Методические рекомендации "Работа над штрихами в классе фортепиано" | Кузикова Мария Валерьевна. Работа №349464
Данная работа затрагивает важную сторону работы над фортепиааным произведением. Штрихи играют большую роль в выявлении характера музыки, её образного содержания. Поэтому немалое время отводится работе над ними в рамках изучения той или иной песы. «Штрихи являются звуковым результатом художественного замысла и реализуются определёнными техническими приёмами». «От применения того или иного штриха зависит характер и художественное впечатление». Поэтому одним из важнейших условий выявления смысла и характера музыки является умение разделять или связывать звуки.
Работа над фортепианными штрихами
на примере двух разнохарактерных пьес.
Автор Кузикова Мария Валерьевна, педагог хоровой студии ДДТ им. В.П.Чкалова (г.Нижний Новгород) по классу фортепиано.
Название образовательной программы – Лира
Место учебного занятия в программе – репертуар 4го класса (пьесы)
Цель занятия – работа над фортепианными штрихами.
Задачи - 1. Закреплять необходимые для исполнения артикуляционные
штрихи.
2. Развивать соответствие между слуховыми и двигательными
представлениями ученика.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость ученика на
музыку.
Регламент занятия – 45 минут
Оборудование – рояль, стулья, ноты.
Тема урока – Работа над фортепианными штрихами
План урока:
1 этап (организационный) – приветствие.
2 этап (проверочный) – исполнение ученицей пьес
(Г.Пахульский В мечтах, Р.Шуман Охотничья песенка)
3 этап (подготовительный) – беседа с ученицей (понимание соответствия
выбранных штрихов характеру музыки).
4 этап (основной) – работа над штрихами.
5 этап (контрольный) – выявление качества и уровня полученных
навыков (исполнение фрагментов пьес).
6 этап (итоговый) – подведение итогов, поощрение, домашнее задание.
Ход урока:
Педагог встречает ученицу, приветствует, представляет её коллегам.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу представить вам ученицу 4-го класса, Ирину К. Сейчас у нас в работе находятся несколько произведений, и сегодня мы остановимся подробней на двух из них – это пьеса Генриха Альбертовича Пахульского В мечтах и пьеса Роберта Шумана Охотничья песенка из Альбома для юношества. Произведения эти находятся на этапе целостного оформления - они уже выучены наизусть, исполняются на память достаточно содержательно, точно и уверенно. Но на данном этапе мы всё равно подробно работаем над штрихами, качеством звука, интонациями и фразировкой.
Начнём мы с пьесы Пахульского В мечтах.
Ученица исполняет произведение.
П.:
- Поскольку штрихи должны отражать характер музыки, давай поговорим о настроении этой пьесы. Ведь чем глубже мы вникаем в содержание сочинения, тем правильней и интересней передаем авторский замысел. Что ты можешь рассказать о характере, настроении, выраженном в этой пьесе?
У.:
Здесь композитором передано настроение мечтательного покоя. Здесь нет активного действия – скорей, это размышление или воспоминание о чём-то светлом, хорошем.
П.:
Правильно. А с помощью каких средств композитор создал такой образ?
У.:
Спокойный темп (moderato), мажорная тональность (Фа-мажор), негромкая звучность (от pp до mf), прозрачная фактура, мелодия плавная, певучая, как бы извилистая, исполняется legato.
П.:
Да, давай сегодня более подробно поработаем над штрихом legato. Сыграй, пожалуйста, первую фразу.
Ученица исполняет.
П.:
Старайся не шагать пальчиками, а как бы прощупывать клавиши. Ты довольно высоко поднимаешь пальцы, они у тебя активно работают, поэтому штрих выполняется не совсем точно – не получается необходимой певучести, текучести. Не нужно делать замах над клавишей, пальцы должны быть как бы ленивыми (показ П.).
Ученица повторяет.
П.:
Да, молодец, уже лучше получается. Чем мягче звук - тем больше распрямляется палец, как бы гладя подушечкой клавишу (показ). Прикосновение должно быть мягким, но глубоким – пальцы как бы прощупывают донышко клавиши.
Ученица исполняет 1 часть(рефрен) пьесы.
П.:
Кроме этого, нужно помнить, что важным условием слитности звучания является выравненность звуковой линии – то есть отсутствие случайных акцентов, недоигранных звуков, плавность нюансов. Если достаточной выравненности нет, то и впечатления слитности не возникает, - если исполнитель и старается связывать звуки.
Ученица играет, педагог подыгрывает мелодию на октаву выше.
П.:
Попробуй сыграть мелодию в очень медленном темпе, тщательно дослушивая каждый звук и момент перехода одного звука в другой – каждый последующий звук должен быть сыгран не ярче предыдущего. Особенно это касается интонации четверть с точкой и восьмая, которая в этой пьесе часто встречается. У тебя восьмая звучит ярче, выскакивает из мелодической линии, тем самым нарушает её плавность.
Педагог показывает оба варианта - неправильный и правильный.
П.:
Дослушивай очень хорошо четверть с точкой, и тем же звуком – который остается в момент перехода к следующей ноте (восьмушке) – не ярче! – надо её сыграть (показ).
Ученица играет 1 часть в медленном темпе. Педагог попутно обращает внимание на динамические шероховатости, неровности.
П.:
А ещё нужно помнить, что как бы красиво ни звучала мелодия, - некрасивый аккомпанемент может всё испортить. Давай сыграем отдельно партию левой руки и обратим внимание на legato в сопровождении.
Ученица играет (1 часть).
П.:
Что ты можешь сказать о характере сопровождения?
У.:
Здесь постоянный ритмический рисунок. Интонации похожи на ласковое колыбельное убаюкивание.
П.:
Да, только надо постараться, чтобы левая рука не шагала, а тоже пела. Объедини эти две четверти одной общей интонацией – первая четверть опорная (бас) играется мягко, но глубоко (показ). Вторая (интервалы) играется на выдохе, легко снимается вверх (показ).
Ученица играет.
П.:
Да, молодец, уже лучше получается. А там, где невозможно связать эти четверти legato, где физически нам приходится их разделить, - legato должно быть мысленным. А рука как бы переползает или быстро перескальзывает с одной клавиши на другую. Прием quasi legato – в соединении с педализацией – помогает создать выравненность и в достаточной мере сохранить впечатление связности там, где нельзя сыграть настоящим legato (показ).
Ученица повторяет.
П.:
Да, уже лучше получается. А теперь давай исполним всю 1ю часть – постарайся учесть все замечания, очень хорошо себя слушать и контролировать звучание.
Ученица играет 1ю часть пьесы.
П.:
Хорошо, уже намного лучше. Если мы обратимся к следующей части (1 эпизод; такты 17 – 24 ), что мы можем сказать про неё? Меняется ли настроение, штрихи?
У.:
Нет, характер пьесы не меняется, такая же певучая мелодия, только звучит она чуть более взволнованно и приподнято. То есть это разные оттенки одного и того же настроения. Штрих остается тот же – legato.
П.:
Да, здесь перед нами встают те же самые задачи – работа над красивым певучим легато. Обрати внимание, что ритмический рисунок четверть с точкой и восьмая встречается нам и в этом эпизоде. Старайся провести мелодическую линию так же ровно и плавно (показ). А в аккомпанементе обрати внимание на нисходящую секундовую интонацию – старайся не выталкивать последнюю четверть - она должна звучать тише и легче, чем первая (показ). Самый нижний голос – половинки с точкой - должны браться с хорошей опорой, вес руки переносится на 5й палец.
Ученица исполняет 1й эпизод.
П.:
Так, хорошо. А теперь давай сравним 1й эпизод со 2м…
У.:
Здесь партии левой и правой руки как бы меняются местами - мелодия теперь проводится в левой, аккомпанемент – наоборот, в правой.
П.:
Да, правильно. В этом более низком регистре мелодия теперь звучит ещё более выразительно, более тепло и темброво насыщенно. Давай поработаем над legato в мелодии – теперь в левой руке. Здесь недостатком является то, что ты как бы по верхам играешь, не достаешь до донышка клавиши. Вот и звук получается поверхностным, неглубоким. Чем больше исполнитель пользуется весом руки, тем полнее, насыщеннее будет звучать инструмент (показ).
Ученица исполняет мелодию во 2м эпизоде.
П.:
А теперь сыграй, пожалуйста, этот эпизод целиком, двумя руками.
Ученица играет.
П.:
Обрати внимание, что правая рука должна звучать менее ярко – теперь ей поручено сопровождение. То есть левая рука опирается в клавиши больше, правая – меньше, тогда и звучание будет дифференцированным, многослойным (показ).
Ученица играет.
П.:
Неплохо, молодец. А теперь перейдём к следующей пьесе – Роберт Шуман Охотничья песенка.
Ученица исполняет пьесу.
П.:
Давай теперь поговорим немного о характере этой пьесы и о средствах музыкальной выразительности.
У.:
Эта пьеса наполнена энергией, движением, здесь также выдержан один характер на протяжении всего произведения. Быстрый темп, яркая звучность (до ff), движение мелодии по устойчивым звукам в восходящем направлении, решительные квартовые ходы – этими средствами композитор передал радостное, бодрое настроение. Здесь слышится ритм скачки и призывы охотничьего рожка.
П.: А какие штрихи композитор использовал в этой пьесе?
У.:
Staccato и non legato.
П.:
Да, правильно. Чем звонче, острее нужен звук, тем энергичнее кончик пальца должен "схватить" клавишу (показ). Ты играешь вяловатыми, расслабленными пальцами, - их кончики надо заострить.
Попутно педагог обращает внимание ученицы на правильную аппликатуру, так как она является не только удобной, но и способствующей достижению нужной выразительности и характера звучания.
Кроме того, ты слишком высоко отрываешься от клавиш, исполняя штрих staccato, звук получается суховатый, стучащий, а темп теряется. Попробуй сыграть чуть медленнее, негромко и ближе к клавишам. Ощути рессорное движение кисти, которое смягчает удар пальцев (показ).
Ученица исполняет 1ю фразу.
П.:
Молодец, уже лучше получается. Очень важно следить за тем, чтобы соприкосновение подушечки пальца с клавишей произошло еще до выполнения стаккато; за осанкой, за качеством звука и за тем, чтобы незанятые пальцы не напрягались.
П.:
В энергичных затактовых мотивах (мотив восьмая – четверть), нужно восьмую ноту играть легче, без опоры. А четверть – наоборот, с опорой, ощущая участие крупных мышц. Внимательно следить, чтобы не поднимались плечи. Сыграй их, пожалуйста, в медленном темпе – для того, чтобы полнее ощутить клавиатуру, почувствовать поддержку нижних мышц спины и поясницы, дать возможность ладони обрести эластичность и рессорность (показ).
Ученица играет.
Педагог обращает внимание ученицы на необходимость крепко поставленного 5го пальца – ему поручена вершина восходящего мотива, которая должна прозвучать ярко; а также на некачественное исполнение мелодической линии в левой руке (прорабатывается отдельно партия левой и правой руки).
П.:
А теперь сыграй, пожалуйста, пьесу целиком – с учетом проделанной сейчас работы.
Ученица играет.
П.:
Ну вот, уже гораздо лучше получилось. Молодец. Дома обязательно проработай пьесу по кускам в замедленном темпе – ощущая цепкость кончика пальца, гибкость кисти и свободу плеча и предплечья. В темпе тоже, конечно же, пробуй.
Приложение:
Г.Пахульский В мечтах
Р.Шуман Охотничья песенка