Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методические рекомендации по развитию внимания у детей младшего возраста. | Логинова Наталья Александровна . Работа №318481

Дата публикации:
Автор:
Описание:

У каждого ребенка младшего дошкольного возраста процесс развития внимания может и должен проходить по-разному,индивидуально. Но важно одно:внимание можно и нужно развивать. И главная и ведущая роль здесь обязательно принадлежать взрослым,рядом с которыми растет и развивается ребенок. Также приводятся примеры того  как это нужно делать и чего мы при этом можем впоследствии достичь. Таким образом ,следует отметить что в процессе развития внимания важно гармонично использовать методы и приёмы,формирующие как  непроизвольное, так и произвольное внимание ребенка.

Методические рекомендации по развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста

 

У каждого ребенка младшего дошкольного возраста процесс развития внимания может проходить по-разному, индивидуально. Но определенно одно: внимание можно и нужно развивать. И главная роль здесь непременно принадлежит взрослым, рядом с которыми растет и развивается ребенок.

Важную роль играет правильно организованный режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.

Напрямую сказывается на внимании ребенка общее состояние здоровья. Важно вовремя обращать внимание на появление простудных заболеваний, насморка, аденоидов и т.д., так как это мешает полноценному дыханию, что ведет к обеднению кислородом системы кровоснабжения мозга и, как следствие, нарушению его нормальной работы. В этом случае родителям следует своевременно обращаться к врачу, советы которого помогут возвратить ребенку работоспособность.

Поскольку основой непроизвольного внимания служат увлечения, необходимо расширять интересы ребенка. Вместе с тем, одна из причин рассеянности внимания – перегрузка мозга большим количеством впечатлений. В связи с этим не стоит перегружать ребенка занятиями, частым посещением гостей, просмотром телевизора, компьютерными играми и т.п., так как изобилие и неупорядоченность информации не дает возможности сосредоточиться, укрепляет рассеянность [1].

Развитие внимания непосредственно зависит от того, как взрослый организует деятельность ребенка. На всем протяжении дошкольного детства малыша притягивает эмоционально насыщенный материал. Взрослый, помня об этом, создает зону положительных переживаний, разрабатывает средства-стимулы, которые будут организовывать ребенка, тем самым вызывая и поддерживая непроизвольное внимание. Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания.

Научите ребёнка играть. В игре он учится контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. Научите ребенка соблюдать правила игры и следовать им.

Учитывайте интересы детей. В зависимости от предпочтений ребенка – включайте игры в ту деятельность, где он может сохранить свое внимание на более долгое время [2].

Большое развивающее значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном возрасте имеют дидактические игры, так как они всегда имеет задачу, правила, логику и порядок действий. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в-третьих – вовремя переключать внимание, в-четвертых – замечать и осознавать происшедшие изменения, развивая тем самым сосредоточенность и устойчивость внимания. Игры, предлагаемые ребенку, должны отвечать следующим критериям: соответствие возрасту, наглядность, красочность оформления. Детям младшего дошкольного возраста необходимы разнообразные наглядные пособия, несложные по содержанию, но яркие по оформлению. Важны все формы наглядности: предметная, изобразительная и словесная. Следует отметить и тот факт, что привлечение ярких стимулов, не относящихся к изучаемому материалу, ведет скорее к рассеиванию, чем к сосредоточению внимания [3].

Занятия ребенка должны быть хорошо и четко организованы. Продуктивнее заниматься тогда, когда есть четкий режим, когда рабочее место (в младшем возрасте это должны быть разграниченные зоны для подвижных и спокойных игр), когда есть все необходимое, устранены все сильные посторонние отрицательно действующие раздражители (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания [2].

Средства, с помощью которых ребенок начинает управлять своим вниманием, он получает в процессе взаимодействия с взрослыми. Родители, воспитатели включают ребенка в такие новые виды деятельности, как игры по правилам, конструирование и т.п. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Развитие внимания непосредственно зависит от позиции взрослого в общении с малышом. Чаще наблюдайте с детьми и обсуждайте услышанное и увиденное. Чем лучше развита речь у ребенка, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.

Чтение ребенку книг, совместное рассматривание картинок, объяснение какого-либо материала не должно быть монотонным и однообразным, следует, чтобы это носило живой, динамичный характер. Например, можно выбрать форму «вопрос – ответ», тогда ребенок не просто слушает объяснение или участвует в беседе, но и отвечает на вопросы. Такая форма сильнее активизирует работу, лучше привлекает внимание, чем просто объяснение или рассказ. Небольшой отдых (2–3 минуты), физкультминутка, дыхательные упражнения полезно действуют на восстановление внимания детей; в это же время необходимо проветрить помещение, где занимается ребенок [4].

Следует помнить, что решающее значение для развития внимания, да и личности ребенка в целом, имеет формирование интереса и приучение к систематическому, дисциплинированному труду. Освобождение ребенка от обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов также может вызывать быстрое утомление и «отключение» внимания [5].

Таким образом, следует отметить, что в процессе развития внимания важно гармонично использовать методы и приемы, формирующие как непроизвольное, так и произвольное внимание ребенка. Если стремиться воспитывать только произвольное внимание, то процесс обучения будет связан с большим постоянным напряжением и, как следствие, станет для ребенка тяжелым, неинтересным трудом, лишенным всяких радостей. Но, с другой стороны, если своей целью поставить только интересность и занимательность, то есть привлечение непроизвольного внимания, то у ребенка не воспитаются необходимая выдержка и сила воли.

 

Список использованной литературы

Дормашев

, Ю.Б, Романов А.Я. Психология внимания / Ю.Б.

Дорм

а

шев

, А.Я. Романов. – М.:

Триволта

, 2014. – 336 с.

Якобсон, С.Г. Внутренние действия, обеспечивающие распределение вним

а

ния у дошкольников/С.

 

Г. Якобсон // Вопросы психологии. – 2000. – № 6. – С. 19-25.

Заика, Е.В., Назарова, М.П.,

Маренич

, И.А. Об организации игровых з

а

нятий для развития мышления, воображения и памяти школьников/Е.В. Заика и др. // Вопросы психологии. - 1995. – №

 

1. –

С. 28-32.

Как развивать внимание / Матюгина И.Ю. и др. – Донецк: Сталкер, 2008. – 432 с.

Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Псих

о

логия памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.

Гиппенрейтера

, В.Я. Романова. – М.:

Ч

е

Ро

, 2000. – 384 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×