Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методические рекомендации по использованию приёма Ромашка Блума. | Саржан Уразаков. Работа №311606

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья о применении  приёма Ромашка Блума на уроках литературного чтения. Этот приём способствует развитию критического мышления. У ребят возникает необходимость вчитываться в строки произведения, анализировать сюжет, проявлять творческую фантазию, сопоставлять факты описанные в произведении с жизненными ситуациями. В процессе работы по обсуждению сюжетной линии текста, характеристике героев учащиеся учатся общаться, отстаивать свою позицию, убеждать в своей правоте, размышлять, рассуждать. таким образом применение этого приёма способствует зазвитию речи, мышления.

Методические советы по использованию «Ромашки Блума».Умеющие мыслить,умеют задавать вопросы.А. Кинг

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования.

«Ромашка вопросов», которую в России по-прежнему упорно называют «Ромашкой Блума» очень часто используется в современном уроке. Сам же перечень вопросов на ее лепестках был заимствован из выступления американских коллег Джеймса и Кэрол Бирс.

Простые (тонкие) вопросы нацелены на воспроизведение информации, каких-то фактов,событий, сюжетов полученных из определённых источников.

Задать простой вопрос товарищу может только тот ученик, который качественно и очень подробно усвоил полученную информацию.

Не вызывают затруднения и вопросы творческого характера. Они направлены на развитие творческого воображения, мышления, фантазии. Такие вопросы способствуют развитию монологической речи. Эти вопросы чаще всего имеют в себе частицу «бы».Что изменилось бы ,если бы рыбы могли жить на суше?, «Как вы думаете, что произойдёт дальше?» . «Что будет, если….». – «Придумайте продолжение сюжета?»

Оценочные вопросы направлены на выявления отношения учащихся к фактам, событиям, героям, поступкам .Отвечая на эти вопросы ребята учатся доказывать и отстаивать свою точку зрения. Они помогут в будущем развить в учениках умение анализировать ситуацию, аргументировать свои выводы.

Интерпретационные вопросы или «толстые» вопросы. Обычно начинаются со слова Почему?. Они направлены на формирование умения видеть и выявлять причинно-следственные связи в тексте. Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений . Интерпретационный вопрос «заставляет» извлекать информацию «между строк»

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», Ты так считаешь?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о… «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…».Эти вопросы задаются с целью установления обратной связи. У учащихся формируется умение внимательно слушать товарищей, чтобы не попасть впросак , если вдруг такой вопрос будет адресован кому-либо из них. В то же время вопросы такого плана могут задать ребята, которые отлично освоили материал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики.

Воспроизведение

Простые

Кто? Когда? Где? Как?

Понимание

Уточняющие

Правильно ли я понял..?

Применение

Практические

Как можно применить..?

Что можно сделать из..?

Анализ

Интерпретационные

Почему?

Синтез

Творческие вопросы

Что будет, если..?

Оценка

Оценочные

Как вы относитесь ?

Подобная классификация вопросов позволяет детям самим их формулировать и отвечать . Такой приём позволяет вовлекать в работу практически каждого ребёнка. Активная работа одноклассников мотивирует тех, кто мало отвечает на вопросы учителя. Они начинают осознавать, что ничего сложного в данной работе нет, но в то же время от них требуется знание обсуждаемой информации. И даже если они не знакомы с ней , в ходе беседы ребят они поймут и частично усвоят её, а может даже вступят в диалог.

Использование приема «Ромашка Блума» позволяет мне осуществить дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе . Таксономия Блума - как одна из форм работы по развитию критического мышления.

Задавая вопросы ребёнок учится мыслить.

Этот приём можно успешно применять на любых урока. Он уместен как на начальном этапе , так и на этапе закрепления и систематизации знаний.

Его можно использовать как при групповой, так и при фронтальной форме работы.

Рассмотрим вариант исследовательской работы на уроке, направленной на анализа текста.

К. Паустовский «Ребята и утята»Простые вопросы

Цель: проверка восприятия информации, усвоение фактов, событий описанных в рассказе.

-В какое время происходило событие описанное в рассказе?

-О ком или о чём этот рассказ?

-Кто главные герои ?

-Сколько было утят?

-Где уточка их высиживала?

-Куда уточка вела утят?

-Сколько им предстояло пройти?

-Как она их оберегала в пути?

-Кто им помешал?

-Что делали ребята с уткой и утятами?

-Чем они ловили утят?

-Кто и остановил??

-Как поступили ребята после замечания?

-Как утка приняла утят?

-По какому полю она повела утят?

-Чем закончился рассказ?

Интерпретационный вопрос

Цель: выявление причинно- следственных связей

-Почему уточка переводила утят?

- Почему водв весной разливалась?

-Почему ребята ловили их шапками?

-Почему ребята обрадовались , когда им предложили вернуть утят матери?

-Почему им тяжело преодолеть этот путь?

-Почему шапки были запылёнными?

Уточняющий вопрос.

Цель: уточнение подразумевающейся в тексте информации

-Если я правильно поняла , возле деревни был болотистый лес?

-Действительно ли в этой местности водились хищные птицы?

- Вы уверенны , что события происходили летом?

Практический вопрос.

Цель:установление связи между теорией и практикой

-Могут ли птицы выводить птенцов осенью?

-Почему нельзя ловить птенцов?

-Как ребята могли помочь утке?

Творческий вопрос

Цель:формирование умения предвидеть ситуацию, анализировать её.

-Что было бы если бы на птиц напал ястреб?

-Как они добрались до озера?

-Чем можно продолжить рассказ.

Оценочный вопрос.

Цель: выявление отношения к поступкам героев.

-Как вы относитесь к поступку ребят?

-Как бы вы поступили?

-Как автор относится к природе?

-Как мама утка относится к утятам?

Умение задавать вопросы способствует внимательному осознанному чтению.

Умение видеть и различать типы вопросов позволит ребёнку сориентироваться при ответе на вопросы в комплексной работе. Они поймут , что в тексте можно найти ответы на простыые вопросы, уточняющие, практические. Но на творческие , оценочные и интерпретационные вопросы ответов в тексте нет. Он должен их изложить сам устно или письменно.

Варианты использования "Ромашки  Блума" на уроках

Возможны два варианта:

Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.

Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы. Учащимся предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Применение приема технологии развития критического мышления «Ромашка Блума» является удобным средством при отборе вопросов для обсуждения с учащимися изучаемых проблем. В зависимости от типа урока можно начинать разговор с разных по сложности вопросов. Так, на проблемном уроке вначале можно ставить вопросы, связанные с высоким уровнем мышления, а затем искать ответ на них, используя более простые вопросы.

Прошу ответить на несколько вопросов анкеты.(родители заполняют анкеты)

Приложение 2

Закончить мне хотелось бы словами Джона Холта:

«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»

Составил: учитель Уразакова С.С.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×