Методические рекомендации по работе с пК для студентов и родителей | Губарева Оксана Васильевна. Работа №364935. Номер работы: №364935
Обучение студентов в образовательном учреждении среднего профессионального образования не должно ограничиваться рамками урока. Формой воспитательной работы была выбрана беседа с методическими рекомендациями по пользованию ПК.
Проведению мероприятия предшествовала подготовительная работа.
Предварительно классный руководитель с группой выбрали тему для проведения классного часа. Назначена инициативная группа, отвечающая за подготовку, оформление, и проведение мероприятия. Организовано музыкальное сопровождение.
За тем, всю остальную работу по подготовке проведения классного часа учащиеся проводят сами: составляют сценарий, оформляют плакаты, готовят буклеты. Кроме этого продумывают оформление аудитории и оформляют её.
Методическая разработка классного часа
Тема:
Классный руководитель:
Губарева О.В.
г. Острогожск СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................. . .……..…3
Подготовительный этап ..................................................... 4
План мероприятия .................................................................5
Сценарий мероприятия ..........................................................6
Заключение ..............................................................................25
Список литературы ...............................................................28
Рецензия ...................................................................................29
Введение
Как показывает практика, и выводы ученых обучение в школе оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье. В 50 – 60 гг. ХIХ века наблюдения врачей установили большое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки (главным образом сколиоза), неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и закономерно возрастающим от класса к классу, что появление таких недугов сочли неизбежным следствием школьного обучения, в результате чего они получили наименование школьных болезней. Это определение в 1870г. дал Р. Вихров в работе О некоторых вредных для здоровья влияниях школы. В 1891г. основоположник гигиены Ф. Эрисман писал, что гигиена должна требовать упрощения и сокращения учебных программ, а Екатерина Великая говорила, что надо не знаниями нагружать, а воспитывать интерес к учебе.
В современной школе все эти недостатки сохранились, но к ним добавилось много других. Так, в школу все активнее входит компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Работа детей с компьютерами сопровождается выраженным воздействием на зрение. Работающие испытывают неприятные ощущения, определяемые как проявление астенопии – функциональных нарушений, сопровождающихся неприятными ощущения в области глаз (резь, жжение, чувство песка, покраснение глазных яблок, затуманивание зрения и др.), возникающих после напряженной зрительной работы.
Отягощенность хроническими заболеваниями, конечно же, сказывается на уровне работоспособности в течение, как учебного дня, так и учебного года, при этом наблюдается ухудшение функций вегетативной нервной системы (головные боли, боль в области сердца, тошнота, вялость, рассеянность, высокая утомляемость).
Выраженность жалоб и самочувствие учащихся после работы на компьютере в основном определяются уровнем их нервно-психического здоровья и эмоционально-психическим настроем к данной форме обучения. Однако окончательное решение о взаимосвязи работы на компьютерах с состояние здоровья учащихся возможно при более длительном наблюдении за одним и тем же контингентом школьников, начиная с начальных классов.
Таким образом, проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна.
Подготовительный этап
Обучение студентов в образовательном учреждении среднего профессионального образования не должно ограничиваться рамками урока. Формой воспитательной работы была выбрана беседа с методическими рекомендациями по пользованию ПК.
Проведению мероприятия предшествовала подготовительная работа.
Предварительно классный руководитель с группой выбрали тему для проведения классного часа. Назначена инициативная группа, отвечающая за подготовку, оформление, и проведение мероприятия. Организовано музыкальное сопровождение.
За тем, всю остальную работу по подготовке проведения классного часа учащиеся проводят сами: составляют сценарий, оформляют плакаты, готовят буклеты. Кроме этого продумывают оформление аудитории и оформляют её.
Роль классного руководителя – организует, направляет, контролирует (помощь в составлении сценария, в выборе ведущих, музыки, организации и проведении репетиций и др.).
План мероприятия
Тема: Методические рекомендации по работе с ПК для студентов и родителей
Вид мероприятия: классный час.
Цель:
выявить уровень влияния технических средств, используемых в обучении школьников и студентов, на здоровье и психологическое состояние детей и разработать систему сохранения и формирования здоровья обучающихся.
Задачи, поставленные для достижения цели исследования:
Изучить, проанализировать и обобщить современные подходы к формированию здоровья учащихся;
Сбор и анализ сведений о влиянии технических средств, применяемых в обучении, на состояние здоровья учащихся;
Выявить и проанализировать уровень заболеваемости среди обучающихся школы;
Разработать и распространить памятки для учащихся;
Обсудить и проанализировать результаты исследования с педагогическим коллективом школы с целью анализа здоровья учащихся, причин его ухудшения и выработать программы по их устранению.
Форма проведения: дискуссия.
Оформление: мультимедийная установка; компьютер, экран; презентации Компьютер и здоровье
Место проведения – лекционный зал.
Время проведения - 45 минут
Структура мероприятия:
Вступительное слово преподавателя.
НИР студентов по данному материалу
Проведена презентация:
Компьютер и здоровье
Влияние ТСО на здоровье
Раздача буклетов
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Вступительное слово классного руководителя
Технические средства, используемые в обучении школьников, негативно влияют на здоровье и психологическое состояние детей.
Методы исследования:
Статистический (обработка статистического материала, построение таблиц)
Графический (на основе полученных таблиц построение графиков)
Анкетирование (обработка анкет)
Опрос
Предполагаемые результаты:
по результатам исследования, установить факторы, влияющие на здоровье ребёнка;
использовать полученные результаты для устранения факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье обучающихся;
пропаганда соблюдения правил работы за компьютером среди учащихся.
Технические средства обучения
Технические средства обучения - системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности.
Традиционные аналоговые технические средства:
Аудиосредства (электрофоны, магнитофоны, микрофоны, усилители, акустические системы, диктофоны, радиоприемники, лингафонное оборудование, кассеты, пластинки).
Графические и фотографические средства (фотоаппараты, фильмоскопы, диапроекторы, эпидиаскопы, диафильмы, слайды, изображения на пленках).
Кинопроекционная техника (кинокамеры, кинопроекторы, кинопленки).
Видео и телевизионные средства (телевизоры, мониторы, телекамеры, видеокамеры, видеомагнитофоны, видеоплееры, видеопроекторы, видеокассеты).
Цифровые технические средства:
Аудиосредства (цифровые диктофоны и плееры, цифровые компакт-диски).
Графические и фотографические средства (цифровые фотоаппараты, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти).
Проекционная техника(Мультимедийные проекторы).
Видео и телевизионные средства (цифровые видеокамеры, DVD-проигрыватели и DVD-плееры, лазерные и магнитные диски, электронные карты памяти).
Компьютерные средства информатизации:
компьютерные мультимедиа-средства записи, обработки и воспроизведения звука;
средства записи обработки и визуализации текста, графических и фотографических объектов;
средства записи, обработки и воспроизведения видео.
телекоммуникационные средства телекоммуникационного общения людей;
средства доступа к информационным ресурсам.
Технические средства позволяют привнести в образовательную деятельность возможность оперирования с информацией разных типов таких, как звук, текст, фото и видео изображение.
В современном процессе обучения используется следующий ряд новых технических средств:
учебные электронные издания;
компьютерные обучающие системы;
аудио-, видео - учебные материалы и многие др.
Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности:
компактность хранения в памяти компьютера или на дискете;
гипертекстовые возможности;
мобильность и тиражируемость;
возможность оперативного внесения изменений и дополнений;
удобство пересылки по электронной почте.
Это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Компьютерные обучающие и контролирующие программы – программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе и позволяют:
индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности;
моделировать и имитировать процессы и явления;
проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации и многое др.
Аудио– и видео- учебные материалы записываются на магнитные носители, аудио – и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.
Комплексное использование ТСО всех видов создаёт условия для решения основной задачи обучения — улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса.
В настоящее время информационные и коммуникативные технологии всё больше проникают во все образовательные учреждения.
Наиболее распространённым и популярным ТСО является компьютер. Широкому внедрению компьютерных технологий способствует широкий набор современных технических аудио-видео устройств.
Работа с программами – это одновременно и цель, и средство работы с компьютером. Основная мощь современных вычислительных систем заключена в аппаратном обеспечении, но без программного обеспечения она не реализуется. Поэтому навыки освоения нового программного обеспечения являются основными навыками работы с компьютером.
Чем выше сумма ресурсов, тем шире круг возможностей и тем больше шанс на успех. Одним из важнейших ресурсов является совокупность знаний и навыков в области вычислительной техники. В современном обществе этот ресурс ценится особенно высоко.
Технические средства обучения (ТСО) являются обязательной частью учебных средств при преподавании в школах. Изучение курса ТСО и их использование на уроках необходимо для повышения эффективности обучения. С развитием научно-технического прогресса появляются новые виды ТСО, что необходимо также учитывать при изучении курса.
Благодаря своей универсальности персональные компьютеры обладают максимальным количеством преимуществ, значимых с точки зрения информатизации общего среднего образования. Большинство учителей и школьников работают именно с персональными компьютерами, имеющимися практически в каждой школе. Именно с помощью персональных компьютеров проводятся теоретические уроки и практические занятия, измеряется уровень знаний, и ведутся научные исследования, распределяется учебная нагрузка, и планируются внеучебные мероприятия, выполняются учебные проекты, осуществляется самообразование.
Влияние технических средств на здоровье учащихся
Гигиенические требования к использованию учащимися персональных компьютеров приобретают день ото дня все большую актуальность: компьютеризация стремительно входит в нашу жизнь, растет число компьютеров в школах, все большей популярностью пользуются они у подростков. Для значительной части городской молодежи работа на компьютере, выполнение домашних заданий, а еще больше – игры, стали привычной формой времяпрепровождения. Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы уже имеют некоторые пользовательские навыки. В последний год – два многих притянул к себе Интернет. Очевидно, что эта тенденция будет развиваться, и что без компьютера современному образованному человеку на рынке труда делать нечего.
Неблагоприятное воздействие работы на компьютере на здоровье изучено достаточно хорошо. При несоблюдении гигиенических требований вредное воздействие происходит на зрительный анализатор, вызывая ухудшение зрения и психофизическое утомление. Необходимо учитывать также электромагнитное излучение и воздействие ионизирующей радиации.
Недостаточно изученным остается пока воздействие на психику подростков разных возрастов компьютерных игр. Состояние эмоционального напряжения, стресса, в котором пребывают играющие на компьютере, не находит разрядки в физической активности. А это со временем приводит к сосудистым нарушениям, гипертонической болезни и другим психосоматическим заболеваниям. Нарастает у играющего подростка и потенциал агрессивности, гимнастики основного мышечного аппарата делает эту разрядку неполноценной. Кроме того, на психологическом уровне формируется модель силового достижения цели, преодоление трудностей, разрешения конфликтных ситуаций, что находит выход в противоправном поведении в реальной жизни. И хотя исследования в этой области далеки от завершения, учитывать этот фактор воздействия на психику ребенка, его здоровья необходимом и педагогам, и родителям.
Безусловно, нам нужен компьютер с его выходом в Сеть, но все должно быть в меру, имеется в виду та категория школьников, которая, входя в Интернет, ищет развлечения, многочасового общения в чатах и игры в он-лайн режиме, у них есть психологическая зависимость. Те же школьники, которые используют компьютер для учебных и познавательных целей совершенно иначе относятся к компьютеру и Интернету, но от этого не меньше риска развития различного рода нарушения в психике школьника.
Ученые пришли к выводу, что на клавиатуре вредных микробов во много раз больше, чем на крышке унитаза. А в системном блоке может скопиться достаточное количество пыли.
Конечно, это плохо влияет на здоровье. Но компьютерная пыль – это капля в море по сравнению с пылью на заводе или даже в библиотеке! Поэтому все не так уж и трагично.
Что делать:
не садитесь за компьютер с грязными руками
примерно раз в неделю протирайте клавиатуру спиртом или специальными салфетками
раз в месяц пылесосьте компьютер. Можно это делать обычным пылесосом (только аккуратно), но существуют и специальные.
И чем младше ребенок, тем больше вероятность вредного влияния компьютера. Причем затрагиваются все сферы деятельности организма:
Сфера эмоций и социальных контактов - школьники, увлеченные компьютерными играми чаще всего одиноки, у них нет друзей, плохо находят контакт со своими сверстниками, не посещают кружки, общественные поручения выполняют не охотно.
Возрастает опасность различных физических и психических расстройств - дети жалуются на переутомление, боли в ногах и руках, ухудшения зрения, головные боли, трудное засыпание, общая возбужденность. Родители, порой, даже и не подозревают, что причиной этих психических расстройств у их чада компьютер.
Повышается уровень агрессии у школьников - количество правонарушений среди детей увлекающихся компьютерными играми гораздо больше.
Возникает перераспределение интересов - дети перестают увлекаться литературой, музыкой, учебой и т.д.
Но больше увлекаются просмотром видео и телевизора, и, как это ни странно, начинают заниматься спортом.
Далее рассмотрим основные факторы, влияющие на здоровье ребенка, и попробуем выделить основные аспекты решения этой проблемы.
Факторы, влияющие на здоровье ребенка
Существует огромное количество факторов негативного воздействия компьютера и других ТСО на здоровье ребёнка. Эти факторы могут служить основой развития какого-либо заболевания. Основными факторами, влияющими на организм школьника являются:
нагрузка на зрение;
сидячее положение;
заболевания суставов кистей рук;
затрудненное дыхание;
развитие остеохондроза;
наличие излучения от монитора;
психическая нагрузка и стресс;
компьютерная зависимость.
Нагрузка на зрение. Современные жидкокристаллические мониторы гораздо безопасней своих предшественников с лучевой трубкой, но это не исключает того что и они могут наносить вред зрению. Нередко при длительной работе за компьютером появляются болезненные ощущения в глазах, становится больно моргать, ими шевелить, появляется жжение, либо ухудшается четкость зрения и двоится в глазах. С подобным явлением знакомы практически все люди, проводящие у компьютера без перерыва по нескольку часов в день, это называется "компьютерный, зрительный синдром". Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана. По этой причине через непродолжительное время у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение.
Нередко люди так увлечены компьютером, что "забывают" моргать, при этом роговица глаза становиться сухой и обветривается, из за этого при моргании появляются болезненные ощущения. Вообще на глаза негативно действует любое занятие, требующее усиленной концентрации зрения на каком либо предмете, поэтому зрению нужен регулярный отдых, а компьютерные игры нередко имеют свойство затягивать, особенно это касается детей.
Сидячее положение. Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению. Сидя за компьютером, нужно смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на органах управления (клавиатура, мышь, джойстик). Это вынуждает тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. Из-за стесненной позы при длительной работе за компьютером возникают следующие нарушения:
Заболевания суставов кистей рук. Еще одна очень распространенная проблема это так называемый "туннельный синдром запястья", который появляется вследствие повреждения срединного нерва, который проходит между сухожилиями. Он нередко поражает людей, чья работа связана с однообразными движениями руками, в том числе и людей работающих за компьютером, и проявляется у чаще у людей более старшего возраста в виде мучительных болей в руках, так же бывают случае заболевания и молодых людей и даже детей долгое время проводящих за компьютером. Но помимо этого синдрома, при работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Затрудненное дыхание. Вынесенные вперед локти и плечи не дают свободно двигаться грудной клетке. Помимо этого, во время игр или вообще работы за компьютером тело ребёнка подаётся вперёд, спина ссутулена. Это так же затрудняет дыхательные движения.
Остеохондроз - комплекс дистрофических нарушений в суставных хрящах. Может развиваться практически в любом суставе, но чаще всего поражаются межпозвоночные диски. При длительном сидении с опущенными плечами, наклонённым вперёд позвоночником и, зачастую, опушенной вниз шеи возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника.
Излучение. Монитор является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации). В зависимости от воздействия на объект, эти излучения, бывают ионизирующими и неионизирующими.
К ионизирующим относится рентгеновское излучение, которое широко используется в медицине, к неионизирующим - электромагнитное поле (излучение) сверхнизкой и низкой частоты.
Ионизирующее излучение, воздействуя на объект, в частности, на клетки человека, вызывает их повреждение за счет образование ионов. Эти повреждения могут быть летальными, когда клетка погибает, и сублетальными, когда клетка выживает, но информация, "зашитая" в нее, портится. Такие клетки могут быть источником возникновения рака.
Психическая нагрузка и стресс. Компьютер требует сосредоточенности. Если компьютер "зависает", в результате действия вирусов или поломки носителей, при сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна... Нельзя столь болезненно относиться к таким проявлениям, нужно создавать резервные копии файлов, содержащих важную информацию. Но далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты. Не малый стресс ребёнок испытывает и при игре в компьютерные игры. Когда он играет, он сосредоточен, тело напряжено, а всё внимание направлено только на победу в игре. Это, как никак, серьёзное напряжение. И если ему не удаётся достичь игровой цели он начинает нервничать, злиться, психовать, что негативно сказывается на нервной системе.
Компьютерная зависимость. Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость. Психика ребёнка ещё недостаточно устойчива, некоторые компьютерные игры и информация из Интернета могут привести к изменениям мировоззрения, пересмотру моральных норм и т.п. В более серьёзных случаях могут возникнуть психические расстройства. Нужно обеспечить ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Реальная жизнь должна быть яркой, насыщенной, интересной.
Стоит отметить, что в каждом из этих случаев степень риска оказывается в прямой зависимости от времени, которое отводится работе за компьютером или же нахождением вблизи него.
Профилактика заболеваний среди школьников
Исследования показывают, что после 60 минут непрерывного просмотра телевизионных передач у детей наступает ухудшение остроты зрения, поэтому необходимо соблюдать следующие рекомендации:
оптимальное расстояние должно быть равным 10 высотам телеэкрана;
длительность пребывания у телевизора не должна превышать 1,5 часа;
искусственное освещение в теле зале должно быть от 40 до 100 Вт;
через каждые 1,5 часа просмотра необходимо делать 30 минутный перерыв.
При демонстрации учебных кинофильмов первый ряд зрителей должен находиться на расстоянии 3-4 м от экрана. Удаление центра экрана от пола в классной комнате должно равняться 1,5 м, а угол, под которым зритель с любого места видит центр экрана не должен превышать 20-25.
Просмотр учебных передач организуется для 20-25 учащихся, сидящих на расстоянии от 2 до 6 м от экрана телевизора с размером экрана не менее 59 см по диагонали. Высота размещения экрана 1,2-1,3 м от пола.
Сегодня наибольшее значение среди ТСО приобретает компьютер. Однако длительное пребывание у экрана компьютера без соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм небезопасно для здоровья.
Для уменьшения негативных воздействий компьютера на здоровье школьников нужно соблюдать санитарные рекомендации при работе с видеодисплейным терминалом.
Требования к школьным компьютерам:
Монитор
•Размер экрана дисплея по диагонали не менее 31 см.
•Рекомендуется использовать мониторы с позитивным изображением (черные символы на белом фоне), это устраняет зрительной дискомфорт у школьников и одновременно снижает время переадаптации, наблюдаемой при переходе взгляда школьника от светлого учебника к темному экрану.
•Применение экранных фильтров, которые позволяют снизить величину излучения.
•Применение специальных антибликовых покрытий экрана.
•Полная электротравмобезопасность.
Клавиатура
•Эргономические требования к клавиатуре имеют важное значение при изготовлении школьных компьютеров для устранения нарушений функции верхних конечностей.
•Форма клавиш должна соответствовать анатомическому строению пальцев руки школьника.
•Размер клавиш должен быть не менее 13 мм.
•При работе с клавиатурой локтевой сустав должен находится под углом 90.
Рабочее место
•Оптимальное размещение оборудования на рабочем месте.
•Расположение компьютеров с учетом взаимного влияния их излучения.
•Расположение двух и более компьютеров в одном помещении должно обеспечивать расстояние между столами не менее 2 м, и между боковыми поверхностями мониторов - не менее 1,2 м.
•Оптимальное расстояние глаз школьника до экрана монитора должно быть в пределах 60—70 см.
•Уровень глаза должен приходиться на центр или 2/3 его высоты.
Компьютерные классы
Площадь компьютерных классов планируется из расчета не менее м2 на одного школьника. Высота помещения - не менее 4 метров. Общая освещенность в классе должна быть в пределах 300-500 люкс. Если помещение светлое, то окна должны иметь шторы или жалюзи, монитор лучше располагать под углом к окну, близком к прямому.
Искусственное освещение не должно быть слишком ярким, исключается прямое солнечное освещение, но при эффективном использовании системы солнцезащиты выбор оптимальной ориентации снимается сам собой. Коэффициент отражения стены — около 0,7. Размер мебели должен соответствовать росту школьника, с регулировкой высоты сидения и угла наклона стула с отсутствием блестящих поверхностей.
Поза школьника во время работы с компьютером
Для снятия статистического напряжения туловище должно быть слегка наклоненным вперед, предплечья должны опираться на поверхность стола, при этом нужно исключать сильные повороты головы, поясничная часть спины опирается на спинку стула.
Рекомендуемые режимы работы школьников на компьютере
Длительность работы на компьютере во время занятия зависит от возраста школьников:
в V классе - 15 мин.;
в VI-VII классах 20 - мин.;
в VIII—IX классах - 25мин.;
в Х-Х1 классах - 30 мин. (1 урок) и по 20 мин. (2 урока).
Число занятий должно быть не более одного в день для учащихся X-IX классов, и не более двух в день - для учащихся X-XI классов.
Профилактика общей и зрительной утомляемости
Для снятия общей утомляемости у школьников всех возрастных групп рекомендуется выполнять релаксационные упражнения или массаж мышц шеи, плеч и ладоней рук. Упражнения должны быть простыми, не требующими специальной подготовки.
Для борьбы против зрительного утомления можно проводить упражнения для улучшения кровообращения глаз. Например, каждые 10 мин. можно отводить взгляд в сторону на 5—10 сек. или смотреть прямо, затем налево и направо, вверх и вниз (10 сек.), после этого зажмурить и открыть глаза (10 сек.). Дети, имеющие аномалии рефракции и получившие по назначению врача очки, должны пользоваться ими как при просмотре телевизионных передач, так и во время видеоигр.
Для сохранения здоровья школьников, работающих на компьютере, требуются:
оптимальные показатели естественного и искусственного освещения;
оптимальные показатели микроклимата в компьютерном классе;
правильная организация рабочего места;
правильное размещение аппаратуры в классе;
строгое соблюдение временного режима при работе с компьютером;
замеры уровня окружающего шума;
измерения уровней излучения;
определения светотехнических условий (освещенность, яркость, контрастность);
использование средств индивидуальной защиты.
Помимо выполнения требований и условий по снижению уровня негативного воздействия ТСО на организм ребёнка, нужно так же выполнять ряд упражнений.
Пример упражнения:
1.Положение сидя, закрыть глаза, расслабить мышцы лица, свободно без напряжения откинуться к спинке стула, руки положить на бедра (10-15 сек.).
2.В положении стоя, руки опущены, повороты головой вправо и влево.
Психологическая зависимость ребенка от компьютера
В настоящее время стало появляться такое понятие, как психологическая зависимость от компьютера. С наступившей компьютеризацией влияние компьютера на ребёнка стало столь высоким, что дети стали зависеть от компьютера. Это является плохим диагностическим признаком.
Симптомы, свидетельствующие о психологической зависимости школьника от компьютера:
- хорошее самочувствие и настроение за компьютером;
- ребенок не может остановиться и продолжает сидеть за монитором;
- постепенное нарастание временного интервала проводимого за компьютером;
- отстранение от семьи и друзей;
- постоянная ложь родителям в оправдание за свое увлечение;
- устойчивые проблемы с учебой или поведением;
- агрессивность и раздражительность во время не нахождения не за монитором компьютера;
- желание все время проверять наличие электронных писем;
- количество денег расходуемых онлайн увеличивается.
Все эти симптомы можно встретить у людей любой зависимости: алкогольной, наркотической и др. Если не предпринять никаких мер, то со временем это усугубляется и превращается в манию, тем самым, усиливая отрицательное влияние компьютера на психику школьника. Проявляется это неуравновешенностью, рассеянностью, самоизоляцией, неряшливостью, изменение привычных ценностей. К близким и родственникам, друзьям, такие дети, относятся наплевательски. Все это ведет к глубоким личностным изменениям и появлению новых и не приятных черт характера. А все призывы к этическим номам не дают результата.
В отличие от взрослых, которые чаще всего, делают свой выбор осознано, дети становятся заложниками образа жизни своих родителей, они быстро приспосабливаются к миру компьютеров. Повышается агрессивность количество вспышек гнева и насилия увеличивается. Дети перестают фантазировать, неспособны создавать собственные зрительные образы, с трудом воспринимают информацию и обобщают ее, снижена память, они становятся безответственными и наблюдается так называемая эмоциональная незрелость.
Как предотвратить отрицательное влияние компьютера на психику школьника?
- Интернет в комнату ребенка проведите, как можно позже, так как после этого ситуацию Вы упустите из-под контроля.
- Не следует доверять противовирусным программам, ни одна из них не является надежной. Лучше определите со своим ребенком, какие сайты хорошие, а какие плохие.
- Создайте для каждого члена свой рабочий стол на компьютере.
- Объясните ребенку, какие опасности скрывает Интернет и какие у него есть преимущества. Ведь рано или поздно он наткнется на различные сайты с аморальным содержанием, это поможет ему довериться Вам, не опасаясь наказания.
- Определите время допустимое для нахождения перед экраном монитора своего чада, и сами строго придерживайтесь графика.
Если все предупредительные меры не помогли, или Вы с ними опоздали, и Ваш ребенок все же стал интернетзависимым, тогда Вам поможет только помощь психолога.
Компьютер может стать самым заклятым врагом, а может другом, может помочь, а может навредить, с его помощью можно найти друзей, а можно полностью изолироваться от общества и стать одиноким.
Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.
Выводы
Из анализа таблиц, графиков, анкетирования мы пришли к следующим выводам:
Большинство учителей МКОУ Веретьевская СОШ используют ТСО на уроках, в основном используется мультимедийное оборудование Большинство учащихся школы имеют дома компьютеры или ноутбуки.
Только 58 % учащихся используют компьютер в учебных целях.
Средняя продолжительность работы за ПК в день колеблется от 0,6 до 3,7 часа, что отрицательно влияет на здоровье учащихся.
Учащиеся школы после работы иногда испытывают резь и жжение в глазах, головные боли, поэтому необходимо проводить беседы по правилам пользования ПК.
Результаты выявления психологической зависимости от компьютера показали, что учащихся школы, у которых большинство признаков зависимости проявляется часто, нет, но тенденция к возможности развития психологической зависимости от компьютера есть.
По сравнению с учащимися школы, больший процент студентов 1 курса Острогожского медицинского колледжа имеют компьютеры или ноутбуки.
По сравнению с учащимися школы, больший процент студентов 1 курса Острогожского медицинского колледжа используют компьютер в учебных целях.
По сравнению с учащимися школы, средняя продолжительность работы за ПК в день у студентов 1 курса Острогожского медицинского колледжа больше в два раза.
По сравнению с учащимися школы, меньший процент студентов 1 курса Острогожского медицинского колледжа иногда испытывают недомогания (резь и жжение в глазах, головные боли) из-за несоблюдении правил пользования ПК. Следовательно, именно в школе необходимо проводить беседы среди учащихся по правилам работы за ПК.
По сравнению с учащимися школы, среди студентов 1 курса Острогожского медицинского колледжа не выявлено отсутствие признаков психологической зависимости от компьютера.
Студенты 1 курса Острогожского медицинского колледжа, по сравнению с учащимися школы, имеют больший процент проявления признаков психологической зависимости.
Заключение
Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника мы сделали вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической.
К основным негативным факторам относятся:
сидячее положение
высокая нагрузка на зрение
электромагнитное излучение
влияние на нервную систему и психику
большая нагрузка на кисти рук и пальцы
воздействие пыли и грязи.
Можно выделить признаки компьютерной зависимости:
ограничение общения с другими людьми;
отказ от других видов деятельности;
увеличение количества времени, проводимого за компьютером в ущерб семье и друзьям;
ощущение пустоты, раздражение, депрессия при невозможности сидеть за компьютером;
проблемы с работой или учебой;
хорошее самочувствие или эйфория от предвкушения общения с компьютером; нежелание и даже невозможность оторваться от него ни на минуту.
Чтобы избежать пагубного воздействия компьютера на организм необходимо соблюдать следующие правила
• Рекомендуется делать короткий перерыв через каждые 20 минут занятий.• Некоторые специалисты предлагают упражнения для глаз, помогающие детям избежать проблем, связанных с использованием компьютера. Это могут быть такие простые упражнения, как, например, слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах (приложение №4).
• Неплохо также разнообразить характер занятий ребенка за компьютером. Например, работу с текстовым процессором можно чередовать с игрой, в которой присутствуют движущиеся объекты.
• Еще один способ уменьшить риск перенапряжения глаз состоит в выборе хорошего монитора. Мониторы с высоким разрешением всегда удобнее для глаз, чем мониторы с низким разрешением. Если вы и ваши дети собираетесь сидеть у компьютера долго, то
вам необходимо иметь дисплей с высокой четкостью.
Наконец, важно принять меры по уменьшению отражений от монитора. Яркое и неровное освещение в комнате может вызвать неприятные отражения на экране. Возможные способы решения этой проблемы состоят в выключении верхнего освещения, задерживании штор на окнах, которые пропускают слишком яркий свет, и повороте монитора таким образом, чтобы ни прямо перед ним, ни сзади не было ярких источников света. Если вашему ребенку доставляют беспокойство отражения от монитора или его собственная яркость, то перед ним можно установить специальный антибликовый экран.
Таким образом:
Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.
Развитие новых технологий обучения в школе, требует хорошее знание персонального компьютера.
Компьютер должен быть не только средством развлечения, а, в первую очередь, инструментом для обучения.
Вред компьютер приносит в том случае, когда дети (да и многие взрослые) не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки).
Компьютер становится добрым, умным, неутомимым помощником, если человек продумывает все моменты общения с ним, соблюдает правила техники безопасности, не нарушает санитарные нормы, составленные специалистами.
Ученые стремятся найти пути снижения нагрузки на организм человека, связанной с работой на компьютере; разрабатывают меры профилактики вредного воздействия компьютера на человека.
Классный час получил большой эмоциональный отклик в сердцах организаторов, участников и приглашённых.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список использованной литературы
Аладьев В.З., Хунт Ю.Я., Шишаков М.Л. Основы информатики. Учебное пособие. – М.: Информационно–издательский дом "Филинъ", 1998.
Гельман В.Я. Медицинская информатика: практикум. – СПб: Питер, 2001
Компьютеры: Справочное руководство. В 3–х т. / Под ред. Г.Хелмса. – М.: Мир, 1986.
Клименко С., Уразметов В. Internet. Среда обитания информационного общества. – Протвино, 1995.
Микрокомпьютеры в физиологии / Под ред. П,Фрейзера. – М.: Мир, 1990.
Нортон П. И др. Персональный компьютер изнутри. – М.: БИНОМ, 1994.
http://www.vashaibolit.ru/2745-vliyanie-kompyutera-na-psihiku-shkolnik
http://www/wikipedia.ru
http://slovari.yandex.ru
http://do.gendocs.ru/docs/index-340696.html
БОУ СПО ВО Острогожский медицинский колледж
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку классного часа
Методически рекомендации по работе с ПК для студентов и родителей
классного руководителя Губаревой Оксаны Васильевны
Данная методическая разработка отвечает требованиям по содержанию методических разработок внеклассных мероприятий и их оформлению.
Разработка включает в себя все необходимые структурные элементы: титульный лист, введение, план и ход мероприятия, заключение, список использованной литературы. Подробно изложена методика подготовки и проведения классного часа.
Тема классного часа выбрана не случайно. Основная цель донести до студентов основные правила пользования ПК, отразить негативное воздействие ПК на организм человека.
Язык изложения грамотный, материал доступен для преподавателей и студентов, легко запоминается.
Формой воспитательной работы была выбрана дискуссия. Она включает в себя большой познавательный материал, эмоционально воздействует на учащихся, способствует воспитанию, даёт возможность углубить знания учащихся в области информатики.
Рекомендуется классным руководителям, педагогам дополнительного образования, работникам социальных центров для подростков и молодёжи, для использования в процессе учебно-воспитательной работы.
ГОБУ СПО ВО
Острогожский аграрный техникум
Зам. директора по воспитательной работе ______________ Т.Н. Агулова
HYPER13PAGE HYPER15
29