Методический доклад: "Работа над крупной формой в младших и старших классах" | Цой Оксана Вячеславовна . Работа №337786
Каждый, кто слушает или исполняет музыкальные произведения, знает, что среди них есть более легкие и более трудные для восприятия и запоминания.
Пьесы исполнять и заучивать проще, чем произведения с названием рондо, вариации, сонатины, сонаты – это исполнительский жанр крупная форма.
Крупная форма считается сложной в работе с учащимися, прежде всего потому, что требует от ребенка не только уже стабильного владения разнообразными приемами, навыками исполнения, развитой уже памяти и внимания, а так же развитой метроритмической устойчивости.
Работа над крупной формой в младших и старших классах
Крупной формой называется сонатная форма, основанная на противопоставлении двух тем, где каждая тема контрастна между собой тематически и тонально (тематически, т.е. темы не похожи друг с другом, тонально – темы звучат в разных тональностях), а после разработки повторяются обе в главной тональности, т.е. тонально сближаются. Значит, в сонатной форме лежит повторяющаяся двухтемность (темы взаимодействуют друг с другом, а иногда вступают в конфликт).
Крупная форма делится на несколько частей: I часть сонаты – экспозиция.
Экспозицией называется изложение двух противопоставляемых тем. Она состоит из:
главной партии (I т)
связующей партии
побочной партии (II т)
заключительной партии
Главная партия называется однородной, если тема звучит в начале произведения, но существуют и контрастные темы главной партии. Главная партия представляет собой один период: однотональный или модулирующий (число тактов 10-12).
Связующей партией называется маленький музыкальный промежуток, расположенный между двумя основными темами.
Побочной партией называется отдел экспозиции, которая посвящена изложению новой темы, противополагаемой главной партии. Побочная партия контрастна главной партии (если главная партия построена в решительном характере, то побочная партия в лирическом и наоборот).
Заключительной партией называется маленькое дополнение побочной партии, хотя одновременно и контрастирует с ней. Заключительная партия строится на материале главной партии, на материале связующей партии.
Разработка – это средний раздел сонатной формы, наиболее конфликтный и менее устойчивый. Именно в разработке встречаются различные методы варьирования и преобразования методических тем (секвенционное развитие тем, полифоническое развитие тем). Благодаря перенесению методических отрезков из одного голоса в другой, фактура приобретает имитационный характер, встречаются каноны (короткие), фугато, контрапункты и т.д. Разработке свойственно непрерывное движение.
Структура разработки:
непрерывное движение разработки со всеми средствами выразительности;
разработка контрастна с экспозицией и основана на ее материале;
предыкт к репризе. В конце разработки чувствуется состояние неустойчивости, борьбы достижение высшей точки – кульминации, и требует разрядки, успокоения, разрешения. Их приносит реприза.
Реприза
Реприза – это повторяющийся материал экспозиции, которая представляет собой итог развития. В репризе повторяется весь материал экспозиции в том же порядке с некоторыми тональными изменениями.
Кода
Кода – это маленькая, а иногда большая часть после репризы. Ввел коду в сонату Л. Бетховен. Кода основана на элементах экспозиции (главной и побочной партии).
Вступление
Произведению, написанному в сонатной форме, часто предпосылается вступление. Для вступления характерен контраст темпов: . С тематической стороны вступление часто бывает самостоятельным, но часто связано с той или мной темой, предстоящей основной части. Вступление основано на:
элементах главной партии;
элементах побочной партии;
элементах одновременно двух тем.
Существуют сонатные формы без разработки. Такая сонатная форма типична для медленных частей сонатного цикла.
Схема сонатной формы
Вступление Экспозиция Разработка Реприза Кода
А В А В
гл. п. п. п. гл. п. п. п.
св. п. з. п. св. п. з. п.
В наиболее старинных образцах сонатной формы встречаются повторяющиеся части:
// : Экспозиция : // : Разработка : // : Реприза : //
Как мы уже знаем, в младших классах исполняются не сонаты, а сонатины. Сонатина означает маленькая соната. Она меньше настоящей сонаты по размерам, а кроме того значительно легче технически. И более проста по содержанию.
1) Для ознакомления ученика с произведением педагог дает музыкальный обзор (игра всей сонатины в живом исполнении). Познакомившись с сонатиной, ученик имеет небольшое представление по всему произведению.
2) Идет процесс объяснения педагогом музыкальной формы. Педагог рассказывает ученику о строении сонатины (о ее частях). Очень редко встречаются сонатины в младших классах, как сонатины, состоящие из трех частей (экспозиции, разработки, репризы). Это, в основном, сонатины, которые имеют простую одночастную форму или двухчастную форму.
Разбор Сонатины Fdur Л. Бетховена и процесс работы.
Сонатина Бетховена №9 Fdur является произведением, которое состоит из трех главных частей: Экспозиция А – 18 тактов с повторением, Разработка В – 32 такта и Реприза С – 21,5 такт.
Сонатина проста по форме и содержанию. Начинается сонатина без вступления, с экспозицией, сразу с Темы главной партии. Что такое тема? Тема – это как бы герой музыкального произведения, его действующее лицо. Это построение, способное явиться основанием для разработки. Тема всегда яркая по характеру, выразительная, запоминающаяся. Тема здесь краткая, лаконичная, с законченным построением.
Тема здесь делится на Т1 и Т2. Все звучит в мажорной тональности с Тоники в нисходящем движении. Протяженность Т1 – 2 такта, далее Т2 – 2 такта. И такое строение сохраняется 8 тактов. С 9 по 18 такты – эпизод (связующей партии) Т1 контрастна с Т2. контраст проявляется вопросом на f и ответом на p. Контраст отражен и в динамических оттенках.
Динамическими оттенками называется степень громкости исполнения музыки, т.е. сила звука. Вся I часть построена на контрасте между f и p. Мелодия Темы (от греческого слова melodia) – песнь оде или пение песни, или одноголосно выраженная мысль, которая может передать различные образы, чувства, настроения. Первые два такта звучат довольно призывно, празднично, решительно. И мелодия темы Т2 следующих двух тактов звучит осторожно – поднимаясь вверх к V ступени на разрешение 5-6 тактов. Т1 наклоняется, как бы проявляет настойчивость в своем вопросе, и где 7-8 такты отвечают с покорностью, в динамическом плане разрежая напряженную обстановку. Далее следует связка 12 тактов, и с конца 12-го такта отношения Т1 и Т2 (12, 13-16 т) опять обостряются, после чего I часть экспозиции заканчивается более спокойно благодаря динамике p. Вся первая часть построена на красивом сочетании f и p, где f – гаммаобразное нисходящее плавное движение Т1, а p – остренькое стаккато Т2.
Большую роль играют и штрихи. Штрихами называются способы извлечения музыкального звука. Сложность первой части заключается в динамическом, штриховом и техническом планах исполнения. Как добиться красивого громкого f, а не кричащего и не долбящего?.. Нужно часто петь и играть одновременно с определенной силой звука, сильно не давя на клавиши, при этом следить за формой руки, осанкой, и дышать нужно равномерно и спокойно. Как добиться красивого, мягкого, но отчетливого, отрывистого p?.. Нужно не расслабляться в этот момент, а сосредоточенно и целенаправленно играть мягкое, отчетливое стаккато. В 9-ом такте появляются красивые форшлаги (короткие) или украшения мелодии, при помощи которых можно добиться только с верными пальцами, стараясь при этом от слабой доли к сильной с последующим разрешением.
Вторая часть – Разработка. Звучит с Т1 (2 такта) на f1, где 3-4 такты – резкое p с залигованными шестнадцатыми, меняющийся Т2 в минорную окраску. Именно здесь нужно подчеркнуть правильность исполнения залигованных шестнадцатых нот. Далее опять звучит Т1 в призыве в нисходящем движении к p1, но в другом тональном плане с последующим разрешением в другую тональность (B – d). В 9-10 тактах идет Д тональность d-moll с красивой, плавной интонацией, задающей как бы вопрос и ответ. Постановка такой структуры сохраняется 13-16 тактов, но меняется ладовая окраска тональности. Ясный вопрос Т в правой руке и ответ в левой руке, и стремление к кульминации 21-25 тактов в доминантовой тональности F-d.
Кульминация – это яркое место в тональности c-dur, но с происходящим напряжением, успокоением, взлет, радость победы Т1 (25-28 такты). Далее следует спад напряжения, успокоения лейтмотивов (коротеньких тем в секвенционном плане Д65). Такова разработка, которая построена на конфликтной ситуации .
Третья часть – Реприза – это повторение экспозиции. Она построена на лейтмотивах (от немецкого слова – ведущий мотив) Т1 и Т2, как бы соревнуясь между собой вопросом и ответом. Тут же происходит смена тональности (5-8 такты). В конце репризы есть маленькое дополнение – кода (с 10т. на конец).
После объяснений педагогом музыкальной формы идет процесс разучивания текста отдельно каждой руки учеником. При разучивании текста отдельно каждой рукой ученик обязательно должен учитывать 4 момента:
а) соблюдать при разборе текста главную тональность и ее энгармонизацию на протяжении всего произведения;
б) ритмическая сторона текста, ее четкий и правильный ритм (счет вслух, работа с метрономом, дирижирование и пение каждой руки);
в) аппликатура пальцев, т.е. правильное разучивание пальцев;
г) работа со штрихами.
Закончен процесс выучивания отдельно каждой руки и наступает ответственный момент – соединение обеих рук: правой и левой. При соединении обеих рук должен действовать контроль педагога из урока в урок в плане верных пальцев по тексту, соблюдение единой тональности без фальшивых нот, четкий и ясный метроритм в разных темповых исполнениях (чаще медленных) и тщательная проверка и контроль в выполнении штрихов. Вот необходимые четыре задачи выполнения учеником для подготовки к следующим немаловажным процессам работы в качестве художественного содержания произведения. Тщательно проверяя все эти условия педагогом на уроке с учеником, хочется отметить, что каждый ребенок обладает разными степенями способностей. Кто-то более умен и много работает над собой, кто-то усидчив к занятиям, кто-то обладает хорошим слухом и много читает с листа, но есть и такие, которые обладают плохой памятью и ритмом, малоподвижны в техническом плане и т.д., ленивы к занятиям. И естественно, каждый ребенок со своими достоинствами и недостатками по-разному готовит домашнее задание, учитывая при этом и классную работу. Каждый ученик, имея разные способности, затрачивает разное время подготовки домашнего задания. Кому-то нужно учить ритмическую сторону текста не три, а n уроков, а кому-то и одного урока достаточно. Все зависит от способностей, желания учащегося и качества ежедневных занятий.
Многие дети жалуются на то, что занимаются дома, а результата никакого. Дело в правильности и стабильности занятий. Лучше чуть-чуть и ежедневно, нежели раз в n дней и целый день. Работа над звуком, художественным образом, характером произведения – ученику, усвоив все эти качества исполнения, необходимо глубже понять музыку, ее стиль, нужно осознать процесс ее развития, усвоить ее особенности, придающей ей красоту и очарование.
При работе над перечисленными моментами педагог должен постоянно воздействовать на слух и интеллект ученика, обращать внимание на специфику данной музыки. Разумеется, это делать нужно тактично, чередуя со степенью его развитости мышления и с его восприимчивостью. Чтобы добиться глубокого, полного, красивого звука, нужно обязательно педагогу заставлять учащегося слышать себя со стороны (исполнение наизусть сонаты с закрытыми глазами или смотреть в другую сторону, но при этом стараться вести мелодию и уметь слышать себя в правильности введении звука).
Большую роль играет педаль. В младших классах педаль берется редко, но в случае необходимости педаль требует большой внимательности и аккуратности исполнения, т.к. небрежное исполнение ведет к гулу. Разновидности педали: 1) прямая, 2) запаздывающая. При этом нужно объяснить педагогом ученику, что педаль используется для глубокого красивого целостного содержания текста и используется она в тот момент, когда в принципе произведение близко к исполнению, но не в момент разбора отдельно каждой руки или при соединении обеих рук. Обязательно нужно педагогу объяснить ребенку, что в домашних условиях с педалью нужно правильно обращаться (а не чувствовать себя как бы на велосипеде).
Большое значение имеет и редакция нот. Встречаются тексты, где совершенно отсутствует аппликатура пальцев, штрихов, динамических оттенков. Выход – нахождение других оригиналов и переписка всех перечисленных моментов, или интуиция педагога (т.е. редактирование самого педагога, в случае отсутствия оригинала).