Методические рекомендации по развитию самостоятельности в аппликации у детей | Ольга Сергеевна Шуповаленко. Работа №331575
Методические рекомендации для родителей по развитию самостоятельности в аппликации у детей
Проблема воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста стала предметом исследования многих научных дисциплин, прежде всего, педагогики и психологии. В настоящее время педагогами и психологами раскрыты различные возможности семьи и детского сада в воспитании самостоятельности детей. Поэтому очень важно влиять на неё в сфере воспитания, повышать знания и умения родителей в области воспитания самостоятельности. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами воспитания самостоятельности у детей , с требованиями детского сада к формированию у ребёнка навыков самостоятельности. Кроме того, их нужно познакомить с разными уровнями проявления самостоятельности у детей, психолого-педагогическими и организационными условиями и приемами работы с ними.
Методические рекомендации для родителей по развитию самостоятельности в аппликации у детей
Проблема воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста стала предметом исследования многих научных дисциплин, прежде всего, педагогики и психологии. В настоящее время педагогами и психологами раскрыты различные возможности семьи и детского сада в воспитании самостоятельности детей. Поэтому очень важно влиять на неё в сфере воспитания, повышать знания и умения родителей в области воспитания самостоятельности. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами воспитания самостоятельности у детей , с требованиями детского сада к формированию у ребёнка навыков самостоятельности. Кроме того, их нужно познакомить с разными уровнями проявления самостоятельности у детей, психолого-педагогическими и организационными условиями и приемами работы с ними.
Так, необходимыми условиями, обеспечивающими эффективность формирования самостоятельности в аппликации у детей являются:
1. использование специальных теоретических подходов к формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста в аппликации:
- целостный подход к организации педагогического процесса;
- деятельностный подход к формированию структуры самостоятельной
деятельности у воспитанников;
2. формирование интереса к аппликации и специальных знаний и умений, необходимых в качестве исходных (базовых) в аппликативной деятельности,
игровая и проблемная направленность обучения;
3. обогащение педагогической и предметно – развивающей среды, открывающей воспитанникам возможности вариативного использования разных способов аппликации и средств ее осуществления.
4. оптимальное сочетание фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации обучения детей из разных дифференцированных групп, учет динамики формирования самостоятельности (от подражания к творчеству), органическая взаимосвязь занятий с самостоятельной деятельностью детей, создание условий для переноса усвоенных умений и навыков в самостоятельную деятельность детей; применение дифференцированной тактики педагогического руководства процессом создания аппликации.
В соответствии с данными условиями, работу по инициированию проявлений самостоятельности и развитию самостоятельности детей в процессе занятий аппликацией можно разделить на три этапа. Они реализуются в процессе проведения открытых занятий для родителей воспитанников и включения членов семьи в продуктивную деятельность детей, организацию конкурсов и выставок детского аппликативного творчества.
Цель 1-го этапа – подготовительного – заключается в поддержании у детей интереса к аппликации и специальных знаний и умений, необходимых им в качестве исходных для данной деятельности (базовых). Так, а домашних условиях для углубления и закрепления формируемых знаний и умений будут способствовать дидактические игры: «Сложи меня», «Разрежь квадрат (прямоугольник) пополам, по диагонали», «Угадай на ощупь», «Где меня используют», «Вырежи из квадрата круг» и другие, которые могут предлагаться детям. Кроме того, для обогащения сенсорного опыта и развития мышления детей, ориентировки их в окружающем мире мы предлагаем использовать элементарные опыты с бумагой по типу: «Можно ли из бумаги построить дом?», «Можно ли бумагу мыть?», «Есть ли у бумаги день рождения?» и так далее. Главное внимание должно быть направлено на то, чтобы активизировать ребенка, сформировать необходимые знания и практические умения. При этом рекомендуется широко использовать проблемные ситуации, сюрпризные моменты, включение игровых персонажей.
Цель 2-го этапа – репродуктивно-поискового - заключается в инициировании проявлений самостоятельности у детей и формировании умения «читать» технологическую карту и выполнять на ее основе различные аппликативные и конструктивные задания.
В технологической карте предстоящей аппликации педагог в процессе проведения специальных консультаций учит родителей схематично представлять последовательность выполнения работы от исходной (базовой) формы до наглядного, красочного оформления, конечного продукта. Благодаря этому технологическая карта позволит сформулировать алгоритм предстоящей деятельности:
- выделить исходную (базовую) форму бумаги, принятую за фон
(квадрат, прямоугольник, круг, овал);
- определить последовательность действий в создании аппликации;
- определить способы и последовательность вырезывания элементов
аппликации;
- расположить элементы на бумаге, согласно намеченному плану
работы;
- приклеить заранее выложенный сюжет, сохраняя последовательность
наклеивания элементов аппликации;
- оценить полученный результат.
Цель 3-го этапа – заключительного - состоит в формировании умений самостоятельно выполнять различные аппликации из бумаги (без опоры на технологическую карту) по собственному замыслу, что потребует развития следующей группы умений:
- самостоятельно задумать цель;
- последовательно реализовать ее;
- отобрать для этого необходимый материал и инструменты;
- определить последовательность и способы выполнения аппликации;
- оценить полученный результат;
- при необходимости, скорректировать его.
С этой целью для родителей и детей должен быть подобран комплекс игровых упражнений по развитию самостоятельности в процессе занятий детей аппликацией в домашних условиях. Например, в виде игр «Чей домик?», «На что это похоже?» и др. Кроме того, родителей учат изменять степень своей активности в процессе создания аппликативных поделок дома. Для этого для них разрабатываются специальные методические рекомендации, учитывающие уровень самостоятельности детей: в частности, при работе
с детьми, обладающими низким уровнем самостоятельности, родителям можно рекомендовать:
- рассмотреть дидактические пособия для расширения кругозора ребенка, которые впоследствии помогут в выполнении самостоятельной аппликации;
- в игровой форме предложить ребенку выполнить некоторые задания, направленные на формирование и закрепление того или иного технического умения;
- рассмотреть (научиться «читать») технологическую карту самостоятельной работы над аппликацией воспитанников средней группы;
- придумать сюжет истории или сказки, которой впоследствии попытаться самостоятельно отразить в содержании аппликации
- используя игровые приемы, попытаться изобразить последовательность выполнения работы на отдельных листах самостоятельно, создавая, таким образом, «технологическую карту», и, соответственно, план самостоятельного выполнения аппликации воспитанником;
- на первых этапах работы отдавать предпочтение совместному обсуждению подобных технологических карт и созданию совместныъх аппликаций, затем постепенно переходить к совместно - последовательной и индивидуальной формам работы.
с детьми, обладающими средним уровнем самостоятельности, родителям можно рекомендовать следующие:
- рассмотреть книги, косвенно подсказывающие сюжет аппликации;
- в игровой форме предложить ребенку, отрабатывающему те или иные умения, используя заранее подготовленные элементы самостоятельно составить сюжет аппликации;
- уточнить у детей понимание сюжета, расположение деталей аппликации на листе бумаги, композицию, способы наклеивания элементов аппликации;
- на основе анализа заранее подготовленной «технологической карты» поощрять ребенка к самостоятельному созданию аппликации, немного корректируя ход ее выполнения в случае обращения ребенка за помощью.
с детьми, обладающими высоким уровнем самостоятельности, родителям можно рекомендовать следующие:
- использовать игры, способствующие уточнению формы, цвета, композиции в процессе создания самостоятельной аппликации;
- упражняться в составлении последовательности выполнения работы на отдельных листах, создавая, таким образом, технологическую карту предстоящей деятельности;
- включать оценку способов творческой деятельности («добавления» или «изъятия» лишнего, изменения пространственно расположенных деталей образца) в оценку образца и результатов аппликативной деятельности ребенка.