Методические рекомендации для практических работ. Информатика в СПО. | Карцев Александр Викторович. Работа №325189
Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ОГБОУ СПО Ульяновского техникума железнодорожного транспорта по специальности 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (базовой подготовки) в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Методические указания по выполнению практических работ адресованы обучающимся очной формы обучения.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы обучающихся и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.
Методические указания снабжены инструкцией по технике безопасности при выполнении работ.
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ульяновский техникум
железнодорожного транспорта
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
ДИСЦИПЛИНА ИНФОРМАТИКА
профессиональный цикл
технический профиль
специальность: 190623 Техническая эксплуатация
подвижного состава железных дорог
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Ульяновск, 2022 г.
Составитель: Карцев А.В, преподаватель ОГБОУ СПО Ульяновского техникума железнодорожного транспорта.
Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ОГБОУ СПО Ульяновского техникума железнодорожного транспорта по специальности 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (базовой подготовки) в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Методические указания по выполнению практических работ адресованы обучающимся очной формы обучения.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы обучающихся и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.
Методические указания снабжены инструкцией по технике безопасности при выполнении работ.
СОДЕРЖАНИЕ
№
Название практических работ
страницы
Введение
4
Инструкция по охране труда и технике безопасности при выполнении практических работ
5
1
Работа с системами счисления.
7
2
Технологии обработки информации.
10
3
Запись информации на диск. Создание мультизагрузочного диска.
13
4
Хранение информации на съемных носителях
16
5
Настройка пользовательского интерфейса.
18
6
Стандартные программы.
20
7
Создание и редактирование документов.
23
Методика анализа результатов, полученных в ходе практической работы
26
Порядок выполнения отчета по практической работе
27
Шаблон отчета по практической работе (Приложение 1)
28
Образец заполнения отчета по практической работе (Приложение 2)
29
Введение
УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!
Методические указания по дисциплине ИНФОРМАТИКА для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на практических занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя.
Желаем Вам успехов!!!
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда и технике безопасности при выполнении практических работ
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Выполнение работ на ПК сопутствуют следующие вредные производственные
факторы:
− возможность поражения электрическим током;
− статическое электричество;
− неудовлетворительный микроклимат;
− недостаточная освещенность;
− психо – эмоциональное напряжение.
1.2 Организация рабочих мест производится в соответствии с инструкцией
Госкомсанэпиднадзора России СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 Гигиенические
требования к видео дисплейным терминалам, персональным электронно –
вычислительным машинам и организации работы: Санитарные правила и нормы
1.3 К работе с компьютерами допускаются лица, прошедшие инструктаж на рабочем
месте по соблюдению правил безопасности и охране труда.
1.4 В дальнейшем инструктаж по ТБ проводится ежедневно.
1.5 Для работающих обязательно строгое соблюдение правил внутреннего распорядка
техникума, а также правил поведения в компьютерном классе.
1.6 Невыполнение требований настоящей инструкции является нарушением трудовой
и учебной дисциплины. Виновные в ее нарушении несут ответственность по
действующему законодательству и уставу техникума.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
2.1 Приведите в порядок рабочее место: уберите все, не относящиеся к работе предметы, и внешним осмотром убедитесь в отсутствии повреждений изоляции и перекручивании соединительных кабелей и соединительной арматуры (вилок, разъемов).
2.2 Проверьте заземление розеток и исправность сетевых фильтров электропитания.
2.3 Располагайте монитор так, чтобы окно помещения находилось под прямым углом к
экрану, а если это невозможно, то зашторьте окно.
2.4 Рекомендуемая продолжительность работы за компьютером не более 4 часов в
день – учтите это обстоятельство при планировании своей работы.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
3.1 Не передвигайте по столу без необходимости системный блок, монитор.
3.2 Не подключайте мышь, принтер и другие устройства при включенном
компьютере.
3.3 Не работайте на компьютере с мокрыми руками.
3.4 Запрещается оставлять включенные ПК без присмотра.
3.5 При выполнении работ будьте внимательны, не отвлекайтесь посторонними
делами, разговорами и не отвлекайте других.
3.6 Рекомендуется, чтобы при работе расстояние от глаз до монитора было не менее
50 см. Центр монитора должен находиться на 20 градусов ниже уровня глаз.
3.7 Через каждый час работы за компьютером делайте небольшой перерыв, во время
которого полезно выполнить специальный комплекс упражнений для глаз и мышц
тела.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
4.1 В случае обнаружения неисправности оборудования, немедленно сообщите об
этом преподавателю.
4.2 При обнаружении во время работы нарушения целостности кабелей, при малейшем
ощущении воздействия электрического тока, появлении запаха гари или
необычных звуков нужно немедленно выключить компьютер и сообщить об этом
преподавателю.
4.3 При резком изменении напряжения или его полном отключении в классе должны
сработать сетевые фильтры и пакетный выключатель. После их срабатывания
необходимо убедиться в исправности электропитания и снова включить ПК.
4.4 Если у Вас есть источник бесперебойного электропитания, то у Вас есть время для
завершения работы программ и выключения компьютера в установленном порядке.
4.5 При возгорании пользоваться инструкцией по пожарной безопасности.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
5.1 Перед выключением компьютера нужно убедиться, что никаких активных действий
не выполняется: отсутствует печать на принтере и не происходит операций с дисками.
5.2 Порядок выключения компьютера:
− выйти из ОС Windows и дождаться разрешения на выключение ПК;
− выключить все внешние дополнительные устройства;
− выключить монитор;
− выключить системный блок;
− привести в порядок рабочее место.
Студенты, нарушившие требования техники безопасности, привлекаются к дисциплинарной ответственности!
Раздел 1. Автоматизированная обработка информации
Тема 1. Информация и информатика
Практическая работа
Работа с системами счисления
Учебная цель:
Научиться переводить числа из одной системы счисления в другую
Учебные задачи:
1. Перевести заданные десятичные числа в двоичную систему счисления
2. Перевести заданные двоичные числа в десятичную систему счисления.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Обучающийся должен
уметь:
использовать изученные прикладные программные средства.
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
базовые системные продукты и пакеты прикладных программ.
Задачи практической работы:
Повторить теоретический материал по теме лабораторной работы.
Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Выполнить задания по определению показателей качества топлив.
Выполнить задание по определению величины плотности топлив
Оформить отчет.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Учебно-методическая литература:
- Горбатова О.В. Информатика. М.: ГОУ УМЦ ЖДТ, 2009.
- Гаврилов М. В., Спрожецкая Н. В. Информатика. М.: Гардарики, 2009
2. Справочная литература:
- Монахов М.Ю., Солодов С.Л., Монахова Г.Е. Учимся проектировать
на компьютере. Элективный курс: Практикум. М.: БИНОМ, 2010
3. Персональные компьютеры- рабочие станции- по количестыу обучающихся, раздаточные материалы (карточки-задания – 6 комплектов по 5 вариантов).
4. Рабочая тетрадь обычная, в клетку.
5. Тетрадь для практических работ в клетку.
6. Ручка.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
Для ознакомления с системами счисления Вам необходимо:
используя полученные ранее знания, перевести заданные числа из заданной в указанную систему счисления;
Позиционные системы исчисления
Основой системы исчисления называется число, означающее, во сколько раз единица следующего разряда больше чем единица предыдущего. Основой десятичной системы является число десять.
Общеупотребительной формой записи числа является сокращенная форма записи разложения по степеням основы системы исчисления, например:
130678=1*105+3*104+0*103+6*102+7*101+8
Здесь 10 служит основой системы исчисления, а показатель степени - это номер позиции цифры в записи числа (нумерация ведется слева на право, начиная с нуля).
Более распространенной для представления чисел в памяти компьютера является двоичная система исчисления. Для изображения чисел в этой системе необходимо две цифры: 0 и 1, то есть достаточно двух стойких состояний физических элементов. Эта система близка к оптимальной по экономичности.
1111002=1*25+1*24+1*23+1*22+0*21+0*20
Произведём преобразование. Чтобы преобразовать число в десятичном виде к двоичному, нам нужно будет делить всё время на два и смотреть на остаток от деления. Возьмём число 33.
33: 2 = 16 остаток 1;
16: 2 = 8 остаток 0;
8: 2 = 4 остаток 0;
4: 2 = 2 остаток 0;
2: 2 = 1 остаток 0;
1: 2 = 0 остаток 1;
Записываем результат снизу вверх!!! Получили1000012.
Таблица значений степени 2
Степень
Значение
Степень
Значение
Степень
Значение
Степень
Значение
0
1
5
32
10
1024
15
32768
1
2
6
64
11
2048
16
65536
2
4
7
128
12
4096
17
131072
3
8
8
256
13
8192
18
262144
4
16
9
512
14
16384
19
524288
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
Какие расчеты необходимо провести для перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную?
Какие расчеты необходимо провести для перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную?
Что такое основание системы счисления?
Задания для практического занятия:
1. Перевести заданные десятичные числа в двоичную систему счисления
2. Перевести заданные двоичные числа в десятичную систему счисления.
Инструкция по выполнению практической работы
Произведите пошаговый расчет.
Произведите деление десятичных чисел по приведенному в учебно-методических материалах алгоритму
Произведите преобразование двоичных чисел по приведенному в учебно-методических материалах алгоритму
Проверьте результаты с помощью программы Калькулятор/Программист.
Выполните последовательность команд Пуск/программы/ стандартные/калькулятор//вид/программист
Проверьте полученный результат посредством калькулятора.
Заполните полученными результатами раздаточный материал.
Заполните отчет о практической работе по шаблону (приложение 1) в тетради для практических работ по образцу (приложение 2).
Раздел 1 Автоматизированная обработка информации
Тема 1.3. Технологии обработки информации
Практическая работа № 2.
Технологии обработки информации
Учебная цель:
1. Научиться проводить различные операции обработки информации.
Учебные задачи:
1. Собрать запрошенную информацию.
2. Обработать запрошенную информацию.
3. Передать обработанную информацию.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Обучающийся должен
уметь:
использовать изученные прикладные программные средства.
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
базовые системные продукты и пакеты прикладных программ.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Учебно-методическая литература:
- Горбатова О.В. Информатика. М.: ГОУ УМЦ ЖДТ, 2009.
- Гаврилов М. В., Спрожецкая Н. В. Информатика. М.: Гардарики, 2009
2. Справочная литература:
- Монахов М.Ю., Солодов С.Л., Монахова Г.Е. Учимся проектировать
на компьютере. Элективный курс: Практикум. М.: БИНОМ, 2010
3. Персональные компьютеры- рабочие станции- по количестыу обучающихся, раздаточные материалы (карточки-задания – 6 комплектов по 5 вариантов).
4. Рабочая тетрадь обычная, в клетку.
5. Тетрадь для практических работ в клетку.
6. Ручка.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
Технологический процесс обработки информации может включать в свой состав следующие операции (действия):
1.Сбор данных, информации, знаний. Эта операция представляет собой процесс регистрации, фиксации, записи детальной информации (данных, знаний) о событиях, объектах (реальных и абстрактных) связях, признаках и соответствующих действиях. При этом иногда выделяют в отдельные операции "сбор данных и информации" и "сбор знаний". Сбор данных и информации - это процесс идентификации и получения данных от различных источников, группирования полученных данных и представления их в форме, необходимой для ввода в ЭВМ. Сбор знаний - это получение информации о предметной области от специалистов - экспертов и представления ее в форме, необходимой для записи в базу знаний.
2.Обработка данных, информации, знаний. Обработка - понятие достаточно широкое и очень часто включает в себя несколько взаимосвязанных более мелких операций. К обработке могут относить такие операции как проведение расчетов, выборка, поиск, объединение, слияние, сортировка, фильтрация и т.д. Важно помнить, что обработка представляет собой систематическое выполнение операций над данными, процесс преобразования, вычисления, анализа и синтеза любых форм данных, информации и знаний посредством систематического выполнения операций над ними. При определении такой операции как "обработка", также выделяют "обработку данных", "обработку информации", "обработку знаний". Обработка данных представляет собой процесс управления данными (цифры, символы и буквы) и преобразования их в информацию. Обработка информации представляет собой переработку информации определенного типа (текстовый, звуковой, графический и др.) и преобразования ее в информацию другого определенного типа. Так, например, принято различать обработку текстовой информации, обработку изображений (графики, фото, видео и мультипликация), обработку звуковой информации (речь, музыка, другие звуковые сигналы). Однако, использование новейших современных технологий обеспечивает комплексное представление и одновременную обработку информации любого вида (текст, графика, аудио-, видео-, мультипликация), ее преобразование и вывод в текстовом, видео-, аудио- и мультипликационном формате. Понятие обработки знаний связано с понятием экспертных систем (или систем искусственного интеллекта), позволяющих на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение и дать рекомендацию по выбору действия.
3.Генерация данных, информации, знаний. Данная операция технологического процесса представляет собой процесс организации, реорганизации и преобразования данных (информации, знаний) в требуемую пользователем форму, в том числе и путем ее обработки. Например, процесс получения форматированных отчетов (документов).
4.Хранение данных, информации, знаний. Операция представляет собой процессы накопления, размещения, выработки и копирования данных (информации, знаний) для дальнейшего их использования (обработки и/или передачи).
5.Передача данных, информации, знаний. Указанная операция - это процесс распространения данных (информации, знаний) среди пользователей с применением посредством средств и систем коммуникаций путем перемещения (пересылки) данных от источника (отправителя) к приемнику (получателю).
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
Что означает термин Сбор информации ?
Что означает термин Обработка информации?
Что означает термин Генерация информации ?
Что означает термин Хранение информации ?
Что означает термин Передача информации ?
В чем различие между сбором и генерацией информации?
Задания для практического занятия :
1. Собрать запрошенную информацию.
2. Обработать запрошенную информацию.
3. Передать обработанную информацию.
Инструкция по выполнению практической работы
Выполните последовательность команд Пуск/программы/ Internet Explorer
В адресной строке введите адрес сайта, предложенного преподавателем.
Выполните поиск и копирование в документ WORDPAD запрошенной информации на сайте.
Систематизируйте информацию согласно запроса преподавателя.
Сгенерируйте недостающую информацию.
Сохраните полученную информацию.
Передайте результат преподавателю по локальной сети.
Заполните отчет о практической работе по шаблону (приложение 1) в тетради для практических работ по образцу (приложение 2).
Раздел 2. Функционально-структурная организация персонального компьютера
Тема 2.2. Виды хранения и передачи информации
Практическая работа № 3
Запись информации на диск. Создание мультизагрузочного диска.
Учебная цель:
1. Научиться записывать информацию на диск, создавать мультизагрузочный диск.
Учебные задачи:
1. Создать меню мультизагрузки.
2. Записать информацию на диск.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Обучающийся должен
уметь:
использовать изученные прикладные программные средства.
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
базовые системные продукты и пакеты прикладных программ.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Учебно-методическая литература:
- Горбатова О.В. Информатика. М.: ГОУ УМЦ ЖДТ, 2009.
- Гаврилов М. В., Спрожецкая Н. В. Информатика. М.: Гардарики, 2009
2. Справочная литература:
- Монахов М.Ю., Солодов С.Л., Монахова Г.Е. Учимся проектировать
на компьютере. Элективный курс: Практикум. М.: БИНОМ, 2010
3. Персональные компьютеры- рабочие станции- по количестыу обучающихся, раздаточные материалы (карточки-задания – 6 комплектов по 5 вариантов).
4. Рабочая тетрадь обычная, в клетку.
5. Тетрадь для практических работ в клетку.
6. Ручка.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
Запись информации на диск. Выделите файлы и папки, которые хотите записать на пустой CD диск. Скопируйте их. Это значит нажмите правую кнопку мыши на любом из выделенных файлов или папок и в появившемся списке нажмите на пункт "Копировать".
Вставьте пустой диск в дисковод. Откройте диск на компьютере. Для этого нужно открыть "Мой компьютер" в нем открыть CD/DVD дисковод.
Щелкните правой кнопкой мыши по пустому месту и нажмите на пункт "Вставить".
Файлы и папки, которые Вы скопировали, вставились на диск. Но это еще не значит, что они уже записаны на диск. Для того чтобы записать эти файлы и папки на пустой диск, нужно нажать правую кнопку мыши на пустом месте из списка выбрать пункт "Записать файлы на компакт-диск".
Откроется окошко "Мастер записи компакт-дисков". Можете напечатать название для диска в поле Имя компакт-диска, но это необязательно. Нажмите кнопку "Далее" и ждите. Когда диск запишется (зеленая полоска заполнится и пропадет), откроется новое окошко, в котором нужно нажать кнопку "Готово". Записанный диск извлечется из компьютера. Таким образом, компьютер нам говорит, что запись прошла удачно, и диском уже можно пользоваться.
Мультизагрузочный диск - диск, загрузка которого осуществляется посредством "BIOS", а не оперативной системы "Windows". Его работа осуществляется посредством выставленных параметров в системе "BIOS", особых установок производить не нужно. Установить нужно лишь единственное значение: "загрузка системы с привода", им может быть CD-Rom, DVD-Rom, Blue-Ray-Rom и другие, какие могут быть. Затем сохранить настройку "BIOS" клавишей "F10", что значит "сохранение параметров и перезагрузка", при этом в дисководе должен присутствовать мультизагрузочный диск.
Если диск является тем, чем он должен быть, то он сразу себя обнаружит - начнётся загрузка процесса установки или переустановки ОС "Windows", что называется "загрузка из-под BIOS", поэтому такой диск ещё определяют как "установочный" либо "загрузочный". Также такой диск имеет запуск из-под ОС "Windows", а потому и носит название мультизагрузочный.
В другом случае, в случае не обнаружения мультизагрузочного диска, система "BIOS" станет выдавать запрос, либо один из коротких отчётов, в зависимости от материнской платы и версии, так как, от неё зависит, какой тип системы "BIOS" установлен - потому у всех по-разному, что-то в роде: "Disc not detected...", "CD-ROM...", "Please insert bootable disc or restart your system..." и так далее - диск не будет являться мультизагрузочным - система его не заметит.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
Что означает термин Загрузочный диск ?
В чем разница между обычным и загрузочным диском?
Какими программными средствами можно записать загрузочный диск ?
Как проверить, действительно ли данный диск является загрузочным ?
Что означает термин Мультизагрузка ?
Задания для практического занятия :
1. Записать информацию на CD-RW.
2. Стереть CD-RW.
3. Записать загрузочный диск.
4. Проверить работоспособность загрузочного диска.
Инструкция по выполнению практической работы
Вставьте диск в DVD-привод
Выполните последовательность команд Пуск/Компьютер/DVD-RW дисковод.
Переместите записываемые файлы в открывшуюся папку..
Раскройте контекстное меню (щелчок правой кнопкой мыши), выбрать Записать файлы на диск.
Выполните последовательность команд Пуск/Компьютер/DVD-RW дисковод.
Раскройте контекстное меню (щелчок правой кнопкой мыши), выбрать Стереть этот CD-RW диск.
Выполните последовательность команд Пуск/Nero/Записать мультизагрузочный диск.
Выполните требования Мастера записи дисков.
Проверьте работоспособность записанного диска.
Заполните отчет о практической работе по шаблону (приложение 1) в тетради для практических работ по образцу (приложение 2).
Раздел 2. Функционально-структурная организация персонального компьютера
Тема 2.2. Виды хранения и передачи информации
Практическая работа № 4
Хранение информации на съемных носителях.
Учебная цель:
1. Научиться записывать информацию на flash диск.
Учебные задачи:
1. Определить характеристики flash диска.
2. Форматировать flash диск..
3. Записать информацию на flash диск.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Обучающийся должен
уметь:
использовать изученные прикладные программные средства.
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
базовые системные продукты и пакеты прикладных программ.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Учебно-методическая литература:
- Горбатова О.В. Информатика. М.: ГОУ УМЦ ЖДТ, 2009.
- Гаврилов М. В., Спрожецкая Н. В. Информатика. М.: Гардарики, 2009
2. Справочная литература:
- Монахов М.Ю., Солодов С.Л., Монахова Г.Е. Учимся проектировать
на компьютере. Элективный курс: Практикум. М.: БИНОМ, 2010
3. Персональные компьютеры- рабочие станции- по количестыу обучающихся, раздаточные материалы (карточки-задания – 6 комплектов по 5 вариантов).
4. Рабочая тетрадь обычная, в клетку.
5. Тетрадь для практических работ в клетку.
6. Ручка.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
Носитель информации– это физическая среда, непосредственно хранящая информацию. Память человека можно назвать оперативной памятью. Заученные знания воспроизводятся человеком мгновенно. Собственную память мы еще можем назвать внутренней памятью, поскольку ее носитель – мозг – находится внутри нас.
Все прочие виды носителей информации можно назвать внешними (по отношению к человеку): дерево, папирус, бумага и т.д.Хранилище информации- это определенным образом организованная информация на внешних носителях, предназначенная для длительного хранения и постоянного использования (например, архивы документов, библиотеки, картотеки). Основной информационной единицей хранилища является определенный физический документ: анкета, книга и др. Под организацией хранилища понимается наличие определенной структуры, т.е. упорядоченность, классификация хранимых документов для удобства работы с ними.
Основные свойства хранилища информации: объем хранимой информации, надежность хранения, время доступа (т.е. время поиска нужных сведений), наличие защиты информации.
Информацию, хранимую на устройствах компьютерной памяти, принято называтьданными. Организованные хранилища данных на устройствах внешней памяти компьютера принято называть базами и банками данных.
Хранение информации.
Носители информации:
ОЗУ компьютера (оперативная память)
Гибкие диски3,5”
Оптические дискиCD,DVDи др.
Жёсткие диски
Переносные запоминающие устройства –flashи др.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
Что означает термин flash ?
В чем разница между оптическим и flash диском?
Какими программными средствами можно записать flash диск ?
Как проверить, действительно ли данный flash диск содержит требуемую информацию ?
Задания для практического занятия :
1.Определить размер flash диска.
2. Записать информацию на flash диск.
3. Проверить наличие информации на flash диске.
4. Скопировать информацию с flash диска на компьютер.
5. Форматировать flash диск..
Инструкция по выполнению практической работы
Вставьте диск в USB разъем.
Выполните последовательность команд Пуск/Компьютер/Съемный диск
Просмотрите объем flash диска.
Переместить записываемые файлы в открывшуюся папку.
Выполните последовательность команд Пуск/Компьютер/ Съемный диск
Раскройте папку, проверьте наличие файлов.
Копируйте требуемые файлы на ПК.
Выполните последовательность команд Пуск/Компьютер
Раскройте контекстное меню (щелчок правой кнопкой мыши на значке Съемный диск ), выбрать Форматировать диск, в предупреждении подтвердить форматирование диска.
Проверьте работоспособность форматированного диска.
Заполните отчет о практической работе по шаблону (приложение 1) в тетради для практических работ по образцу (приложение 2).
Раздел 3. Программное обеспечение ВТ
Тема 3.1. Операционные системы и оболочки
Практическая работа № 5
Настройка пользовательского интерфейса.
Учебная цель:
1. Научиться настраивать среду ОС Windows.
Учебные задачи:
1. Определить основные элементы интерфейса.
2. Очистить Рабочий стол.
3. Создать требуемые значки и ярлыки на Рабочем столе.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Обучающийся должен
уметь:
использовать изученные прикладные программные средства.
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
базовые системные продукты и пакеты прикладных программ.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Учебно-методическая литература:
- Горбатова О.В. Информатика. М.: ГОУ УМЦ ЖДТ, 2009.
- Гаврилов М. В., Спрожецкая Н. В. Информатика. М.: Гардарики, 2009
2. Справочная литература:
- Монахов М.Ю., Солодов С.Л., Монахова Г.Е. Учимся проектировать
на компьютере. Элективный курс: Практикум. М.: БИНОМ, 2010
3. Персональные компьютеры- рабочие станции- по количествуу обучающихся, раздаточные материалы (карточки-задания – 6 комплектов по 5 вариантов).
4. Рабочая тетрадь обычная, в клетку.
5. Тетрадь для практических работ в клетку.
6. Ручка.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
Одной из главных частей ОС является интерфейс — универсальный механизм управления любым приложением ОС, независимо от его назначения и предметной области. Интерфейс является удобная оболочкой, с которой общается пользователь. Существуют аппаратный, программный и пользовательский интерфейсы.
Пользовательский интерфейс – методы и средства взаимодействия человека с аппаратными программными средствами.
Основные элементы пользовательского интерфейса Windows – рабочий стол, окна объектов, меню и диалоговые окна; вспомогательные – панели инструментов, пиктограммы, строки состояния, полосы прокрутки, линейки и т.п.
Операционная система должна предоставлять пользовательский интерфейс. Как минимум она должна предоставлять командную оболочку (shell), которая дает пользователю возможность тем или иным способом запустить его прикладную программу. Однако в некоторых случаях, например, во встраиваемых контроллерах и других специализированных приложениях, такая оболочка может отсутствовать. При этом либо система вообще функционирует без вмешательства человека, либо пользователь работает только с одной прикладной программой.
Кроме того, ОС часто предоставляют средства - разделяемые библиотеки, серверы и т.д. для реализации графического пользовательского интерфейса прикладными программами. Часто, оказывается, сложно провести границу между ядром ОС и этими средствами, особенно если стандартная оболочка ОС реализована с их использованием. В некоторых системах, например в MS Windows 3.x и MacOS, практически все ядро состоит из средств реализации графического интерфейса.
Задания для практического занятия :
1. Определить основные элементы интерфейса.
2. Очистить Рабочий стол.
3. Создать требуемые значки и ярлыки на Рабочем столе.
Инструкция по выполнению практической работы
Удалите все значки рабочего стола, кроме корзины.
Нажмите кнопку Пуск
Запишите в тетради под пунктом 1 : При нажатии кнопки пуск мы видим следующие папки и программы 6 ( все перечислить через запятую).
Создайте на рабочем столе значок Компьютер ( Пуск/ (клик правой клавишей на Компьютер/ отображать на рабочем столе. Запись в тетради под пунктом 2 Пошагово опишите процедуру.
Создайте на рабочем столе значок Документы. ( Пуск/ (клик правой клавишей на Документы/ отправить/ Рабочий стол (создать ярлык)) Запись в тетради под пунктом 3 Пошагово опишите процедуру.
Создайте на рабочем столе значок Изображения. Запись в тетради под пунктом 4 Пошагово опишите процедуру.
Создайте на рабочем столе значок Музыка. Запись в тетради под пунктом 5 Пошагово опишите процедуру.
На поверхности рабочего стола кликните правой клавишей мыши. Запись в тетради под пунктом 6 опишите меню.
Меню вид. Запись в тетради под пунктом 7 Опишите функции подменю : Крупные, Обычные, Мелкие значки..
Меню сортировка. Запись в тетради под пунктом 8 Опишите функции подменю: Имя, размер, тип элемента, дата изменения.
Меню создать. Запись в тетради под пунктом 9 Опишите функции подменю: папку, ярлык, рисунок, документ.
Запись в тетради под пунктом 10 Выводы. В результате выполнения практической работы я научился:
Раздел 3. Программное обеспечение ВТ
Тема 3.2 Программное обеспечение персонального компьютера
Практическая работа № 6
Стандартные программы.
Учебная цель:
1. Научиться работать с пакетом стандартных программ ОС Windows.
Учебные задачи:
1. Определить основные функции программы Блокнот.
2. Определить основные функции программы Paint .
3. Определить основные функции программы WordPad.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Обучающийся должен
уметь:
использовать изученные прикладные программные средства.
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
базовые системные продукты и пакеты прикладных программ.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Учебно-методическая литература:
- Горбатова О.В. Информатика. М.: ГОУ УМЦ ЖДТ, 2009.
- Гаврилов М. В., Спрожецкая Н. В. Информатика. М.: Гардарики, 2009
2. Справочная литература:
- Монахов М.Ю., Солодов С.Л., Монахова Г.Е. Учимся проектировать
на компьютере. Элективный курс: Практикум. М.: БИНОМ, 2010
3. Персональные компьютеры- рабочие станции- по количестыу обучающихся, раздаточные материалы (карточки-задания – 6 комплектов по 5 вариантов).
4. Рабочая тетрадь обычная, в клетку.
5. Тетрадь для практических работ в клетку.
6. Ручка.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
1. Стандартные программы Windows
Стандартные программы Windows являются небольшими и относительно простыми программами, которые входят как обязательные компоненты в состав стандартной поставки Windows. В комплект стандартных программ входят следующие приложения:
Блокнот.
Paint.
WordPad.
2. Блокнот
Блокнот – это упрощенный текстовый редактор, предназначенный для создания небольших заметок и редактирования текста в формате *.txt. Для его открытия нужно выполнить команду:
Пуск /Стандартные/ Блокнот
Блокнот позволяет создавать и редактировать текстовые файлы не требующие форматирования и не превышающие по размеру 64 Кбайта. Содержимое Блокнота можно выводить на печать.
В Блокноте ( в Windows XP ) существует удобный и простой режим протоколирования событий. Если в начале документа напечатать команду:
. LOG,
то при каждом открытии этого документа в конце его будет автоматически добавляться строка, содержащая текущее время и дату.
3. Графический редактор Paint
Графический редактор Paint позволяет создавать цветные графические изображения, которые можно использовать в документах или в качестве обоев Windows.
Для запуска программы Paint нужно выполнить команду:
Пуск/ Все программы/ Стандартные/ Paint.
Откроется окно диалога, в котором можно создавать графические изображения.
Окно программы Paint
Окно программы Paint содержит строку заголовка, строку меню, панель инструментов, панель толщины линий, палитру, рабочее поле, строку состояния, полосы прокрутки.
Панель инструментов. Расположена слева вверху окна и включает в себя 16 инструментов в виде значков. При подведении к инструменту указателя мыши, появляется всплывающая подсказка о назначении инструмента. При этом в строке состояния указывается функция, выполняемая инструментом.
Панель толщины линий. Находится под панелью инструментов и позволяет изменять толщину вычерчиваемых линий, а также толщину контура нарисованных объектов.
Палитра. Располагается слева внизу окна и содержит 28 различных цветов. В палитре слева имеется два перекрывающихся квадрата. Верхний квадрат указывает основной цвет ( цвет контура объекта ), а нижний квадрат указывает цвет фона, который является цветом заливки, если рисуется закрашенный объект.
Для задания основного цвета, надо указать на нужный цвет палитры и щёлкнуть левой кнопкой. Чтобы задать цвет фона, нужно указать на желаемый цвет палитры и щёлкнуть правой кнопкой.
Создание рисунков
Для создания рисунков нужно реализовать команду:
Справка/ Вызов справки
Изучив справку, выполнить рисование карандашом, следующих объектов:
Прямой.
Произвольной линии.
Кривой.
Эллипса и круга.
Прямоугольника и квадрата.
Многоугольника.
4. Текстовый редактор WordPad
О текстовом редакторе WordPad
Текстовый редактор WordPad является усеченной версией текстового процессора Microsoft Word.
Программа WordPad позволяет создавать текстовые документы формата *. rtf. ^ Данный формат применяется для обмена текстовыми материалами между различными программами. В программе WordPad можно создавать и читать файлы в формате *. txt для Windows или MS DOS , а также просматривать и редактировать документы текстового процессора Microsoft Word в формате *. doc.
Программа WordPad не может создавать таблицы и графики, как при -ложение Microsoft Word, но может создавать документы, содержащие эти и другие графические объекты, помещённые путём вставки или копирования их из других приложений с применением Буфера обмена.
Для запуска программы WordPad можно выполнить команду:
Пуск / Все программы/ Стандартные/ WordPad.
4.2. Окно диалога программы WordPad
Диалоговое окно текстового редактора WordPad содержит следующие
элементы:
Строку заголовка.
Строку меню.
Панель инструментов Стандартная.
Панель инструментов Форматирование.
Линейку, с помощью которой можно производить коррекцию положения фрагментов текста в нужном порядке.
Рабочее поле (текстовое окно).
Строку состояния.
Создание документа
Для создания нового документа можно, например на стандартной панели инструментов нажать кнопку Создать.
Текстовый документ. Выбрав данный элемент и создав документ получим неформатированный текст в формате *. txt для Windows.
Задания для практического занятия :
1. Определить основные функции программы Блокнот.
2. Определить основные функции программы Paint .
3. Определить основные функции программы WordPad.
Инструкция по выполнению практической работы
Создайте папку .
Выполните последовательность команд Пуск/Все программы/Стандартные
Запись в тетради под пунктом 1 : В пакет Стандартные входят следующие папки и программы ( все перечислить через запятую).
Создайте документ Paint. Запись в тетради под пунктом 2 Пошагово опишите процедуру. Опишите ВСЕ элементы панелей Главная, Вид по принципу название-функция.
Создайте документ WordPad. Запись в тетради под пунктом 3 Пошагово опишите процедуру. Опишите ВСЕ элементы панелей Главная, Вид по принципу название-функция.
Создайте документ Блокнот. Запись в тетради под пунктом 4 Пошагово опишите процедуру. Опишите ВСЕ элементы панелей Файл, Правка, Формат, Вид по принципу название-функция.
Запись в тетради под пунктом 5 Выводы. В результате выполнения практической работы я научился:
Раздел 3. Программное обеспечение ВТ
Тема 3.2 Программное обеспечение персонального компьютера
Практическая работа № 7
Создание и редактирование документов.
Учебная цель:
1. Научиться создавать и редактировать документ в программе Microsoft Office Word.
Учебные задачи:
1. Создать документ Microsoft Office Word.
2. Ознакомится с интерфейсом программы Microsoft Office Word.
3. Определить практически основные функции панелей управления Microsoft Office Word.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Обучающийся должен
уметь:
использовать изученные прикладные программные средства.
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
базовые системные продукты и пакеты прикладных программ.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Учебно-методическая литература:
- Горбатова О.В. Информатика. М.: ГОУ УМЦ ЖДТ, 2009.
- Гаврилов М. В., Спрожецкая Н. В. Информатика. М.: Гардарики, 2009
2. Справочная литература:
- Монахов М.Ю., Солодов С.Л., Монахова Г.Е. Учимся проектировать
на компьютере. Элективный курс: Практикум. М.: БИНОМ, 2010
3. Персональные компьютеры- рабочие станции- по количестыу обучающихся, раздаточные материалы (карточки-задания – 6 комплектов по 5 вариантов).
4. Рабочая тетрадь обычная, в клетку.
5. Тетрадь для практических работ в клетку.
6. Ручка.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы
Текстовые редакторы — это программы для создания, редактирования, форматирования сохранения и печати документов. Современный документ может содержать, кроме текста, и другие объекты (таблицы, диаграммы, рисунки и т. д.).
Более совершенные текстовые редакторы, имеющие целый спектр возможностей по созданию документов (например, поиск и символов, средства проверки орфографии, вставка таблиц и др.), называют иногда текстовыми процессорами. Примером такой программы является Word из офисного пакета Microsoft Office.
Мощные программы обработки текста — настольные издательские системы — предназначены для подготовки документов к публикации. Пример подобной системы — Adobe PageMaker.
Редактирование – преобразование, обеспечивающее добавление, удаление, перемещение или исправление содержания документа. Редактирование документа обычно производится путем добавления, удаления или перемещения символов или фрагментов текста.
Объектно-ориентированный подход дает возможность реализовывать механизм встраивания и внедрения объектов (OLE — Object Linking Embedding). Этот механизм позволяет копировать и вставлять объекты из одного приложения в другое. Например, работая с документом в текстовом редакторе Word, в него можно встроить изображения, анимацию, звук и даже видеофрагменты и таким образом из обычного текстового документа получить мультимедиа-документ.
Форматирование — преобразование, изменяющее форму представления документа. В начале работы над документом целесообразно задать параметры страницы: ее формат (размер), ориентацию, размер полей и др.
Форматирование абзаца. Абзац является одним из основных объектов текстового документа. В компьютерных документах абзацем считается любой текст, заканчивающийся управляющим символом (маркером) конца абзаца. Ввод конца абзаца обеспечивается нажатием клавиши {Enter} и отображается символом .
В процессе форматирования абзаца задаются параметры его выравнивания (выравнивание отражает расположение текста относительно границ полей страницы), отступы (абзац целиком может иметь отступы слева и справа) и интервалы (расстояние между строк абзаца), отступ красной строки и др.
Форматирование символов. Символы - это буквы, цифры, пробелы, знаки пунктуации, специальные символы, такие как @, *, &. Символы можно форматировать (изменять их вид), задавая шрифт, размер и начертание.
Шрифт - полный набор символов определенного начертания, включая прописные и строчные буквы, знаки препинания, специальные символы, цифры и знаки арифметических действий. Для каждого исторического периода и разных стран характерен шрифт определенного рисунка. Каждый шрифт имеет свое название, например Times New Roman, Arial, Courier и др.
По способу представления в компьютере различаются шрифты растровые и векторные. Для представления растровых шрифтов служат методы растровой графики, символы шрифта - это группы пикселей. Растровые шрифты допускают масштабирование только с определенными коэффициентами.
В векторных шрифтах символы описываются математическими формулами и возможно произвольное их масштабирование. Среди векторных шрифтов наибольшее распространение получили шрифты типа True Type.
Размер шрифта. Единицей измерения размера шрифта является пункт (1 пт = 0,376 мм). В текстовом редакторе Word по умолчанию используется шрифт Times New Roman размером 12 пт. Ниже приведены примеры представления текста с помощью шрифта различного размера:
Шрифт размером 14 пт.
Шрифт размером 10 пт.
Шрифт размером 6 пт.
Начертание. Кроме нормального (обычного) начертания символов обычно применяют полужирное, курсивное и полужирное курсивное.
Формат файла определяет способ хранения текста в файле. Простейший формат текстового файла (ТХТ) содержит только символы (числовые коды символов), другие же форматы (DOC, RTF) содержат дополнительные управляющие коды, которые обеспечивают форматирование текста.
Задания для практического занятия :
1. Создать документ Microsoft Office Word.
2. Ознакомится с интерфейсом программы Microsoft Office Word.
3. Определить практически основные функции панелей управления Microsoft Office Word.
Инструкция по выполнению практической работы
Выполните последовательность команд Пуск/Все программы/ Microsoft Office
Запись в тетради под пунктом 1 : В пакет Microsoft Office входят следующие папки и программы ( все перечислить через запятую).
Выполните последовательность команд Пуск/Все программы/ Microsoft Office/ Средства Microsoft Office
Запись в тетради под пунктом 2 : В пакет Средства Microsoft Office входят следующие программы ( все перечислить через запятую).
Создайте документ Microsoft Office Word. Запись в тетради под пунктом 3 Пошагово опишите процедуру. Опишите ВСЕ элементы панели Файл по принципу название-функция.
Запись в тетради под пунктом 4 Опишите ВСЕ элементы панели Правка по принципу название-функция.
Запись в тетради под пунктом 5 Опишите ВСЕ элементы панели Вид по принципу название-функция.
Запись в тетради под пунктом 6 Опишите ВСЕ элементы панели Вставка по принципу название-функция.
Запись в тетради под пунктом 7 Опишите ВСЕ элементы панели Формат по принципу название-функция
Запись в тетради под пунктом 8 Опишите ВСЕ элементы панели Сервис по принципу название-функция
Сохраните документ. Запись в тетради под пунктом 9 Выводы. В результате выполнения практической работы я научился:
Методика анализа результатов, полученных в ходе практической работы
Результаты практической работы формируются на основании анализа предоставленного отчета о проделанной работе, а также на основании практических результатов деятельности. Анализ отчета проводится по следующим критериям:
Подробность: работа описана пошагово, нет белых пятен в процессе.
Последовательность: процессы описываются строго в хронологическом порядке
Уникальность: в случае дублирования работ преподаватель выясняет уровень овладения знаниями и навыками путем индивидуального задания и собеседования.
Порядок выполнения отчета по практической работе
В тетради для практических работ записать: название, номер и дату практической работы.
Строчкой ниже знания и умения, закрепляемые на данной практической работе (образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения).
Выполняем задания практической работы, пошагово описывая свои действия.
Заключительный пункт - выводы о результатах практической работы для обучающегося.
Приложение 1
Шаблон отчета о практической работе
_____________________________________ Практическая работа№_______ _________
(тема практической работы) (№ ПР) (дата ПР)
В результате выполнения практической работы обучающийся должен:
уметь:
_____________________________________________________________________________
(Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения)
знать:
_____________________________________________________________________________
(Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения)
1.____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
……………………………………………………………………………………………………...
N. В результате данной работы я:
Приложение 2
Образец заполнения отчета по практической работе
Работа с системами счисления. Практическая работа № 1 01.09.13.
В результате выполнения практической работы обучающийся должен:
уметь:
использовать изученные прикладные программные средства.
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;
базовые системные продукты и пакеты прикладных программ.
1. Для перевода из десятичной системы в двоичную я использовал алгоритм деления на два с фиксацией остатка. Выписав в обратном порядке остатки я получал искомое двоичное число. Пример:
33: 2 = 16 остаток 1;
16: 2 = 8 остаток 0;
8: 2 = 4 остаток 0;
4: 2 = 2 остаток 0;
2: 2 = 1 остаток 0;
1: 2 = 0 остаток 1;
Ответ: 10000122
2. Для перевода из двоичной в десятичную систему счисления я умножал число на основание системы в соответствующей степени. Пример:
11102 = 1*23+1*22+1*21+0*20=8+4+2=14
3. Для включения программы Калькулятор я выполнил следующую последовательность команд: Пуск/программы/ стандартные/калькулятор//вид/программист. После чего поочередно вводил десятичные числа, переводил калькулятор в бинарный режим и сравнивал результаты.
4. В результате данной работы я:
1. Повторил знания о системах счисления, основании системы счисления.
2. Закрепил навыки перевода чисел из додной системы счисления в другую.
3. Закрепил навыки работы со встроенной программой Калькулятор в режиме Программист.
HYPER13PAGE HYPER15
1