Методические рекомендации студентам педагогических специальностей по разработке социального проекта | Веселова Е. И., Колышевская П. М., Шубина С. И.. Работа №349793
Работа была создана на основе подробно разработанного социального проекта. Всё указанное в статье можно использовать для сотрудничества с детьми по разработке проектов. В статье указаны все части методологического аппарата проекта с примерами их оформления детьми начального и среднего звена общеобразовательной школы.
Веселова Е.И., Колышевская П.М., Шубина С.И.
ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», Коломна, РФ
elena@veselova24.ru
Методические рекомендации для студентов педагогических специальностей по разработке социального проекта
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы проектной деятельности школьников. Статья содержит практические рекомендации для обучающихся педагогических специальностей по организации проектов с учениками начального звена на примере готового проекта.
Ключевые понятия: социальный проект, проектная деятельность, разработка.
В рамках учебной дисциплины «Методы проектной деятельности» студентами высшего учебного заведения изучаются основные принципы создания социальных проектов. Полученные знания можно передать другим студентам педагогических специальностей для применения в дальнейшей работе в школе. Последующая структура создания социального проекта описана на примере разработанного проекта «Организация зон выгула домашних животных на территории парков Московской области».
Социальный проект как общественно-полезное нововведение должен характеризоваться наличием целей и задач. Цель любого научного исследования можно определить как конечный результат, к которому стремится соискатель в процессе работы [1]. В рамках вышеуказанной темы обозначим главной целью организацию специализированных площадок для выгула животных в отношении создания комфортного и безопасного пространства для местных жителей и питомцев.
Для успешного и своевременного достижения основной цели, важно грамотно и чётко сформулировать задачи социального проекта. Выполнение каждой задачи приводит исследователя к достижению частного результата, способствует минимизации трудоёмкости исследования. Пример задач социального проекта по заданной теме:
привлечение специалистов и консультация с ними;
исследование местности;
установление сотрудничества с командой губернатора МО;
ос
уществление информационной кампании;
проведение количественной и качественной оценки успешности;
После составления перечня целей и задач социального проекта, следует продолжить работу обоснованием важности и необходимости проекта с его содержательной стороны. Так, например, важность проектирования зон для выгула домашних животных на территории парков можно обосновать постановлением правительства Московской области «Об утверждении порядка осуществления контроля за соблюдением гражданами правил выгула домашних животных». Таким образом, проект содействует, общественному порядку, комфорту граждан, стимуляции юридической и социальной ответственности, а также увеличивает значимость туризма и досуга.
Заложив базис методологического аппарата исследования, следующим фундаментальным шагом является описание будущего продукта, который участники получат на выходе. Только благодаря описанию, соискатели структурируют ожидаемые результаты, которые они хотят видеть в своей работе. В качестве описания может выступить как текст с описанием критериев конечного продукта, так и приблизительный чертёж или эскиз. Участники группы описываемого проекта сконструировали макет площадки для выгула и дрессировки домашних животных, использовав для этого материал из подручных средств и бытовые принадлежности. Макет - это непростой для реализации, но крайне успешный для визуализации предварительный образец продукта социального проекта[4].
Важно помнить, что одного описания, вероятнее всего, будет недостаточно; наиболее упорядоченное представление об итоге воплощения исследования удачнее представит тандем из двух компонентов: описания и списка ожидаемых результатов. Ожидаемые результаты указанного проекта:
создание минимум одной площадки на город;
оборудование площадки специализированными
тренажёрами и точками утилизации отходов;
повышение комфорта и безопасности местных жителей на территории парков.
Утвердив основные ожидаемые результаты проекта, проведите SWOT-анализ. SWOT-анализ — это метод стратегического планирования, который помогает оценивать внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие проекта [3]. На примере данного проекта приведём пример проведения адаптированного (упрощённого) SWOT-анализа.
S - силы; любой проект должен стараться максимизировать сильные стороны[3, C 225]. В данном случае сильными сторонами исследования являются: комфортность и безопасность местных жителей и их питомцев; сохранение чистоты и порядка в парках; объединение людей - возможность новых знакомств.
W - слабости; сильным сторонам любого проекта противостоят слабые стороны - недостатки итогового продукта проекта как социального явления[3, C 225]. Слабые стороны в данном случае - нерентабельность (площадки могут оказаться не востребованы в малонаселённых городах).
O - возможности; возможности - это то, благодаря чему социальный проект приобретает свою актуальность в общественной сфере развития[3, C 225]. Развитие у людей навыков обращения с животными; реализация бизнеса, связанного с животными; привлечение специалистов к организации мероприятий на территории площадок.
T - угрозы; любой социальный проект, имеющий свои возможности, также равноценно имеет и угрозы. Одна из главных целей SWOT-анализа - найти способ минимизировать угрозы[3, C 225]. Недостаток надзора за строительством площадок; физиологические и поведенческие различия собак (разные породы имеют разные потребности).
Перед непосредственной реализацией социального проекта определите его этапизацию. Каждый этап социального исследования является шагом к его материальному воплощению.
Исследование и анализ: консультация со специалистами; анализ рентабельности;
Получение разрешения: работа с командой губернатора МО; получение финансирования;
Строительс
тво: закупка материалов, реализация проекта;
Открытие и организация образовательных мероприятий: организация торжественного открытия, мастер-класс по дрессировке собак.
Проектная деятельность в начальной школе представляет собой инструмент для всестороннего развития обучающихся. Проекты помогают детям исследовать мир и применять различные знания на практике. Также проектная работа создает возможности для интеграции дисциплин, что делает обучение интересным и значимым. Поэтому методы взаимодействия с проектной деятельностью необходимо знать студентам педагогических специальностей для использования их в процессе обучения детей. Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе не только обогащает образовательный опыт детей, но и формирует в них умение ставить цели, планировать свои действия и оценивать результат, что является опытом для их дальнейшей жизни.
Список литературы:
Горелов, Н. А. Методология научных исследований : учебник и практикум для вузов
/ Н. А. Горелов, О. Н. Кораблева, Д. В. К
руглов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 390 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16519-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536410 (дата обращения: 02.11
.2024).
Загвязинский, В. И. Методология педагогического исследования : учебное пособие для вузов
/ В. И. Загвязинский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 105 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07865-7. — Текст : элект
ронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538771 (дата обращения: 02.11.2024).
Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ : учебник и практикум для вузов
/ Н. А. Казакова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2024. — 453 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17949-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536176 (дата обращения: 02.11.2024).
Стегний, В. Н. Социальное прогнозирова
ние и проектирование : учебник для вузов
/ В. Н. Стегний. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 182 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07184-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 126 — URL
: https://urait.ru/bcode/539724/p.126 (дата обращения: 02.11.2024).