Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Мой кабинет. Работа №344570

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии начинается со знакомства с различными видами труда, чтобы ему было лучше знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила:

Т.Е. Харитонова, воспитатель

МДОУ «Детский сад №87комбинированного вида»,

 

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве, поэтому к выбору своей будущей профессии ребенка нужно готовить серьезно и с малых лет. Ребенку необходимо рассказать, кем работают его родители, работают или работали бабушки и дедушки, познакомить с особенностями различных профессий и требованиями, предъявляемыми к человеку данной профессии. Чем больше ребенок получит необходимой информации, тем легче ему будет определиться со своей будущей профессией.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии начинается со знакомства с различными видами труда, чтобы ему было лучше знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. В игре ребенок знакомится с атрибутами разных профессий и начинает принимать мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. [3,31]

Профориентация формирует целостный жизненный опыт ребенка в социальном мире. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает дошкольный период. Профессиональное самоопределение ребенка – это процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Именно профессиональное самоопределение является одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО и входит в одну из пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие. [7,9]

Целью ранней (детской) профориентации в дошкольной организации является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых. [5,17]

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через:

- совместную деятельность педагога с детьми,

- самостоятельную деятельность детей, которая проходит через различные виды деятельности: познавательную, продуктивную и игровую.

Совместная деятельность включает сотрудничество педагога с детьми. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется представление о различных профессиях. Данную информацию дети получают не только во время образовательного процесса, но и за его пределами – через экскурсии, беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, обсуждения, рассматривание картинок, дидактические, подвижные игры и др. Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполнял различные трудовые поручения и просьбы. Благодаря этому в дальнейшем он сможет закрепить и расширить приобретенные знания и использовать их в самостоятельной деятельности в сюжетно-ролевой игре.

Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых реализуется через:

- игры: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные;

- продуктивные виды детской деятельности: рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов, оформление альбомов;

- выполнение различных трудовых действий: по просьбе или поручению взрослого.

Как указывалось выше, ранняя профориентационная работа осуществляется в рамках социально-коммуникативного развития. В каждой возрастной группе имеется перспективное планирование, в которое включено знакомство с различными профессиями.

Как же наиболее интересно рассказать детям о разных профессиях? Ответ прост: показать детям, как трудятся взрослые. Одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений дети получают наибольшое количество сведений. Воспитатели организовывают экскурсии по детскому саду: на пищеблок, в медицинский кабинет, в прачечную. Наблюдают вместе с детьми за работой воспитателя, помощника воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, повара и др. Эти профессии являются для детей наиболее близкими, потому что работу данных сотрудников они наблюдают ежедневно.

Такие экскурсии по детскому саду и такое наблюдение за профессиональной деятельностью взрослых, достаточно положительно, влияет на отношение детей к людям и их труду.

После возвращения в группу необходимо с детьми обсудить то, что они увидели, что им особенно понравилось или запомнилось. Любое обсуждение можно закончить продуктивной деятельностью: рисованием отдельных сюжетов, конструированием, лепкой или аппликацией.

Также в течение года необходимо устраивать встречи с интересными людьми различных профессий. В нашей дошкольной организации были организованы встречи:

- с ветераном ВОВ, который рассказал детям о войне, обо всех трудностях и опасностях (фото 1);

- с сотрудницей ГИБДД, которая в игровой форме побеседовала с детьми о правилах дорожной безопасности (фото 2);

- с сотрудником МЧС, который познакомил детей с особенностями работы пожарного (фото 3).

Были организованы экскурсии в музеи:

- Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945 гг.;

- Центр противопожарной пропаганды и общественных связей – музей МЧС. Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей возрастным особенностям, которая подразумевает:

- подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном центре;

- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов о профессиях и орудиях труда;

- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в центре изобразительной деятельности;

- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

- выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;

- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

- материалы для сюжетно-ролевых игр.

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе образовательной деятельности, в ходе различных режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей.

В результате данной работы дети научатся:

- понимать, что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место;

- уважать всех, кто трудится, и ценить плоды их труда;

- трудиться, принося людям пользу, и развивая свои трудовые способности.

Осуществление работы по ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит разнообразить их представления о мире профессий. Сделать этот мир ярче и привлекательнее для него. Важно научить ребенка понимать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому задача взрослых – поддержать мечту ребенка и связать стремление к этой мечте с желанием трудиться.

Таким образом, ранняя профориентация и трудовое воспитание являются одной из ступенек на пути к успеху во взрослой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.

2. БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОШКОЛЬНИКА

3. Буре Р.С. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с., ил.

4. Комарова Т.С., Куцакова Л.В. Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендауии. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48 с.

5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

6. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. (Правовая библиотека образования)

 


 

 

Н.Е. Воеводина Т.Е. Харитонова

 

 

 

 

(фото 1. Встреча с ветераном ВОВ) (фото 2. Встреча сотрудницей ГИБДД) (фото 3. Встреча сотрудником МЧС)

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×