Методические рекомендации изучению главных членов предложения. | Байдина Алина Сергеевна. Работа №325670
Тема статьи: Методические рекомендации по реализации
коммуникативного подхода к изучению главных членов предложения на уроках
русского языка в 8 классе.Аннотация:статья посвящена изучению коммуникативного подхода при рассмотрении
главных членов предложения на уроках русского языка в 8 классе. В публикации рассматриваются различные методы и приемы проведения уроков русского языка, причины возникновения ошибок у учеников на предмет изучения данной темы, примеры заданий.
Ключевые слова: методика,коммуникативный подход, система упражнений, возрастные особенности, методы, приемы.
Автор:
Байдина Алина Сергеевна
4 курс, 44.03.05 Педагогическое образование
Профили «Русский язык» и «Литература»
ФГОУ ВО СГПИ
г. Ставрополь, Российская Федерация
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры русского,
родных языков и лингводидактики
Рябченко Наталья Николаевна
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ
Аннотация: статья посвящена изучению коммуникативного подхода при рассмотрении главных членов предложения на уроках русского языка в 8 классе. В публикации рассматриваются различные методы и приемы проведения уроков русского языка, причины возникновения ошибок у учеников на предмет изучения данной темы, примеры заданий.
Ключевые слова: методика, коммуникативный подход, система упражнений, возрастные особенности, методы, приемы.
При изучении модуля синтаксиса простого предложения в 8-м классе «Осложненное предложение» не только может сводиться к формированию правописных умений школьника, позволяющих ему не допустить ошибку в расстановке запятых в предложении, содержащем одну из осложняющих конструкций, но и будет основываться на изучении коммуникативного потенциала оборотов, что позволит ученику активизировать их использование в процессе порождения собственной речи. Рассмотрим примеры упражнений данного модуля, носящих грамматико-коммуникативную направленность.
Упражнение 1. Ответьте на приведенные ниже вопросы по следующей модели:
Какой город является столицей Латвии? Рига – столица Латвии.
1. Какой напиток является вашим любимым?
2. Как называется самый быстрый поезд в России?
3. Что можно назвать самым вкусным десертом в Макдональдсе, по вашему мнению?
4. Кто для вас стал самым близким человеком?
Рассмотрите ситуации, описанные в полученных предложениях: назовите количество участников. В этих предложениях говорящий сообщает о действии участника ситуации или о его главном признаке? Выделите грамматическую основу каждого предложения, обоснуйте выбор использования знаков препинания.
В составленные предложения добавьте подходящую по смыслу информацию: может разгоняться до 250 км/ч, располагается на берегах реки Даугава, поддерживает меня в трудных ситуациях, радует своим вкусом каждого посетителя, сейчас продается в «Пятерочке» со скидкой.
– Как изменится функция слов, выступавших в роли сказуемого? Какой аспект ситуации действительности они теперь будут отражать? Роль какого члена предложения будут выполнять данные слова?
Упражнение построено по принципу чередования видов ученической активности на уроке русского языка: работа с коммуникативной стороной речевой действительности чередуется с семантическим и структурным анализом языкового явления, что позволяет напрямую связывать процесс изучения языка с действительностью не только посредством ориентации семантического синтаксиса на реальное положение дел в окружающем мире, но и при помощи включения ученика в социальное взаимодействие через диалог на актуальные для него темы.
Таким образом, включение упражнения такой структуры в курс русского языка позволяет говорить, как о его функционально-семантической составляющей, так и о когнитивно-семантической направленности [1].
Упражнение 2. В приведенных предложениях укажите участников ситуации и главные действия.
Самолет неожиданно остановился. На вокзале мы купили билеты до Санкт-Петербурга. В парке у школы зацвел шиповник. Песня звучала заунывно и тоскливо. Используйте следующие конструкции, чтобы распространить предложения выше: посаженный в прошлом году, доносящаяся из соседнего окна, недолго думая, выходя на взлетную полосу.
– Проанализируйте полученные предложения. Подумайте, как позволяют выбранные вами конструкции дополнить ситуацию: какие из них характеризуют ее участников, а какие сообщают о добавочном действии?
– Определите часть речи слов посаженный, доносящаяся, думая, выходя. Как называются обороты, которые они образуют? Каким членом предложения они являются? Перестройте два предложения, чтобы в них изменилась пунктуация.
К 8 классу учащиеся знают, что предложения бывают простые и сложные, что в зависимости от цели высказывания они делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные, что в простых предложениях обязательно присутствуют главные члены, которые образуют грамматическую основу. Таким образом, ученики располагают основными сведениями о строении предложения и его грамматическом значении [2].
В учебнике для 8 класса основным признаком предложения, отличающим его от словосочетания, считается наличие в нем грамматической основы, и классификация предложений опирается именно на этот признак. Предложения делятся на простые и сложные по количеству грамматических основ, простые предложения делятся на одно и двусоставные по количеству компонентов в грамматической основе, двусоставные и односоставные предложения делятся на нераспространенные и распространенные по отсутствию или наличию членов предложения, не входящих в грамматическую основу.
Таким образом, понятие грамматической основы становится центральным при изучении и описании простого предложения.
Учителю полезно познакомиться с правилами выделения грамматической основы, которые помогают выявить:
1) роль форм наклонения и времени глагола в составе предложения;
2) необходимость выделения синтаксически служебных слов;
3)способность члена предложения занимать независимую позицию.
Как известно, большинство предложений русского языка содержит в своем составе глагол. Формы наклонения и времени глагола являются средством выражения предикативности, которая признается основным признаком предложения, отличающим его от словосочетания.
Однако существуют и безглагольные предложения (Москва – столица России. Родное место – мать родная, а чужбина – мачеха. Мы рады вашему приходу. Скоро зима. На улице прохладно).
В подобных предложениях глагол - связка не употребляется и отсутствие глагола выражает значение настоящего времени. Такая связка называется нулевой: На улице прохладно. На улице было прохладно. На улице будет прохладно.
Учитывая эти общие положения, мы выделяем грамматическую основу по следующим признакам:
1) в основу обязательно входит глагол в форме наклонения;
2)один из членов основы не зависит по своим формам от других членов предложения, то есть занимает независимую позицию;
3)если форму наклонения имеет вспомогательный глагол или глагол-связка, то они соединяются с самостоятельным словом в один член предложения [3].
Например, Машина медленно двигалась по дороге. Она была тяжело нагружена.
В первом предложении есть глагол в форме наклонения, он входит в грамматическую основу. Глагол двигалась по формам рода и числа (ж.р., ед.ч.) зависит от существительного машина. Существительное машина по формам рода, числа и падежа не зависит от других членов предложения, поэтому оно входит в грамматическую основу.
Следовательно, в первом предложении грамматическая основа – машина двигалась. В предложении подлежащее занимает независимую позицию (машина), сказуемое – имеет форму наклонения (двигалась) и зависит от первого по формам рода и числа.
Во втором предложении глагол в форме наклонения была, поэтому он входит в грамматическую основу. Глагол была по формам рода и числа (ж.р., ед.ч.) зависит от местоимения она. Местоимение она по формам рода, числа и падежа не зависит от других членов предложения, поэтому входит в грамматическую основу. Была-это глагол - связка, то есть синтаксически служебное слово. Оно соединяется с самостоятельным словом нагружена в один член предложения. Грамматическая основа второго предложения – она была нагружена. В грамматической основе один член предложения занимает независимую позицию (она), другой – имеет форму наклонения (была нагружена) и зависит от первого по формам числа и рода.
Если в предложении нет глагола, то поиск грамматической основы начинаем со второго пункта, то есть устанавливаем член предложения, который занимает независимую позицию-по своим формам не зависит от других членов предложения. Например, в предложении: На улице сегодня не по-летнему прохладно нет глагола. Категория состояния прохладно не зависит от других членов предложения, следовательно, входит в грамматическую основу. Грамматическая основа – прохладно. Глагол-связка нулевая-показатель настоящего времени. Для выражения прошедшего и будущего времени связка обязательна (было прохладно, будет прохладно).
Таким образом, в грамматическую основу рассматриваемого предложения входит слово категории состояния и нулевая связка при нем. Если в предложении употребляется нулевая связка, то есть ученик, выделяя грамматическую основу, не находит глагола, целесообразно изменить предложение, употребив глагол-связку (Мой брат-программист, был, будет программистом. Москва-столица России, является, была, стала столицей. Нам сегодня весело-было, будет весело). Это упрощает поиск грамматическую основу и одновременно практически знакомит ученика с парадигмой предложения. Если глагол в форме наклонения занимает независимую позицию, грамматическая основа-односоставная (Скоро стемнеет. В домах закрывают ставни) [4]. Глаголы в форме изъявительного наклонения занимают независимую позицию, то есть формы лица и числа в них не продиктованы формами других слов.
В учебнике названы три грамматических значения, которые выражаются формой наклонения глагола и интонацией:
1) сообщение о действии или признаке в настоящем, прошедшем или будущем времени;
2) вопрос о действии или признаке в определенном времени;
3) побуждение к действию.
Учащиеся 8 класса уже знакомы с главными членами предложения, составляющими его грамматическую основу. Например, в учебнике для 5 класса подлежащее определяется как главный член, который «называет того, кто действует, испытывает какие-либо состояния, обладает определенным признаком». В центре внимания, как мы видим, семантика подлежащего. Не случайно далее, в упр.157 и 158, учащимся предлагается найти название производителя действия или носителя состояния. В учебнике же для 8 класса в определении подлежащего подчеркиваются прежде всего его структурные признаки. Это мотивировано тем, что подлежащее далеко не всегда называет субъекта действия, например, такие предложения, как Пьеса лица (А. Петрова).
С этими группами вспомогательных слов восьмиклассники знакомятся, уже выполняя подготовительное упражнение, предваряющее §13, содержащий теоретические сведения о составном глагольном сказуемом, при этом важно подчеркнуть, что именно вспомогательные слова выражают грамматическое значение сказуемого-значение наклонения. В том случае, если вспомогательное слово-краткое прилагательное, это значение выражает связка, употребление которой обязательно.
Нулевой знак в языке – значимое отсутствие материально выраженного знака, устанавливаемое на основе сопоставления разбираемой формы слова (конструкции) с другими словами (формами, конструкциями), входящими в тот же ряд языковых знаков (парадигму). Сопоставление предложений: Он готов с вами поспорить, и Он готов был с вами поспорить показывает, что отсутствие связки в первой конструкции не случайно-оно значимо: это отсутствие указывает на план настоящего, а не прошлого или будущего.
Распространенной ошибкой учеников при синтаксическом разборе предложения является смешение простого глагольного сказуемого, выраженного сложной грамматической формой, и составного глагольного сказуемого.
Восьмиклассникам следует напомнить, что составное глагольное сказуемое состоит из двух знаменательных слов, формы же будем писать, будем готовиться и др.-это сложные формы будущего времени глаголов несовершенного вида, в составе которых выступают служебные слова.
Работа над темой «Составное глагольное сказуемое» должна быть направлена на развитие речи учащихся и повышение их речевой культуры. С этой целью в учебник включены упражнения, связанные с разными видами синонимических замен (упр.134, 135, 136) и наблюдением над стилистическими различиями синтаксических конструкций и использованными в них лексическими средствами [5]. В третьей части упр.136 представлены примеры, расширяющие представления учащихся о вспомогательных глаголах, которые регулярно употребляются в составных глагольных сказуемых: так, при замене сказуемого в предложении Семен Петрович был любитель поговорить, мы получаем конструкцию Семен Петрович любил поговорить. Желательно сообщить учащимся, что вспомогательными глаголами в составном глагольном сказуемом могут быть и глаголы эмоционального отношения: любить, нравиться.
Выделяются три группы глаголов-связок:
1)глагол быть (в настоящем времени-нулевая связка);
2)глаголы делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться;
3)глаголы со значением движения или положения в пространстве (приехать, вернуться, стоять и др).
В 8 классе о каждом члене предложения рассказывается в отдельном параграфе, рассматриваются сложные способы выражения (подлежащее – субстантивированные части речи, инфинитив, синтаксически неделимые словосочетания, у сказуемого – простое и составное сказуемое, виды составных сказуемых, структура, способ выражения). В комплексе под ред. Н.М. Шанского выделен параграф «Согласование подлежащего и сказуемого».
Трудности в изучении темы:
1) выделение одного из главных членов предложения со сложным способом выражения (у подлежащего – разграничение именительного и винительного падежей);
2) у сказуемых главную трудность вызывает инфинитив, который выступает как часть составного именного или составного глагольного сказуемых и который выступает в роли второстепенных членов предложения: я хочу учиться (составное глагольное сказуемое) в вузе; я зашел в библиотеку почитать (обстоятельство); командир отдал приказ наступать (несогласованное определение).
Способы выражения главных членов предложения:
1) у подлежащего:
а) существительное и местоимение в именительном падеже;
б) субстантивированные прилагательные и причастия в роли существительных (военные, утопающие);
в) междометия (повсюду слышалось «ох» да «ах»; далече, грянуло, ура);
г) инфинитив (курить – здоровью вредить);
д) синтаксически неделимые словосочетания, фразеологические обороты, например: Великая Отечественная война, железная дорога, два приятеля, несколько повозок, отец с матерью).
Сочетание существительных в именительном падеже с существительными в творительном падеже с предлогом с вызывают особые затруднения, здесь подлежащее определяют по форме сказуемого: Брат с сестрой шли домой. Анютины глазки выделялись на клумбе.
Следующие упражнения можно применять на уроках русского языка при изучении главных членов предложения, использую коммуникативный подход:
Упражнения для обучения диалогической речи «со стороны»:
– Прослушайте диалог, составьте с соседом по парте аналогичный на ту же тему и запишите его в тетрадь. Разыграйте диалог в классе. Выделите главные члены предложения.
Таким образом, учащиеся знают, что грамматическая основа включает в себя главные члены предложения, то есть, чтобы ее выделить, нужно представлять себе, что такое подлежащее и сказуемое. Однако выделить основу предложения можно и не используя понятия о подлежащем и сказуемом. Это особенно важно для тех учеников, которые интересуются лингвистикой, а также для тех, кто затрудняется в выделении подлежащего и сказуемого и в определении их состава.
Список литературы:
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов
пед
. вузов и колледжей / М.Р. Львов. – М.: Академия:
Высш
.
шк
., 1999. – 271 с.
Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 8 класс». –
М. :
Дрофа, 2005. – 160 с.
Рыбченкова
Л.М. Русский язык. примерная рабочая программа и поурочные разработки. 8
класс :
учеб. пособие для
общеобразоват
. организаций / Л. М.
Рыбченкова
, И. Н.
Добротина
. —
М. :
Просвещение, 2021. — 234 с.
Купалова А. Ю.,
Еремеева
А. П.,
Лидман
-Орлова Г.К. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7, 8, 9 классов общеобразовательных школ.
Разумовская М.М. Учебник Русский язык. 8
кл
. :
учеб. для
образоват
. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В. И. Капинос, В.В. Львов. –
М. :
Дрофа, 2019. – 344 с.