Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателя» | Терехова Светлана Анатольевна. Работа №271134

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Терехова Светлана Анатольевна
     В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона   «Об образовании в РФ» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ.

    Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.

1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Истоки», «Радуга» и т. п.) . 

2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.

3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

 

Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов:

 

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

  образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

 

Закон «Об образовании в Российской Федерации»  ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» гласит:

 Педагогические работники обязаны:

 осуществлять свою деятельность на высоком профессиональ­ном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподавае­мых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

                   

Однако в Законе нет прямого определения рабочей программы и не обозначены требования к ней.

Следует отметить, что на сегодняшний день требования к рабочей программе на федеральном уровне не определены. Поэтому каждый педагог ДОО самостоятельно выбирает структуру и форму документа. Рабочая программа

может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой

дошкольного образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки  России от 17.10.2013г. N 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования). При этом педагог может  корректировать все структурные элементы рабочей программы с  учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а также возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.

Дошкольном образовании модель рабочей программы должна  представлять собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Слагаемыми психолого-педагогических  условий являются:

• содержательные особенности, отражающие ценностные ориентиры рабочей программы;

• организационные (формы организации различных видов деятельности);

• технологические (принципы, методы, приемы);

• материально-технические (предметно-развивающая среда);

• социокультурные (взаимодействие с родителями,  социальными партнерами различных социокультурных институтов);

• контрольно-диагностические.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС дошкольного образования.

 

Форма написания рабо­чей программы принимается на Педагогическом совете и прописывается в «Положении о разработке рабочей программы». Важно помнить, что рабочая программа должна быть соотнесена с основной образовательной программой образовательной организации, раз­работанной и утвержденной, при этом в ее структурные элементы могут быть внесены коррективы с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особен­ностей детей.

Рабочая программа – документ конкретной образовательной организации, разработанный воспитателем (творческой группой, рабочей группой) на основе основной образовательной программы образовательной организации, который должен обеспечить достижение целевых ориентиров. В тоже время рабочая программа - инструмент, с помощью которого воспитатель определяет оптимальные и наиболее эффективные для определенной возрастной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса  в соответствии с  ФГОС ДО. Кроме того, в ФГОС ДО  в пункт 2.9 и 2.10.  (раздел II) указано, что «Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.»

Таким образом, рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить потребности участников образовательного процесса (с учетом специфики образовательной организации,  авторского замысла воспитателя, возможности методического, информационного, технического обеспечения образовательного процесса, уровня подготовки детей, их возрастных и индивидуальных особенностей).

В соответствии с пунктом 2.11,  2.11.1, 2.11.2., 2.11.3  (раздел II) ФГОС ДО:

1.    Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

2.    Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

3.    Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

4.    Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

 

Примерные структурные элементы рабочей программы.

Титульный лист

Оглавление с перечислением частей Программы, параграфов, разделов, списка литературы и приложений с указанием страниц. Оглавление должно включать все заголовки, имеющиеся в тексте. Формулировка их должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, чёткой, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.

Пояснительная записка, в которой важно указать нормативные правовые документы, на основе которых разработана программа, примерную образовательную программу, парциальные программы и технологии. Также необходимо описать:

¾   возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе;

¾   цель (с учетом требований ФГОС ДО);

¾   задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, с уче­том требований ФГОС ДО);

¾   срок реализации;

¾   основные принципы (можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС ДО);

¾   ожидаемые результаты реализации программы (так же можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС ДО), удобнее будет описать их в таблице.(Приложение № 2)

Календарно-тематический план (комплексно-тематическое планирование)

Данный раздел — составная часть комплексно-тематического плани­рования, представленного в основной образовательной программе образовательной организации. Он может быть представлен в виде таблицы.

В комплексно - тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы. Показывается распределение учебных часов (дней, недель) по разделам и тема. Указываются формы работы с детьми, итоговое мероприятие. Возможно использование таблицы.(Приложение № 3)

Содержание программы (текст или таблица)

В данном разделе представляются режим дня, учебный план, распи­сание занятий (согласно нормативным документам), краткое описание различных форм, средств, способов реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специ­фики их образовательных потребностей и интересов. Также могут быть представлены особенности психолого-педагогической работы в разных видах деятельности и культурных практиках, особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Планируемые результаты освоения программы

Условия реализации рабочей программы:

¾   материально-техническое оснащение;

¾   учебно-методическое обеспечение (программы, технологии, учебные пособия, научно-методическая и учебно-методическая литература, литература для детей, для родителей, интернет-ресурсы, образовательные CD-диски,  дидактический материал, документация).

Приложения к программе, где могут быть представлены следующие материалы:

¾   конспекты (сценарии) различных форм образовательной дея­тельности;

¾   описание игр и игровых упражнений;

¾   сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;

¾   сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитан­ников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары) для родителей;

¾   визуальные средства информации (дети — родители — педагоги) ит.д.

Рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.

Оформление рабочей программы

Текст набирается шрифтом Times New Roman, размер шрифта

14, межстрочный интервал 1,5, переносы в тексте не ставятся,

выравнивание по ширине, абзац 1,25 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения. На титульном листе указывается:

Учредитель; № протокола, дата заседания ПС; дата согласования с зам. заведующего по ВМР; № и дата приказа заведующего ДОУ. Название Программы; адресность (возрастная группа, возраст детей); сведения об авторе (должность, ФИО), год составления Программы.

Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям представляется в виде таблицы.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области.

Утверждение рабочей программы

Утверждение Программы  происходит следующим образом:

-обсуждение на заседании методического объединения, и согласование с зам.заведующего по ВМР;

-утверждение Программы заведующим ДОУ.

-При несоответствии Программы установленным Положением требованиям (каждое ДОО разрабатывает свое Положение о Рабочей программе педагога), заведующий ДОУ накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

 

Материал подготовлен на основании:

1.     Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);

2.     Письма Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования";

3.     Федерального закона  «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (Документ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 99-ФЗ).

 

«Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателя»

     В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона   «Об образовании в РФ» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ.

    Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитателя важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.

1) Примерная основная образовательная программа - разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Истоки», «Радуга» и т. п.) . 

2) Образовательная программа ДОУ - управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.

3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

 

Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов:

 

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

  образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

 

Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» гласит:

Педагогические работники обязаны:

осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Однако в Законе нет прямого определения рабочей программы и не обозначены требования к ней.

Следует отметить, что на сегодняшний день требования к рабочей программе на федеральном уровне не определены. Поэтому каждый педагог ДОО самостоятельно выбирает структуру и форму документа. Рабочая программа

может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой

дошкольного образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки  России от 17.10.2013г. N 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования). При этом педагог может  корректировать все структурные элементы рабочей программы с  учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а также возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.

Дошкольном образовании модель рабочей программы должна  представлять собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Слагаемыми психолого-педагогических  условий являются:

• содержательные особенности, отражающие ценностные ориентиры рабочей программы;

• организационные (формы организации различных видов деятельности);

• технологические (принципы, методы, приемы);

материально-технические (предметно-развивающая среда);

• социокультурные (взаимодействие с родителями,  социальными партнерами различных социокультурных институтов);

• контрольно-диагностические.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС дошкольного образования.

 

Форма написания рабочей программы принимается на Педагогическом совете и прописывается в «Положении о разработке рабочей программы». Важно помнить, что рабочая программа должна быть соотнесена с основной образовательной программой образовательной организации, разработанной и утвержденной, при этом в ее структурные элементы могут быть внесены коррективы с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей.

Рабочая программа документ конкретной образовательной организации, разработанный воспитателем (творческой группой, рабочей группой) на основе основной образовательной программы образовательной организации, который должен обеспечить достижение целевых ориентиров. В тоже время рабочая программа - инструмент, с помощью которого воспитатель определяет оптимальные и наиболее эффективные для определенной возрастной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Кроме того, в ФГОС ДО в пункт 2.9 и 2.10. (раздел II) указано, что «Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.»

Таким образом, рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить потребности участников образовательного процесса (с учетом специфики образовательной организации, авторского замысла воспитателя, возможности методического, информационного, технического обеспечения образовательного процесса, уровня подготовки детей, их возрастных и индивидуальных особенностей).

В соответствии с пунктом 2.11, 2.11.1, 2.11.2., 2.11.3 (раздел II) ФГОС ДО:

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

 

Примерные структурные элементы рабочей программы.

Титульный лист

Оглавление с перечислением частей Программы, параграфов, разделов, списка литературы и приложений с указанием страниц. Оглавление должно включать все заголовки, имеющиеся в тексте. Формулировка их должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, чёткой, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.

Пояснительная записка, в которой важно указать нормативные правовые документы, на основе которых разработана программа, примерную образовательную программу, парциальные программы и технологии. Также необходимо описать:

возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников, обучающихся по программе;

цель (с учетом требований ФГОС

ДО

);

задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, с уче

том требований ФГОС

ДО

);

срок реализации;

основные принципы

(можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС

ДО

);

ожидаемые результаты реализации программы

(так же

можно взять или из основной образовательной программы образовательной организации или из ФГОС ДО

)

, удобнее будет описать их в таблице

.(

Приложение № 2)

Календарно-тематический план (комплексно-тематическое планирование)

Данный раздел — составная часть комплексно-тематического планирования, представленного в основной образовательной программе образовательной организации. Он может быть представлен в виде таблицы.

В комплексно - тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы. Показывается распределение учебных часов (дней, недель) по разделам и тема. Указываются формы работы с детьми, итоговое мероприятие. Возможно использование таблицы.(Приложение № 3)

Содержание программы (текст или таблица)

В данном разделе представляются режим дня, учебный план, расписание занятий (согласно нормативным документам), краткое описание различных форм, средств, способов реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Также могут быть представлены особенности психолого-педагогической работы в разных видах деятельности и культурных практиках, особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Планируемые результаты освоения программы

Условия реализации рабочей программы:

материально-техническое оснащение;

учебно-методическое обеспечение (программы, технологии, учебные пособия, научно-методическая и учебно-методическая литература, литература для детей, для родителей, интернет-ресурсы, образовательные

CD

-диски, дидактический материал, документация).

Приложения к программе, где могут быть представлены следующие материалы:

конспекты (сценарии) различных форм образовательной дея

тельности;

описание игр и игровых упражнений;

сценарии мастер-классов для педагогов и родителей

;

сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитан

ников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары) для родителей;

визуальные средства информации (дети — родители — педагоги) ит.д.

Рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.

Оформление рабочей программы

Текст набирается шрифтом Times New Roman, размер шрифта

14, межстрочный интервал 1,5, переносы в тексте не ставятся,

выравнивание по ширине, абзац 1,25 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения. На титульном листе указывается:

Учредитель; № протокола, дата заседания ПС; дата согласования с зам. заведующего по ВМР; № и дата приказа заведующего ДОУ. Название Программы; адресность (возрастная группа, возраст детей); сведения об авторе (должность, ФИО), год составления Программы.

Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям представляется в виде таблицы.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. Допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области.

Утверждение рабочей программы

Утверждение Программы происходит следующим образом:

-обсуждение на заседании методического объединения, и согласование с замаведующего по ВМР;

-утверждение Программы заведующим ДОУ.

-При несоответствии Программы установленным Положением требованиям (каждое ДОО разрабатывает свое Положение о Рабочей программе педагога), заведующий ДОУ накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

 

Материал подготовлен на основании:

Приказа

Минобрнауки

России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);

Письма

Минобрнауки

России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования";

Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (Документ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 99-ФЗ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×