Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методические рекомендации изучению главных членов предложения. | Байдина Алина Сергеевна. Работа №325670

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Тема статьи: Методические рекомендации по реализации

коммуникативного подхода к изучению главных членов предложения на уроках

русского языка в 8 классе.Аннотация:статья посвящена изучению коммуникативного подхода при рассмотрении

 главных членов предложения на уроках русского языка в 8 классе. В публикации рассматриваются различные методы и приемы проведения уроков русского языка, причины возникновения ошибок у учеников на предмет изучения данной темы, примеры заданий.

 Ключевые слова:  методика,коммуникативный подход,  система упражнений,  возрастные особенности, методы, приемы.

Автор:

Байдина Алина Сергеевна

4 курс, 44.03.05 Педагогическое образование

Профили «Русский язык» и «Литература»

ФГОУ ВО СГПИ

г. Ставрополь, Российская Федерация

 

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры русского,

родных языков и лингводидактики

Рябченко Наталья Николаевна

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

Аннотация: статья посвящена изучению коммуникативного подхода при рассмотрении главных членов предложения на уроках русского языка в 8 классе. В публикации рассматриваются различные методы и приемы проведения уроков русского языка, причины возникновения ошибок у учеников на предмет изучения данной темы, примеры заданий.

Ключевые слова: методика, коммуникативный подход, система упражнений, возрастные особенности, методы, приемы.

При изучении модуля синтаксиса простого предложения в 8-м классе «Осложненное предложение» не только может сводиться к формированию правописных умений школьника, позволяющих ему не допустить ошибку в расстановке запятых в предложении, содержащем одну из осложняющих конструкций, но и будет основываться на изучении коммуникативного потенциала оборотов, что позволит ученику активизировать их использование в процессе порождения собственной речи. Рассмотрим примеры упражнений данного модуля, носящих грамматико-коммуникативную направленность.

Упражнение 1. Ответьте на приведенные ниже вопросы по следующей модели:

Какой город является столицей Латвии? Рига – столица Латвии.

1. Какой напиток является вашим любимым?

2. Как называется самый быстрый поезд в России?

3. Что можно назвать самым вкусным десертом в Макдональдсе, по вашему мнению?

4. Кто для вас стал самым близким человеком?

Рассмотрите ситуации, описанные в полученных предложениях: назовите количество участников. В этих предложениях говорящий сообщает о действии участника ситуации или о его главном признаке? Выделите грамматическую основу каждого предложения, обоснуйте выбор использования знаков препинания.

В составленные предложения добавьте подходящую по смыслу информацию: может разгоняться до 250 км/ч, располагается на берегах реки Даугава, поддерживает меня в трудных ситуациях, радует своим вкусом каждого посетителя, сейчас продается в «Пятерочке» со скидкой.

– Как изменится функция слов, выступавших в роли сказуемого? Какой аспект ситуации действительности они теперь будут отражать? Роль какого члена предложения будут выполнять данные слова?

Упражнение построено по принципу чередования видов ученической активности на уроке русского языка: работа с коммуникативной стороной речевой действительности чередуется с семантическим и структурным анализом языкового явления, что позволяет напрямую связывать процесс изучения языка с действительностью не только посредством ориентации семантического синтаксиса на реальное положение дел в окружающем мире, но и при помощи включения ученика в социальное взаимодействие через диалог на актуальные для него темы.

Таким образом, включение упражнения такой структуры в курс русского языка позволяет говорить, как о его функционально-семантической составляющей, так и о когнитивно-семантической направленности [1].

Упражнение 2. В приведенных предложениях укажите участников ситуации и главные действия.

Самолет неожиданно остановился. На вокзале мы купили билеты до Санкт-Петербурга. В парке у школы зацвел шиповник. Песня звучала заунывно и тоскливо. Используйте следующие конструкции, чтобы распространить предложения выше: посаженный в прошлом году, доносящаяся из соседнего окна, недолго думая, выходя на взлетную полосу.

– Проанализируйте полученные предложения. Подумайте, как позволяют выбранные вами конструкции дополнить ситуацию: какие из них характеризуют ее участников, а какие сообщают о добавочном действии?

– Определите часть речи слов посаженный, доносящаяся, думая, выходя. Как называются обороты, которые они образуют? Каким членом предложения они являются? Перестройте два предложения, чтобы в них изменилась пунктуация.

К 8 классу учащиеся знают, что предложения бывают простые и сложные, что в зависимости от цели высказывания они делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные, что в простых предложениях обязательно присутствуют главные члены, которые образуют грамматическую основу. Таким образом, ученики располагают основными сведениями о строении предложения и его грамматическом значении [2].

В учебнике для 8 класса основным признаком предложения, отличающим его от словосочетания, считается наличие в нем грамматической основы, и классификация предложений опирается именно на этот признак. Предложения делятся на простые и сложные по количеству грамматических основ, простые предложения делятся на одно и двусоставные по количеству компонентов в грамматической основе, двусоставные и односоставные предложения делятся на нераспространенные и распространенные по отсутствию или наличию членов предложения, не входящих в грамматическую основу.

Таким образом, понятие грамматической основы становится центральным при изучении и описании простого предложения.

Учителю полезно познакомиться с правилами выделения грамматической основы, которые помогают выявить:

1) роль форм наклонения и времени глагола в составе предложения;

2) необходимость выделения синтаксически служебных слов;

3)способность члена предложения занимать независимую позицию.

Как известно, большинство предложений русского языка содержит в своем составе глагол. Формы наклонения и времени глагола являются средством выражения предикативности, которая признается основным признаком предложения, отличающим его от словосочетания.

Однако существуют и безглагольные предложения (Москва столица России. Родное место мать родная, а чужбина мачеха. Мы рады вашему приходу. Скоро зима. На улице прохладно).

В подобных предложениях глагол - связка не употребляется и отсутствие глагола выражает значение настоящего времени. Такая связка называется нулевой: На улице прохладно. На улице было прохладно. На улице будет прохладно.

Учитывая эти общие положения, мы выделяем грамматическую основу по следующим признакам:

1) в основу обязательно входит глагол в форме наклонения;

2)один из членов основы не зависит по своим формам от других членов предложения, то есть занимает независимую позицию;

3)если форму наклонения имеет вспомогательный глагол или глагол-связка, то они соединяются с самостоятельным словом в один член предложения [3].

Например, Машина медленно двигалась по дороге. Она была тяжело нагружена.

В первом предложении есть глагол в форме наклонения, он входит в грамматическую основу. Глагол двигалась по формам рода и числа (ж.р., ед.ч.) зависит от существительного машина. Существительное машина по формам рода, числа и падежа не зависит от других членов предложения, поэтому оно входит в грамматическую основу.

Следовательно, в первом предложении грамматическая основа – машина двигалась. В предложении подлежащее занимает независимую позицию (машина), сказуемое – имеет форму наклонения (двигалась) и зависит от первого по формам рода и числа.

Во втором предложении глагол в форме наклонения была, поэтому он входит в грамматическую основу. Глагол была по формам рода и числа (ж.р., ед.ч.) зависит от местоимения она. Местоимение она по формам рода, числа и падежа не зависит от других членов предложения, поэтому входит в грамматическую основу. Была-это глагол - связка, то есть синтаксически служебное слово. Оно соединяется с самостоятельным словом нагружена в один член предложения. Грамматическая основа второго предложения – она была нагружена. В грамматической основе один член предложения занимает независимую позицию (она), другой – имеет форму наклонения (была нагружена) и зависит от первого по формам числа и рода.

Если в предложении нет глагола, то поиск грамматической основы начинаем со второго пункта, то есть устанавливаем член предложения, который занимает независимую позицию-по своим формам не зависит от других членов предложения. Например, в предложении: На улице сегодня не по-летнему прохладно нет глагола. Категория состояния прохладно не зависит от других членов предложения, следовательно, входит в грамматическую основу. Грамматическая основа – прохладно. Глагол-связка нулевая-показатель настоящего времени. Для выражения прошедшего и будущего времени связка обязательна (было прохладно, будет прохладно).

Таким образом, в грамматическую основу рассматриваемого предложения входит слово категории состояния и нулевая связка при нем. Если в предложении употребляется нулевая связка, то есть ученик, выделяя грамматическую основу, не находит глагола, целесообразно изменить предложение, употребив глагол-связку (Мой брат-программист, был, будет программистом. Москва-столица России, является, была, стала столицей. Нам сегодня весело-было, будет весело). Это упрощает поиск грамматическую основу и одновременно практически знакомит ученика с парадигмой предложения. Если глагол в форме наклонения занимает независимую позицию, грамматическая основа-односоставная (Скоро стемнеет. В домах закрывают ставни) [4]. Глаголы в форме изъявительного наклонения занимают независимую позицию, то есть формы лица и числа в них не продиктованы формами других слов.

В учебнике названы три грамматических значения, которые выражаются формой наклонения глагола и интонацией:

1) сообщение о действии или признаке в настоящем, прошедшем или будущем времени;

2) вопрос о действии или признаке в определенном времени;

3) побуждение к действию.

Учащиеся 8 класса уже знакомы с главными членами предложения, составляющими его грамматическую основу. Например, в учебнике для 5 класса подлежащее определяется как главный член, который «называет того, кто действует, испытывает какие-либо состояния, обладает определенным признаком». В центре внимания, как мы видим, семантика подлежащего. Не случайно далее, в упр.157 и 158, учащимся предлагается найти название производителя действия или носителя состояния. В учебнике же для 8 класса в определении подлежащего подчеркиваются прежде всего его структурные признаки. Это мотивировано тем, что подлежащее далеко не всегда называет субъекта действия, например, такие предложения, как Пьеса лица (А. Петрова).

С этими группами вспомогательных слов восьмиклассники знакомятся, уже выполняя подготовительное упражнение, предваряющее §13, содержащий теоретические сведения о составном глагольном сказуемом, при этом важно подчеркнуть, что именно вспомогательные слова выражают грамматическое значение сказуемого-значение наклонения. В том случае, если вспомогательное слово-краткое прилагательное, это значение выражает связка, употребление которой обязательно.

Нулевой знак в языке – значимое отсутствие материально выраженного знака, устанавливаемое на основе сопоставления разбираемой формы слова (конструкции) с другими словами (формами, конструкциями), входящими в тот же ряд языковых знаков (парадигму). Сопоставление предложений: Он готов с вами поспорить, и Он готов был с вами поспорить показывает, что отсутствие связки в первой конструкции не случайно-оно значимо: это отсутствие указывает на план настоящего, а не прошлого или будущего.

Распространенной ошибкой учеников при синтаксическом разборе предложения является смешение простого глагольного сказуемого, выраженного сложной грамматической формой, и составного глагольного сказуемого.

Восьмиклассникам следует напомнить, что составное глагольное сказуемое состоит из двух знаменательных слов, формы же будем писать, будем готовиться и др.-это сложные формы будущего времени глаголов несовершенного вида, в составе которых выступают служебные слова.

Работа над темой «Составное глагольное сказуемое» должна быть направлена на развитие речи учащихся и повышение их речевой культуры. С этой целью в учебник включены упражнения, связанные с разными видами синонимических замен (упр.134, 135, 136) и наблюдением над стилистическими различиями синтаксических конструкций и использованными в них лексическими средствами [5]. В третьей части упр.136 представлены примеры, расширяющие представления учащихся о вспомогательных глаголах, которые регулярно употребляются в составных глагольных сказуемых: так, при замене сказуемого в предложении Семен Петрович был любитель поговорить, мы получаем конструкцию Семен Петрович любил поговорить. Желательно сообщить учащимся, что вспомогательными глаголами в составном глагольном сказуемом могут быть и глаголы эмоционального отношения: любить, нравиться.

Выделяются три группы глаголов-связок:

1)глагол быть (в настоящем времени-нулевая связка);

2)глаголы делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться;

3)глаголы со значением движения или положения в пространстве (приехать, вернуться, стоять и др).

В 8 классе о каждом члене предложения рассказывается в отдельном параграфе, рассматриваются сложные способы выражения (подлежащее – субстантивированные части речи, инфинитив, синтаксически неделимые словосочетания, у сказуемого – простое и составное сказуемое, виды составных сказуемых, структура, способ выражения). В комплексе под ред. Н.М. Шанского выделен параграф «Согласование подлежащего и сказуемого».

Трудности в изучении темы:

1) выделение одного из главных членов предложения со сложным способом выражения (у подлежащего – разграничение именительного и винительного падежей);

2) у сказуемых главную трудность вызывает инфинитив, который выступает как часть составного именного или составного глагольного сказуемых и который выступает в роли второстепенных членов предложения: я хочу учиться (составное глагольное сказуемое) в вузе; я зашел в библиотеку почитать (обстоятельство); командир отдал приказ наступать (несогласованное определение).

Способы выражения главных членов предложения:

1) у подлежащего:

а) существительное и местоимение в именительном падеже;

б) субстантивированные прилагательные и причастия в роли существительных (военные, утопающие);

в) междометия (повсюду слышалось «ох» да «ах»; далече, грянуло, ура);

г) инфинитив (курить – здоровью вредить);

д) синтаксически неделимые словосочетания, фразеологические обороты, например: Великая Отечественная война, железная дорога, два приятеля, несколько повозок, отец с матерью).

Сочетание существительных в именительном падеже с существительными в творительном падеже с предлогом с вызывают особые затруднения, здесь подлежащее определяют по форме сказуемого: Брат с сестрой шли домой. Анютины глазки выделялись на клумбе.

Следующие упражнения можно применять на уроках русского языка при изучении главных членов предложения, использую коммуникативный подход:

Упражнения для обучения диалогической речи «со стороны»:

– Прослушайте диалог, составьте с соседом по парте аналогичный на ту же тему и запишите его в тетрадь. Разыграйте диалог в классе. Выделите главные члены предложения.

Таким образом, учащиеся знают, что грамматическая основа включает в себя главные члены предложения, то есть, чтобы ее выделить, нужно представлять себе, что такое подлежащее и сказуемое. Однако выделить основу предложения можно и не используя понятия о подлежащем и сказуемом. Это особенно важно для тех учеников, которые интересуются лингвистикой, а также для тех, кто затрудняется в выделении подлежащего и сказуемого и в определении их состава.

 

 

 

 

Список литературы:

Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов

пед

. вузов и колледжей / М.Р. Львов. – М.: Академия:

Высш

.

шк

., 1999. – 271 с.

Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 8 класс». –

М. :

Дрофа, 2005. – 160 с.

Рыбченкова

Л.М. Русский язык. примерная рабочая программа и поурочные разработки. 8

класс :

учеб. пособие для

общеобразоват

. организаций / Л. М.

Рыбченкова

, И. Н.

Добротина

. —

М. :

Просвещение, 2021. — 234 с.

Купалова А. Ю.,

Еремеева

А. П.,

Лидман

-Орлова Г.К. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7, 8, 9 классов общеобразовательных школ.

Разумовская М.М. Учебник Русский язык. 8

кл

. :

учеб. для

образоват

. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В. И. Капинос, В.В. Львов. –

М. :

Дрофа, 2019. – 344 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×