Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методические рекомендации по оформлению и проведению лабораторных работ по биологии | Панчишкина Светлана Николаевна. Работа №355297

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Биология» для профессий СПО  технического профиля.

Данные методические рекомендации предназначены для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений при проведении лабораторных работ по учебной дисциплине  «Биология» для профессий СПО  технического профиля .

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОВОШАХТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

 

Дисциплина: БИОЛОГИЯ

 

 

Разработал: преподаватель С.Н. Панчишкина

 

 

 

 

 

Новошахтинск

2024

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Биология» для профессий СПО технического профиля.

Данные методические рекомендации предназначены для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений по учебной дисциплине «Биология» для профессий СПО технического профиля.

Выполнение лабораторных и практических работ

Обучающийся допускается к выполнению лабораторной или практической работы при наличии тетрадей для лабораторных и практических работ.

Обучающийся должен знать правила техники безопасности при работе в кабинете биологии. Перед началом выполнения лабораторной или практической работы обучающийся должен изучить правила по технике безопасности при работе с оборудованием и реактивами (микропрепаратами) по данной практической работе и в журнале инструктажа по технике безопасности в определённой графе должен поставить свою подпись.

Обучающийся подробно изучает инструкцию по выполнению лабораторной или практической работы, затем приступает к её выполнению.

В конце занятия преподаватель оценивает лабораторную или практическую работу определённой суммой баллов (по пятибалльной системе) и ставит итоговую оценку, учитывая при этом следующие характеристики:

Проведение практической работы;

Соблюдение правил по ТБ;

Оформление работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция

по охране труда при проведении лабораторных и практических работ по биологии

1. Общие требования охраны труда

1.1. К проведению лабораторных и практических работ по биологии допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При проведении лабораторных и практических работ по биологии возможно воздействие на обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

химические ожоги при работе с химреактивами;

термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками;

порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом.

1.4. Кабинет биологии должен быть укомплектован медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств. В медицинской аптечке должны быть опись медикаментов и инструкция по оказанию первой помощи при травмах.

1.5. Обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителями химическим пенным и углекислотным.

1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить преподавателю, который сообщает администрации гимназии. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.

1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных и практических работ, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

 

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения.

2.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.

2.3. Проверить исправность оборудования, инструмента, целостность лабораторной посуды.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Точно выполнять все указания преподавателя при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.

3.2. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя.

3.3. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки, а гасить его, накрывая специальным колпачком.

3.4. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.5. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.

3.6. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат.

3.7. При использовании растворов кислот и щелочей наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу, глаза и одежду.

3.8. При работе с твердыми химреактивами не брать их незащищенными руками, ни в коем случае не пробовать на вкус, набирать для опыта специальными ложечками (не металлическими).

3.9. Во избежание отравлений и аллергических реакций не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус.

 

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом преподавателю, не убирать самостоятельно разлитые вещества.

4.2. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.3. При получении травмы сообщить об этом преподавателю, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место, сдать преподавателю оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.

5.2. Отработанные водные растворы реактивов не сливать в канализацию, а в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л с крышкой для их последующего уничтожения.

5.3. Проветрить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.

 

Перечень лабораторных работ

Лабораторная работа №1 «

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, и их описание».

Лабораторная работа №2

«

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам».

Лабораторная работа №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

Лабораторная работа № 4

«Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и

животных

»

Лабораторная работа №5 «Выявление и описание одного вида по морфологическому критерию»

Лабораторная работа №6 «Приспособление организмов к различным средам обитания»

Лабораторная работа № 7

«Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и

агроценозе

»

 

Лабораторная работа №1

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, и их описание.

Цель: рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

Оборудование: микроскопы; готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток; таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.

Ход работы:

Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных и животных клеток.

Зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.

Сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.

Сделайте вывод в соответствии с целью работы.

О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.

О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств живых организмов? Приведите примеры.

Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.

Лабораторная работа № 2

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.

Оборудование: кожица чешуи луковицы; эпителиальные клетки из полости рта человека; микроскоп; чайная ложечка; покровное и предметное стекла; синие чернила; йод.

Работа выполняется по вариантам.

Ход работы:

1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло.

2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.

3. Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.

4. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом.

5. Рассмотрите оба препарата под микроскопом.

6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.

7. Сделайте вывод о проделанной работе.

Вариант № 1

Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки»

Клетки

Сходства

 

1

 

 

 

2

Животная

 

 

 

 

 

 

 

Вариант № 2

Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки»

Клетки

Цитоплазма

Ядро

Плотная клеточная стенка

Пластиды

1

 

 

 

 

 

2

Животная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе проведения лабораторной работы учащийся должен научиться:

работать с микроскопом и изготовлять препараты;

связывать функции органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней;

самостоятельно изучать строение клетки; владеть терминологией темы.

 

Лабораторная работа №3

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Цель: убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.

Оборудование: микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.

Ход работы:

Снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм2);

Приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;

С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;

Рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.

Нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая

плазмолизирующий

раствор.

В течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.

Сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и

деплазмолиза

. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.

Дайте определение терминам – плазмолиз,

деплазмолиз

, осмос, тургор.

Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?

 

 

Лабораторная работа № 4 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и животных»

Цель: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.

Ход работы.

Прочитать текст «Эмбриология» и рассмотреть рисунки на стр. учебника.

Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.

Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?

Лабораторная работа № 5 

Выявление и описание одного вида по морфологическому критерию

Цель: используя морфологический критерий, определить названия видов растений, относящихся к одному семейству.

Оборудование: гербарные или живые образцы растений одного вида.

Ход работы:

Рассмотрите предложенные образцы. Определите при помощи карточки - определителя, к какому семейству они относятся. Какие черты строения позволяют отнести их к одному семейству?

Пользуясь карточкой-определителем, определите названия видов растений, предложенных для работы.

Заполните таблицу: «Название семейства и общие признаки семейства»    

Таблица

№ растения       

Признаки вида        

Название вида

 

Первое растение                  

 

 

Второе растение                  

 

 

Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического критерия в определении вида. Дайте определение терминам – эволюция, вид. Перечислите основные критерии вида и дайте им краткую характеристику.

Лабораторная работа № 6

Приспособление организмов к различным средам обитания

Вариант №1

Цель: изучить приспособленность организмов к среде обитания. Научиться анализировать и сравнивать.

Оборудование: 

учебник и дополнительная литература 

гербарии,

справочники,

кабинетные растения.

Ход работы:

1. Используя материалы учебника и дополнительную литературу, а также гербарии, кабинетные растения или рисунки заполни таблицу: «Сравнительная характеристика приспособления организмов к среде обитания»

Объект изучения

Признаки приспособленности

Условия обитания

Происхождение признака

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сделай вывод о проделанной работе

Вариант № 2

Цель: научиться анализировать, сравнивать. Выявлять приспособления у организмов. Объяснить их относительный характер и причины возникновений приспособления.

Оборудование: 

описание строения и жизнедеятельности крота,

коллекция насекомых,

описание строения и жизнедеятельности насекомых,

гербарии,

справочники,

кабинетные растения.

Ход работы:

1. Выявите и запишите приспособления к жизни в почве у крота:

в форме тела;

особенности внешнего строении;

в образе жизни.

2. Объясните, в чём состоит относительный характер этих приспособлений (на одном примере).

3. Рассмотрите насекомых. Определите тип окраски насекомых.

4. Составьте и заполните таблицу

Название насекомого

Среда обитания

Тип окраски

Биологическое значение окраски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Сделайте вывод о проделанной работе.

 

Лабораторная работа № 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе.

 

Цель: Закрепить умения правильно определять последовательность организмов в пищевой цепи, составлять трофическую сеть, строить пирамиду биомасс.

Ход работы:

1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

 

Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

Задание:

Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

Сделайте в

ывод: что отражают правила экологических пирамид?

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×