"«Методические рекомендации по организации прогулок в режиме ГПД» | Мой кабинет. Работа №343029. Номер работы: №343029
МБОУ «Прогимназия№1» г. Новосибирск
Воспитатель ГПД№1
Саранова Елена Анатольевна
«Методические рекомендации
по организации прогулок
в режиме ГПД»
Группа продлённого дня является формой организации внеурочной деятельности учащихся. Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка, развивает творческие способности, навыки самостоятельного обучения. Гармонично спланированный досуг, здоровьесберегающий режим, активная социализация - формируют социально-значимые навыки, помогают в общении со сверстниками.
Для эффективной работы в группе продлённого дня необходимо чёткое, продуманное планирование всех направлений работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития учащихся. Работа в группе продлённого дня обусловлена её режимом. Режим группы продленного дня предусматривает различные виды деятельности, направленные на всестороннее развитие учащихся. Большими возможностями в этом отношении обладают прогулки, которые могут значительно расширить кругозор детей. Прогулка - обязательный вид деятельности в группе продлённого дня. Это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом и с воспитателем в более естественной обстановке.
Своей целью в ходе организации прогулок воспитатель ставит не только укрепление здоровья детей, их релаксацию после образовательного процесса и развитие двигательной активности, но и знакомство с явлениями окружающего мира, наблюдение за сезонными изменениями в природе, закрепление знаний и навыков по правилам дорожного движения и правилам безопасного поведения в общественных местах, общение друг с другом.
Подготовка к прогулке:
1.Определить вид прогулки, установить цель
2.Разработать маршрут, ознакомиться с ним
3.Выбрать место проведения
4.Определить затраты времени на прогулку
5.Разработать задание, наметить виды деятельности
6.Составить конспект прогулки
Структура прогулки:
1.Организационный момент. Одевание детей, инструктаж о времени и цели прогулки, о правилах поведения
2.Движение по намеченному маршруту и выполнение определенных задач, организованное наблюдение, беседа воспитателя по теме прогулки
3.Подведение итогов прогулки
4. Возвращение в школу
Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями. Во время прогулок создаются такие педагогические ситуации, когда дети должны действовать и вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей. Эти навыки необходимы для регулирования поведения учащихся, они помогают выработать этические нормы отношений с окружающими, приучают ребят к дружелюбию и вежливости, уважению по отношению друг к другу.
Умеренные физические нагрузки, которые получают дети во время прогулки, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития ребенка при соблюдении некоторых условий:
-Рекомендуется постепенное повышение физической нагрузки и снижение её к концу прогулки;
- Физические нагрузки должны даваться с учётом возрастных особенностей детей;
- Занятия должны быть эмоционально насыщенными, что можно достичь с помощью подвижных игр.
Чтобы после занятий в классном помещении прогулка давала детям ощущение свободы, но вместе с тем воспитатель имел возможность держать ситуацию под контролем, стоит ввести в обиход «законы прогулки», например:
- «закон сигнала» - придумать такой сигнал, услышав который дети должны оставить свои занятия и бежать на место сбора;
- «закон круга» — яркий атрибут, поднятый воспитателем вверх, означает «встать в круг возле меня». Круг необходим, когда понадобится в ходе прогулки рассказать что-то интересное, дать краткий инструктаж перед игрой или подвести итог прогулки;
- «закон разведки» требует выйти из школы и вернуться в нее тихо, как разведчики, не нарушая школьной тишины.
Для достижения целей прогулки необходимо придерживаться рекомендаций при их проведении:
-Необходимо учитывать состояние здоровья детей, время года, погодные условия;
-Перед выходом на улицу повторить с детьми правила техники безопасности во время прогулки;
- Тематика прогулок должна быть разнообразной и эмоционально насыщенной для детей;
- Все дети должны быть вовлечены в ход прогулки;
- Следует внимательно следить за проявлением внешних признаков утомления учащихся;
- Детям со специальной медицинской группой даются поручения, не связанные с физической нагрузкой;
- Обязательно подводить итоги прогулки, давать оценку поведения, поощрять активных участников.
Цели и задачи прогулок:
- Обеспечить полноценный отдых детей на прогулке;
- Развивать наблюдательность, любознательность, память, стремление к познанию
-Формировать правильное представление об окружающем мире, уважительное отношение к людям труда, умение правильно вести себя в природе;
-Обеспечивать двигательную активность детей на воздухе;
- Организовывать практическую деятельность в природе;
-Участвовать в общественно-полезном труде в природе;
-Активизировать самостоятельную деятельность детей;
- Воспитывать чувство патриотизма, товарищества, бережное отношение к природе;
- Формировать навыки безопасного поведения;
- Воспитывать культуру общения и поведения детей в общественных местах.
Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Основные группы прогулок: познавательные, оздоровительно-воспитательные, образовательно-воспитательные. За основу типологии прогулок берут ту ведущую деятельность, в рамках которой в данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные и развивающие задачи.
ВИДЫ ПРОГУЛОК
1. ПРОГУЛКА- НАБЛЮДЕНИЕ
Основное содержание такой прогулки, чаще всего, связано с наблюдениями младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растений и животных, трудом людей. Местом ее проведения могут быть школьный двор, ближайший парк, зелёная зона недалеко от школы. Темы прогулок-наблюдений: «Облака - белогривые лошадки», «Художница Зима», «Как появляется листочек», «Как рождается здание», «Кто делает город красивым?», «Мир насекомых», «Кто в парке живет, что в парке растет?» Прогулка может включать элементы игры, например, конкурс «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает за определённое время каждому ученику заметить и запомнить, как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Можно предложить задание: кто лучше расскажет о каком-то дереве, кто вспомнит стихи, рассказы и или сказки о деревьях и кустарниках. Во время прогулки можно обратить внимание школьников на определенные природные явления. Такие наблюдения позволяют детям лучше чувствовать природу. Наблюдение за трудом людей помогает детям задуматься о важности повседневного труда человека, о работе своих родителей.
2. ПРОГУЛКА- ЗАДАНИЕ, имеющая цель поздравить товарищей или взрослых с праздником; пригласить гостей на классное или школьное мероприятие; известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии; оказать шефскую помощь.
Содержание прогулки - задания определяется задачами клубных часов группы продленного дня. Выполнять задания иногда приходится в течение двух-трех прогулок. Варианты заданий: «Улицы, переулки вокруг нашей школы - почему они так названы?», «Достопримечательности в районе нашей школы», «Начертить план школьной площадки», «Собрать гербарий», «Фотовыставка «Любимое село» и т.д.
3. ПРОГУЛКА-ЗАДАЧА, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить: расстояние; величину предмета; высоту предмета; его цвет; крутизну склона; направление и скорость ветра.
4. ПРОГУЛКА-ПОИСК.
Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать лекарственные травы, семена деревьев, природный материал для поделок и т. д. При этом, прежде чем дети пойдут искать, они должны разгадать загадку или найти в предложенном тексте название того, что должны искать. По окончании дети могут придумывать интересные истории о своих находках, составлять панно, букеты. Так же можно воспитателю заранее спрятать на территории, где будет проходить прогулка, какой-то предмет. Во время прогулки дети должны его найти, пользуясь маршрутным листом, на котором нарисован план территории с отметкой, где находится предмет. Пример прогулки-поиска «Операция "клад"». Эта игра может иметь множество вариантов и меняться в зависимости от реальных условий и творчества воспитателя.
5. ПРОГУЛКА-ПОХОД на: скорость; выносливость; дисциплину; внимание; ориентирование на местности.
6. ПРОГУЛКА-ФАНТАЗИЯ
Главная задача этого вида прогулок - вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность ребят возникает в общении с природой. Во время прогулки дети мастерят поделки из природного материала, составляют букеты из осенних листьев, композиции из цветных камней, рисуют цветными мелками на асфальте, лепят из снега забавные скульптуры. Весной, когда бегут ручейки, дети строят флотилии и пускают кораблики. Темы прогулок-фантазий: «Осенний букет», «Есть в осени первоначальной...», «Самый красивый венок», «Зоопарк из снега», «Картины из цветных камней», «Рисунки на асфальте» и т.д
7. ПРОГУЛКА-ПОКАЗ, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать: местные достопримечательности; различные предметы и объекты; редкие цветы, деревья, кустарники; разнообразные свойства, признаки предмета. Прогулка-показ формирует у детей умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Воспитатель заранее продумывает проблемные вопросы, на которые школьники должны будут найти ответ в ходе такой прогулки.
8. ПРОГУЛКА-ПРАКТИКУМ предусматривает закрепление знаний и умений учащихся: по правилам дорожного движения; по технике безопасности; по трудовым навыкам; по ориентированию; по культуре поведения. Темы прогулок-практикумов: «Правила дорожного движения, Правила поведения в природе», «Ты играешь во дворе», «Культура поведения на улице». Во время прогулки воспитатель создаёт ситуации, в которых дети должны действовать в соответствии с правилами, организуется самоанализ школьниками своих действий. Такие прогулки используют для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например, следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения, правилам поведения в чрезвычайных ситуациях (при пожаре, наводнении, отравлении различными веществами, террористическом акте). Подобные прогулки помогают детям понять целесообразность поведения людей в различных ситуациях, помогают избавляться от страхов, тревожности.
9. КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОГУЛКА проводится в сочетании с: играми; спортивными занятиями; трудом; экскурсионной работой.
10.ТВОРЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА. Цель: вызвать эмоциональный подъём, органи-
зовать творческую деятельность. Во время такой прогулки дети могут делать
зарисовки, мастерить поделки. По итогам такой прогулки можно организовать выставку работ или праздник творчества.
11.РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ВОЗДУХЕ. Это массовые подвижные игры, весёлые старты, ритмические музыкальные игры, хороводы, показ фокусов и т.д.Они дают возможность повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить. Зимой это веселое катание с ледяной горки, штурм снежной крепости, изготовление фигурок из снега, забавные состязания «Скоморошьи потешки», «Петушиные бои». Во время дождя прогулка проходит под навесом. В это время можно решать занимательные задачи, разгадывать шарады, показывать фокусы, проводить малоподвижные игры, например, «Пустое место», «Достань кольцо».
12. ПРОГУЛКА ЭКСКУРСИЯ. Цель: познакомить с историей своего села,края. Прогулка проводится один раз в неделю до самоподготовки. Ее продолжительность - 1,5 часа. Воспитатель определяет три цели прогулки: познавательную, воспитательную, развивающую.
13.ПРОГУЛКА-ИГРА. Для данного вида прогулки нужно найти специальную игровую площадку с беседкой, качелями, спортивными снарядами, подходящими младшим школьникам по росту, полосой препятствий (разнообразными опорами, многоярусными конструкциями, на которых можно висеть, раскачиваться, с которых можно спрыгивать). Для проведения прогулок также необходим инвентарь: санки, лыжи, мячи, скакалки и др.
14.ПРОГУЛКА ВНЕ ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ. Один из вариантов - прогулка по определенному маршруту. Он прокладывается по пересеченной местности, в жилом массиве и за его пределами. Полезно совершать прогулку с детьми около необычных объектов, которые оставляют в памяти яркие воспоминания. Можно составить разные по продолжительности маршруты. Расстояния, преодолеваемые на прогулке, могут быть значительными. Для учащихся начальной школы рекомендована следующая протяженность маршрутов:
• для первоклассников — 2—2,5 км;
• для второклассников и третьеклассников — до 4 км;
• для четвероклассников — более 4 км.
Итак, прогулка является важным и обязательным этапом в режиме группы продлённого дня, который служит для предупреждения переутомления детей, восстанавливает их работоспособность. Умеренные физические нагрузки являются важным средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний школьников. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным краем, его достопримечательностями, с трудом взрослых. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Прогулка должна быть четко организована, но в то же время ребёнок психологически должен чувствовать себя свободно. Он должен подвигаться, отвлечься от учебных дел. Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт, дают возможность почувствовать себя участником жизни. Он как бы выходит в реальный мир и сам выбирает, с чем соприкоснуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему. Учитывая интересы учащихся, воспитатель должен стремиться вызвать у них творческую самостоятельность и активность. Будучи эмоциональными и доступными, ежедневные прогулки должны преследовать главную цель - это активный отдых учащихся, формирование здорового и безопасного образа жизни.
Статья на тему: «Организация воспитательных мероприятий в условиях группы продленного дня»
Подготовила:
Воспитатель ГПД
Саранова Е.А.
Введение
Группа продленного дня - неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребенка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы и максимального использования всех представляемых режимом моментов.
На сегодняшний день существует ряд серьезных проблем, оказывающих влияние на качественную сторону работы школ с продленным днем. Среди таких можно назвать проблему кадрового и программного обеспечения, проблему организации воспитательных мероприятий, с учетом особенностей комплектации групп продленного дня, и многие другие.
Все эти проблемы по смыслу можно объединить в один вопрос: как в современной школе организовать жизнь и деятельность группы продленного дня так, чтобы в ней было хорошо и комфортно ребенку, чтобы он не просто был под присмотром, а полноценно жил и развивался?
Объект исследования: процесс воспитания
Предмет исследования: организация воспитательных мероприятий в группе продленного дня
Цель исследования: определить возможности воспитательной работы в условиях группы продленного дня
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую методическую литературу по проблеме
Познакомиться особенности организации групп продленного дня
Выявить влияние воспитательных мероприятий, организуемых в группе продленного дня на развитие личности учащихся
Методы исследования: анализ теоретической литературы, синтез, обобщение
Структура контрольной работы: введение три параграфа, заключение, список используемой литературы
Особенности организации групп продленного дня
Группы продленного дня в начальной школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды. Обратим внимание на особенности организации деятельности учащихся в группах продленного дня.
Первоклассники, посещающие группы продленного дня, обеспечиваются трехразовым горячим питанием (завтрак, обед, полдник) в помещении столовой или буфета школы. Интервалы между приемами горячей пищи должны составлять 3–4 часа. Для детей седьмого года жизни и ослабленных детей рекомендуется проводить обед с 13.00 до 13.30, полдник – с 16.20 до 16.30 (после дневного сна продолжительностью 1,5–2 часа).
Те же требования содержит п. 6.8 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45.
Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться не менее двух раз в течение дня общей длительностью 2,5–3 часа. При необходимости (по заявлению родителей) работа групп продленного дня может быть продолжена в каникулы.
Первое направление деятельности групп продленного дня – организация выполнения учащимися домашнего задания (самоподготовка). При этом воспитателю необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- выполнение уроков проводить в отведенном для этого классном помещении либо кабинете, который оборудован мебелью, соответствующей росту учащихся;
- начинать самоподготовку не позднее 16.00 (пока отмечается физиологический подъем работоспособности);
- ограничивать длительность выполнения домашних заданий: для вторых классов – 1,5–2 часа; для третьих и четвертых классов – 2–2,5 часа;
- предоставлять детям выбор очередности выполнения домашних заданий, рекомендуя начать с предмета средней трудности для данного ученика;
- предоставлять детям, которые закончили выполнение заданных уроков раньше других, возможность до окончания работы всей группы проводить время по интересам (в игровой, библиотеке).
Второе направление деятельности групп продленного дня – вне учебной деятельности: занятия в кружках, участие в различных мероприятиях, художественная самодеятельность, тихие игры, чтение, просмотр телепередач и пр.
Воспитателям следует планировать свою деятельность так, чтобы ежедневно в течение 1–1,5 часа после окончания самоподготовки дети могли выбрать для себя занятия в соответствии со своими интересами и желаниями. Длительность таких занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности. Продолжительность таких занятий, как чтение, музыка, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, составляет не более 50 минут для учащихся 2-х классов и 1,5 часа – для учащихся 3–4-х классов с 5–10-минутным перерывом в середине занятий.
Коллективные мероприятия, общешкольные вечера, концерты, сборы, диспуты, посещение театров, киноконцертных залов, экскурсии лучше организовывать в начале недели, когда у учащихся еще не наступило утомление, и не чаще 1–2 раз в месяц.
Просмотр телепередач следует проводить не чаще 1–2 раз в неделю с ограничением длительности до 30 минут; посещение кинотеатров, выставок, музеев, театров – не чаще 1–2 раз в месяц.
Важно правильно сочетать виды внеучебной деятельности на протяжении дня и рационально распределять их в течение недели. Наилучшим сочетанием видов деятельности на протяжении дня является двигательная деятельность на воздухе до выполнения домашних заданий с последующей деятельностью эмоционального характера.
Согласно тарифно-квалификационным характеристикам воспитатель группы продленного дня осуществляет следующие функции:
- планирует и организует жизнедеятельность и воспитание посещающих ее детей;
- проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации обучающихся;
- на основе изучения индивидуальных особенностей учеников и рекомендаций психолога планирует и проводит коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);
- совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье;
- взаимодействует с родителями учеников или их законными представителями.
Воспитательное пространство группы продленного дня
Ученые (Л.И. Новикова, Н.А. Селиванова, В.А. Караковский и др.) отмечают, что воспитательная система школы базируется на комплексе воспитательных целей, содружестве людей, их деятельности, направленной на достижение этих целей; отношений, возникающих между участниками деятельности; той части окружающей среды, которая освоена школой для реализации поставленных задач.
Воспитательное пространство группы продленного дня – это, во-первых, сама среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие.
Главная задача педагога – это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.
Каждый ребенок – это индивидуальность, каждый это ключевая фигура воспитательного пространства. Только личностно ориентированный подход к воспитанию будет способствовать развитию личности ребенка.
Воспитательное пространство продленного дня – безграничное пространство. Поле деятельности здесь не имеет границ, четко очерченных рамок. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.
Значение воспитательных мероприятий, организуемых в группе продленного дня
Среди форм организации воспитательного процесса в практике широко используются мероприятия. Они могут быть простыми и сложными. Среди сложных в организационном плане особо выделяют праздники, соревнования, конкурсы. Все они требуют разработки сценария, предусматривающего разноплановую деятельность.
Однако ряд мероприятий проводится в простых организационных формах, в таких, как беседа, чтение, слушание музыки, просматривание телепередач, викторины. Все эти мероприятия просты, не требуют длительной подготовки.
Каковы же цель и задачи каждого воспитательного мероприятия?
Цель – всегда отношение. Но с помощью одного мероприятия отношение (потребности, мотивы, действия, поступки) не сформируешь.
Задачи воспитательного мероприятия - это, то реальное, что достижимо на нем (эмоции, реакции, поведенческие действия). Воспитательное мероприятие – часть цели, в результате всей воспитательной работы.
Каждое мероприятие выстраивается по определенной структуре.
Первый этап – подготовительный, назначение которого вызвать у детей желание участвовать в мероприятии.
Задача второго этапа: создание психологического настроя, формирование готовности к предстоящей работе. Здесь целесообразно использовать вступительное слово, музыкальный фрагмент. Важно оформление класса, в котором проводится мероприятие.
Третий этап - содержательный. На нем осуществляется достижение предметного результата: дети участвуют в диалоге, слушают воспитателя, взаимодействуют с миром и проявляет к нему свое отношение.
Четвертый этап – эмоциональное, четкое завершение мероприятия. Суть его в том, чтобы вызвать или усилить положительные переживания, удовлетворение по поводу проведенного мероприятия.
Особое место в работе занимают мероприятия досугового направления, при проведении которых перед детьми открывается мир художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, природы, социальных отношений.
В группе проводятся беседы, викторины, экскурсии.
Беседа-игра "Космонавтом хочешь стать - надо много-много знать", викторина "По дорогам сказок", тренинг безопасного поведения "Я умею выбирать", игра-соревнование "Как вести себя при сигнале: "Внимание всем!"", занятие-презентация "Веселые герои книг Н. Носова"
Заключение
Практика показывает, что группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе как особый способ формирования воспитывающей среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям.
При организации воспитательных мероприятий, воспитателю необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы и способности.
Таким образом, воспитательные мероприятия, организуемые в группе продленного дня, создают большие возможности для развития способностей детей, для воспитания у них общественной активности, патриотизма, нравственности, организационных умений и навыков, любви к природе и здоровому образу жизни, воспитывают чувство коллективизма, способствуют созданию ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире.
Список использованной литературы
Кульневич
С. В.,
Лакоценина
Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. ТЦ “Учитель”, 2002. – 163 с.
Осипова М.П.,
Козлович
С.И.,
Панасевич
З.М. Воспитание: Пособие. – Мн.: Книжный Дом;
Экоперспектива
, 2004
Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2004