Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методические рекомендации по развитию самостоятельности в аппликации у детей | Ольга Сергеевна Шуповаленко. Работа №331575

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Методические рекомендации для родителей по развитию самостоятельности в аппликации у детей

Проблема воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста стала предметом исследования многих научных дисциплин, прежде всего, педагогики и психологии. В настоящее время педагогами и психологами раскрыты различные возможности семьи и детского сада в воспитании самостоятельности детей. Поэтому очень важно влиять на неё в сфере воспитания, повышать знания и умения родителей в области воспитания самостоятельности. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами воспитания самостоятельности у детей , с требованиями детского сада к формированию у ребёнка навыков самостоятельности. Кроме того, их нужно познакомить с разными уровнями проявления самостоятельности у детей, психолого-педагогическими и организационными условиями и приемами работы с ними.

Методические рекомендации для родителей по развитию самостоятельности в аппликации у детей

Проблема воспитания самостоятельности детей дошкольного возраста стала предметом исследования многих научных дисциплин, прежде всего, педагогики и психологии. В настоящее время педагогами и психологами раскрыты различные возможности семьи и детского сада в воспитании самостоятельности детей. Поэтому очень важно влиять на неё в сфере воспитания, повышать знания и умения родителей в области воспитания самостоятельности. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами воспитания самостоятельности у детей , с требованиями детского сада к формированию у ребёнка навыков самостоятельности. Кроме того, их нужно познакомить с разными уровнями проявления самостоятельности у детей, психолого-педагогическими и организационными условиями и приемами работы с ними.

    Так, необходимыми условиями, обеспечивающими эффективность формирования самостоятельности в аппликации у детей являются:

1.    использование специальных теоретических подходов к формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста в аппликации:

-    целостный подход к организации педагогического процесса;

-    деятельностный подход к формированию структуры самостоятельной

деятельности у воспитанников;

2.    формирование интереса к аппликации и специальных знаний и умений, необходимых в качестве исходных (базовых) в аппликативной деятельности,

игровая и проблемная направленность обучения;

3.    обогащение педагогической и предметно – развивающей среды, открывающей воспитанникам возможности вариативного использования разных способов аппликации и средств ее осуществления.

4.    оптимальное сочетание фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации обучения детей из разных дифференцированных групп, учет динамики формирования самостоятельности (от подражания к творчеству), органическая взаимосвязь занятий с самостоятельной деятельностью детей, создание условий для переноса усвоенных умений и навыков в самостоятельную деятельность детей; применение дифференцированной тактики педагогического руководства процессом создания аппликации.

В соответствии с данными условиями, работу по инициированию проявлений самостоятельности и развитию самостоятельности детей в процессе занятий аппликацией можно разделить на три этапа. Они реализуются в процессе проведения открытых занятий для родителей воспитанников и включения членов семьи в продуктивную деятельность детей, организацию конкурсов и выставок детского аппликативного творчества.

    Цель 1-го этапа – подготовительного – заключается в поддержании у детей интереса к аппликации и специальных знаний и умений, необходимых им в качестве исходных для данной деятельности (базовых). Так, а домашних условиях для углубления и закрепления формируемых знаний и умений будут способствовать дидактические игры: «Сложи меня», «Разрежь квадрат (прямоугольник) пополам, по диагонали», «Угадай на ощупь», «Где меня используют», «Вырежи из квадрата круг» и другие, которые могут предлагаться детям. Кроме того, для обогащения сенсорного опыта и развития мышления детей, ориентировки их в окружающем мире мы предлагаем использовать элементарные опыты с бумагой по типу: «Можно ли из бумаги построить дом?», «Можно ли бумагу мыть?», «Есть ли у бумаги день рождения?» и так далее. Главное внимание должно быть направлено на то, чтобы активизировать ребенка, сформировать необходимые знания и практические умения. При этом рекомендуется широко использовать проблемные ситуации, сюрпризные моменты, включение игровых персонажей.

    Цель 2-го этапа – репродуктивно-поискового - заключается в инициировании проявлений самостоятельности у детей и формировании умения «читать» технологическую карту и выполнять на ее основе различные аппликативные и конструктивные задания.

    В технологической карте предстоящей аппликации педагог в процессе проведения специальных консультаций учит родителей схематично представлять последовательность выполнения работы от исходной (базовой) формы до наглядного, красочного оформления, конечного продукта. Благодаря этому технологическая карта позволит сформулировать алгоритм предстоящей деятельности:

-    выделить исходную (базовую) форму бумаги, принятую за фон

(квадрат, прямоугольник, круг, овал);

-    определить последовательность действий в создании аппликации;

-    определить способы и последовательность вырезывания элементов

аппликации;

-    расположить элементы на бумаге, согласно намеченному плану

работы;

-    приклеить заранее выложенный сюжет, сохраняя последовательность

наклеивания элементов аппликации;

-    оценить полученный результат.

    Цель 3-го этапа – заключительного - состоит в формировании умений самостоятельно выполнять различные аппликации из бумаги (без опоры на технологическую карту) по собственному замыслу, что потребует развития следующей группы умений:

-    самостоятельно задумать цель;

-    последовательно реализовать ее;

-    отобрать для этого необходимый материал и инструменты;

-    определить последовательность и способы выполнения аппликации;

-    оценить полученный результат;

-    при необходимости, скорректировать его.

    С этой целью для родителей и детей должен быть подобран комплекс игровых упражнений по развитию самостоятельности в процессе занятий детей аппликацией в домашних условиях. Например, в виде игр «Чей домик?», «На что это похоже?» и др. Кроме того, родителей учат изменять степень своей активности в процессе создания аппликативных поделок дома. Для этого для них разрабатываются специальные методические рекомендации, учитывающие уровень самостоятельности детей: в частности, при работе

        с детьми, обладающими низким уровнем самостоятельности, родителям можно рекомендовать:

- рассмотреть дидактические пособия для расширения кругозора ребенка, которые впоследствии помогут в выполнении самостоятельной аппликации;

- в игровой форме предложить ребенку выполнить некоторые задания, направленные на формирование и закрепление того или иного технического умения;

- рассмотреть (научиться «читать») технологическую карту самостоятельной работы над аппликацией воспитанников средней группы;

- придумать сюжет истории или сказки, которой впоследствии попытаться самостоятельно отразить в содержании аппликации

- используя игровые приемы, попытаться изобразить последовательность выполнения работы на отдельных листах самостоятельно, создавая, таким образом, «технологическую карту», и, соответственно, план самостоятельного выполнения аппликации воспитанником;

- на первых этапах работы отдавать предпочтение совместному обсуждению подобных технологических карт и созданию совместныъх аппликаций, затем постепенно переходить к совместно - последовательной и индивидуальной формам работы.

        с детьми, обладающими средним уровнем самостоятельности, родителям можно рекомендовать следующие:

- рассмотреть книги, косвенно подсказывающие сюжет аппликации;

- в игровой форме предложить ребенку, отрабатывающему те или иные умения, используя заранее подготовленные элементы самостоятельно составить сюжет аппликации;

- уточнить у детей понимание сюжета, расположение деталей аппликации на листе бумаги, композицию, способы наклеивания элементов аппликации;

- на основе анализа заранее подготовленной «технологической карты» поощрять ребенка к самостоятельному созданию аппликации, немного корректируя ход ее выполнения в случае обращения ребенка за помощью.

        с детьми, обладающими высоким уровнем самостоятельности, родителям можно рекомендовать следующие:

- использовать игры, способствующие уточнению формы, цвета, композиции в процессе создания самостоятельной аппликации;

- упражняться в составлении последовательности выполнения работы на отдельных листах, создавая, таким образом, технологическую карту предстоящей деятельности;

- включать оценку способов творческой деятельности («добавления» или «изъятия» лишнего, изменения пространственно расположенных деталей образца) в оценку образца и результатов аппликативной деятельности ребенка.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×