методический доклад "Подходы методистов к проблеме приобщения учащихся к музыкальному диктанту" | Демченко Наталья Вильевна. Работа №351860
В работе были рассмотрены некоторые проблемы методики преподавания одноголосного музыкального диктанта, с которыми педагогу приходится сталкиваться в ходе формирования навыка записи мелодического диктанта.Задача педагога состоит в приобщении детей к музыкальному искусству во всем его богатстве и разнообразии, в формирования их художественного и эстетического вкуса, в поощрении их творческой инициативы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская музыкальная школа №3»
п. Спутник
Методический доклад на тему: «Подходы методистов к проблеме приобщения учащихся к музыкальному диктанту»
28.10.2024
Преп.Демченко Н.В.
Подходы методистов к проблеме приобщения учащихся к музыкальному диктанту
Музыкальный диктант является важнейшей составной частью курса сольфеджио.
В развитии профессионального музыкального слуха диктанту принадлежит одна из главных ролей. Цель диктанта - научить будущих музыкантов реальному соответствию «слышимого и видимого», а именно воспитывать навыки непосредственного перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления и возможно более быстрого закрепления их в виде нотной записи. На уроках сольфеджио всесторонне развиваются музыкальные способности обучающегося: музыкальные слух и память, чувство ритма, а также эстетический вкус, воображение, образное мышфление, творческие способности, эмоциональная отзывчивость на музыку.
История преподавания предмета сольфеджио насчитывает столетия. За это время появилось большое количество методических и учебных пособий. Особенно много работ было издано в течение последних десятилетий. Основная часть изданий представляет собой учебные пособия, работ же с методической направленностью – значительно меньше. Совместная форма занятий по сольфеджио имеет явный положительный эффект. Атмосфера соперничества, стремление к лидерству, к успеху сопутствуют урокам сольфеджио, т.к. дети стремятся превзойти достижения одноклассников. Кроме того, совместное участие в объемных видах работы (диктант, слуховой анализ и т. п.) позволяет сэкономить много времени. В то же время групповые занятия имеют и негативные стороны. Прежде всего это усреднение заданий, будь то сольфеджирование, запись диктанта или слуховой анализ, которое является результатом разнородного, разно уровненного контингента учащихся. В итоге для сильных учеников задания оказываются достаточно легкими, а для слабых – слишком сложными. Одни быстро запоминают мелодию, однако имеют ритмические проблемы, другие качественно делают слуховой анализ, но плохо запоминают текст, третьим посильны метроритмические трудности, однако имеют проблемы с фиксацией услышанного. На одном уроке в условиях группового занятия записать диктант и для слабых и для сильных учеников является противоречивой задачей. Единственным выходом из сложившейся ситуации являются дополнительные индивидуальные занятия. Чаще занятия проводятся с отстающими учениками. В то же время талантливым учащимся также необходимы индивидуальные уроки по сольфеджио – ведь они выступают на всевозможных фестивалях, олимпиадах, конкурсах, защищая честь школы. Следовательно, на коллективных занятиях по сольфеджио необходимо найти индивидуальный подход к каждому ребенку и постараться максимально раскрыть его потенциал.
Сольфеджио тесно соприкасается с другими музыкальными дисциплинами в ДМШ И ДШИ. Связь с музыкальной литературой проявляется, в частности, в использовании в качестве примеров для сольфеджирования и чтения с листа, для диктантов и слухового анализа. Музыкальным материалом для диктанта могут служить мелодии из специальных сборников диктантов, из художественной музыкальной литературы, а в некоторых случаях – специально сочиненные педагогом образцы для отработки новых интонационных или метроритмических трудностей. Материал для диктанта оказывает существенное влияние эффективность его запоминания. Целесообразнее использовать художественные профессиональные образцы музыки в качестве примеров для диктантов. Е. Давыдова отмечает, что, чем более яркими и художественно убедительными будут примеры, тем быстрее они помогут достичь цели музыкального диктанта. А. Островский писал, что музыкальный диктант должен быть образцовым по стилю, образным по мелодике и фактуре и не представлять собой ничем не запоминающееся “движение вообще”. Следует обратить внимание на эти высказывания, так как в качестве материала для диктантов педагоги часто используют специально сочиненные собственные примеры. В целях тренировки слуха на каком-либо определенном обороте в одном примере возможен синтез ряда изучаемых элементов в специально сочиненных упражнениях. В то же время преобладание нехудожественных образцов резко снижает качество запоминания. Как упражнение такой образец можно практиковать, но не постоянно.
Когда же ребенок воспринимает яркое музыкальное произведение, его слуховое сознание активизируется художественными образами, что в свою очередь способствует лучшему запоминанию, восприятию и осознанию музыкального диктанта. Педагог, анализируя отрывок из произведения выдающегося композитора, должен показать, каким образом композитор претворяет изучаемый оборот, подчеркнуть индивидуальные черты его музыкального языка и стиля. Выбирая пример для музыкального диктанта, педагог не должен искажать или упрощать его.
В педагогической практике широко используются сборники диктантов, в которых используется художественный музыкальный материал. К ним
относятся пособия Г. Фридкина, Т. Вахромеевой, Ж. Металлиди и А. Перцовской, И. Русяевой и относительно новое уникальное издание Г.Ф. Калининой “Музыкальные занимательные диктанты для учащихся младших
классов ДМШ и ДШИ” и для учащихся 4-7 классов. Использование этих сборников в работе помогает сделать запись музыкальных диктантов более интересной и занимательной. Каждый из сборников Г.Ф. Калининой состоит
соответственно из двух приложений. В первом опубликованы требования к различным формам диктантов, разработанные специально для учащихся; второй предназначен непосредственно для педагогов. Музыкальным материалом пособий являются произведения отечественных и зарубежных авторов и народно-песенные примеры. Музыкальные номера сборника диктантов Г. Ф. Калининой, подразделяются на несколько частей:
в первой части ученики должны определить размер, разделить мелодию
на
такты и указать длительности;
во второй следует указать нужные бемоли, диезы, либо бекары;
в третьей необходимо исправить обнаруженные в мелодии ошибки;
в четвертой нужно вставить отсутствующие звуки в мелодии;
в пятой требуется дописать мелодии;
в шестой в предложенных мелодиях ученики дописывают верхний голос;
в седьмой в примерах ученики дописывают нижний голос.
Экспериментальные пособия музыкальных диктантов Г. Ф. Калининой развивают музыкальную память и слух учащихся, расширяют их кругозор, повышают заинтересованность учеников в выполнении заданий по сольфеджио, непосредственно направленных на разностороннее развитие музыкального слуха. Кроме того в повышении заинтересованности учеников в предмете сольфеджио чрезвычайно велика роль творческих заданий на уроках, гарантирующих слуховую и творческую активность учащихся. Это могут быть упражнения, связанные с подбором песен и аккомпанемента к ним, гаммам и примерам, сочинение. Задания по сочинению могут быть весьма разнообразны. Чтобы повысить заинтересованность детей можно включать:
1) сочинение, досочинение и импровизация предложенных мелодий ( с
текстом и без него)
2) сочинение на заданный ритмический рисунок ( в качестве основы могут
быть предложены различные варианты ритмического прочтения стихотворений)
3) развитие навыка выразительного прочтения стихотворений в разных размерах
4) подбор аккордового сопровождения: упражнения на сочинение мелодии к предложенному сопровождению, и наоборот, к заданным мелодиям подбор аккордового сопровождения
5) игра предложенных аккордовых последовательностей в заданных фактурных изложениях
6) запись фактурных вариаций, к заданной мелодии запись заданных аккордов в указанных фактурных оформлениях
7) фактурное оформлению сопровождения
8) освоение вариационного принципа (жанровые, классические и фактурные вариации).
Интересным представляется создание таких учебных пособий, где примеры из художественной литературы были бы расположены по курсам и четвертям, соответственно и параллельно прохождению всего материала
музыкальной литературы в детских музыкальных школах. Более того, целесообразно создать комплексные сборники примеров из художественной
литературы для сольфеджирования, диктантов и слухового анализа по специальностям – из педагогической музыкальной литературы для духовых
инструментов – для учащихся духовых специальностей, образцы из произведений для струнных смычковых инструментов – для струнников и т.п.
Также хотелось бы создать крайне важную для практики методическую разработку, раскрывающую процесс постепенного обучения записи музыкального диктанта по памяти, охватывающую весь курс обучения в музыкальной школе.
Следует также подумать над расширением педагогического репертуара на уроках сольфеджио за счет современного детского песенного репертуара, а также классического и современного джаза.
В работе были рассмотрены некоторые проблемы методики преподавания одноголосного музыкального диктанта, с которыми педагогу приходится сталкиваться в ходе формирования навыка записи мелодического диктанта. В результате многолетней и целенаправленной работы у обучающегося должен выработаться профессиональный навык записи услышанной музыки. Планомерная работа над музыкальным диктантом способствует более осмысленному отношению учеников к музыке, развивает индивидуальные творческие способности каждого из них, поэтому имеет важное значение для всех без исключения учащихся с разным уровнем музыкальных способностей, а это в свою очередь положительно влияет на исполнительскую их деятельность.
Важно, чтобы организация процесса записи диктанта правильно воспитывала внимание и восприятие учащихся, чтобы соблюдался принцип продвижения от общего к частному, от восприятия и запоминания художественно образа произведения к анализу выразительных средств музыкального языка, и, в конечном итоге, к записи прослушанного.
Музыкальный материал диктантов должен быть понятен обучающимся и соответствовать их возрастным особенностям, накопленному музыкальному практическому и теоретическому опыту учащихся, уровню развития их музыкального слуха.
Не смотря на сложность формы работы над диктантом, итог должен приносить учащимся положительные эмоции и удовлетворение достигнутым
результатом. Задача педагога состоит в приобщении детей к музыкальному искусству во всем его богатстве и разнообразии, в формирования их художественного и эстетического вкуса, в поощрении их творческой инициативы. Все это в совокупности создает благоприятные предпосылки для эффективного, всестороннего и гармоничного развития личности в
современном мире.
Список литературы
Вахромеев В. Элементарная теория музыки. – М. 1998
Вахромеева
Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. – М.2009
Вахромеева
Т. Музыкальные диктанты. ДМШ. – Москва.2005.
Давыдова Е. Сольфеджио для 3-го класса ДМШ. Методическое пособие. – М.
Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты для учащихся
младших классов ДМШ и ДШИ. – Москва. 2004.
Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты и для учащихся 4-7
классов ДМШ и ДШИ. – Москва. 2004.
Калужская
Т.Сольфеджио.6 класс ДМШ. Учебно-методическое пособие.-
Музыка. – 1988.
Котляревская
-Крафт М.,
Москалькова
И.,
Батхан
Л. Учебное пособие
для
подготовительных отделений. – Ленинград. 1986.
Металлиди
Ж.,
Перцовская
А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – М-С-
П.,1995.
Русяева
И. Одноголосные диктанты. – Москва. Музыка. 1984.
Фролова Ю.В. Сольфеджио. Подготовительный класс. – Росто
в-
на-Дону.
Фролова Ю.В. Сольфеджио. 1 класс. – Росто
в-
на- Дону. 2010.
Фролова Ю.В. Сольфеджио. 2 класс. – Росто
в-
на- Дону. 2010.
Фридкин
Г.Музыкальные
диктанты. – Москва.1973.