МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.04. ГЕОЛОГИЯ | Томская Светлана Игнатьевна. Работа №352960
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Независимо от полученной профессии и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности.
Все эти составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов, так как предполагает максимальную индивидуализацию деятельности каждого студента и может рассматриваться одновременно и как средство совершенствования творческой индивидуальности.
Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем на консультациях и домашней подготовке.
Министерство образования и науки
Республики Саха (Якутия)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РС (Я)
«Горно-геологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.04. ГЕОЛОГИЯ
Основной профессиональной образовательной программы
21.02.15 Открытые горные работы
среднего профессионального образования
п. Хандыга
2024 г.
Составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по ППССЗ 21.02.15 Открытые горные работы
Согласовано
Методическим советом
Горно-геологического техникума
Протокол № ___ от _________ 2024 г.
Утверждены
Абрамова Л.Г.
Зам. директора по УПР
«____» __________ 20___г.
Разработчик:
Томская С.И. преподаватель
Введение
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Независимо от полученной профессии и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности.
Все эти составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов, так как предполагает максимальную индивидуализацию деятельности каждого студента и может рассматриваться одновременно и как средство совершенствования творческой индивидуальности.
Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем на консультациях и домашней подготовке.
Общие положения о самостоятельной работе студентов.
Самостоятельная работа - планируемая учебная работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).
Самостоятельная работа студентов - вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямого контакта с преподавателем студентами выполняются учебные задания.
Самостоятельная работа студентов - это практическое занятие (семинар, практикум) с использованием различных методов обучения с использованием индивидуальных или групповых заданий, на котором студенты могут добывать новые знания, или обобщать ранее полученные знания.
Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной и творческой активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой понимают совокупность всей самостоятельной деятельности студентов, как в учебной аудитории, так и вне нее, в контакте с преподавателем и в его отсутствие.
Самостоятельная работа может реализовываться:
непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении контрольных и лабораторных работ и др.;
в контакте с преподавателем вне рамок аудиторных занятий – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;
в библиотеке, дома, в общежитии
и других
местах при выполнении студентом учебных и творческих заданий.
Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «География»:
- работа с учебником, со справочниками и др. справочной литературой;
- подготовка мультимедиа презентации и докладов;
- подготовка реферата;
- разработка тематических кроссвордов;
- решение задач и упражнений;
- использование компьютерной техники и Интернета и др.;
Методические рекомендации по составлению конспекта:
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
Выделите главное, составьте план;
Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Методические рекомендации по выполнению практических занятий
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.
Методические рекомендации по подготовке реферата
Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.
Содержание реферата
Титульный лист;
Содержание;
Введение;
Основная часть;
Заключение;
Список использованных источников;
Титульный лист. Является первой страницей и заполняется по строго определенным правилам. Ниже представлен образец оформления титульного листа реферата.
Оформление реферата
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:
на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
размер шрифта-12;
TimesNewRoman
, цвет - черный
междустрочный интервал - одинарный
поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
отформатировано по ширине листа
на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
в конце работы необходимо указать источники
использованной литературы
нумерация страниц текста -
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов.
Пояснительная записка
ОП.04. ГЕОЛОГИЯ является дисциплиной профессионального цикла в соответствии с ФГОС СПО ППССЗ 21.02.15 Открытые горные работы.
Основными целями самостоятельной работы по учебной дисциплине являются:
- овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками деятельности по дисциплине.
- развитие самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений;
овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
Объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу отображается в рабочем учебном плане, в рабочей программе дисциплины с распределением по разделам и темам.
На самостоятельную работу в курсе изучения дисциплины отводится 57 часов.
Тематический план СРС
Название разделов, тем самостоятельной работы
Количество часов
Вид деятельности
Форма контроля
Раздел 1. Основы общей геологии
Самостоятельная работа № 1, Самостоятельная работа №2
10
8
2
1.Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор):
Роль геологических процессов в формировании рельефа Земли
Выветривание и его типы
Геологическая деятельность текучих рек
Геологическая деятельность ледников
Геологическая деятельность подземных вод
Геологическая деятельность озёр и болот
Геологическая деятельность
ветра
Действующие вулканы России
Землетрясения, их причины возникновения и прогноз
доклады
2.Подготовка к контрольной работе (тесту)
Защита реферата
Проверка контрольной работы (тест)
Раздел 2. Минералогия
Самостоятельная работа № 3, Самостоятельная работа № 4, Самостоятельная работа № 5,
14
8
4
2
- Классификация минералов
- Самородные элементы, их физические свойства и промышленное значение
- Класс «Силикаты», их классификация и значение
Методика
выполнения работ
Оформление отчета по практическим работам
Подготовка к контрольной работе (тесту)
Защита реферата
Проверка и защита практических работ
Проверка контрольной работы (тест)
Раздел 3. Петрография Самостоятельная работа № 6,
Самостоятельная работа № 7,
Самостоятельная работа № 8
11
8
2
1
1.Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор):
Петрографические методы исследования
Поляризационный микроскоп и работа с ним
Структуры и текстуры магматических
горных пород
Структуры и текстуры осадочных горных пород
Структуры и текстуры метаморфических горных пород
Горные породы регионального метаморфизма
2.Оформление практических работ
3.Подготовка к контрольной работе (тест)
Защита реферата.
Проверка и защита работ
Проверка контрольной работы
Раздел 4. Историческая геология с основами палеонтологии
Самостоятельная работа № 9
6
6
Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор):
- Эволюция жизни на Земле
- Флора и фауна палеозоя
- Флора и фауна мезозоя
Защита реферата
Раздел 5. Структурная геология
Самостоятельная работа № 10
4
4
Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор):
- Складчатое залегание слоёв горных пород
- Разрывные нарушения земной коры
Защита реферата
Раздел 6. Месторождения полезных ископаемыхСамостоятельная работа № 11
10
10
Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор):
- Месторождения алюминия
- Медно - никелевые месторождения России
- Месторождения алмазов
-Месторождения слюды Мамско -Чуйского района
- Месторождения золота Ленской золоторудной провинции
- Россыпные месторождения Бодайбинского района
Доклады
Защита реферата
Консультация к дифференцированному зачету
2
ИТОГО:
57
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
1.Практическое руководство по общей геологии: учеб. Пособие для вузов/ под ред. Н.В. Короновского – 3-е изд., испр. и доп. –М.: Академия,2010г.
2.М.М. Жуков «Основы геологии» Москва, «Недра», 1987 год
Дополнительныеисточники:
Карлович И.А. «Геология». Москва, Академический Проект,2005г.
Короновский
Н.В. «Геология». Москва, Академия,2008г.
Интернет
-
ресурсы
:
3. www.ggu.nsu.ru - сайт Новосибирского государственного университета.
4..Миловский А.В. Минералогия и петрография. Учебное пособие для техникумов М.: Недра. 1973.
5..Романович И.Ф. и др. Полезные ископаемые. М.: Недра. 1982.
6.Лазарев В.В. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений «Геология»
Издательский Дом «ИнФолио», 2010г
Дополнительные источники:
Сапфиров Г.Н. Структурная геология и геологическое картирование. М.: Недра, 1974г
Сиротин К.М. Определитель минералов. М.: Высшая школа, 1970г.
Смольянинов
Н.А. Практическое руководство по минералогии.
М.:Недра
, 1972г
Мстиславская
Л.,
Филипов
В. Геология, поиски и разведка нефти и
газа.М.:ООО
«
ЦентрЛитНефтеГаз
», 2005г
Милютин А.Г., Андросова Н.К. Основы формационного анализа при прогнозировании полезных
ископаемых.М
.:
Издательтво
МГУ, 1995г
Милютин А.Г. Геология и промышленные типы МПИ. Часть 1. Общая. М.:
Издательтво
МГУ, 1995г
III.
Самостоятельная работа №1-2
«Основы общей геологии»
Цель: углубление и расширение теоретических знаний
Уровень: тренировочный
Задание:написать реферат
Форма контроля: защита реферата
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Порядок выполнения задания
Реферат - это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом:
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 5-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
Публичное выступление с результатами исследования на теоретическом, практическом занятии, студенческой научно-практической конференции.
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
- актуальность поставленной проблемы; - материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому студент дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата - его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата (дать краткую характеристику раздела «Литература»).
Вопросы для подготовки к контрольной работе
Геология- фундаментальная наука о Земле
Планета Земля
Строение земной коры, мантии и ядра
Самостоятельная работа №3-5
«Минералогия»
Цель: углубление и расширение теоретических знаний
Уровень: тренировочный
Задание:написать реферат
Форма контроля: защита реферата
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Порядок выполнения задания
Реферат - это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом:
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 5-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
Публичное выступление с результатами исследования на теоретическом, практическом занятии, студенческой научно-практической конференции.
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
- актуальность поставленной проблемы; - материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому студент дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата - его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата (дать краткую характеристику раздела «Литература»).
Цель: углубление и расширение теоретических знаний
Уровень: тренировочный
Задание:определить название минералов
Форма контроля: проверка и защита практических работ
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Порядок выполнения задания
На основании основной литературы, рекомендуемой к выполнению самостоятельной работы, методических указаний по выполнению лабораторных работ, необходимо определить название минералов.
Вопросы для подготовки к контрольной работе
Вещественный состав земной коры
Минералы
Классификация минералов
Самостоятельная работа №6-8
«Петрография»
Цель: углубление и расширение теоретических знаний
Уровень: тренировочный
Задание:написать реферат
Форма контроля: защита реферата
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Порядок выполнения задания
Реферат - это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом:
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 5-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
Публичное выступление с результатами исследования на теоретическом, практическом занятии, студенческой научно-практической конференции.
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
- актуальность поставленной проблемы; - материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому студент дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата - его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата (дать краткую характеристику раздела «Литература»).
Цель: углубление и расширение теоретических знаний
Уровень: тренировочный
Задание:определить название горных пород
Форма контроля: проверка и защита практических работ
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Порядок выполнения задания
На основании основной литературы, рекомендуемой к выполнению самостоятельной работы, методических указаний по выполнению лабораторных работ, необходимо определить название горных пород.
Вопросы для подготовки к контрольной работе
Вещественный состав земной коры
Горные породы
Осадочные горные породы
Метаморфические горные породы
Магматические горные породы
Классификация горных пород
Самостоятельная работа №9
«Историческая геология с основами палеонтологии»
Цель: углубление и расширение теоретических знаний
Уровень: тренировочный
Задание:написать реферат
Форма контроля: защита реферата
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Порядок выполнения задания
Реферат - это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом:
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 5-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
Публичное выступление с результатами исследования на теоретическом, практическом занятии, студенческой научно-практической конференции.
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
- актуальность поставленной проблемы; - материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому студент дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата - его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата (дать краткую характеристику раздела «Литература»).
Самостоятельная работа №10
«Структурная геология»
Цель: углубление и расширение теоретических знаний
Уровень: тренировочный
Задание:написать реферат
Форма контроля: защита реферата
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Порядок выполнения задания
Реферат - это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом:
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 5-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
Публичное выступление с результатами исследования на теоретическом, практическом занятии, студенческой научно-практической конференции.
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
- актуальность поставленной проблемы; - материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому студент дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата - его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата (дать краткую характеристику раздела «Литература»).
Самостоятельная работа №11
«Месторождения полезных ископаемых»
Цель: углубление и расширение теоретических знаний
Уровень: тренировочный
Задание:написать реферат
Форма контроля: защита реферата
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Порядок выполнения задания
Реферат - это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом:
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 5-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
Публичное выступление с результатами исследования на теоретическом, практическом занятии, студенческой научно-практической конференции.
Содержание работы должно отражать:
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
- актуальность поставленной проблемы; - материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата:
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому студент дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата - его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата (дать краткую характеристику раздела «Литература»).
Приложение 1
Образец оформления титульного листа реферата
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РС (Я)
ГБПОУ РС (Я) «ГОРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РЕФЕРАТ/ДОКЛАД
по теме:
_________________________________________________
наименование темы
Разработал:
студент (ка) гр. ____________
__________ (Ф.И.О.)
Проверил:
преподаватель
__________ (Ф.И.О.)
Хандыга 201_
Приложение 2
Примерные нормы времени на выполнения студентами
различных форм внеаудиторной самостоятельной работы
Вид работы
Норма времени
Работа над конспектом лекций
1 ч на 1 лекцию
Подготовка к практическому занятию
1-1,5 ч
Доработка конспекта лекций с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы
2-4 ч
Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы
3-4 ч на 1 лекцию
Самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов
3-6 ч
Подготовка к дифференцированному зачету
2 ч
Написание реферата
6 ч
Написание домашней контрольной работы
2 ч
Приложение 3
Лист контроля выполнения СРС
Дисциплина _______________ Преподаватель ____________Группа __________________
Ф.И.О. студента
СРС
№1
СРС
№2
СРС
№3
СРС
№4
СРС
№5
СРС
№6
СРС
№7
СРС
№8
СРС№9
СРС№10
СРС№11
Критерии оценивания практических работ
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью, в
логических рассуждениях
и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но в обосновании шагов решения недостаточны;
допущена 1-2 ошибки или 1 ошибка и два-три недочета в выкладках.
Отметка «3» ставится, если:
допущены 3 ошибки или 2 ошибки и более двух-трех недочетов в выкладках, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере
Критерии оценивания конспектов
Отметка «5» ставится, если:
работа содержит
полные ответы на все теоретические вопросы для составления конспекта;
Отметка «4» ставится, если:
работа содержит
неполный ответ хотя бы на один теоретический вопрос для составления конспекта;
Отметка «3» ставится, если:
работа содержит
неполные ответы на 2 теоретических вопроса для составления конспекта.
Отметка «2» ставится, если:
работа содержит
неполные ответы на 2 и более теоретических вопроса для составления конспекта.
Критерии оценивания презентаций
Оценка
5
4
3
2
Содержание
Работа полностью завершена
Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы
Не все важнейшие компоненты работы выполнены
Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя
Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов
Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются
Работа демонстрирует понимание, но неполное
Работа демонстрирует минимальное понимание
Грамотно используется научная лексика
Научная лексика используется, но иногда не корректно.
Научная терминология или используется мало или используется некорректно.
Минимум научных терминов
Грамотность
Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических
Минимальное количество ошибок
Есть ошибки, мешающие восприятию
Много ошибок, делающих материал трудночитаемым
Дизайн
Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание.
Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию.
Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию.
Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.
Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается)
Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.
Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию
Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым