Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии | Петрова Алена Ивановна. Работа №350137

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям предназначены  для обучающихся по специальности 15.02.14  Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) очной формы обучения. В методических указаниях обозначена тематика семинарских занятий в соответствии с рабочей программой и предложены рекомендации по их выполнению.

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное профессиональное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Тюменской области

«Тюменский колледж производственных и социальных технологий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

для обучающихся по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) очной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2024

Петрова А.И. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии для обучающихся по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) очной формы обучения /Алена Ивановна Петрова – Тюмень: ГАПОУ ТО «Тюменский колледж производственных и социальных технологий», 2024. – 12 с.

 

 

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям предназначены для обучающихся по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) очной формы обучения. В методических указаниях обозначена тематика семинарских занятий в соответствии с рабочей программой и предложены рекомендации по их выполнению.

 

 

 

Разработчик: А.И. Петрова, преподаватель (высшая квалификационная категория)

 

 

 

 

 

 

 

Методические указания рассмотрены и рекомендованы

на заседании ПЦК «Общественные науки»

Протокол № 3 от 05.11.2024 года

 

Содержание

 

Пояснительная записка

3

Семинарское занятие № 1. «Русская философия XIX- начала XX веков»

4

Семинарское занятие № 2. «Ценность как способ освоения мира человеком»

5

Семинарское занятие № 3. «Будущее человечества. Социальные проблемы информационной цивилизации»

6

Критерии оценивания семинарского занятия

8

Глоссарий

8

Список рекомендуемой литературы

12

 

Пояснительная записка

Целью семинарских занятий является рассмотрение наиболее актуальных вопросов дисциплины «Основы философии».

В методических указаниях по подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Основы философии» студентам предлагаются темы для обсуждения, обязательные для всех членов академической студенческой группы. Помимо этих тем, студенты могут выбрать себе темы для сообщений, подготовка к которым предполагает знакомство не только с учебной и справочной, но в первую очередь с научной литературой. Стоит обратить особое внимание на методические рекомендации по каждой теме.

При подготовке к семинарскому занятию в первую очередь необходимо обратится к списку рекомендуемой литературы, которая поможет сформировать и выразить на практическом занятии собственное понимание к обсуждаемым темам.

На семинарские занятия по дисциплине «Основы философии» отведено 6 аудиторных часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинарское занятие № 1

(2 часа)

Тема: «Русская философия XIX- начала XX вв.»

Цель занятия: сформировать представление обучающихся о русской философии XIX- нач.XX веков, как неотъемлемой части русской духовной культуры.

Форма проведения работы: семинар

Задание на практическую работу (семинар):

1.     Спор славянофилов и западников об историческом пути России.

2.     Философия В.С.Соловьева.

3.     Философия Н.А.Бердяева.

Основные понятия темы: национальное самосознание, славянофильство, западничество, русская идея.

Методические указания по подготовке к семинару:

Философия каждого народа определяется рядом обстоятельств, среди которых немаловажное значение имеет национальный характер.

В первом вопросе - раскрыть идейный смысл знаменитого противостояния в среде русской интеллигенции XIX века («славянофилы», «западники») по вопросу социально-экономических и духовных преобразований общественной жизни.

При раскрытии второго вопроса необходимо обратить внимание на особенности философских взглядов В.С. Соловьева, который считал, что истина достижима только посредством соединения всех способностей человека, всей полноты его разума и опыта, включая сюда и чувственный, и нравственный, и религиозный, и эстетический опыт.

Изучая особенности философии Н.А. Бердяева, стоит обратиться к личности, которая по мнению философа, является духовной категорией. Ее реализация начинает восхождение от подсознательного через сознательное к сверхсознательному. Творческая деятельность человека представляет собой дополнение к божественной жизни, она является «божественно-человеческой».

Темы сообщений:

Философия всеединства В.С. Соловьев

а

.

«Серебряный век» русской философии: имена и основные проблемы.

Между Западом и Востоком: Россия – особый материк Евразия.

Влияние философов русского зарубежья на европейскую философию.

Истоки и смысл русского коммунизма по Н.А. Бердяеву.

 

Список рекомендуемой литературы:

1.  Бердяев, Н. А. Русская идея [Текст]: В 2 т./ Н. А. Бердяев. — М.: 1994.-600с.

2. Горелов, А.А. Основы философии [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ А.А. Горелов.- 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия».- 2022г.-315с.

3.    Губин, В.Д. Основы философии [Текст]: учебное пособие/ В.Д.    Губин.- М.: ТОН.- 2023 г.-285с.

4. Зеньковский, В. А. История русской философии [Текст]: В 2 т./ В. А. Зеньковский — Л.:1991.-535с.

5. Лосский, Н. О. История русской философии [Текст]: / Н. О. Лосский. — М.: 1991.-495с.

6. Лосев, А. Ф. Основные особенности русской философии [Текст]:/ А. Ф. Лосев // Философия, мифология, культура. — М.: 1991.

7. Соловьев, В.С. Сочинения [Текст]: В 2т./ В.С. Соловьев. – М.- 1988.-762с.

8.  Чаадаев, П.Я. Философские письма [Текст]: / П.Я. Чаадаев. М.: Современник. -1989. -196с.

 

Семинарское занятие2

(2 часа)

Тема: «Ценность как способ освоения мира человеком»

Цель занятия: сформировать представление об аксиологии, как учении о духовных ценностях.

Форма проведения работы: семинар

Задание на практическую работу (семинар):

Аксиология как учение о ценностях.

Понятие «ценности». Виды ценностей.

Общечеловеческие ценности в современном обществе.

Основные понятия темы: аксиология, ценность, этические ценности, эстетические ценности, религиозные ценности.

Методические указания по подготовке к семинару:

Аксиология как учение о ценностях сформировалась недавно. Но ценностный аспект бытия всегда присутствовал в учениях виднейших философов. В целом их характеристику логичнее проводить в рамках целостных подходов (абсолютный и относительный характер ценностей в античной философии, их религиозность в Средние века, гуманизм в эпоху Возрождения, формирование нового общества и развитие науки в Новое время, постановка специальной ценностной проблемы в немецкой классической философии, натуралистический психологизм и аксиологический трансцендентализм в философии ХХв.).

Второй вопрос предполагает раскрытие понятия "ценности", его существенных характеристик. В современной литературе существуют различные способы классификации ценностей, и в данном случае следует показать принципиальное отличие и равноправие классификаций и их практическую направленность. Ответы на вопрос о видах ценностей должны содержать характеристику: этических, эстетических и религиозных ценностей.

Третий вопрос – это определенный итог всего семинарского занятия. Необходимо выразить свое собственное отношения к общечеловеческим ценностям.

Темы сообщений:
1. Догматизм, релятивизм, диалогизм о проблеме общечеловеческих ценностей.

2. Ценность терпимости и плюрализма.

3. Что такое любовь?

4. Свобода как основа нравственного поведения.

5. Красота и гармония.

 

Список рекомендуемой литературы:

Анисимов

,

С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление

[Текст]: / С.Ф. Анисимов. -М.: 1988.-265 с.

Горелов

,

А.А. Основы философии [Текст]: учебник для студ. сред. проф.

учеб. заведений/ А.А. Горелов.- 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр

«Академия».- 2022г.-315с.

Губин

,

В.Д. Основы философии [Текст]: учебное пособие/ В.Д.    Губин.-

М.: ТОН.- 2023 г.-285с.

Гуревич

,

П.С. Философия культуры

[Текст]:

/ П.С. Гуревич. -М.: -

1994.

-

141 с.

Дилигенский

,

Г.Г. Социально-политическая психология

[Текст]:

/ Г.Г.

Дилигенский. -М.: -1994. -151 с.

Франкл

,

В. Человек в поисках смысла

[Текст]:

/ В. Франкл.

-М.:

-

1990.

453 с.

Фролов

,

И.Т. О смысле жизни, о смерти и о бессмертии человека

[Текст]:

/ И.Т. Фролов. -М.: -1985. -124 с.

 

Семинарское занятие3

(2 часа)

Тема: «Будущее человечества. Социальные проблемы информационной цивилизации»

Цель занятия: обобщить знания обучающихся о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Форма проведения работы: семинар

Задание на практическую работу (семинар):

Понятие и основные признаки информационной

цивилизации (постиндустриальное общество

).

Глобальные проблемы современности: понятие, классификация, причины возникновения и пути решения.

Стратегии развития человечества: социально-философские сценарии.

Основные понятия темы: информационная цивилизация, глобализация, глобальный экологический кризис, цивилизация.

Методические указания по подготовке к семинару:

В первом вопросе необходимо раскрыть понятие информационной цивилизации, перечислить и охарактеризовать её признаки. Обратить внимание на гуманистический смысл информационной цивилизации.

Во втором вопросе раскрыть понятие глобальных проблем. Охарактеризовать причины возникновения и пути решения глобальных проблем современности.

В третьем вопросе раскрыть сценарии будущего человечества: альтернативные стратегии мирового развития в концепциях Римского клуба.

Темы сообщений:
1. Техника и исторические этапы ее развития.
2. Ценности информационной цивилизации.
3. Теоретические предпосылки возникновения концепции глобальных проблем.
4. Место России в мировом цивилизационном процессе.

 

Список рекомендуемой литературы:

Горелов А.А. Основы философии [Текст]: учебник для студ. сред. проф.

учеб. заведений/ А.А. Горелов.- 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр

«Академия».- 2022г.-315с.

Гостев, А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов

[Текст]: / А.А. Гостев. -М.: -2003. -251 с.

Губин, В.Д. Основы философии [Текст]: учебное пособие/ В.Д.    Губин.-

М.: ТОН.- 2023 г.-285с.

Гумилев, Л.Н. Этносфера: история людей и история природы [Текст]: /

Л.Н. Гумилев. -М.: -1993. -456 с.

Сорокин, П.А. Кризис нашего времени [Текст]: / П.А. Сорокин. //

Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Изд-во полит. лит-ры. -2002.

 

 

 

Критерии оценивания семинарского занятия:

5 баллов выставляется студенту, сформулировавшему полный и правильный ответ на вопросы семинара, логично структурировавшему и изложившему материал. При этом студент должен показать знание специальной литературы. Для получения отличной оценки необходимо продемонстрировать умение обозначить проблемные вопросы в соответствующей области, проанализировать их и предложить варианты решений, дать исчерпывающие ответы на уточняющие и дополнительные вопросы.

4 балла выставляется студенту, который дал полный правильный ответ на вопросы семинара с соблюдением логики изложения материала, но допустил при ответе отдельные неточности, не имеющие принципиального характера. 4 балла может выставляться студенту, недостаточно чётко и полно ответившему на уточняющие и дополнительные вопросы.

3 балла выставляется студенту, показавшему неполные знания, допустившему ошибки и неточности при ответе на вопросы семинара, продемонстрировавшему неумение логически выстроить материал ответа и сформулировать свою позицию по проблемным вопросам. При этом хотя бы по одному из заданий ошибки не должны иметь принципиального характера.

0 баллов выставляется студенту, если он не дал ответа по вопросам семинара; дал неверные, содержащие фактические ошибки ответы на все вопросы; не смог ответить на дополнительные и уточняющие вопросы.

Глоссарий

Абстракция - одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении какого-либо свойства или отношения.

Агностицизм - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.

Аксиология - философское учение о ценностях.

Анимизм - вера в душу и духов.

Антропология (философская) — учение о человеке, его сущности и природе.

Априори - термин, означающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию.

Воля - иррациональная (безосновная, спонтанная, неинтеллектуальная) основа мира и человеческой жизни. В философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницще и др. - высший принцип бытия и сознания.

Глобализм - мировоззрение и социально-политическая доктрина утверждающая принципиальное единство и унифицированность культурного и цивилизационного развития стран и регионов.

Гносеология (теория познания) - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.

Догматизм - способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени, т.е. игнорирующий принцип конкретности истины.

Западничество — В России в середине 19 в.: общественное течение, представители которого, принадлежа к разным политическим направлениям, признавали, в отличие от славянофилов, западноевропейский капиталистический путь развития приемлемым для России. Представители: П.В. Анненков. В.П. Боткин, Т.Н. Граневский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков. И.С. Тургенев, П.Я.Чаадаев, Б.Н.Чичерин.

Индукция - один из типов умозаключения и метод исследования от частного к общему.

Интерпретация - разъяснение, истолкование, в широком смысле - фундаментальная операция мышления, придание смысла любым проявлениям духовной деятельности человека, объективированным в знаковой или чувственно-наглядной форме.

Иррациональное - антитеза рациональному, неинтеллектуальное, нелогичное, неразумное.

Контркультура - понятие, используемое в современной социологии для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в культуре.

Креационизм - учение о сотворении мира Богом из ничего.

Культура — форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность её продукты и результаты.

Кумулятивизм - методологическая установка философии науки, согласно которой развитие знания происходит путем постепенного добавления новых знаний к накопленным истинным знаниям и устранения неистинных старых знаний.

Логос (греч. - слово, мысль, разум, закон) - термин, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу мира.

Метафизика - наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира.

Монада - философский термин, означающий единицу бытия.

Монизм - философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало.

Монотеизм - единобожие.

Народничество — идеология и движение разночинной интеллигенции, отражало антифеодальные интересы крестьянства, выступало одновременно и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны.

Натурфилософия - философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Нигилизм - точка зрения абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами.

Объективный - не зависящий от сознания человека или человечества в целом.

Онтология - учение о бытии.

Парадигма - пример, образец; теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

"Первая природа" "вторая природа") - понятия философии диалектического материализма, обозначающие соответственно незатронутую человеческой деятельностью и включенную в культурный и производственный процесс природу.

Плюрализм - концепция, по которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, не сводимых к единому началу.

Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Политеизм - многобожие.

Прагматизм - субъективно-идеалистическое философское учение, определяющее значение истины ее практической полезностью.

Релятивизм - идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.

Рефлексия - принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

Сенсуализм - учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

Славянофильство — в России в середине 19в.: идейно-политическое течение, представители которого противопоставляли исторический путь развития России развитию стран Западной Европы и идеализировали патриархальные черты русского быта и культуры.

Стратификация - одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества.

Субстанция - предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

Теогония - система религиозных мифов о происхождении богов.

Теоцентризм - принцип, согласно которому Бог (а не природа) является реальностью, определяющей все сущее.

Технократия - букв.: власть ремесла, мастерства, техники. Термин, обозначающий определенный характер власти, а также социальную прослойку, детерминированные развитием техники и сориентированные на нее.

Трансцендентный - сверхъестественный.

Феномен - явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств.

Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Эсхатология - учение о конечных судьбах мира и человека.

 

Список рекомендуемой литературы:

Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика [Текст]: / П.В. Алексеев,

А.В. Панин. - М.: 1991.-524 с.

Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление

[Текст]: / С.Ф. Анисимов. -М.: 1988.-265 с.

Бердяев, Н. А. Русская идея [Текст]: В 2 т./ Н. А. Бердяев. — М.: 1994.-

600с.

Бессонов, Б.Н. Назначение человека [Текст]: / Б.Н. Бессонов.- М.:

-

1995.

Горелов А.А. Основы философии [Текст]: учебник для студ. сред. проф.

учеб. заведений/ А.А. Горелов.- 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр

«Академия».- 2010г.-315с.

Гостев, А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов

[Текст]: / А.А. Гостев. -М.: -2003. -251 с.

Губин, В.Д. Основы философии [Текст]: учебное пособие/ В.Д.    Губин.-

М.: ТОН.- 2009 г.-285с.

Гумилев, Л.Н. Этносфера: история людей и история природы [Текст]: /

Л.Н. Гумилев. -М.: -1993. -456 с.

Зеньковский, В. А. История русской философии [Текст]: В 2 т./ В. А.

Зеньковский — Л.:1991.-535с.

Кант, И. Критика чистого разума [Текст]: Соч. в 6т./ И. Кант. М.: -1964.

Карпов, М.М. Смысл жизни человека [Текст]:/ М.М. Карпов.- Ростов на

Дону: 1994.-245с.

Лекторский, В.А. Субъект. Объект. Познание [Текст]: / В.А. Лекторский.

М.: -1980.- 217 с.

Лосев, А. Ф. Основные особенности русской философии [Текст]:/ А. Ф.

Лосев // Философия, мифология, культура. — М.: -1991.

Лосский, Н. О. История русской философии [Текст]: / Н. О. Лосский. —

М.: -1991.-495с.

Махаров, Е.М. Проблема человека в истории философской мысли

[Текст]:

/ Е.М. Махаров. -М.: -1994.-215с.

Михайлов, Ф.Т. Сознание и самосознание индивида [Текст]: / Ф.Т.

Михайлов. М.: 1989. -345с.

Сержантов, В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия [Текст]: / В.Ф.

Сержантов. Л.: 1990.- 263с.

Соловьев, В.С. Сочинения [Текст]: В 2т./ В.С. Соловьев. – М.- 1988.-762с.

Сорокин, П.А. Кризис нашего времени [Текст]: / П.А. Сорокин. //

Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Изд-во полит. лит-ры. -2002.

Хилл, Т.И. Современные теории познания [Текст]: / Т.И. Хилл. -М.: -

1965. -176с.

Чаадаев, П.Я. Философские письм

а [Текст]: / П.Я. Чаадаев. М.:

Современник. -1989. -196с.

Швырёв, В.С. Научное познание как деятельность [Текст]: / В.С.

Швырёв. - М.: -1984. -234с.


 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×