Методические рекомендации по использованию экологических игр | Елена Евгеньевна Хаджинова. Работа №338406
Экологическое воспитание занимает одно из важнейших направлений в работе школьных образовательных учреждений. Для повышения эффективности экологического воспитания применяются разнообразные методы и формы работы. Одним из существенных слагаемых процесса экологического воспитания является игра. Игра не только развлечение и забава, а еще и особый метод вовлечения школьников в творческую деятельность. Экологические игры являются одним из действенных методом по формированию знаний у учащихся младших классов.
Игры необходимо подбирать, таким способом, чтобы повышать интерес учащихся к окружающей среде. В ходе игр, развиваются, наблюдательность, любознательность, фантазия. В некоторых используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, семена, камни.) В экологических играх ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Необходимо обратить внимание педагогов на то, что с помощью игр можно хорошо закрепить у детей полученные о природе представления.
Пояснительная записка для учителей
Экологическое воспитание занимает одно из важнейших направлений в работе школьных образовательных учреждений. Для повышения эффективности экологического воспитания применяются разнообразные методы и формы работы. Одним из существенных слагаемых процесса экологического воспитания является игра. Игра не только развлечение и забава, а еще и особый метод вовлечения школьников в творческую деятельность. Экологические игры являются одним из действенных методом по формированию знаний у учащихся младших классов.
Игры необходимо подбирать, таким способом, чтобы повышать интерес учащихся к окружающей среде. В ходе игр, развиваются, наблюдательность, любознательность, фантазия. В некоторых используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, семена, камни.) В экологических играх ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Необходимо обратить внимание педагогов на то, что с помощью игр можно хорошо закрепить у детей полученные о природе представления.
Цели использования материала:
воспитание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим мир
ом
;
создание потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
выработка потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережного отношения ко всему окружающему;
воспитание
эстетических чувств, умения
потребности видеть и
понимать прекрасное,
самовыражения в творческой деятельности;
создание условий для проявления инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Планируемые результаты:
С помощью экологических игр у младшего школьника сформируются:
интерес к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать;
готовность участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельном
у выбору
;
потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
потребность выполнения экологических правил поведения в окружающей среде, которые становятся нормой жизни, входят в привычку;
способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
экологические знания и навыки
;
проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекра
сное,
самовыражения в творческих видах деятельности;
эмоциональные реакции на явления окружающего мира – способность к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости, милосердия и др.
Методика использования экологических игр.
1. Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
2. Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
3. Прежде чем провести игру, надо четко выработать правила и критерии оценивания.
4. Соответственно тематике оформите игру, подобрав иллюстрации, дидактический материал.
5. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания.
6. Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
7. Необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит, прогнозировать на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.
8. При выборе игры необходимо учитывать место и форму проведения мероприятия (урок, перемена, праздник, прогулка на природу, экскурсия).
9. Если ребенок не хочет участвовать в игре — не заставляйте его, наблюдая за играющими товарищами, он сам присоединится к ним — пусть и не на первой игре.
10. Не затягивайте игру во времени.
11. Помните, что игра — благоприятная почва для решения воспитательных задач: от активизации отдельной личности до решения проблем целого коллектива.
12. После игры надо дать детям возможность обменяться мнениями, поделиться впечатлениями, подвести итог.
\
ИГРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
НА ЛУГУ
Методика. Эту игру хорошо проводить с детьми на лугу или на поляне. Во время прогулки понаблюдайте вместе с детьми за жизнью разных насекомых: бабочек, стрекоз, мух, кузнечиков, пчёл и т.д. Потом каждый ребёнок должен выбрать насекомое, которое ему понравилось больше всего, понаблюдать за ним, дать ему имя, например, кузнечик Миша или бабочка Красавица, и составить рассказ о его жизни. Когда дети выполнят это задание и снова соберутся вместе, каждый должен рассказать о своём насекомом, называя его только по имени. Остальные ребята пытаются угадать, о каком насекомом идёт речь. Рассказ можно вести от своего имени, предоставив себя бабочкой или кузнечиком. Можно добавлять к рассказу жесты или показать его в виде пантомимы. На следующем после прогулки занятии можно нарисовать насекомых, которых дети увидели, и продолжить игру. Разделите детей на пары и предложите им составить диалоги от имени насекомых, короткие рассказы о том, как они встретили друг друга на лугу, или небольшие сценки. Если детям трудно справиться с этим заданием, педагог берёт несколько рисунков и сначала составляет диалоги или рассказы сам, показывая рисунки.
Например: Встречаются на цветке пчёлка и кузнечик.
- Здравствуй, сестрица, послушай мою песенку.
- Некогда мне тебя слушать, мне надо нектар собрать с этого цветка.
- Но эта песенка как раз про то, какой этот цветок красивый.
- Дело не в красоте, а в сладком нектаре.
Но цветку так понравилась моя песня о его красоте, что он сразу наполнился сладким нектаром. Эту игру можно провести командами. Ребята делятся на две или несколько групп. Выигрывает группа, которая составит больше рассказов про разных насекомых. Потом можно предложить детям составить общий рассказ для группы и разыграть его. Если сценки получатся интересными, можно составить из них небольшой спектакль и показать его другим детям. Игру можно провести и в классной комнате, предварительно показав детям слайды или иллюстрации с различными насекомыми, сопровождая их рассказами и стихами.
ОПИШИ ЦВЕТОК
Методика. Разделите детей на две группы. Все дети из первой группы получают по открытке с разными цветами, растениями или деревьями. Потом каждый ребёнок из первой группы пишет на доске качества и признаки, которыми обладает его растение. Члены группы могут помогать ему, но при этом не должно называться само растение. Дети из второй группы по качествам должны отгадать, о каком растении идёт речь. Можно задавать дополнительные вопросы, если группа не может догадаться сразу. Потом группы меняются ролями. Другой вариант игры, когда всем детям раздаются открытки с разными цветами, растениями или деревьями; но при этом открытки повторяются так, чтобы у трёх-четырёх детей, сидящих в разных местах, были одинаковые растения.Каждый составляет описание своего растения. Затем спросите детей по очереди зачитать сделанные ими описания, а все остальные пытаются отгадать описываемое растение. Очень интересно сравнить различные ощущения детей, особенно, если вы подберёте изображения одного и того же растения или дерева в разные времена года.
ВЫ ПРИШЛИ В ЛЕС
Методика. Дети вытягивают карточки с различными лесными ситуациями. За несколько минут дети должны написать, что они предпримут в своей ситуации. Примерные ситуации:
- На лесной опушке вы неожиданно встречаете медведя.
- На одной из лесных тропинок вы находите птенцов, но гнезда, из которого они выпали, поблизости нет.
- Началась гроза, а вы заблудились.
Затем все листочки собираются. Педагог по очереди зачитывает ситуации и ответы детей. Дети пытаются отгадать имя, попавшего, в ту или иную ситуацию.
Можно разделить детей на группы и каждой группе дать одинаковые ситуации за более короткое время.
Можно предложить одну и ту же ситуацию всем детям. Затем интересно сравнить ответы детей, так как в них очень ярко будут отражаться их характеры.
ЛЕСНЫЕ ХОЗЯЕВА
Методика. Это задание является продолжением предыдущего. Попросите детей представить себя лесниками. Дети должны написать первые три дела, которые они осуществят в своём лесу. После того как дети выполнят это задание, попросите их написать подробный план выполнения каждого из этих дел. Затем листочки детей собираются и зачитываются вслух. Из всех ответов детей можно сделать стенд: "Как мы спасаем лес" .Сходите вместе с детьми в лесополосу и постарайтесь выполнить вместе с ними какие-нибудь пункты из их планов.
Познакомьте детей с лесником. Попросите лесника рассказать детям о своей работе. После похода в лес дети зарисовывают свои впечатления.
НАЙДИ СЕБЕ ДОМ
Методика. Перед прогулкой в поле, лесу или парке скажите детям, что их вдруг заколдовал волшебник, и каждый из них стал ростом со свой мизинец. Дети должны во время прогулки найти себе дом. Это может быть мышиная норка, цветок, лопух, пень или любое другое укрытие. Дети могут сами построить себе дом из травинок, палочек или бересты. Дети должны будут подумать, на чём они будут спать и что будут есть, с кем будут дружить и от кого прятаться.
Дети могут взять с собой на прогулку маленьких куколок, машинки или солдатиков и построить или найти дом для них.
По возвращении с прогулки дети рисуют свои дома и пишут небольшие рассказы о них или рассказывают устно по своим рисункам. Из рисунков и рассказов можно устроить выставку.
ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Методика. Разделите детей на пары. Первый человек из пары пишет не менее пяти предложений на тему: "Как люди должны заботиться об окружающей среде". Второй – "Как люди уничтожают окружающую среду".
Затем детей делятся на группы таким образом, что первый человек из пары попадает в первую группу, а второй человек – во вторую. Каждая группа из предложений детей составляет общий рассказ по этим темам.
Представители каждой группы зачитывают результаты своих обсуждений. Эти результаты записываются на доске.
Дети должны найти к каждому пункту результатов обсуждений первой группы соответствующий пункт из результатов обсуждений второй группы. Таким образом, может быть выработан, прекрасный план защиты окружающей среды.
Если детей много, для более эффективной работы их можно разделить на четыре или на шесть групп.
После этого каждый ребёнок рисует наиболее понравившееся ему предложение и пишет сочинение на тему: "Окружающая среда и я".
Из рисунков и сочинений детей можно устроить стенд: «Чем мы можем помочь нашей природе».
НАЙДИ СЕБЕ ДОМ
Методика. Перед прогулкой в поле, лесу или парке скажите детям, что их вдруг заколдовал волшебник, и каждый из них стал ростом со свой мизинец. Дети должны во время прогулки найти себе дом. Это может быть мышиная норка, цветок, лопух, пень или любое другое укрытие. Дети могут сами построить себе дом из травинок, палочек или бересты. Дети должны будут подумать, на чём они будут спать и что будут есть, с кем будут дружить и от кого прятаться.
Дети могут взять с собой на прогулку маленьких куколок, машинки или солдатиков и построить или найти дом для них.
По возвращении с прогулки дети рисуют свои дома и пишут небольшие рассказы о них или рассказывают устно по своим рисункам. Из рисунков и рассказов можно устроить выставку.