Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

методические рекомендации по планированию и проведению занятий в УДО | Луйк Светлана. Работа №352195

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной разработке содержится необходимая информация по организации занятий в системе дополнитеьного образования, на примере конкретного учреждения. Методические рекомендации предназначены для педагогов, методистов, начинающих и молодых специалистов, работающих в учреждениях дополнительного образования.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПОДРОСТОК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ МАУДО «ЦВР «ПОДРОСТОК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Луйк С.С.- методист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРЕНБУРГ 2024

 

Методические рекомендации по планированию и проведению занятий

 

Образовательный процесс в системе дополнительного образования направлен на решение задач обучения, воспитания, развития личности. В системе дополнительного образования детей основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие.

Процесс обучения в дополнительном образовании не имеет жестких рамок.

Учебное занятие - это промежуток времени, в течение которого дети занимаются определенным учебным предметом. Для того, чтобы занятие стало интересным обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Педагог имеет право самостоятельно выбрать удобную для себя модель плана учебного занятия и выбрать тип учебного занятия.

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми знаний, формирование и развитие компетенций различных умений и навыков.

На учебном занятии главное для педагога – не просто занять досуг ребенка, а дать ему знания и научить применять их на практике. Успех учебного занятия и в целом учебного процесса, организованного педагогом, во многом зависит от того, какой тип занятия выберет педагог и как он построит занятие. Для этого нужно четко знать типы занятий и их структуру. Выделяются 5 типов занятия, различных по своей структуре (Приложение 1).

Для достижения цели занятия педагогом планируются задачи.

Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития обучающихся.

Задачи

ставятся,

исходя

из

целей

и

назначения

всего

процесса

образования.

Задач

может

быть

столько,

сколько

необходимо

для

достижения

цели.

Задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности.

Задачи должны

быть определены

конкретно

и четко,

чтобы

была

возможность проверить (самопроверить) их выполнение.

Задачи

лучше

поставить

в

определенной

последовательности

(классифицировать).

Задачи формулируются четко. В

формулировке задач

должно присутствовать ключевое слово - глагол, определяющий основные действия педагога и обучающихся

(оказать, отработать, освоить, организовать и пр. (Приложение 2).

Учебное занятие — основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании, но сегодня существенно меняется его форма организации.

Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей обучающихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов. Учебные занятия, в течение которых обучающиеся занимаются с педагогом различной деятельностью, могут иметь различные формы – традиционные и нетрадиционные формы (Приложение 3).

Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. За основу учебного занятия мы берем модель, предложенную М.В. Ушаковой, методистом-исследователем лаборатории проблем дополнительного образования и воспитания областного центра детей и юношества г. Ярославля (Приложение 4).

Принципы обучения – это система методов и средств, используемых педагогом при организации учебного процесса для достижения поставленной педагогической цели. В процессе организации учебного процесса педагог использует одновременно ряд принципов, так как не возможно полноценное применение одного принципа без другого (или других), это обусловлено их взаимосвязью.

Принципы обучения, несмотря на то, что каждый из них имеет конкретную цель и решает ряд поставленных перед обучением задач, взаимосвязаны между собой и образуют единую систему. Таким образом, система принципов обучения направлена на реализацию ведущего

 

принципа обучения – принципа единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения. (Приложение 5).

Успех занятия в детском коллективе зависит от выбора методов его организации.

Рассмотрим виды методов (Приложение 6).

При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - краткий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.

Необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета. Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия (Приложение 7).

Мы думаем, что методические рекомендации помогут повысить результативность занятия. Включить детей в творческую деятельность. Организовать работу с молодыми педагогами. Совершенствовать профессионализм педагогов-стажистов. Систематизировать положительный опыт деятельности педагогов дополнительного образования. Моделировать нетрадиционные формы занятий.

 

Приложение 1

ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Комбинированное занятие

Организационная часть

Проверка

знаний

ранее

изученного

материала

и

выполнение домашнего задания.

Изложение

нового

материала.

Первичное закрепление новых знаний, применение их на

практике.

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Организационная часть

Изложение

нового

материала

и

закрепление

его.

Занятие повторения и обобщения полученных знаний

Организационная часть

Постановка

проблем

и

выдача

заданий.

Выполнение обучающимися заданий и решения задач.

Анализ

ответов

и

оценка

результатов

работы,

исправление ошибок.

Подведение

итогов.

Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков

Организационная часть

Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение обучающимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

Сообщение и содержание задания, инструктаж его

выполнения.

Самостоятельная работа обучающихся под руководством

педагога.

Обобщение

и

оценка

выполненной

работы.

Занятие применения знаний, умений и навыков

Организационная часть

Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.

Инструктаж

по

выполнению

работы.

Самостоятельная работа обучающихся, оценка ее результатов.

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

задач.


КОМПЛЕКСНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАДАЧ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(по М. Поташнику)

Каждое занятие включает в себя решение обучающих, развивающих и воспитательных

 

Обучающие задачи.

К числу обучающих задач относят формирование теоретических знаний, характерных для

 

данного вида деятельности:

обеспечить

в

ходе

занятия

усвоение

(повторение,

закрепление)

следующих

основных понятий, законов, теорий, терминов и т.д.

или

обеспечить

в

ходе

выполнения

заданий

усвоение

(закрепление)

следующих

движений, (операций, технологий, способов изготовления)

или

сформировать

(продолжить

формирование,

закрепить)

следующие

специальные умения...

Развивающие задачи.

Задачи чаще всего связаны с психологическим развитием ребенка.

способствовать

развитию

познавательных

способностей:

внимание,

память,

мышление

или

создать

условия

для

развития...

или

способствовать

(содействовать)

развитию

эмоций,

чувств

ребенка

(радости,

сопереживания), развитию мимики ребенка

или

способствовать

развитию

волевых

качеств

(настойчивость,

целеустремленность, решительность),

или

способствовать

развитию

творческих

способностей

(фантазии,

воображения).

Воспитательные задачи.

Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности.

содействовать

решению

задач

трудового

воспитания

(гигиена

труда,

культура

труда

и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.

 

В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально.

 

Приложение 3

 

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Дошкольный и младший

школьный возраст

Средний школьный возраст

Старший школьный возраст

Беседа с игровыми

элементами

Лекция

Проблемная лекция

Сказка

Учебная игра

Пресс-конференция

Сюжетно-ролевая игра

Творческий проект

Практические занятия

(лабораторная работа)

Игра-путешествие

Конкурс (КВН)

Семинар

Игра-имитация

Заочная экскурсия

Тематическая дискуссия

Соревнования, состязания и др.

Тематические задания по подгруппам

Групповая консультация

 

 

Защита творческой работы

 

 

Деловая игра: презентация (вида

деятельности, выставки т.п.)

 

Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе

 

Традиционные занятия

Нетрадиционные занятия

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

Презентация предмета, явления, события, факта

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни

человека, участие социальных отношениях.

Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Социодрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределѐнная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально- психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Дискуссия

Всестороннее публичное обсуждение,

рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы-расширяет знания путем обмена

информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Защита проекта

Способность проецировать изменения

действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с

общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Конференция

Собрание, совещание представителей различных

организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни – ―Свобода и долг‖, ―Человек и природа‖ и т.п.

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

“Крепкий орешек”

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

 

Туристический поход

Передвижение группы людей с определѐнной целью.

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

Психологическое занятие

Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам ДО оказывать своевременную помощь

обучающимся в решении их возрастных задач.

Утренник, праздник и т.п.

Организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами

воспитательной и досуговой деятельности.

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее,

создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.

 

Приложение 4

 

МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.

 

Бл ок и

Эта пы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Результат

Подготовительный

1

Организационны й

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и

активизация внимания

Восприятие

 

2

Проверочный

Установление правильности и

осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция

Проверка домашнего задания (творческого,

практического), проверка усвоения знаний

предыдущего занятия

Самооценка, оценочная

деятельность педагога

Основной

3

Подготовительн ый (подготовка к новому

содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной

деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной

деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная

задача, проблемное задание детям)

Осмысление возможного начала работы

 

4

Усвоение новых знаний и

способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и

отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов, которые активизируют

познавательную

деятельность детей

Освоение

новых знаний

 

5

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и

осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением

соответствующих правил или обоснованием

Осознанное усвоение нового учебного материала

 

6

Закрепление

новых знаний, способов

действий и их применение

Обеспечение усвоения

новых знаний, способов

действий и их применения

Применение

тренировочных

упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми

Осознанное

усвоение нового материала

 

7

Обобщение и

систематизация знаний

Формирование целостного

представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

Осмысление

выполненной работы

 

8

Контрольный

Выявление качества и

уровня овладения

Использование тестовых

заданий, устного

Рефлексия,

сравнение

 

 

 

 

 

знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и

способов действий

(письменного) опроса, а

также заданий различного уровня сложности

(репродуктивного,

творческого, поисково- исследовательского)

результатов собственной деятельности с другими,

осмысление результатов

Итоговый

9

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение

перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

Самоутвержд ение детей в успешности

 

10

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического

состояния, причин некачественной работы,

результативности работы,

содержания и полезности учебной работы

Проектирован ие детьми

собственной деятельности на

последующих занятиях

 

11

Информационны й

Обеспечение понимания цели, содержания

домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании и конечном результате

домашнего задания, инструктаж по

выполнению, определение места и роли данного

задания в системе

последующих занятий

Определение перспектив

деятельности

 

Требования к современному занятию

 

Постановка и комплексное решение на занятии обучающих, развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.

Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в УДОД.

Содержание

занятия.

Владение

педагогом

содержанием

программ

дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков труда, интересов к занятию.

Индивидуальный подход к воспитаннику. Учѐт психолого-педагогических особенностей детей.

Технология обучения. Приѐмы, методы, средства, формы, способы деятельности на

занятии.

Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятие. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т.д.

Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии.

Наличие

специальных

знаний

по

преподаваемому

предмету.

Вдохновение,

фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неправильным ответам и т.д.

 

Приложение 5

 

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Научности

(ложных

знаний

не

может

быть,

могут

быть

только

неполные

знания);

Природосообразности

(обучение

организуется

в

соответствии

с

психолого-

физиологическими особенностями обучающихся);

Последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к

общему);

Доступности

(от

известного

к

неизвестному,

от

лѐгкого

к

трудному,

усвоение

готовых знаний, умений, навыков);

Сознательности

и

активности;

Наглядности

(привлечение

различных

органов

чувств

детей

к

восприятию);

Индивидуального

подхода

в

условиях

коллективной

работы

в

детском объединении;

Заинтересованности

и

мобильности

(образовательный

процесс

организуется

в

 

Приложение 6

 

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Репродуктивный (от франц. - воспроизведение) — способ организации деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению сообщѐнных им знаний и показанных способов действий; обогащает обучающихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития;

словесные методы обучения - лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.

методы практической работы;

метод наблюдения - запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;

исследовательские методы - проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.

методы проблемного обучения - эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;

проектно-конструкторские методы - создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;

метод игры - игры дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра- путешествие, ролевая игра, деловая игра;

наглядный метод обучения - картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;

использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.

 

Приложение 7

 

НАПИСАНИЕ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ

Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия, которая должна содержать:

цели,

задачи,

методы

и

приемы

воспитания

ребенка

в

границах

темы

занятия;

учебные

цели

и

задачи,

расширяющие

тему

базовой

программы;

образцы

заданий,

вопросов,

изделий,

наглядного

материала;

ведущие

виды

деятельности

участников

занятия;

структура

занятия

и

обоснование

последовательности

его

этапов;

содержание

деятельности

педагога,

детей

на

каждом

этапе

занятия;

мотивация

деятельности

детей

на

каждом

этапе

занятия;

формы

и

способы

взаимодействия

с

детьми,

общение;

диагностика

(определение)

начального

уровня

знаний

детей,

развиваемых

в

ходе

занятия;

приемы

управления

вниманием,

активизация

детей;

типичные

затруднения

детей,

причины

и

необходимые

действия

педагога

для

их

ликвидации;

образцы

корректирующих

упражнении;

приемы

работы

с

вспомогательной

литературой,

пособиями,

дополнительным

материалом;

диагностика

результатов

занятия,

подведение

итогов.

 

 

 

 

быть:


Требования к написанию плана-конспекта занятия

Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны

 

 

Цели,

задачи,

методы

и

приѐмы

воспитания

ребѐнка

в

границах

темы

занятия;

Учебные

цели

и

задачи,

расширяющие

тему

базовой

программы;

Образцы

заданий,

вопросов,

изделий,

наглядного

материала;

Ведущие

виды

деятельности

участников

занятия;

Структура

занятия

и

обоснование

последовательности

его

этапов;

Содержание

деятельности

педагога,

детей

на

каждом

этапе

занятия;

Мотивация

деятельности

детей

на

каждом

этапе

занятии;

Формы

и

способы

взаимодействия

с

детьми,

общение;

Диагностика

(определение)

начального

уровня

знаний

детей,

развиваемых

в

ходе

занятия;

Типичные

затруднения

детей,

причины

и

необходимые

действия

педагога

для

их

ликвидации;

Образы

корректирующих

упражнений;

Приѐмы

работы

с

вспомогательной

литературой,

пособиями,

дополнительным

материалом;

Диагностика

результатов

занятия,

подведение

итогов.

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Дата ― ‖ года Номер занятия Раздел

 

Тема занятия

Цель, задачи занятия

Оборудование, дидактический материал

Приветствие детей Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия. Вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведѐнного занятия.

Проверка домашнего задания (если такое было задано). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям к выполнению практических работ.

Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введение аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

Предполагаемый образовательный материал или информация. Изложение нового материала или информации предлагается обучающимися в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделит основную мысль, заложенную в материале, информации.

Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.

Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

Контрольный опрос детей по всему ходу занятия. Кроме этого, при подготовке любого занятия педагог дополнительного образования должен учитывать следующие правила.

Игровая часть: викторина (подробное описание условий или программы викторины); конкурс (подробное описание); кроссворд (с учѐтом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус ( с учетом объема знаний и особенностей возраста).

Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заранее предупредить детей о необходимых материалах) и т.д.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов учебного занятия:

организационный

этап,

проверочный

этап,

подготовительный

этап,

этап

актуализации

имеющихся

у

детей

знаний,

этап

работы по новому

материалу,

этап

первичного

закрепления

полученных

знаний,

умений

и

навыков,

этап

повторения

изученного

материала,

 

этап

обобщения

пройденного

материала,

этап

закрепления

новых

знаний,

умений

и

навыков,

физкультминутка

или

этап

релаксации,

контрольный

этап,

итоговый

этап,

этап

рефлексии,

информационный

этап.

 

Рассмотрим пример планирования комбинированного учебного занятия как наиболее распространенного типа

Тема занятия берется из календарно-тематического плана. В еѐ формулировке должен быть отражен конкретный материал из содержания образовательной программы. Зачастую, в качестве темы занятия педагогами используются неконкретные или некорректные фразы типа

«Веселый гномик», и т.п. Такие фразы могут быть использованы только в контексте, например:

«Развитие навыка изображения фигуры человека в процессе рисования «Веселого гномика» или

«Знакомство с сезонными народными играми и обрядами».

Цель занятия должна соответствовать его теме, а так же направленности образовательной программы. Так, если взять для примера вышеуказанные темы учебных занятий, то цели могут звучать следующим образом: «Создать условия для формирования основных навыков изображения…», «Организовать деятельность по усвоению теоретического материала о традициях…».

Задачи – это ориентиры для достижения цели и должны образовывать единую систему деятельности. Педагог вправе поставить три основные задачи – образования, развития и воспитания, а может расписать их и более подробно.

Для формулировки целей и задач рекомендуется использовать фразы «создать условия для восприятия / понимания / закрепления / осмысления…», «организовать деятельность по восприятию / применению / контролю / коррекции…», «способствовать формированию / развитию …», «помочь в …» и т.д.

Каждое занятие начинается с организационного этапа, т.е. с приветствия и посадки детей, настроя их на работу, концентрации внимания. На следующем этапе проверяются готовность детей к занятию, наличие каких-либо материалов для работы, выполнение домашнего задания и т.д. Затем следует подготовительный этап – объявление темы и целей, знакомство с планом занятия, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию через вопросы или аналогии, способствующие наращиванию познавательного интереса.

Затем идет основная часть занятия, состоящая из нескольких этапов. Здесь обычно имеет место работа по новому материалу (не изложение нового материала!), во время которой идет процесс усвоения воспитанниками новых знаний и способов действий. Работу по новому материалу эффективно начать с актуализации уже имеющихся у детей знаний по данной теме. На фоне собственного опыта изучаемый материал станет для воспитанников личностно-значимым, а значит, усвоится на более высоком уровне. Этап знакомства с новым материалом завершается этапом его первичного усвоения.

Если данная тема изучается уже не одно занятие, то целесообразно начать основной этап с повторения материала, пройденного на прошлом занятии. Педагог проводит краткий обзор предыдущего занятия, предлагая детям вспомнить тему и основную мысль предыдущей встречи, сделанные выводы.

Лучшим способом закрепления теоретического материала служит этап его практического использования в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов. В процессе закрепления (повторения, запоминания) воспитанники действуют по образцу, алгоритму.

На обобщающем этапе детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале.

 

Контрольные вопросы задаются по ходу всего занятия, но на контрольном этапе педагог может выявить уровень усвоения воспитанниками темы или раздела образовательной программы и уровень выполнения поставленных вначале занятия целей и задач. При этом контрольная (самостоятельная) работа должна быть разноуровневой.

После этого проводится итоговый этап, в ходе которого педагог анализирует деятельность детей или направляет их на самооценку, дает советы и рекомендации по применению изученного материала. На этом этапе оценивается общая работа группы.

На рефлексивном этапе педагог мобилизует воспитанников на оценку самого занятия, что даст возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с детьми, определить наиболее перспективные пути на будущее.

На информационном этапе детям сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д.

Важное место в ходе занятия имеет физкультминутка или этап релаксации, в случае, если деятельность коллектива предполагает физическую работу (хореографический, спортивный коллектив). Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности. Так, в коллективах изобразительного и декоративно-прикладного творчества в течение двух- или трехчасового занятия дети заняты «сидячей» работой, напрягают зрение. С целью сохранения здоровья детей руководителю такого коллектива необходимо проводить целый комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую зарядку), а так же упражнения для глаз. Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.

Грамотно выстроенный план занятия, описание основных моментов каждого этапа, используемых методов обучения и контроля, придаст даже опытному педагогу ещѐ большую уверенность в своих силах, и будет способствовать достаточно высокой результативности образовательного процесса в целом.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×