- 20

21

. - №2 -

с

.81-84.

 

Казарина В.В.

К вопросу о педагогическом сопровождении одарённых детей// Нач

альная

шк

ола

плюс До и После. - 201

8

. - №5 -

с

.75-78.

 

Корниенко

Е.Р.

и др. Современный подход к обучению одарённых школьников//Одарённый ребёнок. -

201

9

.

-

№3. – с.80

 

Лопатина

И.С.

Одарённость ребёнка:

раскрыть,

понять,

поддерживать//Одарённый ребёнок – 20

2

2.- №3

-

с.122.

 

Лучинкина

А.И.

Интернет как образовательная среда для одарённых детей и подростков //Одарённый ребёнок -

20

20

.-

№3

-

с.83.

 

Ляшко Л.Ю.

Интеллектуально-творческий потенциал России // Одаренный ребенок. - 20

21

. - № 1 – с.10-19.

 

Ляшко Л.Ю.

Система выявления и поддержки одаренных детей в рамках программы "Интеллектуально-творческий потенциал России" // Исследоват

ельская

работа школьников. - 20

20

. - № 1 -

с

.5-14.

 

Методология и методы психолого-педагогической диагностики одаренности: учебно-методическое пособие // Сост. Е.Е.

Мерзон

, А.Н. Панфилов, В.М. Панфилова, О.М.

Штерц

. — Елабуга: Изд-во Елабужского института КФУ, 2014. — 522 с.

 

Недобежкина

М.И.

Развитие одарённости через исследовательскую деятельность. //Одарённый ребёнок -

20

21

.

-

№2

-

с.79.

 

12.Николаева Л.И.Развитие творческой одаренности и научно-исследовательская деятельность // Образование в современной школе - 2020. - № 9 - с.45-47.

 

13.Рогова И.П. Одарённость школьника и формы исследовательской деятельности // Школьное планирование. - 2019. - № 1 - с.67-74.

 

14.Смирнов А.А. Дистанционные технологии в работе с одарёнными детьми
// Методист. - 2022. - № 1 - с.17-19.

15.Смирнова С.А. Программа повышения квалификации учителя, работающего с одарёнными детьми. // Одарённый ребёнок. - 2021. - № 2 – с.32-34.

 

16.Стасенко Н.П. Работа с одаренными детьми в современной школе // Одаренный ребенок. - 2020. - № 1 - с.73-76.

 

17.Степанова Н.В. Окружной фестиваль педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"// Вестник Всероссийской олимпиады школьников. - 2020. - № 2 - с.26-28.

 

18.ТулуповаО.В.,Ковкина И.В. Организационно-методические аспекты работы с одаренными детьми в условиях учреждения дополнительного образования детей //Методист- 2019 - №1- с.10-14.

 

19.Федоровская Е.О. Дар игры. Роль игры в развитии творческого потенциала ребенка // Одаренный ребенок. 2019. - № 1 - с.20-28.

 

20.Шартдинова Л.Г. Проектная работа с одарёнными детьми //Одарённыйребёнок -2022. - №2 - с.93.

 

21.Шустова О.А.Работа с одаренными и мотивированными детьми // Образование в современной школе - 2022. - №7 - с.8-13.


 

 


 





 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×