Методический проект "Дидактическая игра на уроках математики" | Огородова Елена Владимировна. Работа №325240
Познавательную активность ученика на уроке нужно рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Но игровое обучение – это не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Обучение должно вызывать удовольствие. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления.
Было проведено исследование в соответствии с поставленной целью: разработать и систематизировать дидактический материал по организации и проведению игр по активизации познавательной деятельности учащихся с низкой мотивацией.
Мною была изучена методическая, педагогическая, психологическая литература по активизации познавательной деятельности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики; выявлен процент низкомотивированных детей и разработана система работы с ними; рассмотрены особенности проведения дидактических игр на уроках математики.
Кроме того, мной разработан и апробирован в эксперименте дидактический материал по организации итоговых (обобщающих) игр на уроках математики.
В связи с вышеизложенным пришла к выводу, что использование на уроках различных видов дидактических игр повышает уровень познавательной активности учащихся с низкой мотивацией.
Таким образом, игровые моменты на уроках необходимы для воспитания личности, для развития интереса к предмету. Если ученик видит перед собой примеры творческого подхода к делу своих наставников, то у него самого возникает потребность творчества.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Омутнинска
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики
Работу выполнила
учитель математики
Iквалификационной категории
Огородова Елена Владимировна
г. Омутнинск
2023
Оглавление
Введение…………………………………………………………………...........3
Глава I. Познавательная активность учащихся с низкой мотивацией
на уроках математики………………………………….………………………5
Познавательная активность как личностное качество ………
…….. 5
1.2. Уровни активности учащихся…………………………………………. 6
1.3. Причины нежелания учиться………………………………………….. 8
1.4. Способы стимулирования познавательной активности на уроках
математики…………………………………………………………………... 10
1.5. Диагностический инструментарий по определению
уровня сформированностипознавательной активности
учащихся с низкой мотивацией на уроках математики………………….. 12
Глава II. Дидактическая игра как средство повышения познавательной
активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики………….16
2.1. Классификация дидактических игр и их место на различных
этапах урока ……………………………………………………………………..16
2.2. Дидактические условия проведения
деловых игр…………………………………………………………………. 23
2.3. Результаты использования дидактических игр для развития
познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на
уроках математики…………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………31
Литература……………………………………………………………………….32
Приложения……………………………………………………………………...33
Введение.
Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случая сделать его
занимательным.
Блез Паскаль
У каждого урока есть триединая дидактическая цель, которая включает в себя обучающий, развивающий и воспитывающий аспекты. И, если с обучающей и воспитывающей целью в программе нет вопросов, то с развивающими задачами возникают проблемы. Учителя не всегда понимают, что кроется за термином «развитие», да и зачем это надо вообще, если на уроке не хватает времени на отработку знаний, умений и навыков.
З
аниматься же развитием школьников просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно.
В образовательных учреждениях повысился процент детей со школьной дезадаптацией, для которых характерна низкая осведомлённость в учебном материале, отсутствие навыка преодоления трудностей, слабая мотивация познавательной активности, иногда полное равнодушие к результатам учебной деятельности. Последнее чаще всего является следствием плохой педагогической работы и служит защитной реакцией ребёнка, привыкшего к неуспешности и никогда не испытавшего радости и удовлетворения от хорошо выполненного задания.
Таким образом, увеличение детей с низкой мотивацией, резкое снижение интереса к предмету приводит учителя математики к поиску новых форм и методов обучения.
Возникает противоречие между необходимостью повысить познавательную активность учащихся и их низкой мотивацией, снижением интереса к предмету и неумением правильно развить мысли при решении задач на уроках математики.
Актуальность, необходимость реализации противоречия позволили сформулировать тему работы «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики», проблема которой заключается в следующем: можно ли считать дидактическую игру одним из главных средств развития познавательной активности у низкомотивированных учащихся на уроках математики?
Цель методического проекта: разработать и систематизировать дидактический материал по организации и проведению игр с целью активизации познавательной деятельности учащихся с низкой мотивацией.
В соответствии с этим вытекают следующие задачи:
изучить методическую, педагогическую, психологическую литературу по активизации познавательной деятельности учащихся
с низкой мотивацией
на уроках математики;
определить уровень сформированности
познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики;
выявить особенности проведения дидактических игр на уроках математики;
разработать и апробировать в эксперименте дидактический материал по организации игр на уроках математики.
Таким образом, объектом методической работы является процесс активизации познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики, а предметом – дидактическая игра.
Гипотеза: если мы будем использовать на уроках различные виды дидактических игр, то уровень познавательной активности учащихся с низкой мотивацией к изучению математики повысится.
Глава I. Познавательная активность учащихся
с низкой мотивацией на уроках математики.
1.1. Познавательная активность как личностное качество учащихся.
Под познавательной активностью подразумевается качество деятельности, характеризуемое высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам; она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и соответствующей организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.
Познавательную активность можно определить как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в организованном процессе познания с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
К показателям познавательной активности можно отнести стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и другие.
Степень включённости в учебный процесс и проявления познавательной активности учащегося – это динамический, изменяющийся показатель от нулевого до самого высокого. Попробуем проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся разного уровня активности и определить тактику и стратегию организации учебных взаимодействий с ними. Тактически действия учителя направляются на решение ближайших ежедневных задач учебно-воспитательного процесса, а стратегия ориентирована на перспективу, оптимизацию учебного процесса.
1.2. Уровни активности учащихся.
Нулевой уровень активности. Учащиеся с таким уровнем пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, не имеют высоких оценок, часто изначально лишены желания учиться. Они не могут быстро включиться в работу, хотя способны постепенно повышать свою активность.
Учителю не следует предлагать им учебные задания, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой; требовать немедленных ответов, прерывать; во время ответа задавать им неожиданные, а тем более каверзные вопросы. После перемены они медленно переключаются с интенсивной двигательной активности на умственную работу.
Учителю важно установить с ними добрые, благожелательные отношения. Это – тактический момент, а с точки зрения стратегии ему надо различными педагогическими воздействиями перевести их с нулевой активности на уровень ситуативной.
Ситуативный уровень активности. Учащиеся этого уровня зависят от эмоциональных воздействий. Их привлекает новизна занятия, определённая лёгкость в достижении результата, необычность приёмов преподавания. Во время урока такие ученики легко подключаются к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к занятиям.
Тактика педагога по отношению к ним заключается в поддержке их эмоциональной активности, переключении её на интеллектуальную и волевую сферы. Именно эта группа, как никакая другая, нуждается в умении использовать план ответа, алгоритмы, опираться на опорные сигналы и прочее.
Исполнительский уровень активности. Учащиеся с таким уровнем, как правило, любимы учителями. Такие ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в любые формы работы, предлагаемые педагогом. Именно на них опирается учитель при изучении новой темы. Их отличают стабильность и постоянство, они не берут наскоком, их знания отличаются прочностью и основательностью.
Однако педагогической ошибкой можно считать использование этих школьников в качестве опоры. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят более слабыми учащимися. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учеников достаточно актуальна.
Им можно предлагать проблемные, поисковые и эвристические ситуации, включать в самые различные дискуссии: «круглый стол», заседание экспертной группы, дебаты, судебное заседание, мозговой штурм и другие.
Творческий уровень активности. Ученикам этого уровня целесообразно ставить поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и пытаются найти новые средства решения различных проблем.
Очевидно, что творческие проявления в любой, в том числе и познавательной, деятельности носят уникальный, субъективный характер. Творческий подход могут неожиданно для педагога проявлять учащиеся любого уровня активности.
Учитывая всё это, учитель должен обеспечить условия для проявления нестандартности в восприятии и интерпретации любой (учебной, коммуникативной, творческой и др.) задачи. Ему важно самому быть готовым к непривычным поворотам урока, возникающим проблемам и их решению.
1.3. Причины низкой мотивации учеников.
Педагоги часто жалуются: дети не хотят учиться. В чём причина? Есть причины более или менее типичные, на которые надо обратить особое внимание.
1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.
Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания, счёта, математических операций, наблюдательность, твёрдость руки и владение письмом, аккуратность, ловкость, внимательность, достаточный запас слов, начитанность, терпение, настойчивость, целеустремлённость, чувство ответственности – вот лишь часть тех умений, навыков и качеств, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении. Эти качества совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Основной этот набор необходим и школьникам к моменту окончания начальной школы. И если учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение становится затем очень трудным делом.
2. Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить.
Попытка втиснуть в память и сознание школьников весь материал, объявленный обязательным, приводит к чрезвычайной перегрузке, усталости и сопротивлению детей.
Педагоги часто пытаются организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности. Громадный познавательный материал требуется освоить за сравнительно небольшой временной период. Вот в этом и состоит одна из серьёзных причин нежелания многих детей учиться.
3. Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни.
Обучение требует от школьника всё больше времени не только в школе, но и дома. Когда ученик должен выбирать между необходимостью делать нужные, но далеко не желанные школьные задания, и возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными играми, то предпочтение нередко оказывается совсем не школьным заданиям.
4. Однообразие жизни и учебного процесса.
Монотонность и однообразие школьных занятий, отсутствие быстрой смены школьных занятий, отсутствие быстрой смены событий и красок, необходимость долгое время смирно сидеть и почти не говорить –всё это делает школьную жизнь тусклой и скучной для очень многих подростков и старшеклассников.
5. Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще.
Учитель с годами подбирает наиболее удобные для себя методы и приёмы работы, привыкает к ним. На каждом уроке всё такие же объяснения, тот же рассказ, фронтальный и индивидуальный опросы, сообщение домашнего задания. Однообразие не может не настраивать учеников против уроков, против учителей и вообще против школьного учения.
6. Упорно-однообразная авторитарная позиция учителей и родителей.
Авторитарную позицию взрослых ученики воспринимают как несправедливую и неправильную, что вызывает их протест и отбивает желание учиться.
Чтобы обеспечить не только желание школьников учиться, но их упорную и активную познавательную деятельность, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей.
1.4. Способы стимулирования познавательной активности на урокахматематики.
Трудности овладения современной культурой требуют использовать в учебном процессе специальные средства и меры, и прежде всего – стимулирование. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно ему, когда у него есть определённые мотивы для её выполнения.
Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить определённая деятельность.
Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Задача учителя заключается в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех мотив. С этой целью используются стимулы, то есть внешние побудители определённой деятельности школьника.
Необходимо изучить типичные потребности школьников – общечеловеческие, возрастные, половые и другие, чтобы обратить их на пользу стимулирования учения и познания. Опираясь на такие потребности, можно найти эффективные стимулы, вызвать у школьников соответствующие желания и мотивы.
Способы стимулирования можно разделить на три группы.
Первая группа связана с оптимальным удовлетворением врождённой потребности. Вторая группа – это специальные стимулы. Третья группа связана с созданием общих благоприятных условий для учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.
Эффективность усвоения знаний зависит от того, как эти знания подаются.Чёткое структурирование учебного материала облегчает его восприятие. Логичное, яркое, увлекательное изложение побуждает школьников слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в мир познания.Своевременное чередование различных умственных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, укрепляет работоспособность детей и их желание овладеть знаниями.
Обучение обязательно должно быть связано с практическими потребностями ученика, так как школьники проявляют большой интерес к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Необходимо находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Она показывает уровень успешности овладения знаниями. Отметка же фиксирует оценку в виде слова, цифры или какого-либо другого знака.
Школьники любого возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Серьёзная и длительная однотипная работа быстро их утомляет. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению, чаще использовать конкурсы, викторины, соревнования.
Стимулирование познавательной активности школьников должно учитывать половые особенности их интересов. Мальчики, как правило, проявляют больший интерес к спорту, автомобилям, а также к военной проблематике. Девочек интересуют взаимоотношения людей, мода, проблемы искусства и эстетики.
Большое значение имеет опора на индивидуальные потребности школьников. Индивидуальных интересов у школьников бесчисленное множество, они есть у каждого, хотя у кого-то больше, а у кого-то меньше. Удовлетворение и использование этих интересов на занятиях отражается на учебной деятельности.
Дети устают от слишком большого учебного материала и от непомерно длительной умственной работы. Утомлённая психика не воспринимает новых знаний. Кратковременный отдых от умственных занятий стимулирует дальнейшую познавательную деятельность.
1.5. Диагностический инструментарий по определению
уровня сформированности познавательной активности
учащихся с низкой мотивацией на уроках математики.
Учителя математики в начале процесса обучения сталкиваются со слабым развитием вычислительных навыков, незнанием алгоритмов и правил выполнения основных математических действий, их неотработанностью, недостаточным развитием общеучебных умений и навыков и просто – нежеланием учиться. Всё это выявляется при комплексной или частичной диагностике учащихся в начале учебного года или при поступлении для обучения. Добиться положительной динамики, повышения уровня обученности, повышения мотивации в обучении невозможно без развития осознанного отношения к изучаемому процессу, без осознания личных возможностей.
Диагностика учащихся проводится по следующим параметрам:
уровень мотивации
(анкетирование
)
способности к обуч
ению (приложение 1
)
Приведём данные анкетированияучащихся 6-7 классов (выявление мотивации на изучение математики), проведённого в начале учебного года. Проводить обучение без учёта этого факта с надеждой на успех бессмысленно.
1. Нравится ли тебе предмет «математика»?
2. Можешь ли ты объяснить, почему?
На этот вопрос попытались ответить 43 ученика (70%). Из тех, кто ответил «нет» на предыдущий вопрос: сложно, не понимаю, трудно – 8 учеников.
3. Нужна ли тебе математика?
4. Если нужна, попробуй объяснить – зачем, если нет – то почему?
5. Что является, на твой взгляд, причиной твоих неуспехов или неудач, если они случаются?
6. Хочешь ли ты улучшить свои результаты по математике?
Результаты анкетирования показывают, что математика как предмет учащимся нравится, но объяснить почему, многие не могут. Сообщение учащимся результатов анкетирования вызывает у них недоумение: они, казалось бы, всё знают, но никогда не задумывались над этим. Новые акценты в процессе обучения вызывают повышенное желание учиться, улучшать свои результаты, а именно: развить память, внимание, логику. Дети начинают проявлять повышенный интерес к предмету, а мы, учителя, пытаемся поддержать этот интерес, постепенно переводя его в стабильную заинтересованность, а затем в осознанное овладение знаниями.
Следующий этап: диагностика способности к обучению (методика «Интеллектуальная лабильность» (12 - 15 лет) модификации С.Н. Костроминой).
Данная методика используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности. Результаты диагностики рассмотрим на диаграмме.
Активизация познавательной деятельности учащихся и создание положительной мотивации обучения должно осуществляться на всех без исключения уроках математики, в том числе на уроках занимательной математики, на которых нужно помочь каждому ученику класса «найти себя», избрать интересную для себя область математики, позволяющую ему наиболее полно формировать и раскрывать свои способности к данному виду деятельности.
Глава II. Дидактическая игра как средство повышения познавательнойактивности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики.
2.1. Классификация дидактических игр и их место на различных этапах урока.
Цель современной школы состоит в предоставлении учащимся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды.
Поиск методов и форм обучения, способствующих воспитанию творческой личности, привёл к появлению некоторых специфических способов обучения, названных учебными (дидактическими) играми.
Учебные игры способствуют развитию:
положительных стимулов к процессу познания;
познавательных способностей каждого учащегося;
развитию мышления, внимания, сосредоточенности, наблюдательности, памяти, сообразительности;
а также формированию:
умений применять имеющиеся знания, принимать решения при разных обстоятельствах без боязни допустить ошибки;
критического отношения к окружающим человека объектам и явлениям;
учебной и трудовой дисциплины.
Использование дидактических игр в обучении имеет ряд психологических особенностей. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть построена на интересе, удовольствии. Игра должна вызывать весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа. Важно, чтобы цель игры была достижимой, а оформление по возможности красочным и разнообразным.
Игра – добровольный и спонтанный вид деятельности. Чувство свободного выбора, которое сопровождает игровой процесс, доставляет школьнику удовольствие и радость. Деятельность, организованная на основе таких переживаний, мобилизует познавательные возможности учащихся и помогает тому, чтобы в полной мере и беспрепятственно проявилась их самостоятельность.
Игры позволяют учесть особенности памяти. В процессе интересной работы и эмоциональной деятельности происходит, по существу, непроизвольное запоминание. Игры также дают возможность развивать мышление учащихся, совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, конкретизации и так далее. Л. С. Выготский выявил и сформулировал своеобразный педагогический парадокс игры: учащийся в игре делает то, что ему хочется (линия наименьшего сопротивления), но тем не менее он в игре учится подчиняться правилам, логике, заранее принятым условностям (линия наибольшего сопротивления).
В играх обязателен элемент соревнования, который всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, чёткому соблюдению установленных правил. В таких играх им важны победа или выигрыш, которые представляют собой достаточно сильный мотив, побуждающий к деятельности и дальнейшему участию в игре.
В играх с большим интересом участвуют и слабоуспевающие учащиеся, которых увлекает сам процесс игры, дух соревнования, стремление к тому, чтобы их команда одержала победу. Дидактические игры, несомненно, способствуют лучшему усвоению знаний, а положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно повышают уровень деятельности, то есть качество обучения.
Таким образом, психологические особенности дидактических игр указывают на необходимость их использования в учебном процессе.
В методике обучения математики разработаны различные классификации дидактических игр, в основе которых лежат те или иные классификационные признаки. Рассмотрим классификацию дидактических игр по следующим признакам.
I. Место на различных этапах урока (Н.Я. Виленкин).
1. Информационные игры – для введения новых знаний.
2. Тренировочные игры – для формирования умений.
3. Закрепляющие игры – для закрепления знаний.
4. Контрольные игры – для проверки приобретённых знаний.
II. Функции в обучении математики (М.Б. Балк).
1. Тренинговые игры:
закрепляющие;
контролирующие.
2. Творческие игры:
имитационные;
моделирующие;
информационные;
организационно-деятельностные.
3. Комбинированные игры.
III. Способ представления содержания игр (М.Б. Гельфанд).
1. Печатные игры (компьютерные, настольные).
2. Устные игры.
3. Комбинированные игры.
IV. Продолжительность игрового процесса (В.С. Павлович).
1. Игры-миниатюры.
2. Игры-эпизоды.
3. Игровые праздники.
V. Уровень коллективности (М.Б. Балк).
1. Индивидуальные игры.
2. Игры-диады.
3. Коллективные игры.
Дидактические игры в зависимости от своего характера могут применяться на разных этапах процесса обучения.
1. При изучении нового материала.
Примером может служить игра «Математическая эстафета»
а) 40 : 5 =…. ×3 =…. :6=…. +46=….
б) 72 : 8 = ….+11 =…. :5 =….×9 =….
в) 28 : 7= ….×8 =…. +8 =…. :10 =….
г) 56 : 8 =…. + 13 =…. : 4 = ….× 8 =….
Указание к игре
Класс разбивается на команды (по числу цепочек). По сигналу учителя члены команды на доске поочерёдно выходят и выполняют действия – заполняют звенья цепи. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно восстановит цепочку вычислений.
2. При формировании умений.
Пример – игра «Домино».
26 + ( - 6) =
20 - 8,7 + 5 =
-3,7 -4 + (-3,8) =
-7,8 -5,3 + 6,8 =
1,5 -0,7 + (-0,6) =
-1,3 -5,7 + 2,9 =
- 2,8 - 0,5 + 6 =
5,5 4,2 + (-3,8) =
0,4 -80 + 120 =
40 - 9 + 8,5 =
-0,5 -10 +6,5 =
-3,5 -0,7 + 1,7 =
1 -0,2 + (-0,2) =
-0,4 -6,3 + 3,6 =
-2,7 -6 + (-5) =
-11-0,4 + 20,4 =
3. При повторении и закреплении знаний.
Пример – «Художник»
Указание к игре
Класс разбивается на команды. Каждая команда получает карточку, с записанными на ней координатами. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно построит рисунок по координатам.
(1,-4), (1,-6), (-4,-6), (-3,-5), (-1,-5), (-3, -4), (-3,-3), (-1,-1), (-1,0), (-3,0), (-3,-1), (-4,-1),
(-4,0), (-3,1), (-1,1), (-1,2), (-3,3), (-1,4), (0,6), (1,4), (1,2), (3,4), (6,5), (9,2), (9,0), (9,-4), (6,-4), (5,-1), (4,-1), (1,-4), глаз (-1,3).
4. При проверке знаний и умений.
Пример –игра «Шерлок – Математик»
Играют две команды, одна из которых – детектив Шерлок Холмс, другая – Математик. Математик задумывает (про себя) математическое понятие и на вопросы детектива Шерлока имеет право отвечать только однозначно: «да» или «нет». Нужно определить задуманное понятие, используя наименьшее количество вопросов. Учитель контролирует беседу учащихся, оценивая при этом вопросы и ответы.
5. При обобщении знаний.
В качестве примера рассмотрим игру «Крестики-нолики» по теме «Квадратные уравнения», цель которой – обобщить и систематизировать материал по данной теме (приложение 2).
Любая игра – это вид деятельности человека, имеющий целью научение каким-либо действиям. Игра в обучении – это модель коллективного поиска оптимального решения поставленной задачи в условиях объективно существующих противоречий и межличностных конфликтов.
Наиболее часто в обучении используют так называемые деловые (ролевые) игры, направленные на эффективное совмещение теоретических знаний с их практическим применением. Чёткого определения деловой игры нет. Это объясняется чрезвычайно широким многообразием областей применения таких игр. Однако общее для них – имитация профессионального обучения с целью выработки необходимого решения. В деловой игре создаётся напряжённая, конфликтная обстановка, заставляющая участников принимать определённые решения в условиях недостатка времени, ограниченности материальных средств, противодействия со стороны руководства или других участников игры. Совместная деятельность, имитирующая профессиональную, и обучение в конфликтных ситуациях – наиболее ценные дидактические качества игровой формы обучения.
Задача деловой игры – максимально приблизить учащихся к условиям реальной жизни. В ходе деловой (ролевой) игры каждый учащийся должен войти в роль специалиста, которому при сложившейся ситуации необходимо дать ответ с правильных позиций. Эмоциональная насыщенность такой формы организации учебного занятия заставляет старшеклассников проникнуться чувством большой ответственности за свои слова и действия.
Главная цель деловой игры – вовлечение каждого участника в процесс активного овладения знаниями, осуществление профессиональной ориентации школьников средствами учебного предмета. Деловые игры в немалой степени содействуют реализации образовательной, развивающей и воспитывающей функций обучения.
Образовательная функция заключается в том, что у учащихся формируются более глубокие, прочные и действенные знания, так как на таких уроках можно ярко показать возможность применения приобретаемых ими знаний в практической деятельности специалистов на производстве.
Деловые игры способствуют развитию интеллектуальных умений, и прежде всего таких, как умение осуществлять сравнение, выделять главное, делать выводы и обобщения. В этом состоит их развивающая функция. Игры дают возможность учителю постепенно вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность: каждый из них в ходе ролевых игр применяет свои знания на различных уровнях. Сегодня учащийся может занять место лаборанта, аппаратчика, а в следующий раз инженера-технолога.
Воспитывающая функция деловых игр заключается в активизации познавательной деятельности учащихся. В учебную работу вовлекаются даже самые застенчивые и робкие из них, что способствует их самоутверждению перед одноклассниками, а в целом – сплочению коллектива. При этом воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, постоянная готовность учащихся включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, творчество и инициатива.
Важная особенность деловых игр состоит в том, профориентационныезнания, трудовые функции различных специалистов характеризуются и рассматриваются в связи с изучением программного материала. Однако не всякий программный материал может быть использован для организации урока в форме ролевой игры. При его отборе следует учитывать, что учебный материал должен удовлетворять ряду требований, а именно:
обеспечивать постановку и разрешение конкретной проблемы, возможность творческого поиска её решения;
способствовать организации самостоятельной, исследовательской, практической работы учащихся на основе имеющихся у них знаний;
раскрывать роль научных знаний в развитии общества, иллюстрировать развитие теории, значение законов.
2.2 Дидактические условия проведения деловых игр.
1. Моделирование в игре условий профессиональной деятельности, приближённых к реальным, имитирующих их.
Деловая игра имеет своей целью научение принятию решений при управлении сложными системами. Принятие решения, или выбор, - действие, присущее любой деятельности и придающее её целенаправленность. Способность сделать правильный выбор закладывается в человеке жизненным опытом (пробы и ошибки) и специальными приёмами обучения, в том числе и играми.
Воссозданную в деловой игре условную модель производства не следует перегружать изменениями, максимально приближающими к реальности, и второстепенными подробностями, которые не окажут существенного влияния на её ход.
2. Поэтапное развитие деловой игры.
Действие в деловой игре развивается поэтапно. Этапы игры взаимосвязаны, взаимообусловлены, так что принятые на предыдущем этапе участниками игры решения влияют на ход последующего этапа и так далее.
3. Наличие конфликтных ситуаций в деловой игре.
Для деловых игр обязательно наличие так называемых конфликтных ситуаций. Они присущи самой деловой игре и неизбежно либо возникают в процессе её развития, либо создаются самим руководителем игры для достижения определённых учебных целей. При этом усложняют или изменяют ситуации, вводят дополнительные задания для того, чтобы у участников игры выработалось умение принимать решения в новых условиях.
4. Совместная деятельность обучаемых в деловой игре.
Содержание познавательной игры должно обеспечивать высокий уровень общения между её участниками, что создаётся возможностью многостороннего рассмотрения изучаемого объекта. Многосторонность рассмотрения и поиска оптимального варианта принятого решения обеспечивается наличием проблемности изучаемого материала. Проблемные ситуации перерастают в конфликтные, выход из которых направляется коллективной деятельностью обучаемых, их упорной защитой собственных интересов и предложений, и критикой решений других участников.
Деловая игра в этом отношении напоминает телепередачу «Что? Где? Когда?». В ней поиск ответа на один случайно выбранный вопрос проходит при крайне высокой заинтересованности всех участников в правильном ответе, острейшем недостатке времени на поиск решения, сильнейшей ответственности одного участника, предлагающего ответ, перед всем коллективом. Познавательная игра превращается в мощный метод воспитания на основе отобранного содержания обучения. Учебная деятельность учащегося становится для него социально значимой! При этом в игре временно снимаются барьеры между сильными и слабыми учащимися и даже между учащимися и преподавателем.
Вначале учитель может распределять роли по своему усмотрению, учитывая уровень подготовки, личностные качества обучаемых, однако в дальнейшем ему следует прислушиваться к мнению учащихся, так как в игре часто проявляются неожиданные качества человека. Кроме того, участие команд в распределении ролей способствует созданию благоприятного морального настроя.
Независимо от количества и назначения ролей в деловой игре должна быть отражена совместная деятельность коллектива, которая соответствует сущности возникающих в реальности отношений между занятыми той или иной деятельностью людьми.
5. Контроль игрового времени.
Контроль игрового времени, регламентация этапов и времени выполнения игровых заданий – обязательное условие деловой игры, дисциплинирующее участников, заставляющее их решать задачи профессионального характера в сжатые сроки. Ограничение времени для этапов игры стимулирует мышление её участников, быстроту их реакции, игровые действия, направленные на решение игровых задач и выполнение заданий в рамках конкретной ситуации.
6. Наличие элементов соревнования в деловой игре.
Соревнование – важный элемент деловой игры, стимулирующий её ход и развитие. Желание выиграть, проявить себя с лучшей стороны мобилизует волю и знания обучаемых, обостряет их внимание, создаёт мотивацию для обмена информацией, объединяет игроков группы.
7. Оценка хода и результатов деловой игры.
В условиях преподавания предмета важна тщательно продуманная, учитывающая личностные и групповые особенности обучаемых система оценок, поощрений и штрафов. Это могут быть шутливые медали, значки, грамоты, вымпелы. Наиболее удобно проводить оценивание в некоторых условных баллах (положительных – за успешность предложения и отрицательных – за ошибочность), суммирование которых позволяет судить о продвижении отдельных участников и групп.
Оценка действий участников во время игры – очень сложный и деликатный вопрос. Игра без оценочного вмешательства проходит менее напряжённо и эмоционально, но и неправильные оценки также могут отрицательно повлиять на ход игры. Как показывает опыт, для учащихся поощрительная оценка наиболее действеннее осуждающей.
Отметки обычно выставляют по окончании игры, но для усиления заинтересованности и повышения эмоциональности их можно выставлять в ходе игры. Оценивать работу участников игры может учитель, но значительно удобнее создать для этого экспертную группу из учащихся класса.
8. Правила, регулирующие ход игры.
Несмотря на предоставляемую участникам игры свободу в выборе путей решения проблемы, действия участников жёстко ограничены определёнными правилами. Эти правила регламентируют взаимоотношения специалистов в научных коллективах, должностные инструкции, а также этапы игры, время, отводимое на выполнение каждого задания, права и обязанности участников игры, нормы их поведения, количество допускаемых в игре тайм-аутов, штрафы и поощрения. Эти правила разрабатываются для каждой игры в отдельности, ряд правил может быть сформулирован самими играющими. Команды и судейская коллегия знакомятся с правилами до начала игры и руководствуются ими на всём её протяжении.
В зависимости от учебных целей деловой игры вышеперечисленные условия могут быть реализованы в ней с большей или меньшей полнотой, но совокупность их в любой деловой игре представляется обязательной.
2.3. Результаты использования дидактических игр для развития
познавательной активности учащихся с низкой мотивацией на
уроках математики.
Как правильно заметил В. Шаталов в своей работе «Эксперимент продолжается»: «Одна из сложнейших задач, над решением которой бъётся не одно поколение учителей, - развить ум ребёнка, приохотить его к активному, напряжённому, интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя, а добывателя».
Понятно, что мне, как и любому учителю, хотелось, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при решении любого задания (даже нестандартного), владели умениями решать основные типы задач и уравнений, что необходимо и при решении задач повышенной трудности.
Мне удалось преодолеть эти трудности, но не дополнительными занятиями после основных уроков, которые утомляют и приносят не столько пользу, сколько вред здоровью, а с помощью введения в урок игровых моментов.
Ведь именно «в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В. Сухомлинский).
Таким образом, игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Исходя из этого я пришла к выводу, что с детьми необходимо играть, как только возникает возможность. Наиболее благоприятными для этого являются итоговые уроки.
Только итоговые уроки, которые бывают не чаще одного раза в месяц, дают в полной мере заинтересовать ребят, поставить их в такие условия, когда не готовиться просто нельзя. А это и есть решение проблемы с учётом того, что основная задача, которая решается на итоговых уроках, обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений. Вот тогда возникла необходимость строить именно итоговые уроки несколько иначе, чем прежде. Появились уроки устных упражнений с дидактической игрой, которые заканчивались устной контрольной работой. Такие уроки были использованы для развития у учащихся внимания, умения сравнивать, делать обобщения.
В число итоговых уроков вошли и интегрированные уроки-зачёты с дидактической игрой, на которых, кроме демонстрации своих знаний, ребята имеют возможность получить новую информацию, связанную с другими предметами.
Кроме того, самым популярным среди учеников стал итоговый урок с дидактической игрой «Крестики-нолики». Поэтому мной разработана целая серия таких уроков с 5 по 9 класс.
Особенно хочется сказать об уроках – деловых играх. Эффект поразительный, результативность хорошая, хотя усилий затрачивается на подготовку к такому уроку гораздо больше. Но это оправдывает себя. Обобщение на таких уроках проходит на самом высоком уровне. Это связано ещё и с тем, что деловые игры проводятся только для старшеклассников, а кому как не им осознавать, что поступление в вуз и колледж не за горами. Потому и относятся к таким урокам со всей серьёзностью.
Наряду с изучением математических фактов, на уроках проводится работа по формированию интеллектуальных умений и навыков:
умению воспринимать и усваивать материал учебника, дополнительной литературы;
умение самостоятельно иллюстрировать некоторые вопросы примерами;
умение использовать полученные выводы в конкретной ситуации;
умение применять законы и теоретические выводы к решению задач;
умение разделять материал и соединять разрозненные знания в единое целое.
В связи с этим обязательным элементом каждого итогового урока является работа с учебником, справочным материалом, дополнительной литературой. Формы такой работы различны:
коллективное чтение(один читает вслух, остальные следят);
текст разбивают на части, пытаются подметить главное, повторить, объяснить смысл прочитанного, придумать примера, аналогичные данному.
прочитать про себя, ответить на заранее поставленные вопросы.
Дополнительный материал рассматривается совместно с учителем, делается анализ, выводы, готовятся сообщения. Таким образом, учащиеся приучаются систематически пользоваться учебником, дополнительной литературой, а это тоже необходимый элемент работы в классе.
Важным средством развития познавательной активности и самостоятельности учащихся является диагностика усвоения системы знаний и умений стандартного уровня с переходом на более высокий уровень, при этом важно заметить, что здесь необходим дифференцированный подход к учащимся, который позволяет избежать перегрузки и способствует реализации возможностей каждого из них.
Другая проблема, которую учителям хотелось бы в своём опыте решить, - обеспечить активное участие всех учеников в процессе урока.
Для этого возникла необходимость применять различные организационные формы общения: работа в группах и парах, индивидуальная и коллективная работа.
При этом решались и другие вопросы:
1. Прививались навыки логического мышления: ребята сами пытались сделать вывод, наблюдая отдельные факты.
2. Развивались речь, воображение, память, настойчивость, самостоятельность, инициатива, аккуратное отношение к работе.
3. Особое внимание уделялось сознательному отношению к труду, на доступном материале дети убеждались, что пробелы тормозят работу.
И третья проблема – создание психологического климата в классном коллективе. Доброжелательность, требовательность ребят друг к другу, деловая критика, свободное выражение мнения при обсуждении вопросов, хорошее настроение – всё это определяет работоспособность и творческую атмосферу.
Особенно это важно при решении нестандартных задач, так как психологический климат в этот момент зависит от оценок и самооценок учащихся. Таким образом, справедлив вывод о том, что и создание дружного сплочённого коллектива – тоже одна из важных задач для успешного продвижения вперёд.
Все перечисленные выше проблемы разрешены в предложенном конспекте итогового урока-игры (приложение 2).
Заключение.
Познавательную активность ученика на уроке нужно рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Но игровое обучение – это не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Обучение должно вызывать удовольствие. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления.
Было проведено исследование в соответствии с поставленной целью: разработать и систематизировать дидактический материал по организации и проведению игр по активизации познавательной деятельности учащихся с низкой мотивацией.
Мною была изучена методическая, педагогическая, психологическая литература по активизации познавательной деятельности учащихся с низкой мотивацией на уроках математики; выявлен процент низкомотивированных детей и разработана система работы с ними; рассмотрены особенности проведения дидактических игр на уроках математики.
Кроме того, мной разработан и апробирован в эксперименте дидактический материал по организации итоговых (обобщающих) игр на уроках математики.
В связи с вышеизложенным пришла к выводу, что использование на уроках различных видов дидактических игр повышает уровень познавательной активности учащихся с низкой мотивацией.
Таким образом, игровые моменты на уроках необходимы для воспитания личности, для развития интереса к предмету. Если ученик видит перед собой примеры творческого подхода к делу своих наставников, то у него самого возникает потребность творчества.
Литература.
Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. Саратов: Лицей, 2003.
Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. М.: Просвещение, 1971.
Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Книга для учащихся 5-7 классов. М.: Владос, 1996.
Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными) /авт. сост. Т.Д.Гаврилова. Волгоград: Учитель, 2004.
Московский интеллектуальный марафон. 1997-1999гг. 5 -8 классы. М.: ФИМА, Вербум–М, 2000.
Огуре Л.Б. Московский интеллектуальный марафон. Сборник зада
ч. 9-11 классы. М.: Интеллект-Центр, 2002.
Предметные недели в школе. Математика / сост. Л.В. Гончарова. Волгоград: Учитель,2002.
Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2003.
Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. М.: Айрис – пресс, 2005.
Чулков П.В. Тринадцать турниров Архимеда. М.: Чистые пруды, 2005.
Я иду на урок математики: Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2002.
Приложение 1.
Диагностика способности к обучению.
Методика «Интеллектуальная лабильность» (12-15 лет) модификации С.Н. Костроминой.
Модифицированный вариант методики «Интеллектуальная лабильность» для подростков. Используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности.
Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость выполнения, что в совокупности отражает способность ребёнка к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику включён ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.
в течение ограниченного количества времени (3-4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются специалистом. Бланк представляет собой разграфлённый на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нём. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.
Инструкция: «Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!»
Содержание методики.
1. (Квадрат №1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.
2. (Квадрат №2). Напишите цифры 1,6,3. Нечётные обведите.
3. (Квадрат №4). Напишите слово «пар» наоборот.
4. (Квадрат №5). Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.
5. (Квадрат №6). Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.
6.(Квадрат №7). Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.
7.(Квадрат №8). Напишите слово «мел». Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.
8. (Квадрат №10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».
9. (Квадрат №12). Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел.
10. (Квадрат №13). Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.
11. (Квадрат №15). Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.
12. (Квадрат №17). Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте последней буквой названия нашего города.
13. (Квадрат №18). Если в слове «синоним» шестая буква гласная, то поставьте цифру 1.
14. (Квадрат №20).Нарисуйте треугольник, а в нём окружность.
15. (Квадрат №21). Напишите число 82365. Нечётные цифры зачеркните.
16. (Квадрат №22). Если число 54 делится на 9, то поставьте галочку.
17. (Квадрат №19). Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.
18. (Квадрат №23). Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире.
19. (Квадрат №24). Напишите буквы «М», «К», «О». Букву «М» заключите в квадрат, букву «К» - в круг, букву «О» - в треугольник.
20. (Квадрат №25). Напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.
Бланк для ответов к методике «Интеллектуальная лабильность».
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
При проведении исследования от экспериментатора требуется чёткое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание. Нормы выполнения:
0 -2 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
3 -4 ошибки – средняя лабильность;
5 -7 ошибок – низкая обучаемость.
Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладая высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешности в обучении.
Приложение 2.
Квадратные уравнения. 8 класс.
Цели:
1. Обобщить и систематизировать материал по данной теме.
2. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.
3. Содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение; развивать познавательные процессы, память, мышление, воображение, внимание, наблюдательность, сообразительность; выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы и работы товарища; повысить интерес учащихся к нестандартным задачам, сформировать у них положительный мотив учения.
Содержание темы. Данная тема по программе 8 класса любого действующего учебника по алгебре из Федерального комплекта.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации и дидактической игрой «Крестики-нолики».
Организационные формы общения. Групповая, индивидуальная.
Структура урока:
1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели (игровой замысел).
2. Сообщение правил игры.
3. Входной контроль – игровые действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний.
4. Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний; проводится диагностика усвоения системы знаний и умений и её применение для выполнения практических заданий стандарта с переходом на более высокий уровень.
5. Итог игры, подведение итогов урока.
6. Творческое домашнее задание.
7. Рефлексия.
Ход урока.
I. Мотивационная беседа с учащимися (желательно пропедевтической напрвленности).
II. Сообщение правил игры.
Правила игры: класс разбивается на две команды, которые решают задачи. С помощью жребия выбирается код команды – «крестик» или «нолик». Выигрывает та команда, которая набирает большее количество своих знаков. Команда, которая со своим заданием справилась быстрее, имеет право выбора следующего конкурса. Непременное условие игры – начинать с конкурса «Вспомни».
Оформление:на доске расположена таблица с названием конкурсов, каждая графа которой содержит определённое задание.
ВСПОМНИ
Т
SOS
!
ЧЁРНЫЙ ЯЩИК
ТЕСТ-ПРОГНОЗ
РЕШИ ЗАДАЧУ
ПИСЬМО ИЗ ПРОШЛОГО
ЭРУДИТ
Если команда выиграла конкурс, то в таблице вместо названия конкурса проставляется код команды – «крестик» или «нолик», так участники могут следить за ходом игры.
III. Актуализация опорных знаний.
Входной контроль.
Конкурс «Вспомни».Заполнить таблицу, где a, b–коэффициенты квадратного уравнения ax2+bx+c=0, D–его дискриминант, N–число корней уравнения и x1, x2–корни этого уравнения.
Уравнения
a
b
c
D
N
x1, x2
x1+x2
x1×x2
2x2=0
x2 +4x=0
x2 – 9=0
x2 – 10x + 21=0
IV. Игровые действия.
Конкурс «Т». Каждой команде предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Определение квадратного уравнения.
2. Виды квадратных уравнений.
3. Что называется дискриминантом квадратного уравнения?
4. От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
5. Каковы формулы для нахождения корней квадратного уравнения?
6. Формулировка теоремы Виета.
Конкурс «SOS». В этом конкурсе каждой команде предлагается выяснить следующее:
1. Какие уравнения называются биквадратными?
2. Сколько корней может иметь биквадратное уравнение?
3. Решить уравнения: x4 – 3x2 + 2 =0;x4–x– 4=0; 4x4 -41x2 +100 = 0.
Конкурс «Тест-прогноз». Каждой команде предлагается решить уравнения.
Конкурс «Реши задачу».Каждой команде предлагается старинная задача. На вопрос о возрасте одна дама ответила, что её возраст таков, если его возвести в квадрат или умножить на 53 и из результата вычесть 696, то получится одно и то же число.
Конкурс «!». Каждой команде предлагается составить приведённое квадратное уравнение, имеющее два совпадающих корня, равных 3.
Конкурс «Письмо из прошлого». Задачи на квадратные уравнения встречаются в трудах индийских математиков уже с V в. н. э. Вот одна из задач индийского математика XII в. Бхаскары:
Обезьянок резвых стая,
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам…
Стали прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок,
Вы скажите в этой стае?
Конкурс «Чёрный ящик». Каждой команде предлагается решить уравнение.
(x2 – 5x + 7)2 – 2(x2 – 5x + 7) – 3 =0
Конкурс «Эрудит». Учитель или заранее подготовленный ученик делает сообщение о комплексных числах.
V. Итог урока.
Подводится итог игры, определяются победители, они и получают высший балл на уроке, а другая команда – на балл ниже. Учителю даётся право оценить индивидуально несколько учащихся в зависимости от активности на уроке.
VI. Домашнее задание.
В качестве дополнения к домашнему заданию, которое дано в процессе урока, можно предложить не менее творческую работу, например: составить самостоятельно сценарий игры с соседом по парте, придумав новые конкурсы.
VII. Рефлексия.
В конце урока обязательно провести беседу с учащимися, в которой выяснить, что нового они узнали на уроке, понравилась ли им игра, что необходимо изменить, чтобы было ещё интереснее.