Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Методические советы и упражнения для постановки игрового аппарата на уроках фортепиано» | Костюченко Елена Михайловна. Работа №272687

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Костюченко Елена Михайловна
В данном методическом докладе рассматриваются основные приёмы и навыки для постановки игроврго аппарата в классе фортепиано.

МУ ДО ДШИ Казачинско-Ленского района филиал №1 п.Улькан
Методический доклад на тему:
Методические советы и упражнения для постановки игрового аппарата на уроках фортепиано
Выполнил:
Костюченко Е.М.
преподаватель I категории
фортепианного отделения
п. Улька 2021г.
План :
Введение.
2. Организация правильной посадки. Три точки опоры.
3. Гимнастические упражнения и игры.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Введение:
Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения инструменталиста является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе. Кроме того, маленький пианист, в отличии от струнников, не располагает детским инструментом: скрипкой, виолончелью соответствующих размеров. Ему приходится играть сразу же на большом инструменте для взрослых, который, кстати, требует довольно большого размера и специфической формы руки.
Дети не могут осмыслить, пережить, интерпретировать сложные по музыкальному складу сочинения из-за отсутствия жизненного опыта, бедности ассоциативного фонда, психологической незрелости. Но в то же время дети чрезвычайно наделены двигательными способностями и испытывают ярко выраженную потребность в движении. Поэтому на начальном этапе обучения не только целесообразно, но и необходимо использовать детскую предрасположенность к движению и на этой основе активно формировать инструментальное, в данном случае – пианистические навыки. Овладевать пианизмом в любом возрасте следует осознанно. Объяснение же технических приемов начинающим пианистам должно соответствовать уровню их мышления, физического развития.
Прежде чем, как начать обучать ребёнка игре на инструменте, необходимо организовать правильную посадку.
Важно акцентировать внимание ребенка на 3 точки опоры – ноги, сиденье стула, пальцы.
Ноги – это первая точка опоры. Ноги слегка расставлены и упираются в пол или в специальную подставку.
Сиденье стула – это вторая точка опоры. Не следует садиться на все сиденье стула, а только на половину. Высота сиденья должна регулироваться винтом или подставкой.
Пальцы – это третья точка опоры.
Спину надо держать ровно, слегка наклоняясь вперед к инструменту. Локти не должны прижиматься к туловищу, их следует немного отвести в стороны. Сидеть нужно настолько близко чтобы локти были несколько впереди груди. Высота стула должна быть такая, чтобы локти предплечья не находились ниже клавиш, а как бы продолжали их линию. Пальцы слегка закруглены и кончиками упираются в клавиши.
Главным ощущением правильности осанки должно быть ощущение стержня, проходящего вдоль спины, прогнутости торса, поддержке всего корпуса мышцами поясницы. Поддержка мышц спины – одно из главных условий неутомляемости аппарата.
Все эти требования и пианистические приёмы, которыми должен овладеть маленький музыкант, будут освоены легко и радостно с помощью гимнастических упражнений и игр. Их, к счастью, великое множество.
Это гимнастические упражнения Анны Даниловны Артобалевской, такие как Мельница, Шалтай- балтай, Шланг, Маятник и т.д.
В пособии Т.И. Смирновой Фортепиано. Интенсивный курс предлагается ряд упражнений , которые помогут ребенку правильно сидеть за инструментом, ровно держать спину, оставляя руки и плечи свободными делая опору на ноги и т.д.. Для всех упражнений придуманы названия, которые можно менять, в зависимости от характера, возраста и особенностей ученика, главное- чтобы эти упражнения превратились в игру. Новая и сломанная кукла для девочек, Солдатик и медвежонок для мальчиков. Рука ребёнка должна быть полностью расслаблена. Для этого необходимы упражнения Мячик , Подари мне руку. Сейчас я хочу продемонстрировать вам упражнение Вешалка на свободу в руке и цепкость пальцев.
Ребёнок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил на них руки. Теперь нужно свободно покачать локтями. Можно показать, как висит вешалка: её можно раскачивать, но она не падает, так как держится за крючок. Сравните: вешалка- это рука, а пальцы – это крючок.
Это упражнение желательно выполнять не только на уроке, но и дома с родителями в течение первых двух месяцев.
Далее хочу представить вашему вниманию два упражнения с карандашом. Упражнение под названием Попробуй отбери заключается в следующем: ребёнок держит карандаш 1-ым и 2-ым пальцами. Пальцы округлые, крепко сжимают карандаш подушечками. Преподаватель пытается с силой отобрать карандаш, вытягивая его из пальц ребёнка. Далее это упражнение делаем со всеми пальцами по очереди. При этом постоянно хвалить ребёнка, говоря что он богатырь, силач и т.д.
Упражнение Поцелуй карандаш - моё любимое упражнение с детства. Считаю, что оно простое и очень эффективное. Делая это упражнение ребёнок лучше понимает, что прикасаться к клавишам надо кончиком пальца, вертикально опуская его на подушечку. К тому же это упражнение укрепляет фаланги пальца.
Упражнение Смайлик. Я его увидела в интернете, когда в очередной раз просматривала видео уроки. Суть в том, что когда ребёнок играет первые звуки и при этом напрягается нужно обязательно снимать это напряжение. В этом случаи преподаватель кладёт на кисть Смайлик и просит ребёнка лёгким движение скинуть его. Это упражнение делаем по клавишам первой октавы 3-ем, 4-ым и 2-ым пальцами по очереди. Соответственно левой рукой.
Заключение.
Первый этап обучения является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. Это как бы посадка первого семени, из которого в последствии вырастет огромное дерево. Г.Г. Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их появления и роста. Очень важно, и это, пожалуй, наиболее трудно, - вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и тем более, не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется малышу приятным и необходимым (вроде игры в куклы для девочек и солдатиков для мальчиков). Трудовые обязанности ребенок узнает позже, в положенный срок, а сначала надо открыть ему чудесную загадочную страну музыки, помочь полюбить ее, не насилуя естества ребенка. Педагог, ведущий занятия с маленькими учениками, должен создавать на уроках непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать их воображение. При этом он обязан не только учить музыке, но, что не менее важно, и воспитывать музыкой.
Вместе с интересом к музыке надо столь же тщательно прививать любовь к работе. Если ребенок воспринял яркий образ, у него возникает необходимость передать этот образ своими силами. Желание добиться его воплощения естественно. Но отсюда должна зародиться и склонность к многократным повторениям, к тому, что мы называем умением работать.
Интерес, любовь к музыке, инициатива и воля – вот что движет в работе учащегося. Не ради техники он должен заниматься, а музыка должна рождать потребность в занятии, а отсюда и саму технику.
Если ребенок что-нибудь очень любит, он способен проявить чудеса неутомимости и дать такие результаты, на которые педагог и не смел надеяться.
5. Список литературы
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие.- М.: Российское Музыкальное Издательство, 1996 г.-103 с.
Барнем Э.М. Дюжина упражнений на фортепиано каждый день. Оригинальная система технического развития юного пианиста. Книга первая.- Новосибирск, 2002 г.- 40 с.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – М.- Л.: Сов.композитор, 1973 г.- 270 с.
Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений (до инструментальный период).- Екатеринбург: 1994 г.- 50 с.
Серегина Т.Н. Начальный период обучения игре на фортепиано: Учебное пособие/ Алтайский государственный институт искусств и культуры.- Барнаул, 2000 г.- 122с.
Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. М.: Издательство ЦСДК, 1994 г.- 55 с.
Тимакин Е.Н. Воспитание пианиста: методическое пособие.- М.: Советский композитор, 1984 г.- 144 с.
Шмидт – Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. – Л.: Музыка, 1985 г.- 69с.
Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. Предприятие Санкт-Петербургского Союза художников, 1996 г.- 193 с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×