Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическое обеспечение организации групповой работы младших школьников | Русецкая Елена Дмитриевнаа. Работа №299260

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Русецкая Елена Дмитриевнаа
Любой учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую  очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Популярность групповой  формы  работы связана с тем, что она  позволяет решать следующие задачи:

§  активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;

§  повышение познавательной мотивации;

§  обучение навыкам успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);      

§  развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

Методическое обеспечение организации групповой работы младших школьников

Любой учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться – это «новообразование, которое в первую  очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Популярность групповой формы работы связана с тем, что она позволяет решать следующие задачи:

активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;

повышение познавательной мотивации;

обучение навыкам успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);

развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

Цели и задачи групповой работы:

Развитие у учащихся определенных умений: рефлексии, анализа, ведения дискуссии, учебной самостоятельности.

Создание условий для того, чтобы ученик становился главным субъектом процесса учения.

Формирование мотивации учащихся к саморазвитию,

самокоррекции

.

4) Совершенствование межличностных отношений в группе.

5) Активизация познавательной деятельности ученика.

С целью успешного проведения групповой работы важно учитывать следующие принципы:

1. Уровень образовательных возможностей учащихся.

2. Особенности состава группы.

3. Задания для групповой работы должны быть равномощными исключительно совместному поиску решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.

4. Распределение ролей между участниками группы.

5. Организация коммуникации как в группе, так и между группами.

6. Анализ способа деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности, т. е. умение фиксировать результаты анализа в особых схемах и представлениях

Учитель в процессе групповой работы может быть:

организатором учебной ситуации;

аудиторомквалифицированно оценивать индивидуальную программу учащегося и способы его движения в рамках этой личной программы, быть готовым дать необходимую консультацию для изменения способа работы учащегося;

строителем коллегиальных отношений - совместно обсуждать программы освоения соответствующей учебной дисциплины, где наиболее важным является обсуждение целей педагога и учащегося, а также той системы ценностей, на которой основана программа;

репортером - помогать детям замечать, чем заняты партнеры по работе;

экспертом - реализовывать принцип сотрудничества, обучать правилам взаимодействия при работе в группах;

генератором идей - учить детей выбирать оптимальный способ решения проблемы среди нескольких предложенных;

координатором времени – контролировать оптимальное время работы в группах (5 – 7 минут);

режиссером урока;

соучастником коллективной деятельности;

консультантом;

контролером;

помощником;

наблюдателем (в т. ч. с позиции организации педагогической диагностики);

создателем мотивации.

Роль учителя огромна, как при проведении самой групповой работы, так и при подготовке к уроку. Опыт организации показал, что для достижения максимальной эффективности урока с позиции деятельности ученика учителю необходимо спланировать:

организацию рабочего пространства для работы в группе;

количество учеников в группе;

состав группы;

проблемную постановку учебной задачи;

контроль за

работой учащихся в группе;

организацию рефлексии, в ходе которой учащиеся вспоминают выполняющиеся в группе действия, принимают план, высказывания результата общего труда.

Так же нужно учитывать принципы выбора заданий при групповой работе, требования к учебному материалу.

При выборе заданий для обучения детей взаимодействию и сотрудничеству нашли отражение следующие требования:

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

задания, которые требуют разнообразных знаний и умений всей

совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально,

но владеет группа в целом;

задания на развитие творческого мышления, где требуется

генерировать максимальное количество оригинальных идей

(выполнению этой задачи весьма способствует обмен мнениями

между несколькими людьми);

задания, требующие принятия конкретных решений, непосредственно касающихся

будущей деятельности данной группы.

Содержание работы должно быть интересно детям.

Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

Педагоги школы выделяют также не менее важные принципы:

Задания должны способствовать возникновению разных мнений и яв

ляться основой для обсуждения. Другими словами, задания должны

быть проблемными, создавать определенное познавательное затрудне

ние, предоставлять возможность для активного использования имею

щихся знаний.

Материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно бы

ло разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми

смогут работать разные группы или отдельные учащиеся в рамках од

ной группы. Важно, чтобы каждая группа восприняла взаимосвязь сво

его задания с заданиями остальных групп и всего класса. Это легче

уловить при повторении пройденного материала. При изучении нового материала

учителю следует заранее раскрыть перед всем классом общую структу

ру и основные проблемы прорабатываемого раздела.

Задания должны предполагать использование и осмысление жизненно

го опыта ученика, информации, почерпнутой из различных источников.

В процессе создания групп учащиеся начинают самоопределяться к будущей групповой работе.

Группы могут комплектоваться:

По типу работы:

а) единая (однородная), при которой все группы выполняют одинаковые задания;

б) дифференцированная, при которой разные группы выполняют разные задания в рамках общей для всего класса темы;

в) кооперированно-групповая работа, при которой разные группы учеников выполняют отдельные части задания (такая организация работы эффективна, если материал имеет большой объем).

Для такого типа комплектования групп следует учитывать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений.

2. По теме работы.

3. По уровню сложности задания.

В этих случаях самоопределение участника, выбирающего группу, сразу привязывается к содержанию мыслительной работы, т.е. одна группа проектирует, другая проводит исследования, третья решает проблему.

4. По однородности (гомогенная группа) и разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов:

а) гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних учащихся. Группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправдывает. Низкая обученность, пробелы в знаниях, слаборазвитые коммуникативные способности, несформированность познавательного интереса, отсутствие лидера – не приводят к положительным результатам.

б) решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества.

Процесс образования группы сильно влияет на запуск процессов будущей мыслительной работы. Здесь необходимо учитывать ряд важных факторов. Как правило, требуется сменить режим работы. Для этого надо произвести максимум возможных изменений состояния учащихся, что обычно достигается с помощью:

жесткой регламентации времени на группообразование;

смены месторасположения учащегося в классе;

изменения конфигурации рабочих мест (перестановка парт и стульев);

подчинения формы организации рабочего пространства исключительно одной цели – удобству обсуждения;

нормирования будущей работы;

особой четкости и внятности операционных команд, отдаваемым преподавателем;

разделения преподавателем момента

внеорганизационного

объяснения учебных целей и задач и момента начала выполнения учащимися точных процедур по образованию групп и по запуску работы в них.

При комплектовании групп важно учитывать их численность: оптимальная величина группы – 4-5 учащихся.

Таким образом, в зависимости от целей и задач, которые ставит учитель на уроке, необходимо использовать различные виды комплектования групп.

В процессе групповой работы происходит развитие следующих умений и способностей :

- ставить перед собой учебные цели;

- самоопределяться;

- контролировать свою деятельность по отношению к поставленным целям;

- добиваться результата, оценивать его и быть максимально гибким в поисках необходимых для этого средств мыслительной или организационной работы;

- подходить к своему обучению как к программе своей учебной деятельности;

- продуцировать возможно большее число попыток мыслительной и организационной деятельности максимально разнообразными способами для достижения цели;

- использовать «набранные» ошибки для выработки выигрышной стратегии достижения цели;

- ставить проблемы в учебной деятельности, которые авторы понимают как разрыв между освоенными мыслительными и организационными средствами деятельности и теми, которые предстоит освоить;

- рефлексия учебной деятельности.

Практическое применение групповой работы учащихся подтверждает, что она как никакая другая позволяет реализовывать образовательный результат, т.к. в процессе групповой работы происходит:

работа с проблемой и общностью;

разработка критериев оценки результата;

выход из ситуации затруднения в ходе группового обсуждения;

освоение форм деловой игры, дискуссии во внеурочной деятельности;

умение оформлять свои результаты в графическом виде: в виде схем, моделей;

оценивание работы группы другой группой;

подведение итога;

проявление толерантности.

Преимущества групповой работы:

возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;

сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

Все группы в процессе становления проходят стадию конфликтных отношений, что тем не менее помогает воспитательной работе учителя. Не каждый ребенок быстро и безболезненно включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности. Таким детям надо стараться помочь, включая их в групповую работу.

Говоря о целях организации совместной учебной работы детей, имеется в виду дать каждому ребенку:

эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;

возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;

опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирование – рефлексия.

Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.

Общие моменты организации групповой работы.

При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы общения в детском опыте еще не было, поэтому ее надо культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Прекрасный помощник при организации групповой работы – книга Г. А. Цукерман и др. «Введение в школьную жизнь».

Вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать ее образец, при этом внимание надо акцентировать на формах взаимодействия – речевых клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?» и т. д. Это вопросы запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе. По-настоящему образец будет освоен детьми только при разборе двух-трех ошибок. Но при этом надо разбирать не содержательные ошибки, а ход взаимодействия («Ваша группа доброжелательно, терпеливо работала и т. д.). Оценивать следует общую работу группы, а не давать ученикам, работающим вместе, разные оценки .

Следующий момент, который требует внимания учителя, - это подбор детей в группы. Конечно, объединять надо с учетом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Двух озорников объединять опасно.

Если соединить детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Рекомендуется остановиться на такой форме подбора членов групп: организатора (капитана, руководителя) каждой группы назначает учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются 4-5 человек примерно одинакового уровня знаний (в зависимости от количества уч-ся в группе). Каждый организатор выбирает одного ученика к себе в группу из названных учителем, каждый раз отбирая по одному ученику. Таким образом распределяются между собой сильные и слабые ученики, и группы получаются равносильные.

Для того, чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5-6 занятий. Потом можно группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами.

Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест уч-ся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения.

У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. «Мы группа, значит, мы способны действовать», - говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы.

В группе имеется много ролей, например:

организатор – отвечает за работу группы в целом;

спикер – выступает перед классом с готовым решением группы;

секретарь – записывает высказанные идеи и решения;

критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

контролер –

проверяет все ли поняли

принятое решение.

Вот другой вариант: капитан, докладчик, писарь, бодрила, контролер. Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.

Алгоритм движения при выполнении задания в группе:

Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.

Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи).

Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы).

Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.

Совместное принятие решения.

Анализ решения задания, его оформление.

Проговаривание в группе выступления спикера.

Представление решения спикером.

Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы:

нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы .

Организация парной и групповой работы имеет свои особенности. При организации работы мы вводили правила совместной работы, которые помогли учащимся функционировать в одной группе.

р

аботать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;

работать по алгоритму (плану);

своевременно выполнять задание: следит за временем, доводить начатое дело до конца;

качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы;

каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

Также следует соблюдать правила этики совместной работы:

1 поворачиваться к говорящему и смотреть на собеседника,

2 обращаться по имени,

3 говорить "мы считаем" (а не "я считаю").

По окончании работы в группе нужно проводить минутки рефлексии (1-2 мин.). Оценки: «Как ты работал в группе?», «Какое у тебя было настроение?», «Узнал ли ты что-то новое?», «Понравилось ли тебе работать?», «А если не получилось, то почему не получилось?».

Организация групповой работы на уроке дело сложное, поэтому тщательно необходимо продумывать каждый шаг. В-первую очередь, необходимо определить на каком этапе урока будет использоваться работа в группе. Далее продумать конкретные цели, которые всеми должны быть поняты и приняты, т. е. осознанны как личностно-значимые. Из общей цели вытекают конкретные, частные. Предусмотреть желаемые результаты, критерии оценки. Очень важно, чтобы участники однозначно понимали, что нужно сделать (одному, в подгруппе, всему коллективу). Продумать, каким путем пойдет этот процесс, его этапы, подэтапы: репродуктивно, путем исследования, эксперимента, изобретения. С помощью чего будет идти этот процесс, его этапы, пока не получится результат (с помощью орудий труда, книги, схем, моделей). Стараться упорядочить деятельность во времени – рассчитывать минуты для всех этапов. Чтобы точнее упорядочить время, можно использовать психологические и физиологические особенности детей (сколько времени они могут быть внимательны, как быстро физически и умственно утомляются).

При формировании групп можно учитывать и темперамент учеников [33, с.32-34]. Если в группу объединять сангвиник + сангвиник, атмосфера будет доброжелательной, но продуктивность низкая. Если холерик + холерик, то будут слишком бурные эмоции.. Если меланхолик + меланхолик -стимулирования не будет. Усидчивы, но нет взаимопонимания. Если флегматик + флегматик, будет заторможенность, не будет эмпатии. Итак, представлены лучшие пары по мнению психологов:

сангвиник + флегматик,

холерик + меланхолик,

сангвиник + меланхолик,

холерик + флегматик.

Анализ педагогической практики выявил, что лучше объединять детей в группы по их склонностям. Самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер.

После того как ученики разбились по группам, мы предлагали им выбрать роли: старшего, эксперта, консультанта, рядового [60, с. 59-63].

Старший:
1) Организует распределение обязанностей (эксперт, консультант, рядовой и т.д.) по прямому назначению, через жеребьевку, "добровольцы" и т.д.
2) Контролирует готовность в группе каждого, выполнение всеми правил совместной работы.
3) Ориентирует всех исполнителей на время, данное для работы.
4) Докладывает самому старшему о готовности, качестве, своевременности выполнения задания (или поручает сделать это кому-либо).

Эксперт:
1) Дает оценку выполняемым работам (согласно поставленным целям), контролирует правильность самооценки.
2) Докладывает об этом старшему.

Консультант:
1) Дает советы, рекомендации.

Рядовой:

1) Выполняет задание самостоятельно, по плану, аккуратно до конца.

2) Проверяет правильность выполнения задания.
3) Выполняет рекомендации старшего, эксперта, консультанта.
4) Отчитывается о выполненном задании (своего или всей группы).

5) Имеет право вносить предложения для улучшения работы группы.

Командир, спикер (докладчик), секретарь, критик, контролер. Жесткое распределение обязанностей иногда вызывало неприятие у детей. Лучше пойти на смену обязанностей. Настраивать детей на общую работу: "Мы группа, значит, мы способны действовать". Для работы в группе нужно составить алгоритм (план) движения при выполнении групповых заданий. Выходом групповой работы должен быть продукт или оформленный проект, или выступление.

Проанализировав опыт организации групповой работы, позволили нам сделать следующие выводы:
1) Не стоит принуждать к общей работе детей, которые не хотят работать вместе.

2) Разрешить переменить место ученику, который хочет работать один.

3) Нельзя требовать абсолютной тишины. Должен быть условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума.

4) Нельзя ожидать быстрых результатов, переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения.

Жесткое распределение обязанностей иногда вызывало неприятие у детей. Лучше пойти на смену обязанностей. Настраивать детей на общую работу: "Мы группа, значит, мы способны действовать". Для работы в группе нужно составить алгоритм (план) движения при выполнении групповых заданий. Выходом групповой работы должен быть продукт или оформленный проект, или выступление.

Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться. Организация групповой формы работы, новые подходы во взаимоотношениях учителя и ученика позволяют на практике реализовать субъект - субъектные отношения в учебном процессе. Учитель должен помнить, что ребенок восходит к самому себе, учась понимать других и окружающий мир, раскрывая в себе способности и таланты. Навыки взаимодействия, которые получает ребенок в школе, обеспечат ему всестороннюю социализацию в мире взрослых людей, возможность свободно вступать в диалог, четко излагать свои мысли, свою точку зрения, слышать собеседника, быть терпимым к замечаниям. По словам О. Мандельштама[73, с. 3] , "Каждый человек, как буква в алфавите, чтобы образовать слово, надо слиться с другими".

Исходя из опыта работы, можно выделить несколько общих принципов, при соблюдении которых групповая работа на уроке будет по-настоящему эффективной.

1.Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным, т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически, причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект.

2.Групповая работа особенно эффективна на уроке, посвящённом закреплению и углублению новых знаний или отработке умений и навыков, на повторительно-обобщающем уроке.

3.Группы должны формироваться с учётом психологических особенностей данного класса.

4.Оценка деятельности ученика на уроке должна складываться из оценки его личной деятельности и деятельности группы в целом. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем членам группы независимо от их личного участия в работе.

5.Нужно чередовать в течение учебного года различные формы групповой работы на уроке: групповая работа с учебником, командная игра и т.д..

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×