МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИЙ ВОЗМЕЩЕНИЯ У НЕЗРЯЧИХ МУЗЫКАНТОВ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | Яковенко Любовь Адольфовна. Работа №340093
Для людей с недостатком зрения (с ограниченными возможностями) существуют две системы образования: интеграционная (обучение в обычной школе) и специализированная (обучение в специально созданных заведениях это школы-интернаты для слепых, музыкальные училища-интернаты). Обучение музыке незрячих процесс сложный и трудоемкий. Слепота стимулирует развитие и проявление высших психологических функций, которые реализуются через способность организма возмещать нарушения или утрату определенных функций. Ученики с ограниченными возможностями должны уметь сосредоточиться в нужный момент, используя сохранившиеся органы чувств, для реализации учебно-творческого задания. Например, невозможность чтения пьес с листа заменяется более активной работой музыкальной памяти, что дает возможность избежать детального их изучения по нотам.
Организм имеет возможность двумя способами возмещать нарушение функции зрения.
Первый способ имеет два раздела. Первый – физиологический, второй – психический. Физиологический: опора музыканта с недостатком зрения на деятельность сохранившихся анализаторов. Психический: осмысление человеком возможности использования высших психических функций, дающих возможность почувствовать себя социально реабилитированным членом общества.
Второй способ:
- активизируется переработка слуховых впечатлений
- музыкально-слуховые представления могут отражать как ранее воспринятые, освоенные внутренним слухом и закрепленные в сознании звучания, так и созданные новые ощущения, базирующиеся на преобразовании имеющегося слухового опыта.
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Чебоксарская детская школа искусств №4»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИЙ ВОЗМЕЩЕНИЯ У НЕЗРЯЧИХ МУЗЫКАНТОВ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Выполнила преподаватель
Яковенко Л.А.
г.Чебоксары
2024
Актуальность: Использование данной работы позволяет повысить эффективность обучения незрячих музыкантов.
Цели: Сформировать функции возмещения, позволяющие возместить утраченные функции организма.
Задачи: Подробнее рассмотреть функции возмещения, обозначить методы их формирования и дать им характеристику.
Для людей с недостатком зрения (с ограниченными возможностями) существуют две системы образования: интеграционная (обучение в обычной школе) и специализированная (обучение в специально созданных заведениях это школы-интернаты для слепых, музыкальные училища-интернаты). Обучение музыке незрячих процесс сложный и трудоемкий. Слепота стимулирует развитие и проявление высших психологических функций, которые реализуются через способность организма возмещать нарушения или утрату определенных функций. Ученики с ограниченными возможностями должны уметь сосредоточиться в нужный момент, используя сохранившиеся органы чувств, для реализации учебно-творческого задания. Например, невозможность чтения пьес с листа заменяется более активной работой музыкальной памяти, что дает возможность избежать детального их изучения по нотам.
Организм имеет возможность двумя способами возмещать нарушение функции зрения.
Первый способ имеет два раздела. Первый – физиологический, второй – психический. Физиологический: опора музыканта с недостатком зрения на деятельность сохранившихся анализаторов. Психический: осмысление человеком возможности использования высших психических функций, дающих возможность почувствовать себя социально реабилитированным членом общества.
Второй способ:
- активизируется переработка слуховых впечатлений
- музыкально-слуховые представления могут отражать как ранее воспринятые, освоенные внутренним слухом и закрепленные в сознании звучания, так и созданные новые ощущения, базирующиеся на преобразовании имеющегося слухового опыта.
У музыканта с недостатком зрения, формируется умение произвольно и осознанно использовать слуховые образы.
Функция утраченного зрения в определенной степени может замещаться более интенсивным развитием: музыкально-слухового внимания, внутреннего и абсолютного слуха, воображения, чувства ритма, тактильного и осязательного ощущения, музыкальной памяти, образно-художественного музыкально-слухового представления, а так же исполнительскими умениями и навыками.
У незрячих музыкантов развитие художественного мышления включает в себя такие понятия как: музыкальная память, чувство ритма, тактильные и осязательные ощущения, слухо-двигательные умения и навыки.
В художественное восприятие образа входят: образно-ассоциативное мышление, воображение, эмоции, музыкальный слух.
Для повышения эффективности учебного процесса у незрячих музыкантов необходимо формирование следующих функций возмещения:
И
нтереса.
В
нимания.
С
лухо
-двигательных связей.
М
узыкальной памяти.
В
нутреннего слуха.
О
бразно-ассоциативного мышления.
- Огромную роль играет интерес в процессе формирования музыкально-слухового представления незрячего. Интерес пробуждается на фоне положительной эмоциональной реакции на музыкальное произведение и словесные характеристики, даваемые преподавателем в процессе изучения пьесы.
- Внимание формируется на основе развития умений, связанных с восприятием звучащего музыкального материала, а также с ощущением нотного текста и пониманием его музыкально-образного содержания.
- Слухо-двигательные связи складываются из ощущений и представлений. Они формируются в процессе одновременного представления музыки слухом и запоминания тех движений руки, тех тактильных ощущений, которые возникают в процессе исполнительской деятельности.
- Память слепых менее избирательна, чем память зрячих (поскольку не может опираться на зрительные образы), отсутствие зрения активизирует взаимосвязь слухового и эмоционального восприятия, возникновение ассоциаций, развитие образного мышления, ускорение процесса обработки информации.
- Развитие функций внутреннего слуха происходит в двух направлениях:
а) с позиции внутреннего воспроизведения звучания без поддержки инструмента;
б) с опорой на реализацию звучания инструмента.
Исполнитель мысленно реализует предполагаемое звучание в музыкально-исполнительские действия, необходимые для воспроизведения музыкальной пьесы.
Наличие слухо-двигательных связей важнейший момент для музыканта-исполнителя любой специальности, это сплав функций слуховой и моторной памяти.
- Слухо-образные представления музыканта во многом связаны с воображением и ассоциативным мышлением.
Важным стимулом является тембровая палитра музыкальных инструментов. Тембровая окраска звучания помогает незрячему музыканту «нарисовать» в сознании различные образы, например, звучание валторны ассоциируется в воображении музыканта с волшебством, сказочными духами, лесными образами. (Оркестровая сюита С.Прокофьева «Петя и волк»).
Развитое воображение во многом компенсирует недостаток зрения.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИЙ ВОЗМЕЩЕНИЯ
Функция возмещения
Метод формирования
Характеристика метода формирования
Интерес
Формируется накоплением музыкальных впечатлений
Направлен на активизацию процесса восприятия музыки, накопления музыкально-образных ощущений и представлений
Внимание
Формируется осмыслением слуховых представлений
Направлен на формирование умений воспринимать информацию извне, переключать внимание с одних видов деятельности на другие, концентрируя его на определенном действии
Слухо-двигательные связи
Формируется целенаправленными действиями
Направлен на осмысление учащимися собственных действий, ощущений и представлений. Формирование умения свободного использования приобретенными знаниями
Музыкальная память
Формируется произвольным запоминанием
Направлен на активизацию мыслительной деятельности, включение мышления в процесс запоминания.
Внутренний слух
Формируется закреплением музыкально-слуховых представлений
Направлен на развитие внутренних музыкально-слуховых представлений во всех их проявлениях
Образно-ассоциативные связи
Формируется комплексным освоением музыкального произведения
Направлен на развитие умений представлять в сознании музыкальный образ, средства, необходимые для его воплощения, эмоциональную сторону психических переживаний.
Процесс обучения незрячих предполагает педагогическое стимулирование развития мысленной деятельности ученика. При помощи преподавателя развивается мышление ученика.
С учащимися школ-интернатов и музыкальных школ данная методика более эффективна, так как у них еще не сформированы функции возмещения.
Таким образом, сформированные функции возмещения, позволяют повысить эффективность учебного процесса у незрячих музыкантов.
Список литературы:
В.Н.Кулаков, А.Т.Попов Оптимизация процесса обучения незрячих музыкантов
. М.: 2000.
Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов МПГУ. вып.5.- М., 2000.
Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: гуманитарные науки. М., «Прометей»