Методический доклад «Детские фортепианные альбомы в музыкально-педагогической практике» | Яфанова Наталия Владимировна . Работа №271143
Автор: Яфанова Наталия Владимировна
В мире существует огромное количество музыкальных произведений для детей. Их отличительной особенностью являются конкретность сюжета, простота и живое поэтическое содержание. Для детей сочиняли музыку Роберт Шуман и Петр Ильич Чайковский, Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович, продолжают сочинять детскую музыку и композиторы современности.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская хореографическая школа имени М. М. Плисецкой
городского округа Тольятти
Методический доклад
Детские фортепианные альбомы
в музыкально-педагогической практике
Составитель:
преподаватель
Яфанова Наталия Владимировна
2018 г.
Содержание
1.
Введение……………………………………………………………….
3
2.
Общая характеристика «Детских альбомов». Роберт Шуман «Альбом для юношества»………….. ………………………………..
4
3.
П. И. Чайковский «Детский альбом».................……………………
6
4.
Самуил Майкапар «Бирюльки»……………………………………..
8
5.
Александр Гречанинов «Детский альбом» ………………………..
11
6.
Сергей Прокофьев «Детская музыка»………………………………
13
7.
Александр Гедике. Фортепианные пьесы для детей …………….
15
8.
Дмитрий Шостакович. Цикл фортепианных пьес «Танцы кукол»…
16
9.
Заключение……………………………………………….......................
17
10.
Список литературы……………………………………………………
18
1. Введение
Фортепианная музыка для детей занимает достойное место в мировой музыкальной культуре. Композиторы прошлого и настоящего довольно часто обращались к этой области музыкального творчества и создавали как отдельные самостоятельные пьесы для детей, так и детские альбомы, сборники, циклы. Вплоть до XIX века фортепианная музыка для детей носила в основном прикладной характер. Произведения различных жанров, такие как прелюдии, инвенции, сонаты и сонатины, были предназначены для детей, но не несли в себе определенной детской специфики.
Коренной переворот произошёл в первой половине XIX века. Немецкий композитор-романтик Роберт Шуман создает такие циклы, как «20 песен для больших и маленьких детей», «Детские сцены», «Альбом для юношества», «Альбом песен для юношества». В этих произведениях композитор воспевает мир детства, переживания ребенка, его игры, правдивые истории из жизни. Р. Шуман впервые открывает перед композиторами новые музыкальные горизонты для запечатления в музыкальных образах бесконечного богатства и многообразия детского мира.
В русской музыке «первооткрывателем» фортепианной музыки для детей стал Петр Ильич Чайковский. Вдохновившись циклами Р. Шумана, композитор создал свой неповторимый «Детский альбом», музыка которого стала столь любимой детьми многих народов.
Довольно часто импульсом для написания детской музыки становились те или иные жизненные обстоятельства: подрастали дети и у композитора появлялся род деятельности, связанный непосредственно с детским творчеством. Так, например, Иоганн Себастьян Бах для любимой супруги создал «Нотную тетрадь Анны-Магдалены Бах», а для детей - «Инвенции». Роберт Шуман первые пьески написал для старшей дочери Марии ко дню её рождения. Созданные композиторами «Детские альбомы» П.И.Чайковский посвящает любимому племяннику Володе, а Сергей Прокофьев ˗ сыновьям.
Другим мощным стимулом для развития фортепианной музыки для детей стало развитие музыкального образования в России: с 1860-х годов в России открываются консерватории, разрастается сеть специальных музыкальных образовательных учреждений, открываются музыкальные школы и музыкальные классы. Для обучающихся требуется создание нового репертуара, идущего в ногу со временем. Такие композиторы, как Александр Гречанинов, Самуил Майкапар, Сергей Прокофьев, Александр Гедике, будучи сами преподавателями, создают педагогический репертуар, который имеет не только обучающую цель, но и отражает мир детства в его многообразии доступными для исполнения детьми средствами.
Линию «Детских альбомов» продолжили «Бирюльки», соч.28 (1900) Самуила Майкапара, «Детский альбом» соч.98 (1923) Александра Гречанинова, «Детская музыка» соч.65 (1935) Сергея Прокофьева, «Тридцать детских пьес для фортепиано» соч.27 (1937-38) Дмитрия Кабалевского, «Танцы кукол» (1952) Дмитрия Шостаковича и другие. Пьесы из этих сборников идеально отвечают требованиям детской музыки: структурная ясность, несложность для исполнения и «детский» круг образов, - и потому их активно разучивают в музыкальных школах.
2. Общая характеристика «Детских альбомов».
Роберт Шуман «Альбом для юношества»
«Альбом для юношества» ор.68 был создан Робертом Шуманом в 1848 году. История его создания тесно связана с личным, отцовским музыкальным опытом. В октябре Шуман написал своему другу Карлу Рейнеке – «первые пьесы я написал ко дню рождения моей старшей дочери, а потом и остальные».
Первоначально сборник получил название «Рождественский альбом». В этом цикле пьес Роберт Шуман ярко отобразил мир детства с его интересами и впечатлениями, радостями и огорчениями, поэтому образы, запечатленные в пьесах сборника весьма разнообразны. Композитор рисует колоритные портреты в «Веселом крестьянине», «Неистовом всаднике», «Дед Морозе», «Смелом наезднике», «Всаднике», «Маленьком утреннем путнике», «Чужеземце», «Незнакомце» и «Шехерезаде». Очень живописны картины природы в пьесах «Май, милый май!», «Весенняя песня». Романтика странствий, о которой в детстве мечтают мальчишки, представлена в «Песне итальянских моряков» и «Матросской песне», а лирические образы, находящие отклик в сердцах девочек, отразились трех пьесах, оставленных автором без названия. В «Первой утрате» и «Бедном сиротке» композитор заставляет юного исполнителя осознанно сопереживать героям миниатюр.
Помимо нотного материала черновая рукопись «Альбома для юношества» включала в себя наставления юным музыкантам, в краткой афористической форме раскрывающие художественное кредо Роберта Шумана. Он планировал расположить их между пьесами. Идея эта осуществлена не была. Впервые афоризмы, число которых увеличилось с 31 до 68, были опубликованы в «Новой музыкальной газете» в специальном приложении под заглавием «Домашние и жизненные правила для музыкантов», а затем перепечатаны в приложении ко второму изданию.
Успеху первого издания «Альбома для юношества» немало способствовал его титульный лист, оформленный известным немецким художником, профессором Дрезденской Академии художеств Людвигом Рихтером.
Значение «Альбома» для фортепианной педагогики состоит в том, что Роберт Шуман явился создателем совершенно нового и глубоко новаторского фортепианного стиля, вероятно поэтому пьесы оказались гораздо труднее того репертуара, который использовали в то время педагоги. Напрашивается аналогия с И.С.Бахом, который тоже шел впереди своего времени, создавая пьесы для учеников намного труднее общераспространенного уровня обучения.
«Альбом для юношества» - этот цикл фортепианных миниатюр, по праву можно назвать шедевром, который прошел испытание временем. Сегодня, наверное, невозможно найти пианиста, который на начальном этапе своего обучения не исполнял бы пьесы из этого знаменитого сборника.
3. П. И. Чайковский «Детский альбом»
Цикл фортепианных пьес «Детский альбом», соч. 89 был написан Петром Ильичом Чайковским в мае 1878 года и издан у русского музыкального издателя Петра Юргенсона в октябре того же года. На титульном листе первого издания написано полное название цикла: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей (подражание Шуману). Сочинение П.Чайковского».
Действительно, можно проследить связь «Детского альбома» П.И. Чайковского с аналогичным сочинением Роберта Шумана «Альбом для юношества». Это выражается не только в выборе сюжетов («Марш солдатиков» – и «Марш деревянных солдатиков», «Первая утрата» – «Похороны куклы», «Народная песенка» – «Русская песня» и другие ), но и в выборе средств музыкального воплощения. Оба композитора говорят с детьми удивительно ясно и просто и в то же время серьезно, без всякого «подлаживания». Сборники очаровывают своей лиричностью.
Подобно Шуману, Чайковский в большинстве пьес обогащает музыкальную ткань элементами полифонии. Но и в этих произведениях для детей композитор не отступает от основных принципов своего фортепианного стиля. Поэтому «Детский альбом» П.И. Чайковского воспринимается как русская музыка, как серия картинок, посвященная быту и жизни русских детей. Петр Ильич стремился к тому, чтобы его музыка была живой и увлекательной, поэтому он проявлял интерес даже к внешнему оформлению издания пьес – к картинкам, к формату сборника.
Влияние Шумана на фортепианный стиль Чайковского просматривается в сходстве фактуры, ритма и динамики. В «Альбоме для юношества» и «Детском альбоме» все пьесы интонационно запоминающиеся, доступные ребенку, контрастные по характеру, но объединенные одной идеей. Каждая пьеса – маленький сюжет из жизни детей. Выстраиваясь вместе, они отражают целый мир. Программность сборников делает их понятными и интересными для начинающих пианистов.
С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «Детском альбоме» жизнь и быт детей той среды, которая его повседневно окружала.
В «Детском альбоме» П.И.Чайковского 24 пьесы, не связанные единой тематикой. В каждой пьесе содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. В сборнике запечатлен широкий круг образов. Это картины природы – «Зимнее утро», «Песня жаворонка», игры детей – «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», обрисованы персонажи русских народных сказок – «Нянина сказка», «Баба-Яга», русского народного творчества – «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», песни других народов – «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», европейские танцы – «Вальс», «Мазурка», «Полька».
Произведения сборника написаны для детей, поэтому фактура, аппликатура, гармония, артикуляция, динамика и педализация учитывают исполнительские возможности маленького пианиста, а аккорды предназначены для детских рук. П.И. Чайковский 19 пьес из 24 написал в мажорных тональностях, большинство пьес имеют простую двухчастную или трехчастную форму.
4. Самуил Майкапар «Бирюльки»
Цикл фортепианных пьес для детей С. Майкапара «Бирюльки» принадлежит к числу классических произведений педагогического репертуара и стоит в одном ряду с такими сборниками, как «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», «Альбом для юношества» Роберта Шумана. Созданный в 1925-1926 годах цикл «Бирюльки» пользуется неизменной любовью как у юных музыкантов, так и их педагогов. Пьесы сборника отличает все, что свойственно истинным шедеврам – независимо от того, монументальное это произведение или миниатюра – вдохновение, идеальная стройность формы, совершенная отделка деталей.
Сейчас мало кто знает что такое бирюльки. Это сбор игрушечных предметов (посуды, лесенок, шляпок, палочек), старинная русская настольная игра. В переносном смысле «играть в бирюльки» - заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне важное.
Цикл фортепианных пьес «Бирюльки» С. Майкапара - это сюита, включающая фортепианные пьесы самого различного содержания. Она состоит из шести тетрадей по четыре пьесы в каждой (в последней тетради 6 пьес).
Понимая насколько важна для маленьких музыкантов образность, С. Майкапар очень серьезно относился к поиску возможно более ярких названий для пьес; не всегда это были первые приходившие на ум названия. Так, в первоначальном варианте «Тревожная минута» называлась «Беспокойство», «Мотылёк» - «Эльф», «Легенда» - «Грёзы», «Весною» -«Малютка». Вместо «Гавота» поначалу была задумана пьеса под названием «Лунный свет», хотя музыка этой пьесы не дает оснований для такой иллюзии. Одни пьесы появлялись, как свидетельствуют черновики, сразу в законченном виде, другие же подвергались доработке и переработке. Так не сразу появился «Маленький командир». Сначала родилась пьеса «Непрерывная работа». Она и явилась затем мелодическим зерном для «Маленького командира». «Миниатюра» f-moll, теперь это «Семимильные сапоги», по первоначальному замыслу имела совершенно другую музыкальную идею.
Темы пьес Майкапара всегда очень выразительны. Их характеризует яркая, запоминающаяся мелодия, как правило небольшой протяженности. Энергичная «Песнь моряков», техничный наигрыш в «Пастушке», каждая пьеса по-своему своеобразна. Название ее не случайно наклеенный ярлык, а определение содержания, дающее возможность развернуться творческой фантазии юного исполнителя.
Достоинство пьес в самом тематическом материале и меньше – в его развитии. Майкапар часто прибегает к контрастным сопоставлениям, а если они не нужны, то повторяющиеся фразы разнообразятся изменением гармонического фона, фигурами аккомпанемента, переменой регистра. Гармонии в пьесах предельно просты.
Очень часто С. Майкапар прибегает к полифонии. Если в начале своего творческого пути он пользовался приемами полифонического письма скорее интуитивно, то в последствии пришел к убеждению, что полифония является необходимым условием создания подлинно фортепианного произведения.
Майкапар не забывал и о малом размере детской руки. Нигде в его детских пьесах не найдется октав, взятых одной рукой, или аккордов в широком расположении. Встречающиеся в произведениях октавные удвоения всегда исполняются двумя руками. Широко используются регистры фортепиано, связанные с размашистостью, полной свободой перемещения руки и даже корпуса в пределах всего диапазона инструмента. С. Майкапар очень часто и умело прибегал к этому приему. Уже непосредственное применение того или иного регистра дает соответствующий художественный эффект (высокий регистр – «Мотылек», «Росинки»; средний певучий «Романс», «Раздумье»; низкий «Похоронный марш»). Перемещение же в пределах одной пьесы какого либо отрывка, фразы или даже отдельного аккорда из одного регистра в другой дает иную окраску звучания. Соединяя перенос с паузами, выдерживанием длительности звучания, едва заметными изменениями штрихов, динамических оттенков, Майкапар добивается усиления смыслового значения отдельных музыкальных фрагментов, подчеркивает перемены настроения. Использование регистров в своих пьесах – один из наиболее действенных приемов фортепианной выразительности.
Пьесы С. Майкапара всегда сопровождаются четким указанием темпа исполнения, часто подкрепленного обозначением метронома. Темповым указаниям композитор придавал большое значение, правильно учитывая, что они дают представление и о скорости движения, и о характере произведения.
Штрихи, динамические оттенки и другие обозначения появлялись в неразрывной связи с нотным текстом. Фиксируя на бумаге нотные знаки, композитор воплощал одновременно и исполнительский замысел, предусматривая точность его реализации. На долю исполнителя пьес Майкапара оставалось только точное следование его указаниям. В этом случае они в максимальной степени помогают художественности исполнения.
У С. Майкапара всегда обозначено legato и staccato (легкое и тяжелое), portamento, знаки протяженности над нотой, акценты. Расставленные лиги точно указывают начало и конец фразы, а динамические обозначения, знаки ускорения и замедления движения (с помощью итальянской терминологии) всегда проставлены именно в том месте, где должны начинаться и где заканчиваться.
Нельзя не отметить и особенности обозначения аппликатуры, проставленной Майкапаром в своих пьесах, придавая ей, и правильному к ней отношению огромное значение.
Исключительной точности придерживался С.Майкапар в обозначении педализации, считая ее действенным средством художественности исполнения. Применение педали в его пьесах очень разнообразно и всегда оправдано художественными целями.
Особое внимание хочется обратить на то, что сборник «Бирюльки» является циклом разнохарактерных пьес, то есть имеет художественное значение как целое. И хотя, конечно, трудно ожидать его исполнения юными музыкантами целиком, как далеко не часто целиком исполняются циклы инвенций и симфоний Баха, ХТК, по изначальному замыслу «бирюльки» задуманы как единое произведение. Очень легко убедится в этом, если осознать особенности конструкции цикла (тональный план) и проиграть пьесы одну за другой: появление каждой следующей звучит как сюрприз, а не диссонанс с предыдущей. Совершенно очевидно, что создать стройную сюиту из 26 пьес мог лишь большой мастер.
5. Александр Гречанинов «Детский альбом»
«Детский альбом» Гречанинова продолжает традицию аналогичных альбомов Р. Шумана и П.И. Чайковского. Многие пьесы из этого альбома прочно вошли в репертуар начинающих пианистов.
В «Детском альбоме» А.Т. Гречанинова - жизнь детей во всех ее проявлениях. «Музыкально оформленная», а значит, опоэтизированная, жизнь пробудит в них добрые чувства, потому что в ней… зазвучит музыка!». Такое отношение к миру способствует развитию творческих способностей детей, обогащает их культуру, умение взглянуть на повседневность восторженными глазами.
Пьесы, вошедшие в «Детский альбом»: «Маленькая сказка», «В лагере», «Марш», «В разлуке», «Верхом на лошадке», «На лужайке», «Недовольство», «Скучный рассказ», «Колыбельная», «Танец», «Необычное происшествие», «Этюд», «Мазурка», «Протяжная песня», «Вальс».
Детская музыка Гречанинова– яркая, образная и простая. Написана с прекрасным знанием исполнительских возможностей детей и составляет, наряду с детской музыкой П.И. Чайковского, А.К.Лядова, А.С.Аренского, классический русский педагогический репертуар. Поистине детская наивность и чистота мелодики его миниатюр сочетается с тонкостью и нежностью гармонического колорита.
Пьесы «Детского альбома» (соч. 98) Гречанинова написаны для начинающих, и поэтому могут быть полезны детям для формирования исполнительских приемов, а также оказать помощь в воспитании аппликатурных навыков юных пианистов на доступном материале, ритмически простом, интонационно выразительном и небольшом по объему.
Например, в «Маленькой сказке» повествовательного склада каждая фраза исполняется на legato и синхронные действия рук направляют внимание ученика на сочетание горизонтальных линий двух голосов, произносимых активными, работающими «из ладони» пальцами при неподвижном запястье. «Марш», «Скучный рассказ», «Танец» - пьесы, помогающие преподавателю наладить координацию ученика, направить его сознание на поиск таких движений, которые естественны и комфортны.
В «Колыбельной» на выдержанную фа#, как на нить, нанизывается мелодия, состоящая из коротких мотивов. Длинный залигованный звук, удерживаемый первым пальцем, должен мобилизовать слух ученика, способствовать объединению мотивов в протяженную фразу. Здесь для работы можно предложить оркестровать фактуру, состоящую из мелодии, аккомпанемента и фона, тем самым заложив основы тембрального слуха, необходимого в полифонии.
Пьеса «Необычное происшествие», написанная в басовом ключе, полезна и необходима в изучении. Она интересна уже тем, что звучит в низком регистре. Повторяющийся мотив, исполняясь интонационно и динамически разнообразно, развивает музыкальную фантазию ученика. «Этюд» токкатного плана требует организованности, согласованности движений в подвижном темпе цепкими кончиками пальцев, горизонтально смещая руки вдоль по клавиатуре.
В каждой пьесе можно обнаружить ряд проблем, затрагивающих как эмоциональную сторону исполнительства, так и имеющих инструктивный характер и требующих анализа особенностей музыкального языка и выработку определенных координационных движений, способствующих накоплению слухового и двигательного опыта.
6. Сергей Прокофьев «Детская музыка»
Чудесной страницей творчества С.С. Прокофьева стала его музыка для детей и юношества. Для маленьких любителей музыки сочиняли многие, почти все композиторы, но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьезных размышлений и сердечного тепла, сколько уделял Сергей Прокофьев.
В период становления советского государства начал интенсивно развиваться интерес к музыке детской аудитории. Этот процесс, начавшийся еще в середине двадцатых годов, особенно усилился в тридцатые годы. В стране активно росла сеть музыкальных школ.
На требования этого времени Сергей Прокофьев откликнулся живым, конкретным делом. Свое первое сочинение для детей Прокофьев создал в одном из излюбленных им жанров - цикле фортепианных миниатюр. Так появился сборник из двенадцати легких пьес - «Детская музыка».
«Двенадцать пьес», ор. 65 - важная веха на творческом пути композитора. Они открывают целый мир его восхитительного творчества для детей, мир, в котором он создает неувядаемые по свежести и непосредственности, по солнечной радости и задушевной искренности шедевры.
«Двенадцать легких пьес», как обозначил свою «Детскую музыку» Сергей Прокофьев, - это программная сюита зарисовок о летнем дне ребенка. То, что речь идет именно о летнем дне, видно не только из ее заголовков; оркестровая транскрипция сюиты (точнее, семи ее номеров) так и названа композитором: «Летний день» (ор. 65 bis, 1941).
Нужно отметить, что «Детская музыка» имеет ряд малоизвестных «предшественниц» в творчестве самого Сергея Прокофьева. Его первые опыты, которые могут быть характеризованы, как сочинения для детей, относятся к его детству. По словам композитора, в дальнейшем эти пьесы он назвал уже не «Песенками», а «Собачками» (со слов одного приятеля, находившего, что они «кусаются»).
Работа над «Детской музыкой» поставила перед С. Прокофьевым задачу большой художественной сложности. Ведь у музыки Прокофьева для детей были такие великие предшественники и в русской, и в зарубежной классике: «Альбом для юношества» Р. Шумана и «Детский альбом» П.И. Чайковского, детские пьесы С.Майкапара.
Но Сергей Прокофьев блестяще справился со своей задачей. Композитор почувствовал в дыхании современной жизни интонации и образы, близкие детям. И в этом, может быть, секрет популярности «Детской музыки», которая словно сроднилась с восприятием детей уже несколько поколений.
Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр («Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»). «Детскую музыку» можно рассматривать как музыкальные картинки ребячьего дня с утра до вечера.
Все двенадцать пьес имеют четко выраженную трехчастность строения.
7. Александр Гедике. Фортепианные пьесы для детей
Для многих Александр Гедике - известный детский композитор, но немногие знают, что это крупнейший органист-композитор и музыкальный деятель, определивший развитие органной культуры в России, ее самый бескорыстный и истовый подвижник.
Фортепианные пьесы А. Гедике «Заинька», «Танец», «Мотыльки», «Мячик», «Этюды» и другие; почему так популярны эти произведения для начинающих музыкантов? Их яркий, выразительный, но в то же время ясный музыкальный язык, понятен и близок детскому восприятию. По сей день эти миниатюры относятся к лучшим в педагогическом репертуаре. И это не удивительно. Ведь Гедике был замечательным педагогом!
Стиль Гедике-композитора находился под влиянием органной культуры и был отмечен серьёзностью и монументальностью, ясностью формы, мастерским владением полифоническим письмом. В то же время Гедике - наследник традиций русской классической школы. Он являлся автором четырёх опер, кантат, множества симфонических, фортепианных и органных сочинений, концертов и камерных произведений для духовых инструментов, романсов и обработок русских народных песен (в том числе известной песни «Жил-был у бабушки серенький козлик»), а так же и сочинений для детей.
Причины, побудившие Александра Гедике к сочинению произведений для детей - глубокий разрыв, который образовался в начале ХХ века между общим уровнем музыкальной культуры в России и тем педагогическим материалом, на котором педагогам приходилось воспитывать следующее поколение музыкантов, особенно на ранних этапах обучения. Немногочисленные сочинения русских композиторов, «Детские альбомы» Роберта Шумана и Петра Ильича Чайковского с пьесами Иоганна Себастьяна Баха и Вольфганга Амадея Моцарта оставались единственными классическими образцами, на которых обучались юные музыканты.
И Гедике заполнил образовавшуюся брешь, сочинив множество блестящих произведений для детей. Его пьесы для юных музыкантов отличаются яркой образностью, русским национальным колоритом, мелодической и гармонической ясностью.
8. Дмитрий Шостакович.
Цикл фортепианных пьес «Танцы кукол»
Дмитрий Шостакович, как и многие другие композиторы, сочинял произведения для детей. Шедевром мировой классической музыки считается его детский сборник «Танцы кукол». Великолепная музыка, одновременно и завораживающе легкая и расслабляюще проникновенная, она позволяет развернуться фантазиям и чувствовать спокойствие.
Цикл фортепианных пьес «Танцы кукол» был написан Д. Шостаковичем для своих детей Максима и Галинки в период с 1959 – 1962 год. Каждая пьеса звучит ярко, по-своему неповторимо и очень мелодично и, что очень важно, – в них господствует мажор. Эти пьесы удивляют своей простотой, оптимизмом, легкостью исполнения. Полные юмора и озорства, они обращены к детям, для которых, собственно, и были сочинены.
Вместе с тем, совершенство и виртуозность зрелого Дмитрия Шостаковича соблазняют играть этот цикл и взрослых пианистов. Сверкающее остроумие и пианистический блеск, с которым они написаны, поистине неотразимы.
Фортепианный сборник включает в себя семь пьес: «Лирический вальс», «Гавот», «Романс», «Полька», «Вальс-шутка», «Шарманка», «Танец».
Сборник «Танцы кукол» – это еще одна грань творчества Шостаковича – музыка для детей. Здесь важно то, что образом, проводником своей мысли композитор выбрал куклу. Кукла – один из самых многозначных символов в искусстве и культуре, главный спутник детства, универсальная модель, с помощью которой дети познают окружающую действительность, постигают отношения между людьми, осваивают социальные роли.
В пьесах Шостаковича игрушки приходят к ребенку, развлекают и утешают его, веселят и заставляют задуматься. В этой музыке композитором гениально достигнута четкая передача этих образов.
Заключение
В мире существует огромное количество музыкальных произведений для детей. Их отличительной особенностью являются конкретность сюжета, простота и живое поэтическое содержание. Конечно, все музыкальные произведения для детей написаны с учетом их возрастных возможностей.
Иногда детской музыкой становилось произведение, написанное не для детей. Людвиг ван Бетховен написал музыку к пьесе немецкого поэта и драматурга Иоганна Вольфганга Гёте «Ярмарочный праздник». По ярмарке ходил мальчик-оборвыш с ручным зверьком. Его образ Л.Бетховен обрисовал трогательной песенкой «Сурок». Но песенка эта стала жить отдельной от пьесы Гёте жизнью, и дети разных стран поют и играют ее с большим желанием.
Внутренний мир детей - это особый мир. Войти в этот мир умели корифеи искусства и педагогики Александр Сергеевич Пушкин и Константин Дмитриевич Ушинский, Антон Семенович Макаренко и Самуил Маршак. Войти в детский мир сумели и музыканты. Для детей сочиняли музыку Роберт Шуман и Петр Ильич Чайковский, Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович, продолжают сочинять детскую музыку и композиторы современности.
Воспитательное и развивающее значение детской музыки неоспоримо. В связи с изменением жизни и мировосприятия современных детей, необходимо обновление детского музыкального репертуара. Детям нового поколения требуется новое содержание, новые музыкальные образы, понятные и доступные им.
Список литературы
Асафьев Б. Русская музыка о детях и для детей. // Избранные труды, т.
IV
, М.: Академия наук СССР, 1955г., стр. 97-109.
Блок В. «Детская музыка» Прокофьева.//Вопросы фортепианной педагогики, выпуск
3. М
.: «Музыка», 1971г., стр. 130-148.
Герман А. М.С.Завалишина. //Они пишут для детей. Выпуск
3. М
.: «Советский композитор», 1980г., стр. 71-102.
Домбаев Г. Творчество П.И.Чайковского. В материалах и документах. М.: «Музгиз», 1958г., 636 с.
Натансон В. Р.Шуман «Альбом для юношества». //Вопросы фортепианной педагогики. Выпуск
1. М
.: «Музгиз», 1963г., стр. 76-86.
Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. Книга
1. М
.: «Советский композитор», 1988г., 382 с.
Чайковский П.И. Переписка с Юргенсоном. Том 2. М-Л.: «Музгиз», 1952г., 343 с.
Чайковский П.И. Письма к близким. Избранное. М.: «Музгиз», 1955г., 671 с.
Шуман Р. {Афоризмы из статей разных лет}.// Музыкальная эстетика Германии 19 века. Том
2. М
., «Музыка», 1982г., стр. 91-94.
Шуман Р. О музыке и музыкантах. Том 2-Б. М.: «Музыка»,