Методический материал тематического открытого урока | Абакарова Галина Михайловна. Работа №338282
Методический материал открытого тематического урока по камерному ансамблю "Принципы взаимодействия партнеров в камерном ансамбле на примере 1 части Трио для скрипки, виолончели и фортепиано соч. 72 Фа мажор Б.Годара". Цель урока: достижение принципов взаимодействия партнеров ансамбля. Задачи урока: анализ структуры произведения и его партитуры, работа со студентом-пианистом над пониманием структурно-драматургических особенностей материала в исполнительском контексте. Аналитическая форма урока развивает у студента-пианиста практику методико-исполнительского анализа, образное мышление, возможности успешной художественной интерпретации музыкального произведения. Достигается высокий уровень удовлетворенности студента проведенным занятием.
Методический материал открытого тематического урока по камерному ансамблю «Принципы взаимодействия партнеров
в камерном ансамбле на примере анализа I части
Трио для скрипки, виолончели и фортепиано
соч. 72 Фа мажор Б.Годара»
Абакарова Галина Михайловна,
преподаватель
государственного профессионального
образовательного учреждения
Тульской области
«Тульский колледж искусств
имени А.С.Даргомыжского»
Бенжамин Годар – французский скрипач и композитор-романтик родился в 1849 году. Ученик А.Вьетана (по классу скрипки) и А.Ребера (по композиции). В 1887 году получил профессорский пост в Парижской консерватории, а в 1889 г. стал кавалером ордена Почетного легиона. Как композитор Б.Годар создал 8 опер, 3 симфонии, Романтический концерт для скрипки с оркестром. Лва фортепианных концерта, три струнных квартете, четыре сонаты для скрипки и фортепиано, два фортепианных трио. В 1895 г. скончался от туберкулеза.
К середине 20 века практически все произведения Бенжамина Годара вышли из классического репертуара, его музыка была незаслуженно забыта. Музыка 1-й части Трио для скрипки, виолончели и фортепиано соч. 72 передаёт обширную палитру образов, от лирических до романтических.
В Тульском колледже искусств им. А.С.Даргомыжского Трио соч. 72 Б.Годара ранее не исполнялось.
Участники тематического урока: А.Агапова – студентка 4 курса фортепианного отделения и иллюстраторы Л.Кузьминова (скрипка) и Л.Петренко (виолончель).
Дата проведения урока: 13 февраля 2024 г.
Цель урока: достижение понимания принципов взаимодействия партнеров ансамбля.
Задачи урока: анализ структуры произведения и его партитуры, работа со студентом-пианистом над пониманием структурно-драматургических особенностей материала в исполнительском контексте.
Вступительная часть урока.
Изложение темы, целей и задач урока, вступительной информации биографии и творчества композитора.
Чтобы понять принципы взаимодействия партнеров в ансамбле, необходимо разобраться в структуре произведения, подробно изучить партитуру. Исполнителю-пианисту (студенту) важно понимание того, как развивается тематический материал, кто лидирует в ансамбле в главной партии, связующей, побочной, как построена разработка, какие партии разрабатываются.
Основная часть. Анализ и работа над исполнительскими трудностями структурных компонентов 1 части Трио
Б.Годара
Итак, главная партия 8 тактов, начинается в Фа мажоре, в конце модулирует в ля минор. Тема проходит сначала у виолончели, затем подключается скрипка, динамика от «пиано» к «форте». В партии пианиста гармонические арпеджио передают взволнованно-восторженный характер.
В связующей партии (ля минор) у фортепиано – арпеджированные пассажи расширенного диапазона, а тема связующей партии поручена скрипке. Динамика от «меццо форте» до «фортиссимо», затем происходит динамический спад. Тема модулирует в До мажор. Таким образом, и в главной, и в связующей партии лидирует струнная группа. Исполнительская трудность данного эпизода: найти оптимальное звуковое соотношение между солирующим и аккомпанирующим звучанием.
Побочная партия звучит у фортепиано, вначале сольно, затем подключается виолончель и скрипка. Музыка весьма самобытна, интересны как интонация, так и ритмическое разнообразие мелодии. В конце на фоне темы у скрипки в фортепианной партии звучат хоральные аккорды в динамике от «пиано» до «форте» - как апофеоз светлых чувств. Исполнительская работа над преодолением ритмических затруднений в партиях.
В заключительной партии темы у скрипки, фортепиано и виолончели самостоятельно развиваются, динамика нарастает и приводит к кульминационному «тутти», тема звучит у всех инструментов, фактура плотная, насыщенная. Затем динамика спадает, происходит успокоение. Исполнительская трудность данного раздела: единое нарастание динамики у всех участников ансамбля.
Разработка состоит из 3-х разделов, все партии активно развиваются. Фактура плотная, аккордовая. После динамического нарастания происходит резкая смена динамики. Звучит эпизод в соль миноре: на фоне «волшебных» арпеджио в фортепианной партии звучит на пианиссимо тема главной партии у скрипки затем у виолончели. Звучание растворяется и происходит успокоение. Возникает тема побочной партии в Ре мажоре у фортепиано на фоне аккордов струнной группы – звучание светлое, нежное. Этот эпизод разработки достаточно сложный в ансамблевом отношении: создание проникновенного лирического настроения – своеобразного «лирического островка» - требует глубокого взаимопонимания и взаимопроникновения всех участников трио.
Во втором разделе разработки происходит динамическое нарастание, которое приводит к кульминации («тутти»), здесь же звучит яркая каденция у фортепиано: октавные и арпеджированные пассажи по всей клавиатуре на «фортиссимо».
Данные пассажи представляют собой определённую исполнительскую трудность для пианиста, в каденции музыкант играет соло без партнеров, показывает свой технический и музыкантский потенциал, блестящую игру.
Реприза сокращена, кода – как бы вторая разработка с яркими «тутти». Заканчивается 1 часть трио апофеозом светлых и радостных образов. Задача музыкантов при исполнении коды: рельефно показать нарастание динамики и образной сферы и очень ярко сыграть концовку произведения.
Закрепление усвоенного материала.
Исполнение произведения от начала до конца полным составом трио с учетом проведенного анализа структурно-драматургических аспектов музыкальной ткани и логики развития музыки.
Выводы по материалу урока.
Хорошее знание и понимание партитуры – вот ключ к основным принципам взаимодействия партнеров в камерном ансамбле. Главное в работе над исполнением 1-й части Трио Б.Годара – показать тематическое развитие материала в фортепианной, скрипичной и виолончельной партиях и, исходя из этого – установить баланс звучания в каждом разделе.
Аналитическая форма урока воспитывает у студента-пианиста навыки методико-исполнительского и структурно-драматургического анализа, развивает аналитическое и образное мышление, создает возможности для успешной художественной интерпретации музыкального произведения.
Достигнут высокий уровень удовлетворённости студентки проведённым занятием.