Методический доклад на тему: «Психология детских игр» | Приказчикова Татьяна Викторовна. Работа №342622
Как правильно играть с детьми младшего возраста.
Дошкольный возраст - очень важный период в жизни каждого человека. Основным видом деятельности в это время является игра. Она имеет особое значение для полноценного всестороннего развития ребёнка. Именно игра позволяет ребёнку полноценно включиться в социальную жизнь, способствует развитию интеллекта, совершенствованию языка, приобретению знаний, нравственности, культуры, характера, а также формирует воображение как психологическую основу творчества.
Актуальность темы в том, что сейчас, в эпоху современных технологий, дети играют не с людьми, а с машинами, что лишает их возможности энергетического обмена с людьми. С роботами невозможно общаться, придумывать правила игр, потому что они уже установлены, и, следовательно, выстраивать границы, что является очень важным для любого человека умением. Отсутствие «живой» игры понижает эмоциональный интеллект ребёнка, что делает из него беспомощную личность.
Цель данной работы - рассмотреть влияние игры на развитие личности, изучить её роль в психологии.
УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №122 ИМЕНИ Ж.А.ЗАЙЦЕВОЙ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
на тему:
Психология детских игр
Докладчик:
Учитель ФК- Приказчикова Т.В.
Казань- 2024
Оглавление
Введение
Что такое игра
Характеристика игры. История происхождения игры.
Классификация игр
Игра как основной вид деятельности
Значение сюжетно-ролевых игр
Влияние игр на ребёнка
Влияние игры на эмоциональное развитие ребёнка
Влияние игры на личностное развитие ребёнка
Выводы
Список использованной литературы
Введение
Дошкольный возраст - очень важный период в жизни каждого человека. Основным видом деятельности в это время является игра. Она имеет особое значение для полноценного всестороннего развития ребёнка. Именно игра позволяет ребёнку полноценно включиться в социальную жизнь, способствует развитию интеллекта, совершенствованию языка, приобретению знаний, нравственности, культуры, характера, а также формирует воображение как психологическую основу творчества.
Актуальность темы в том, что сейчас, в эпоху современных технологий, дети играют не с людьми, а с машинами, что лишает их возможности энергетического обмена с людьми. С роботами невозможно общаться, придумывать правила игр, потому что они уже установлены, и, следовательно, выстраивать границы, что является очень важным для любого человека умением. Отсутствие живой игры понижает эмоциональный интеллект ребёнка, что делает из него беспомощную личность.
Цель данной работы - рассмотреть влияние игры на развитие личности, изучить её роль в психологии.
2. Что такое игра
2.1 Характеристика игры
Детская игра – это одно из сложных явлений в развитии живого существа, неотъемлемая часть человеческого существа.
Педагог К. Д. Ушинский понимал игру как отражение действительной жизни. Он считал, что игра имеет социальный характер происхождения. К. Гросс, В. Штерн и З. Фрейд, наоборот, считали, что в её основе лежат инстинкты человека и сравнивали игру ребёнка с игрой животного детёныша. Г. В. Плеханов пришёл к выводу, что игре предшествовал труд. Людям приходилось обеспечивать себе условия жизни, добывать пищу. Так как охота и прочая деятельность сопровождались яркими эмоциями, люди начали проигрывать произошедшие с ними события, чтобы вновь пережить те же чувства, совершались обряды, танцы. Так, в истории человеческого общества игра переплетается с культовым поведением, магией. Из-за примитивности труда дети рано начинали приобщаться к деятельности взрослых, и только усложнение орудий труда изменило положение ребёнка в обществе. Люди начали изготавливать игрушки, позволяющие детям практиковать навыки. В современном мире, наоборот, игра предшествует труду.
Современные игрушки уже не являются моделями орудий труда, только их образами. С помощью них ребёнок может изображать деятельность, поведение, взаимоотношения взрослых. А.В. Запорожец говорил: Игра - это исторически возникший вид деятельности, который заключается в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
Суть современной игры в том, что человек на какое-то время в ограниченных масштабах, ограниченном пространстве сущностно становится собой, может услышать свои потребности. Мотив игровой деятельности заключается не в результатах, а в самом процессе и том, что ребёнок извлекает из этого процесса. Таковыми являются: навыки – интеллектуальные, эмоциональные, навыки конкретного мастерства и т.д.; эмоциональный интеллект; терапия – во время игры ребёнок может интерпретировать проблемы, например, семейные конфликты. Также игра есть форма проведения досуга, институт творчества. Она служит общению и самореализации личности, представляет собой показатель культурного и цивилизационного развития.
2.2 Классификация игр.
Игры по своему содержанию, по игровому материалу, по степени самостоятельности детей очень многообразны, что создаёт проблему их классификации. Также трудность анализа игр заключается в том, что по ходу развития, они видоизменялись и не только имели след в результате каждой новой стадии, но и были подвержены воздействию разных социальных групп, передавали местные этнографические особенности. Каждая классификация опирается на авторскую идею, имеющую какие-либо критерии.
Основная концепция классификации Ф. Фребеля основана на влиянии игр на развитие ума (игры сенсорные и моторные). П. Ф. Лесгафт подразделил игры на имитационные и подвижные по принципу стремления ребёнка отразить и осмыслить впечатления об окружающей жизни. Н. К. Крупская представила разделение по степени самостоятельности детей в придумывании игр. Игры, придуманные детьми, являются творческими и делятся на сюжетно – ролевые, режиссёрские, театрализованные и игры со строительным материалом. Те, что придумали взрослые – игры с правилами – подразделяются на дидактические и подвижные.
Ещё одна классификация разработана С. Л. Новосёловой. Она базируется на том, по чьей инициативе возникла игра. Исходя из этой концепции С. Л. Новосёлова разделила все виды игр на: игры, возникающие по инициативе ребёнка, так называемые самостоятельные игры (игра-экспериментирование, театрализованные, сюжетно-ролевые, сюжетно-отобразительные, режиссёрские); игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями (обучающие - дидактические, подвижные, сюжетно-дидактические; досуговые - интеллектуальные, игры-забавы, игры-развлечения, празднично-карнавальные, театрально-постановочные); игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникнуть по инициативе как взрослого, так и более старших детей (народные и традиционные).
Проблема классификации детских игр волновала многих ученых, и до сих пор нельзя точно сказать какая из существующих верна и окончательна. С развитием науки возможно появление новых систематизаций игровой деятельности дошкольников.
2.3 Игра как основной вид деятельности
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с внешним миром, направленный на преобразование и подчинение его целям человека.
В психологии отмечают несколько основных видов деятельности: учебная, трудовая и игровая.
Учебная деятельность возникает только в возрасте шести-семи лет, для её формирования необходимо наличие у ребенка сознательных мотивов приобретения определенных знаний, умений, навыков.
Трудовая деятельность нужна людям для удовлетворения их жизненных потребностей. Она является значимым источником нравственного развития личности, направлена на производство общественно полезных продуктов или ценностей.
Игровая деятельность является простейшим видом деятельности и появляется уже в первые годы жизни ребёнка. В игре дети воспроизводят типичное поведение людей в условных ситуациях. Характерная её особенность – двуплановость. С одной стороны, ребёнок решает вполне конкретные задачи, выполняя реальную деятельность, а с другой, игра носит достаточно символический характер, потому что имеет правила, рамки, позволяющие отвлечься от реальной ситуации, не ощущая ответственности и не имея обязанностей. Инициатор такой деятельности – необходимость в двигательной активности, а основа – подражание и опыт.
Игровая деятельность – ведущая для детей до шести лет. Так как условия жизни ребёнка расширяются, он испытывает сильное желание быть вовлеченным в мир взрослых, быть самостоятельным, однако ему это пока недоступно. Поэтому дети начинают играть в ролевые игры, суть которых в подражании взрослым, в моделировании жизни. Ребёнок выбирает роль – мамы, повара, таксиста и ведёт себя в соответствии со своими представлениями об этом образе. Такие игры называются сюжетно – ролевыми, они очень насыщенны, и для детей, действительно, кажутся настоящей жизнью.
2.4 Значение сюжетно – ролевых игр.
В 21 веке жизни детей существенно отличается от той, которая была прежде. Ребёнок быстрее, чем взрослый успевает освоить новые технологии, которые теперь прочно вошли в нашу жизнь. Дети готовы рассуждать о многом, им нравится получать новую информацию. Однако любой ребёнок по-прежнему любит фантазировать, сочинять и творить.
Во все виды детской деятельности включаются игровые моменты. Однако, особое значение в деятельности ребёнка занимают сюжетно-ролевые игры. Такие игры носят отражательный характер. Их суть состоит в копировании, воспроизведении деятельности взрослых, за которой дети наблюдают ежедневно.
Существует 4 уровня игры, к которым ребёнок переходит развиваясь.
Период младшего дошкольного возраста – это есть первый уровень. Обычно в это время дети играют поодиночке, потому что навык общения с другими развит ещё слабо. Они не умеют договариваться друг с другом, обсуждать правила, роли игры. Тематика таких игр в основном берётся из жизни – наблюдения за окружением, полученные впечатления. Например, дочки матери, поездка в автобусе. Сюжеты этих игр не разнообразны. Дети выбирают себе роль, но не столько с точностью воспроизводят увиденное, сколько передают эмоциональное состояние человека. Сначала ролевой диалог не отличается разнообразием, но со временем отдельные реплики развиваются. Дети, научившиеся умело пользоваться сюжетно-ролевыми игрушками, могут свободно заменять недостающие предметы на любые другие. По мере развития, в игре появляется больше участников. Она становится совместной. Это происходит так: ребёнок, начиная посещать детский сад, интересуется тем, как играют другие, ненадолго он подключается к действию, а потом уходит. Смотря на взрослых, дети осознают важность общения между людьми. Желание воспроизвести жизнь старших, побуждает их искать друзей для того, чтобы играть вместе. Так возникает потребность в организации игровой деятельности – разделении ролей и обсуждении хода игры. Длится действие не больше 10-15 минут, и основное его содержание – действия с предметами.
В среднем дошкольном возрасте в играх формируются небольшие группы по 2-3 человека. Дети объединяются исходя из схожести интересов, касающихся игровых сюжетов. Тематика значительно расширяется, на первое место встаёт иллюстрация общественной жизни, взаимоотношений между людьми. Дети передают характерные особенности передаваемого персонажа посредством эмоций, жестов, мимики, интонации. Ролевой диалог начинает быть более содержательным и, как следствие, более продолжительным – до 30-40 минут. Дети легко выбирают предметы-заместители и обозначают их и воображаемые предметы. Важное значение в такой игре имеет взрослый – воспитатель. Ему необходимо контролировать процесс игры, помогать разрешить возникающие конфликты, но при этом не быть навязчивым и не предлагать готовый образец игры. Постепенно дети начинают справляться с организацией самостоятельно. Второй уровень развития сюжетно-ролевой игры характеризуется более полным и последовательным, в сравнении с предыдущим уровнем, действии с предметом. Ребёнок ведёт себя в соответствии с выбранной ролью.
Третий уровень развития сюжетно-ролевых игр в возрасте 5-6 лет подразумевает, чаще всего, коллективную игру. Тематика разнообразна – воспроизводятся события и ситуации, находящиеся вне личного опыта. Дети объединяют знания, полученные из книг, фильмов, личных наблюдений, рассказов взрослых. Роли начинают распределяться заранее, их насчитывается уже около 7-10, две-три из которых у ребёнка являются любимыми. Часто полноценно осуществить задумку у детей не получается, от чего возникает конфликт. Необходимо появление воспитателя для его разрешения. В этом возрасте очень важен момент взаимоотношений и словесного общения. Правила, установленные коллективом, должны соблюдаться, участники действия сразу замечают тех, кто не справляется со своей задачей. Таким образом, третий уровень развития игры всё еще основывается на действии с предметами, но теперь они ещё и направляются на установления контакта с партнёром по игре.
В шесть – семь лет связь между детьми в сформированной группе устойчива. Ролевые взаимоотношения принимают реальный характер. Ребёнок имеющий больше знаний и навыков пользуется авторитетом. Он придумывает игру и, как правило, имеет в действии главную роль. Выбирая второстепенную, или же вообще не являясь сценическим персонажем, этот ребёнок может являться режиссёром, контролируя процесс. Развивается режиссёрская разновидность сюжетно-ролевой игры. Для её осуществления дети используют опыт, полученный во время совместных игр, и самостоятельно, в одиночку разделяет роли между игрушками и управляет каждой из них. Сюжет такого действия обычно очень сложен. Также для детей старшего дошкольного возраста важны подвижные и дидактические игры. Они отличаются точным и своевременным выполнением заданий и соблюдением указанных для всех обязательных правил, направленных на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Ребёнок получает удовольствие от того, что действует по правилам. Всё это соответствует четвёртому уровню развития сюжетно – ролевой игры, основой которого является отражение общения между взрослыми людьми.
Итак, сюжетно – ролевые игры имеют большое значение в развитии ребёнка. Они создают внутренний мир, благодаря им происходит становление собственного мотива, эмоционального опыта, формирование межличностных и межгрупповых отношений, критического и творческого мышления, кроме того, наблюдая за тем, как ребёнок играет можно оценить его способности и коммуникативные навыки.
3.Влияние игр на ребёнка
3.1Влияние игры на эмоциональное развитие ребёнка
Игра – чрезвычайно эмоционально насыщенная деятельность. Она оказывает выраженное влияние на эмоциональную сферу личности. В игре ребёнок учится свободно выражать свои чувства. Дети, находящиеся под чутким контролем родителей, ведут себя неестественно, скованно и не могут полноценно выражать свои эмоции. Чтобы барьеров в общении не возникало, взрослые должны быть искренними и положительно относиться к неподдельным эмоциям ребёнка.
Благодаря игре дети могут переживать негативные эмоции – гнев, тревогу, зависть. В свободном действии агрессия, страх и напряжение ослабевают, находят выход. Так, ребёнку гораздо проще общаться в реальном мире. В игре удовлетворяется его потребность в общении. Отношения, в которые дети вступают, развивают отзывчивость, стимулируют появление положительных эмоций. Последние, в свою очередь, помогают ребёнку научиться приспосабливаться к различным ситуациям, участвуют в формировании социальных привязанностей и взаимодействий, нравственного развития. Именно они будут влиять на будущее поведение человека.
3.2 Влияние игры на личностное развитие ребёнка
Игра является эффективным средством развития личности, морально-волевых качеств дошкольника, в ней реализуются потребности воздействия на мир. Исследования значимости игры для формирования личности сложно осуществимы. В них невозможно провести чистый эксперимент, потому что нельзя лишить ребёнка игровой деятельности и понаблюдать за тем, как при этом будет проходить процесс его развития. Так же из-за несовершенства организации жизни детей в дошкольных учреждениях, у них не остаётся времени на самостоятельную ролевую игру, от чего они компенсируют её недостаток дома. Такие игры не смогут полноценно заменить коллективную игру, потому что круг отношений будет ограничен. Исследователям приходится обходиться сравнением игровой деятельности с другими видами деятельности и теоретическим анализом.
Так как поведение и взаимоотношения людей становятся примером для ребёнка во время игры, именно здесь он приобретает основные навыки общения и качества, необходимые для общения со сверстниками. Игры захватывают детей, заставляют подчиняться правилам, содержащимся в выбранной ими роли, и это способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Через игровую деятельность ребёнок осознаёт характеристики личности, становящиеся основой структуры его самосознания. Он хочет быть признанным, исполняя свою роль, чаще всего выбирает персонажей своего пола, проецирует самого себя в будущем, а также представляет в игре себя другим малышам. С одной стороны, дети хотят быть как все, а с другой – быть лучше остальных. Первое позволяет ребёнку стремиться к уровню не ниже среднего, а второе – иметь высокий статус и роль в игре. Эта мотивация показывает их достижения и развитие как личности. Притязания на признание учат сдержанности, рефлексии и воле к победе.
Также в игре происходит перестройка поведения – оно становится произвольным. Это значит, что действия осуществляются в соответствии с образцом и контролируются путём сопоставления с ним как с эталоном. Дети по-разному ведут себя во время игры и в условиях данного им задания. В ходе развития в структуре и организации движений ребёнка начинают выделяться фаза подготовки и фаза выполнения. Эта более высокая форма структура, которая изначально нуждалась в благоприятных условиях, со временем приобретает прочность и становится обычной манерой поведения человека. Так, в ролевых играх есть большой потенциал для развития рефлексии как способности к осознанию своих действий и потребностей, соотнося их с действиями и потребностями других. Также в рефлексии заложена возможность понимать и чувствовать других людей.
Способность к воображению развивается, когда ребёнок заменяет недостающие для игры предметы другими, похожими на них, и учится брать на себя различные роли. Дети всегда выбирают роль человека старшего, чем они сами. Таким образом, они воображают себя более взрослыми и в игре могут выполнять любые действия, которые не могут быть ими исполнены в реальной жизни. Воображение помогает ребёнку хорошо представлять то, о чём ему говорит человек и что не является предметом, который он в данный момент может наблюдать, то есть слушать и представлять себе услышанное.
Выводы
В разные времена учёные, пытаясь понять особенности психического мира ребёнка, обращались к проблеме игры. Она является приоритетной в дошкольной педагогике и детской психологии. Самым игровым периодом в жизни человека является дошкольный возраст. Это время отличается интенсивным психическим развитием, формированием личных качеств.
Игровая деятельность дошкольника проходит под наблюдением и влиянием воспитателя. Ценность её заключается в обладании наибольшими возможностями для образования детского общества. Именно благодаря играм наиболее полно активизируется общественная жизнь ребёнка. Они позволяют детям уже на ранних стадиях развития организовывать самостоятельно различные формы общения. От самых простых к самым сложным, в игре как в ведущем виде деятельности перестраиваются психические процессы. Ощущение безопасности, которое ребёнок испытывает играя, является благоприятным условием для развития интеллекта и перехода от наглядно-действенного мышления к словесно-логическому. Именно в игре развивается способность производить и мысленно преобразовывать системы обобщенных типичных образов и явлений.
На основании анализа исследованной литературы, мы можем говорить о необходимости игровой деятельности в жизни каждого ребёнка. Ни одна компьютерная игра не игру реальную. Дошкольникам очень важно двигаться, находить контакт с предметами, взаимодействовать с другими детьми, для того, чтобы иметь правильное представление о мире.
Список использованной литературы
Наркулова Б.А., Усенбаева С.С., Аманбеккызы Ж., Джахаева А.П. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-1. – С. 37-40;
Д.В. Менджерицкая - Воспитателю о детской игре 1982.
Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой
Е.В. Чиркова ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ Учебно-методическое пособие для студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Б. Р. Мандель Интеллектуальная игра и образование: развитие профессионально значимых качеств обучающихся Учебное пособие для студентов высших учебных заведений гуманитарного направления (все уровни подготовки)
Материалы к лекциям по Общей психологии Шерешик Н.Н.
Панова О.В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников
Подвижные игры М.Н. Жуков
Михайленко Н. Я. Теория сюжетно — ролевых игр. — М.: ЮНИТИ. 2010. -365с.
Формирование эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Полутякова А. О.
Влияние игры на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста Паринова Е. А.
Д. Б. Элькони Психология игры