Методические рекомендации«Сюжетно-ролевая игра как средство успешной адаптации » | Калашникова Надежда Георгиевна. Работа №309406
Методические рекомендации направлены на решение проблем социальной адаптации младших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр в период адаптации.
Работа адресована воспитателям.
Основной целью настоящей работы является разработка и представление методических рекомендаций по использованию сюжетно-ролевой игры для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Согласно поставленной цели задачами являются:
· выделить индивидуальные варианты адаптации детей;
· определить методы и приемы сюжетно-ролевой игры;
· использование в практической деятельности с детьми сюжетно-ролевых игр
учреждение Детский сад № 2 Радуга
Методические рекомендации
Сюжетно-ролевая игра как средство успешной адаптации младших дошкольников
Калтанский городской округ
2023
Автор – составитель
Калашникова Надежда Георгиевна
воспитатель
Муниципального автономного дошкольного учреждения
Детский сад № 2 Радуга
Методические рекомендации направлены на решение проблем социальной адаптации младших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр в период адаптации.
Работа адресована воспитателям.
Оглавление:
Введение……………………………………………………………………….4
Глава I. Теоретические основы сюжетно-ролевой игры
1.1 Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития
ребёнкамладшего дошкольного возраста в период адаптации…...........................................................................................................6
1.2 Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры………….........................................................................................................9
1.3 Руководство сюжетно-ролевой игрой……………………………………………………………………………..14
Глава II. Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте в период адаптации
2.1 Игра детей младшего дошкольного возраста……………………………………...21
2.2. Учу детей играть…………………………………………………………………..............22
Заключение……………………………………………………………………..25
Литература………………………………………………………………............26
Приложение……………………………………………………………………..28
Введение
Обозначенная проблема обусловила выбор следующей темы методических рекомендаций Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социальной адаптации младших дошкольников.
Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой – все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию.
Основной целью настоящей работы является разработка и представление методических рекомендаций по использованию сюжетно-ролевой игры для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Согласно поставленной цели задачами являются:
выделить индивидуальные варианты адаптации детей;
определить методы и приемы сюжетно-ролевой игры;
использование в практической деятельности с детьми сюжетно-ролевых игр
В свете всего выше сказанного , тема развития сюжетно - ролевой игры не теряет своей актуальности и в наши дни, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин.
Дети остаются детьми, и игра занимает у них ещё много внимания в младшем дошкольном возрасте. Игра для младших дошкольников является специфическим видом деятельности. Цель ее не в результате, а в самом процессе. Применение игровых методов в учебной и воспитательной деятельности даёт всегда положительные результаты. Любые виды игры моделирующие проблемные жизненные ситуации; создают условия для взаимодействия и взаимопомощи; открывают простор для фантазии, импровизации; способствуют более эффективному проявлению тех положительных качеств, которые не находят применения в повседневной жизни.
Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Знакомство младшего дошкольника с особенностями социума проходит значительно интереснее и эффективнее, если такие занятия строятся с
применением сюжетно – ролевой игры. Соединение двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре — сюжетно - ролевая.
ГЛАВА I. Теоретические основы сюжетно-ролевой игры
1.1Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка в период адаптации
Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным участником жизни взрослых (Д. Б. Эльконин).В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.Как отмечает Ядешко В.И. - в творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память [6] . Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи.Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.Игра — важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.
Сюжетно — ролевая игра в жизни ребенка
Дошкольное детство — от 2 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении с взрослыми и сверстниками. Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах с взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Врачи и психологи различают 3 степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.
При легкой адаптации: все показатели нормализуются, как правило, к 3-4 неделям. При средней степени адаптации - к 5-6 неделям. При тяжелой адаптации - от 2-6 мес. и более.
Адаптация определяется следующими факторами:
Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой сон и аппетит дети, хуже справляются с трудностями адаптированного периода, у них возникают стрессовые состояния и как следствие они часто болеют.
Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер
1.2 Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры
Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности.Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.Игровой замысел- это общее определение того, во что и как будут играть дети.Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры.
По игровому замыслу игры можно разделить группы: отражающие бытовые явления (игры в семью, в детский сад, в поликлинику и т.д.) , отражающие созидательный труд (строительство метро, постройку домов,.) , отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений.Сюжет, содержание игры- это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.
Структурной особенностью и центром игры являетсяроль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх — взрослыми) устанавливаются правила ,определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.Сюжетно-ролевые игры: различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни) , по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные) , по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов; строительные).Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.
В формировании игры можно выделить три основных этапа:1)усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями; 2) усвоение ролевого поведения(ролевых отношений и взаимодействий); 3)усвоение способов построения сюжета. Условно можно отнести эти этапы к определенным возрастам: первый 1-2г.; второй2-4г.
Материалы для сюжетной игры в первой младшей группе
В соответствии с сюжетообразующими функциямивыделяются три типа игрового материала(игрушек):
Предметы оперирования - это игрушки, имитирующие реальные предметы, орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д. )
Игрушки – персонажи- это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.
Маркеры (знаки) игрового пространства– это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например , игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)
Материалы для сюжетной игры
Игрушки-предметы оперированиядля детей от 2 до 3 лет представляют собой прототипические имитации бытовых орудий - игрушечные посуда, утюг, молоток и пр. Привлекательны для детей и прототипические имитаторы транспорта – грузовики (деревянные и пластмассовые, в которых ребёнок может нагружать кубики, усесться сам), коляски для кукол, конь на колёсиках, тележки и т. п.
Все эти игрушки должны быть довольно крупными (соразмерными самому ребёнку или кукле) и готовыми к использованию.
Игрушки-маркеры условного пространствадля детей этого возраста также должны быть прототипическими, крупными и готовыми к использованию. В основном, это предметы, имитирующие бытовую обстановку: крупная игрушечная мебель, соразмерная самому ребёнку и большим куклам (кроватка, стол, стулья) кухонный шкафчик, кухонная плита и т.п. Это могут быть также имитаторы жилища (ширма-домик, теремок), крупные предметы, моделирующие пространство транспортного средства (остов автомобиля, автобуса с рулём и узнаваемым фасадом), в которые дети могут заходить и размещаться внутри.
Игрушки-персонажи занимают очень важное место, особенно куклы. В этом возрасте кукла служит объектом воздействия ребёнка (а не замещает активного партнёра по играм). Он осуществляет , по отношению к ней условные игровые действия, которые в реальности взрослый осуществляет по отношению к нему самому (кормит куклу, поит, купает, укладывает спать и т.п.) именно поэтому существенным требованием к кукле является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: кукла должна уметь менять положение – стоять, сидеть, лежать, её можно взять за ручку и вести рядом с собой.
Большое значение для игры детей имеют игрушки-персонажи – подобия животных.
Полифункциональные материалы, которыми замещаются недостающие прототипические игрушки, необходимы для обеспечения игры взрослого с детьми и их самостоятельной игры. Для детей данного возраста круг таких материалов невелик. Это небольшое количество надувных модулей, которые маленький ребёнок может свободно перемещать. Они используются для огораживания домика, автобуса и пр. Кроме того, целесообразно иметь ёмкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей можно также использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.
Сюжетообразующие наборы материала и его размещение
Для игры детей 2-3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).
В пространстве группового помещения достаточно иметь 3-4 таких целостных комплекса (традиционно в дошкольной педагогике их называют тематическими зонами). Это комплексы материалов (и часть пространства) для развёртывания бытовой тематики:
Шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола
Пара кукольных кроватей, шкафчик с постельными принадлежностями, диванчик, на котором могут сидеть и куклы и дети.
Домик-теремок – ширма, со скамеечками и модулями внутри, где могут жить мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой дом дети; здесь же может развёртываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок.
Тематический комплекс для разнообразных поездок: автобус-каркас с модулями сидений и рулём.
Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колёсах, пластмассовых ёмкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям.
Набор игровых материалов для первой младшей группы
Материалы для сюжетной игры
Тип материала
Наименование
Количество на группу
Игрушки-персонажи
Куклы крупные (35-50 см.)
5 разные
Куклы средние (25-35 см.)
5 разные
Мягкие животные, крупные (35-50 см) и средние (25-35 см)
8 разные
Звери и птицы, объёмные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15-20 см)
15-20 разные
Звери надувные крупные
2-3 разные
Игрушки-предметы оперирования
Набор чайной посуды (крупной)
2-3
Набор кухонной посуды (крупной)
2-3
Миски (тазики)
3
Молоток пластмассовый
1
Набор овощей и фруктов (объёмные муляжи)
1
Комплект постельных принадлежностей для кукол
3
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)
2
Тележка-ящик (крупная)
2
Звери и птицы на колёсах (каталки с палочкой или шнурком)
5 разные
Автомобили с открытым верхом (крупные, средние)
5 разные
Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные)
2
Телефон
2
Ведёрки
5
Маркеры игрового пространства
Кукольный стол (крупный)
1
Кукольный стул (крупный)
4
Кукольная кровать
2
Кукольный диванчик
1
Шкафчик для кукольного белья
1
Кухонный шкафчик (соразмерный ребёнку)
1
Кухонная плита (соразмерная ребёнку)
1
Ширма-остов домика
1
Складной остов автобуса (автомобиля)
1
Полифункциональные материалы
Объёмные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллепипеды)
6
Ящик с мелкими предметами-заместителями_____________________
1.3 Руководство сюжетно-ролевой игрой
"Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качествребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю.Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать?
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.
На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями(управления, подчинения, равноправия).
На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.
Особое место в руководстве сюжетно-ролевой творческой игрой детей этого возраста должны занимать подбор соответствующего игрового материала, прием обыгрывания новых игрушек в форме театрализованного представления, создание игровых ситуаций.Действенную помощь в развитии содержания творческой игры оказывают наводящие вопросы, напоминания, советы, направленные на подсказ детям возможной реализации игрового замысла.Эффективны и такие приемы, как подбор вместе с детьми элементов костюма; рассказ детям о том или ином действующем лице; индивидуальная беседа по картинкам, иллюстрациям; советы, показ игровых действий в игровой ситуации.Руководя игрой, воспитатель не должен подавлять инициативы, самостоятельности ребенка. Все названные выше методы и приемы должны быть направлены на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявлять в ней свои способности, умение устанавливать эмоционально-положительные контакты со сверстниками.
Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа, можно выделить 3 группы методов.Первая группа методовсвязана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения , экскурсии (первичная, повторная, завершающая) , встречи с людьми разных профессий, эмоционально-выразительное чтение художественной литературы , беседу , беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его, рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра.
Вторая группа- это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала.Педагог должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников , и постоянно помогать детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка.
Третья группа методовсвязана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек; рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа Построим улицу нашего города , Построим метро и др.; подбор материала для обыгрывания построек.Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы - заместители (кирпичик вместо мыла и т.д.),чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.
Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов1. Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т. п.) с целью поддержания интереса детей к игре.2. Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.3. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.4. Просмотр диафильма по теме игры.5. Проведение экскурсии по теме игры.6. Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребенка (врача, медсестры, повара, швеи и т. д.).7. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций.8. Совместная с детьми игра.9. Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.10. Поручение родителям посетить с детьми почту, зоопарк, автовокзал, магазины и т. д.11. Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.12. Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов.
ГЛАВА II. Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства в период адаптации
2.1 Игра детей младшего дошкольного возраста
В ходе наблюдений за играми детей младшего дошкольного возраста Щербакова Е.И. отмечает: в играх детей наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий [10] . Ребенок стремится определить для себя роль, может на какое-то время увлечься ею. Однако интересы детей еще неустойчивы, малыш часто переключается с одной роли на другую, зачастую неоправданно меняет сюжет игры. В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Поскольку маленькому ребенку свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и занимательно, чтобы вызвать у малыша интерес, желание подражать. Воспитатель использует дидактические игры типа "Оденем куклу Таню", "У куклы Тани день рождения", "Уложим куклу Таню спать" и др., драматизирует в лицах знакомые детям потешки , прибаутки; использует игрушки при чтении сказок, рассказов, стихотворений, создаёт игровые ситуации, которые наталкивают ребёнка на продолжение игры (кукла сидит за столом сервированным к чаю и т.д.)Во время наблюдений за трудом взрослых необходимо раскрывать перед детьми последовательность операций, по возможности вовлекать их в этот процесс. Воспитатель должен систематически пополнять запасы игрушек и игрового материала с учетом развития представлений и знаний детей.В этом возрасте у ребенка возникает интерес к игре сверстников. Вначале он проявляется в отношении к игрушке. Так, у одной куклы появляются две мамы, у одного автомобиля — два шофёра. И мамы, и шоферы согласовывать друг с другом свои действия с одной и той же игрушкой в силу возрастных особенностей еще не могут. Одна мама укладывает дочку спать, другая хочет вывести ее на прогулку; один шофер усаживает в автомобиль кукол, а другой их выбрасывает и т. п. Так возникает ссора — каждый тянет игрушку к себе, хочет выразить в игре свои желания, интересы, проявить свои чувства. Нередко бывает так, что, одержав верх над товарищем и заполучив игрушку, ребёнок вскоре откладывает ее в сторону. Малышу скучно играть в одиночку, так как ему не с кем поделиться своими наблюдениями, переживаниями. Иногда можно наблюдать, как дети безропотно подчиняются воле активных, агрессивных сверстников. Хорошо зная характеры, интересы детей, педагог должен увлечь их совместными действиями с игрушкой. С возрастом у ребенка появляется стремление подражать и игровым действиям сверстника и желание выполнять ту же роль. Достаточное количество однотипных игрушек даёт возможность детям играть "рядом". В такой игре создаются предпосылки воспитания у ребенка доброты, чуткости, отзывчивости; формируются навыки жизни в коллективе.Мухина В.С. отмечает, что в работе с детьми 2—3 лет одной из важных задач является воспитание простейших навыков совместной игры [7] . Поэтому необходимо помогать малышам развивать содержание игр, в которых возможны объединения из нескольких (2—3) человек. Исполняя вместе с ребёнком главную роль, воспитатель, прежде всего, стремится поддержать интерес ребёнка к игре, учит выполнять роль до конца, и развивать содержание игры, согласовывать свои действия с действиями товарищей; наряду с этим решается задача воспитания у детей дружеских взаимоотношений. Ребенок, выполняя свою роль вместе с педагогом, подражая ему, не только осмысливает и уточняет свои знания о труде взрослых, но и усваивает нормы общественного поведения.
Детям младшего дошкольного возраста нравится строить, и они часто затевают увлекательную игру с постройкой. Но вначале у них следует формировать необходимые умения, воспитывать устойчивый интерес к конструированию.Если малыш по-настоящему увлечен ролью, он играет всерьез, искренне переживая все чувства своего героя. Поэтому надо всячески поддерживать его интерес к определенной роли, обучать в ходе игры необходимым умениям, подсказывать какие-то действия, сообщать те или иные сведения. Отсутствие знаний, умений и навыков, которые необходимы для создания правдивого игрового образа в коллективной игре, приводит к распаду игры, к отказу от роли.
На развитие содержания детских игр существенное влияние оказывает изготовление игрушек-самоделок. Такая игрушка делает игровые интересы ребенка более устойчивыми, помогает объединению детей в игре. Необходимо заинтересовать малышей процессом изготовления игрушек. Педагог может на глазах у детей сделать некоторые атрибуты,
необходимые для той или иной игры.
В младших группах организуются и игры-забавы, доставляющие детям радость, удовольствие. Это могут быть игры-забавы с заводными игрушками (механическими, электронными) , народными (движущимися фигурками медведей, курочками, клюющими зерно, и т. д.), игры-забавы с ветром, солнечными зайчиками и др.
Воспитатель сам придумывает забавные приключения заводных игрушек, объединяя их одной темой.
Очень любят малыши игры с песком, снегом, водой. Они лепят из песка пирожки, куличики. Чтобы поддержать их интерес, воспитатель показывает, как можно сделать из песка домики для кукол, гаражи для автомашин. Построив один домик и один гараж, педагог дает детям игрушки (фанерные фигурки людей, животных, птиц, различные автомашины) и предлагает построить еще несколько домиков и гаражей; оказывает малышам помощь в овладении необходимыми навыками. После того как постройки будут готовы, играет вместе с детьми.Для игр с водой используются большие тазы или надувные емкости, чтобы вокруг них могли находиться 4—5 детей, плавающие игрушки (например, утки и др.). Воспитатель подсказывает и показывает малышам, как интересно можно играть с уткой и утятами, какие забавные действия могут проделывать на воде утята, как мама учит их плавать и прятаться, когда почует опасность. Педагог может сделать бумажные лодочки, кораблики и устроить между детьми веселое соревнование: чья лодочка быстрее приплывет к противоположному краю таза.
Игры малышей со снегом следует начинать со знакомства с его свойствами. Дети перебрасывают снег с места на место, сгребают в маленькие кучки, перевозят на санках. Вначале воспитатель сам строит при детях горку для кукол, машину, скамеечку, дает им игрушки: кукол в зимней одежде, зверят, кукольные саночки, маленькие деревянные лопаточки и др. Советует малышам самим сделать еще горку: ведь все куклы хотят покататься на санках.Педагог вместе с детьми делает комнаты, отгороженные друг от друга снежными валами, имеющими двери. Эти постройки используются для игр в семью, детский сад и др.
Значение игр – занятий с предметами – орудиямив развитии детей второго года жизни
Игры – занятия с предметами - орудиями являются одним из увлекательнейших разделов педагогики раннего детства. Такие игры не только забава – занятия с предметами – орудиями оказывают существенное воздействие на умственное развитие ребёнка. Он учится выполнять какую – либо практическую задачу, используя подручные средства(палочка, молоточек, рычажок, сачок и пр. ) , воздействуя одним предметом на другой. Например, придвигать к себе игрушку палочкой, доставать из воды рыбку сачком, насыпать песок в формочку совочком.
Так что здесь трудного? - спросят озадаченные родители. Ответ и прост, и сложен одновременно: орудийные действия доступны только человеческому интеллекту. Считается, что человек приобрёл свой статус, впервые применив камень в качестве орудия труда. Так появились предметы – орудия, которые на протяжении многих лет имели свое назначение. Орудийные предметы используются в том случае, если выполнить действие рукой невозможно, неудобно или если этого требует общепринятые нормы поведения, например, брать еду из тарелки не рукой, а ложкой. Ложка является одним из первых орудийных предметов, с которым знакомится ребенок. С помощью взрослого он усваивает способ её употребления, т. е. приобретает опыт функционального использования конкретного предмета – орудия как части материальной культуры общества.
Почему же этот вид деятельности так необходим для развития интеллекта ребенка?
Психологи отвечают: ребенок, который при выполнении различных практических задач использует предметы – орудия целесообразно, не только совершенствует ручную умелость, но и расширяет возможности мышления, памяти и восприятия. А орудия становятся средством достижения положительного результата.
Когда же появляются первые орудийные действия? Вспомним, в начале жизни ребенок совершал преимущественно простейшие манипуляции с предметами: перекладывал их из руки в руку, ощупывал, рассматривал, поглаживал. Затем появляются новые действия, в которых ребенок использует внешние свойства предметов. Постепенно его начинает интересовать, для чего тот или иной предмет служит, как его можно использовать. Самостоятельно понять, как используется данный предмет, малыш не в состоянии. Предметные действия не могут возникнуть спонтанно, ребенок не может изобретать их. Поэтому назначение предметов он усваивает, подражанием взрослому, который передает ему опыт социальной жизни в практическом освоении. И в этом смысле малыш является наследником материальной и духовной культуры общества. Заботясь о полноценном психологическом развитии маленького ребенка, взрослый должен помочь ему овладеть способами применения, прежде всего предметов быта: посуды, постели, одежды.
В результате ко второму-третьему году жизни предметные действия ребенка уже отличаются от простейших манипуляций, приобретают характер, соответствующий свойствам предметов : коляску катает, а не стучит ею, как раньше; куклу сажает за стол или укладывает в кровать, а не бросает на пол; из кубиков или кирпичиков пытается сложить дорожку, заборчик и т. д.
Выполнение практической задачи преследует две цели: практическая (овладеть далеким предметом с помощью палочки), познавательная (познакомиться с внутренними свойствами предмета, обогатить свой опыт, понять, как нужно действовать, каковы назначения и практический смысл этих действий).
На втором году жизни речь ребенка еще не достаточно развита, и его опыт постижения мира вещей закрепляется не столько в слове, сколько в способах действия. Постепенно способ действия становится хорошо знакомым ребёнку: он обобщает накопленный опыт и применяет его в различных условиях. Игры – занятия с предметами – орудиями способствуют развитию таких личностных качеств ребенка, как настойчивость, целеустремленность и т. п. Показав способы употребления определенного предмета, мама побуждает малыша пользоваться им самостоятельно. Важно проявление не только самостоятельности, но и индивидуальности ребенка. Мама не должна натаскивать его, формировать действия по строгой принятой схеме. Пусть он сам добьется желаемого результата, испытывает радость победы, удачного действия, что рождает эмоциональный всплеск.
С детьми от 2 до 3 лет проводятся игры – занятия с простейшими вспомогательными предметами: Достань колечко, Что в трубке лежит?, Достань шарик, игры с песком. Обстановка игры, форма игрушек, их размещение в сочетании с занимательным показом и пояснениями взрослого формируют умения занять себя, используя предметы – орудия. Большое значение имеют не только участие мамы в игре, но и общение с другими детьми. Например, играя в песочнице, малыш с интересом наблюдает за тем, как сосед печет куличики, и пытается повторить эти игровые действия.
Мама должна обращать внимание ребенка на происходящее в окружающем – совместные наблюдения расширяют его кругозор. В процессе наблюдений и игровых действий активизируется речь ребенка. Он слышит новые слова: достань, придвинь, сделай, лови, обозначающие действия с конкретным предметом – орудием, начинает понимать простые предложения: Достань кольцо палочкой, Придвинь к себе коляску и т. п.
Ученые установили: чем насыщеннее жизнь ребенка при ознакомлении с окружающим, тем более развиты его игровые действия.
2.2. Учу детей играть
В жизни ребёнка дошкольного возраста (2-3 года) игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Малышей привели в детский сад, какие они разные, непохожие друг на друга. В группу пришли 16 малышей с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой задачу воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и, решила использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры. С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Мои наблюдения помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Я перед собой поставила следующие задачи: научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи. Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в двух направлениях:
Создание необходимой игровой среды
Непосредственное руководство играми детей.
С помощью родителей оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т.д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: разогреваю кашу, кормлю куклу, укладываю спать, спев колыбельную. Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Я продолжала игру, а затем передавала куклу детям, словесно направляла дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросит куклу на пол, обращаю внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводила дидактические игры Оденем куклу на прогулку, Постираем кукле платье, Купание куклы и т.д.
Использовала такой приём как введение куклы в повседневную жизнь детей. Аналогичный приём – введение в игровую ситуацию использовала и тогда, когда надо было поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке. Видя, что интерес к игре не ослабевает, побуждаю к решению новой игровой задачи – предлагаю напоить куклу Катю чаем.
Для обогащения игр детей подбирала простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры Дочки-матери, а дополнительные атрибуты и предметы заместители обогащают её содержание. В младшей группе сюжет игры был простой, но постепенно он усложнялся, вводились новые игровые действия: мама стирает бельё, купает куклу, лечит её, гуляет с ней и т.д.
В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы. Так, во время игры с куклой я говорила: Нашей Тане хочется погулять, давайте поможем ей одеться Во время одевания рассматриваем одежду куклы, называем её. Затем я последовательно одевала куклу. Дети наблюдали за моими действиями. Чтобы закрепить навыки я предлагала повторить мои действия. Вначале малышам требовалась моя помощь, а затем они научились самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом я обращала внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает малышам активней участвовать в игре.
В плане воспитательной работы уделяла большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-отобразительной игры детей с разными игрушками, намечала специальные мероприятия по развитию первых сюжетно-ролевых игр.
При руководстве игрой у меня возникали и некоторые трудности. В группу пришли дети, которые не играли вообще: не проявляли интереса ни к играм, ни к игрушкам. При беседе с мамами выяснила, что дома они играют с одной и той же игрушкой, даже с ней ложатся спать. Вечером я попросила родителей этих детей принести те игрушки, с которыми они играют дома, в детский сад, им здесь будет веселее, а дома одному скучно. Утром я ласково здоровалась с ними и пригласила их в гости к нам. Так, в течение всего дня я обращалась к этим игрушкам как к живым существам. В последующие дни те дети, которые играли только с одной игрушкой, приносили разные игрушки и проигрывали с ними уже знакомые им игровые действия: кормили, укладывали спать. В ходе общения, я побуждала вспомнить знакомые ситуации и задавала новую игровую задачу. Таким образом, у детей появился интерес к игрушкам, стали появляться первые игровые замыслы. Малыши стали общительными, весёлыми.
Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали с игрушками. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а варили суп, компот и т.д.
В младшей группе привлекаю детей к изготовлению простейших поделок для игр.
В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно разнообразно. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. Далее дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности малыша. Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, я провела в группе анкетирование. Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы. В группе оформили стенд Играют дети , провела и рекомендовала ряд консультаций: Малыши начинают играть, Малыши и его игрушки, От скуки на все руки, Играйте вместе с детьми. Вся эта работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности детей. Они правильно воспринимали все рекомендации, что очень помогло мне в работе.
Заключение
Цель нашей работы стала разработка и представление методических рекомендаций по использованию сюжетно-ролевой игры для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста.
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, особенно в раннем возрасте.
Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность); внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
На основании теоретического материала, в практической части нашей работы мы рассматривали влияние сюжетно ролевой игры на процесс адаптации детей к ДОУ. В работе приведены примеры игр, которые помогут родителям и воспитателям. Важно, чтобы эта помощь была систематической, целенаправленной, только тогда эта работа может дать положительный результат.
Поскольку ребенок младшего дошкольного возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может прийти только игра и художественная деятельность. Занимаясь игровой деятельностью, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми.
Игровая деятельность является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать свои впечатления от увиденного. С помощью процесса творчества малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.
Проведенная работа выявила, что адаптация дошкольников прошла более успешной, где была проведена предварительная работа с родителями, а с детьми воспитатели углубленно занимались игровой деятельностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что игровая деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это – необходимое условие полноценного развития ребенка.
Список литературы
1. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - Москва : Просвещение, 1979. – 214 с.
2. Менджерицкая, Д.В. Воспитание детей в игре [Текст] : пособие / Д.В. Менджерицкая. - Москва : Просвещение, 1981. - 56 с.
4. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / под ред.В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – Москва : Просвещение, 1988. - 345 с.
5. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] : учебное пособие / Р.И. Жуковская. – Москва : Просвещение, 1984. - 89 с.
6. Ивакина, И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / И.А. Ивакина. – Пенза, 1995. - 234 с.
7. Игра дошкольника [Текст] : учебное пособие / под редакцией С. Л. Новосёловой. – Москва : Просвещение, 1989. – 446 с.
8. Игра дошкольника [Текст] : учебное пособие / под ред. С.Л. Новоселовой. – Москва: Просвещение, 1989.- 128 с.
9. Игрушки и пособия для детского сада [Текст] : учебное пособие / под ред. В.М. Изгаршевой. – Москва : Просвещение, 1987.- 45 с.
10. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] : учебное пособие / Д.В. Менджерицкая. – Москва : Просвещение, 1982. - 423 с.
11. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] : учебное пособие / Н.Я. Михайленко. — Москва : Онега, 1994. - 227 с.
12. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком [Текст] : учебное пособие / Н.Я. Михайленко. — Москва : Педагогика, 1990. - 174 с.
13. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. / Н.Я. Михайленко. – Москва : ГНОМ и Д, 2000. - 96 с.
14. Михайленко, Н.Я. Проблемы дошкольной игры.Психолого-педагогический аспект [Текст] : учебное пособие / Н.Я. Михайленко. – Москва : Педагогика, 1987. - 443 с.
15. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] : учебное пособие / В.С. Мухина. – Москва : Просвещение, 1985. - 237 с.
16. Мухина, В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста [Текст] / В.С.Мухина// Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) – М.: Просвещение, 1973.- С.34.
17. Руководство игр детей в дошкольном учреждении [Текст] : учебное пособие / под редакцией М. А. Васильевой. – Москва : Просвещение, 1986. – 235 с.
18. Руководство играми детей в дошкольном учреждении [Текст] : учебное пособие / под ред. М.А. Васильевой. – Москва : Просвещение, 1986. - 448 с.
19. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] : учебное пособие / А.П. Усова. – Москва : Просвещение, 1976. – 235 с.
20. Флерина, Е.А. Игра и игрушки [Текст] : учебное пособие / Е.А. Флерина. – Москва : Просвещение, 1973. - 80 с.
21. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] : учебное пособие / Д.Б. Эльконин. - Москва : Педагогика, 1978. - 27 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ТВОРЧЕСКИМ ИГРАМ.*
(I младшая группа)
Месяц
Цель
Перечень игр
Среда для формирования игры и атрибуты
Сентябрь
Сюжетно-ролевая игра
Вызывать у детей интерес к совместной
со взрослым игровой деятельности и формировать умение принимать воображаемую ситуацию.
Учить детей выполнять ряд игровых
действий, использовать в речи слова завернуть, покачать и т.д.
Побуждать к использованию
предметов—заместителей.
Вызывать у детей интерес к игровому
уголку, желание действовать с игрушками.
Катя проснулась (см. приложение)
Напоим куклу чаем (см.приложение)
Угощение
Уложим куклу спать
Дать показ условности
действий.
Чтение стихотворения:
С.Маршак Усатый—
полосатый, В. Берестов Заиньки, М.Дружининой Мур, мур, мур
Атрибуты: кукла, посуда, плита, мойка, кроватка.
Октябрь
Сюжетно-ролевая игра
Продолжать учить детей переносить в
игру бытовые сценки.
Формировать желание и побуждать к
использованию игрушек—заместителей.
Продолжать формировать знания об овощах и
фруктах, их назначении в приготовлении пищи.
Учить развивать игровой сюжет.
Уложим куклу спать
Купание куклы (см.
приложение)
Накормим Катеньку
Едем в лес
Дидактические игры
Дать показ условности действия
Создать проблемную ситуацию:
Твоя кукла грязная, а где же у нас ванночка и мыло?
Атрибуты: простыня, мыло, кроватки, стулья.
Ноябрь
Сюжетно—ролевая игра
Создавать условия для сюжетно—
ролевых игр детей, обогащать их содержание.
Познакомить детей с местом хранения в
игровом уголке одежды игрушек, рассмотреть ее, называть. Вызвать желание включать одежду игрушек в игру, что когда они пойдут гулять, то надо надеть соответствующую одежду.
Продолжать объединять единым
сюжетом игры со строительными игрушками. Подводить детей к совместным играм.
Умывальные принадлежности
Оденем Катю на прогулку (см.приложение)
Новая комната для кукол (см. приложение)
Проблемные ситуации: Твои
куклы сели за стол. Что же ты им приготовила? Что они любят есть?
Проблемная ситуация: А что нужно делать перед обедом? и т.д.
Вопросы, ответы, подсказки.
Атрибуты:умывальные принадлежности, подсобный материал.
Декабрь
Сюжетно—ролевая игра
Познакомить детей с атрибутами к игре
Доктор, учить ими пользоваться, отражая действия врача.
Побуждать переносить игровые действия
на новые предметы в новые условия, а не ограничиваться образцом, заданном в игре.
Способствовать сюжетно—игровым
коллективным играм.
Вызывать интерес к действиям с ватой,
бинтами и т.д.
Папа вызывает врача.
На приеме у врача.
Кукла простудилась, ее надо полечить (см. приложение)
Куклы на прогулке
Рассматривание иллюстраций к
произведениям К.Чуковского.
Кукла Андрюша приносит
атрибуты к игре Доктор
Вместе с детьми выбрать место
для кабинета доктор. Вначале в роли доктора воспитатель.
Внести дополнительные
атрибуты: машина скорой помощи, горчичники, бинт, вата и т.д.
Январь
Сюжетно—ролевая игра
Продолжать учить выполнять в игре 2-3
знакомых действия с куклой (кукла гуляла, пришла домой, будет раздеваться, умывать и т.д.)
Развивать способность брать на себя
роль в игре и осуществлять ролевые действия.
Приучать детей в играх с куклами
использовать умение играть вместе, совместно пользоваться игрушками.
Научим куклу Катю
раздеваться после прогулки
(см.приложение)
Покатаем кукол с горки (см.приложение)
Доктор
Оденем куклу на прогулку
Наблюдения за действиями
ребенка врача.
Совместные игры детей и
воспитателя.
Атрибуты: к игре Доктор
Февраль
Сюжетно—ролевая игра
Дать детям представление о предметах
стирки и глажения.
Развивать способность изменять по ходу
игры ролевую позицию.
Воспитывать интерес к трудовым
действиям взрослых, знакомить с результативностью труда. Мама стирает белье, чтобы оно было чистым.
Стирка и глажение кукольного белья* (см.приложение
Лиса и лисята**(см.приложение)
Рассматривание атрибутов для
игры
Побуждать детей к условному
выполнении действий.
Атрибуты:
*Стирка и глажения белья.
**Строительные модули, чайный кукольный набор, машина, коробки, флаконы из-под туалетной воды, шишки.
Март
Сюжетно—ролевая игра
Учить ставить игровые цели, выполнять
соответствующие игровые действия, ходить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры.
Подражать действиям взрослых
(музыкального руководителя).
Учить действовать воображаемой
ситуации.
День рождение куклы Кати (см.приложение)
Печем пирожки * (см.приложение)
Построим куклам дом
Музыкальное занятие
Наблюдение за работой музыкального руководителя у себя на занятиях, на развлечениях.
Беседа после наблюдения.
Инсценировка сюжета Куклы поют и пляшут
*Атрибуты: коробка с крышкой, детали из строительного набора (небольшие шарики, разрезанные пополам)
Апрель
Сюжетно—ролевая игра
Продолжать развивать содержание игр,
где возможно объединить детей.
Познакомить с игрой Парикмахерская.
Сделаем Кате красивую прическу (см.приложение)
Экскурсия в парикмахерскую в подготовительную к школе группу.
Рассматривание атрибутов к игре.
Совместные игры детей с воспитателем. Дидактическая игра Миша растрепался, его надо причесать.
Май
Сюжетно—ролевая игра
Продолжать развивать умение
переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофер, пассажир).
Создавать условия для использования в
игре предметов—заместителей.
Катаем кукол на машине (см.приложение)
Поездка на дачу
Сюжетно—дидактическая игра Кукла поехала на дачу
Наблюдение детей за сюжетом игры.
Проект организации
сюжетно-ролевой игры Лиса и лисята
(в младшей группе)
Цель. Учить принимать на себя роль другого, вызвать интерес к совместной игре с взрослыми и сверстниками.
Игровые материалы. Строительные модули, чайный кукольный набор, машина, коробки, флаконы из-под туалетной воды, шишки.
Количество играющих детей - пятеро-шестеро.
Ход игры
-Давайте поиграем! Ирочка, будешь играть с нами? Аленушка тоже хочет играть. И Колю возьмем, конечно. Мы любим играть вместе. Это хорошо.
-Я буду лисой. Посмотрите, какие у меня острые ушки. А глаза хитрые-прехитрые. Еще есть хвост, длинный и пушистый. (При этом не следует использовать атрибуты - надо пробудить воображение детей.)
-Я живу в лесу. Одна. Были у меня лисята маленькие, я с ними весело играла. Но они выросли и разбежались по лесу. Мне скучно. Если бы у меня были лисята, я подарочки бы им подарила. Где же мои лисятки? Аленушка, ты хочешь быть моим лисеночком? А хвостик у тебя есть? Покажи: где он? Ах, какой красивый! Глазки хитренькие, правда? Посмотри на меня. Сразу видно, что ты маленький лисеночек.
-Коля, ты хочешь быть моим лисенком? А ты умеешь бегать тихо-тихо, чтобы мышки не услышали? Покажи, как это у тебя получается. А хвостик твой где? Хороший лисеночек. А кто ты у меня? (Примерно так надо взаимодействовать с другими детьми. Затем вводится новая сюжетная линия.)
-Вот как хорошо! У меня теперь много лисяток. Я поведу вас в лес. Будем большой дом строить. Давайте сначала сделаем ворота, вот так. Высокие ворота получились. И забор поставили. Здесь мы будем жить.
-А на чем мы будем сидеть? Нет у нас стульчиков. Давайте сделаем. Вот какие умелые лисята! Умеют стульчики делать. Поставили большой кубик - и уже можно сидеть. Для всех есть стульчики? Для всех.
А стол мы возьмем из кукольной комнаты. Вот здесь, посредине, его и поставим. Как красиво у нас! Можно и чаю выпить.
Кто мне поможет чай приготовить? Вот чайник! Открывай кран, лисенок Коля. Не получается? Посмотри, как это делаю я (повернуть кран в воздухе - ш-ш-ш.) Сразу полный чайник налился. Закрывай скорее кран. Вот молодец!
-Ирочка-лисичка, включай плиту. (Чик.) Ты уже научилась это делать, хорошая помощница моя! Ставь чайник. Пусть греется. А мы чашки пока расставим, чтобы всем лисятам хватило.
-Закипел чай? Давай заварим его. Я бросаю в маленький чайник заварку и водой заливаю (ш-ш-ш). Теперь можно разливать по чашкам. Наливайте чай. Попробуйте, вкусно? Нет? Мы же забыли сахар! Где у нас, Аленушка-лисенок, сахар? Осторожно беги, не зацепи никого хвостиком. (В качестве сахарницы и сахара можно использовать любой заместитель.) А чем же сахар будем класть в чашку?
-Конечно, нужны чайные ложки. Ирочка, поищешь для нас ложки? (Можно использовать ложки из кукольной посуды или деревянные палочки для мороженого. Важно, чтобы они были в поле зрения детей.) Теперь у нас все есть. Сейчас положу две ложечки сахара в чашку, размешаю его и буду пить. Как вкусно! Тебе нравится чай, лисенок Коля? Ирочка-лисичка, налей мне еще чаю, пожалуйста. Хорошо в лисичкином доме моим лисятам? А у меня еще подарочки для маленьких лисяток есть. Для Коли-лисенка машина, она шишки перевозит. Видишь, вот там в уголке много шишек. Хочешь медведю шишки отвезти?
-Посмотрите, какие замечательные коробочки я подарю девочкам-лисичкам. Коробочку можно открыть, а там бутылочка. Ах, как пахнет! Это духи. Можно вот так побрызгать кукол. (В пустые флаконы следует налить немного воды.)
Поиграйте немного, и на прогулку пойдем. (Если кто-то из детей захочет выйти из игры раньше, чем вы предполагали, не настаивайте. Малышу трудна удерживать себя в образе другого более 2-3 мину
Сделаем Кате красивую причёску
Цель: Обогащение содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр.
Материал и оборудование: Расчёски, ножницы (предметы заместители), банты, ленты (в 2-3 экземплярах), зеркало.
Предварительная работа: Рассматривание соответствующих иллюстраций.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям:
- У моей дочки Кати сегодня день рождения. Катя хочет сделать красивую причёску. Я буду парикмахером. Причешу Катю красиво. Серёжа, а ты хочешь причесать свою дочку?
-Давай играть вместе. Ты тоже будешь парикмахером.
-Я причешу Катю, а ты свою дочку. Теперь давай подстрижём нашим дочкам чёлки. Вот так. И сзади тоже подстрижём волосы. Вот так. Проверим, ровно ли мы постригли дочкам волосы. для этого ещё раз причешем их.
- Сейчас можно и бантики им завязать. Я возьму синий. У Кати синее платье и синий бантик ей подойдет. А у твоей дочки платье какого цвета?
-Какой ты выберешь бантик?
-Вот какими красивыми стали наши дочки. Теперь мы всё уберём и пойдём в магазин, чтобы выбрать Кате подарок ко дню рождения .
Воспитатель повторяет игру с другими детьми, поощряет игру рядом , вместе .
Своими предложениями взрослый содействует развитию сюжета: папа и мама приводят дочку к парикмахеру, который её стрижёт, затем идут в кино и т.д.
Воспитатель учит детей элементарным правилам поведения: здороваться с парикмахером, вежливо выражать свою просьбу: Подстригите, пожалуйста, Причеши, пожалуйста, благодарить за причёску и т.п.
Во время игры можно использовать потешку Расти, коса.
"Врач и медсестра "
Педагогический замысел: познакомить детей с ролью медсестры, ее обязанностями, трудовыми действиями: делает уколы, закапывает капли в глаз, уши, ставит горчичники, компрессы, смазывает ранки, забинтовывает. Закрепить цепочку игровых действий врача, мамы, пришедшей на прием с ребенком, врача и медсестры, в которых врач дает распоряжения медсестре. Продолжать учить пользоваться атрибутами, ввести заменители. Продолжать работать над активизацией словаря детей.
Материалы: медицинские инструменты, вата, бинт, палочки для смазывания ранок, йод.
Содержание игры. Для того чтобы обучения новым игровым действиям шло в контексте игры, роль врача педагог берет на себя в процессе данной ознакомительной игры. Краткое вступление педагога, объяснение хода игры, распределение ролей.
Врач и медсестра сидят за столом в поликлинике. Рядом шкаф с медицинскими инструментами. Перед кабинетом на стульях сидят посетители. Входит больной. Врач задает ему вопросы, уточняет, что болит, обращается к медсестре с рекомендацией о том, что надо сделать, например: "Промойте, пожалуйста, рану, смажьте йодом и забинтуйте". Больной подходит к медсестре, она (он) выполняет назначение врача. Врач смотрит и помогает в случае необходимости. Затем врач приглашает прийти больного на следующий день на процедуры к медсестре. Больной благодарит и уходит. Врач приглашает следующего (2-3 посетителя)...
В процессе последующих игр включается регистратура. Пациенты сначала приходят в регистратуру, берут карточку, потом идут на прием к врачу и медсестре. Постепенно "кабинет" медсестры оборудуется отдельно от кабинета врача, дополнительно вводятся процедурные кабинеты и т.п. Таким образом, игра расширяется и углубляется по содержанию.
"Поездка на автобусе в лес"
Педагогический замысел: расширять представления детей о действиях водителя, пассажиров. Познакомить с ролью контролера. Учить последовательно выполнять игровые действия, не выходить из взятой роли до конца игры, по ходу ее
сопровождать речью действия. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте природы во время путешествия в лес.
Материал: автобус с салоном для пассажиров или построенный из кирпичиков и стульев, кабина с рулем и микрофоном, проездные билеты - цветные карточки, талоны, компостер (можно использовать дырокол), картинка-остановка "Лес", штатив для таблички-остановки, набор детских инструментов (отвертка, молоток, клещи и т.п.), тряпочки для протирания автобуса, имитация леса (деревья, елки, "зеленая поляна" (коврики), шишки, цветы, игрушки - еж и заяц, доска с мелом, магнитофон.
Содержание игры. Взрослый рисует на доске автобус, в нем фигурку Незнайки и просит детей вспомнить, кто приезжал к ним в таком автобусе в гости. Дети вспоминают, при необходимости педагог дает подсказку, показывает портрет Незнайки. Затем взрослый вспоминает с детьми о поездке на автобусе в магазин и в гости к кукле Кате. Уточняет действия водителя, пассажиров во время поездки в автобусе.
Педагог предлагает детям поехать на автобусе в лес. Помогает детям распределить роли, говорит о том, что в лесу можно будет собрать шишки, цветы, предлагает детям взять с собой корзинки, яблоки, морковки, чтобы подкрепиться самим и угостить зверей, которых могут встретить в лесу. Закрепляет картинку-остановку на штативе около воображаемого леса.
После распределения ролей и сбора всего необходимого в дорогу, все отправляются на остановку автобуса. Когда автобус подъезжает, дети рассаживаются в автобусе, взрослый напоминает водителю, что надо объявлять остановки, а пассажирам напоминает о том, что надо показать карточки или пробить талоны, сообщает, что в автобусе будет ехать контролер, он проверяет билеты у пассажиров, следит, чтобы водитель объявлял остановки. Все отправляются в поездку: водитель крутит руль, имитирует работу мотора, объявляет остановки, пассажиры показывают проездные билеты, пробивают талоны, контролер проверяет у всех билеты, по мере необходимости подсказывает названия остановок. На остановке "Лес" дети выходят, контролер сообщает, что у него сейчас перерыв в работе и он может отправиться с детьми в лес. Водитель остается протирать,
Умывальные принадлежности
Цель: Сформировать понятие - умывальные принадлежности.Задачи:- Закрепить знания об отдельных предметах умывальных принадлежностях (зубная щётка, мыло, полотенце).- Развивать умение выделять в предмете существенные признаки и по ним формировать понятие умывальные принадлежности- это предметы, которые нужны для умывания.- Обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов: зубная щётка, мягкое полотенце, мыльница, умываться, пушистое, душистое.- Дать понятие о том, что умывальные принадлежности нужны человеку для чистоты и опрятности.- Использование знаний потешек, загадок, стихов.Материал используемый с детьми: испачканная кукла, умывальные принадлежности(мыло, мыльница, зубная щётка, полотенце, футляр для зубной щётки, зубная паста), предметы для игры(крем для обуви, щётка для обуви, щётка для одежды).Ход организованной деятельности:(около стола)В-ль: Ребята, кто вспомнит, какие стихи можно рассказать, когда мы умываемся?Дети: Кран откройся, нос умойся.Мойтесь сразу оба глаза.В- ль: Когда вы умылись, то у вас стали блестеть глазки, ручки стали чистыми и разрумянились щёчки.Дети: Да.В- ль: А почему?Дети: Мы хорошо умылись и вымыли руки.В- ль: Послушайте, кто это плачет? Пойду, открою дверь и посмотрю.(воспитатель вносит испачканную куклу Машу)В- ль: Ребята, это Маша. А почему ты плачешь? Расскажи.Кукла: Проснулась я сегодня, хотела поиграть, а игрушки почему-то все убежали. Матрёшки, мячики, мишка, пирамидка.В- ль: И ты не знаешь почему?Кукла: Нет.(воспитатель читает стихотворение А. Барто Девочка чумазая)В- ль: Ах ты, девочка,Чумазая.Где ты ручки
Так измазала?Чёрные ладошки,На локтях дорожки.Кукла: Я на солнышке лежала,Руки кверху держала,Вот они и загорели.В- ль: Ах ты, девочка,Чумазая.Где лицо тыТак измазала?Кончик носа чёрный,Будто закопчённый.Кукла: Я на солнышке лежала,Нос я кверху держала,Вот он и загорел.В- ль: Ах ты, девочка,Чумазая.Где ты пяткиТак измазала?Кукла: Я на солнышке лежала,Пятки кверху держала,Вот он и загорел.В- ль: Что-то не верится. Ребята, а вы догадались, почему игрушки убежали от куклы Маши?Дети: Она грязная, не умытая.В- ль: Правильно, нужно было умываться.Кукла: Умываться? А как? Чем? Я не умею и не знаю.В- ль: Ой, Маша, как стыдно за тебя. Садись и слушай, что надо было тебе сделать,Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щёчки горели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок.В- ль: Послушайте, ребята, загадку и отгадка появится перед вами.Вафельное и полосатое,Гладкое и лохматое.Всегда под рукою.Что это такое?
Дети: Полотенце.В- ль: Потрогайте полотенце. Какое оно?Дети: Мягкое, пушистое, махровое, красивое, тёплое…В- ль: Послушайте другую загадку.Костяная спинка,Жёсткая щетинка.С мятной пастой дружит,Нам усердно служит?Дети: Зубная щётка.В- ль: Кто хочет рассказать про зубную щётку? Как ты держишь зубную щётку?Дети: За ручку.В- ль: Почему именно за ручку?Дети: Так удобнее.В- ль: А это что у зубной щётки?Дети: Волоски.В- ль: Потрогайте, какие они?Дети: Жёсткие, густые.В- ль: А какого цвета эта щётка? А дома, у вас, какого цвета зубные щётки? (ответы детей) Послушайте ещё одну загадку.Кусочек розовый душистыйПотри его и будешь чистым.Дети: Мыло.В-ль: Расскажите, какое мыло?Дети: Мыло вкусно пахнет. Мыло гладкое, а если его потереть, то оно мылится.В- ль: Ребята, мыло, полотенце, зубная щётка разные, непохожие друг на друга предметы. А для чего они все нужны?Дети: Зубной щёткой чистят зубы, мылом моем руки и лицо.В- ль: Покажите Маше, как вы моете руки. Правильно, мы моем руки круговыми движениями, а отжимаем замочком.Кукла Маша: А зачем нужно полотенце?Дети: Полотенцем вытираем руки, лицо, тело.В-ль: Предметы, которые нужны нам для умывания называются умывальные принадлежности. Сейчас мы поиграем в игру и узнаем, запомнила ли Маша, что такое умывальные принадлежности. Посмотри, Маша, на столе лежат разные предметы- выбери умывальные принадлежности.
HYPER13PAGE HYPER15
1