Статья Методическое пособие для проведения мастер-класса: Календарные народные игры. Автор: Матвеева Татьяна Васильевна

Автор: Матвеева Татьяна Васильевна
Методичка по народным играм с описанием.игры расположены по временам года.


Автор: Матвеева Татьяна Васильевна

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско - юношеский центр «Юность»

 

 

 

 

 

Методическое пособие для проведения мастер-класса:

Календарные народные игры.

 

Составитель: Матвеева Татьяна Васильевна

Педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

2017

 

 

Введение.

Русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, лапту и салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и с плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.

Обратимся к трудам Е. А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. Подвижные игры Е. А. Покровский рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям, а также как средство духовного формирования личности.

П. Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей.

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости. Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А. П. Усова. Она отмечала, что прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны прежде всего сами знать историю их появления.

Подвижные игры зародились в далёком прошлом.

Многие виды русского фольклора, в том числе и подвижная игра, восходят в своем возникновении к первобытнообщинному строю. Но сведений об этом почти не осталось. Древние летописцы увлекались больше строем жизни взрослых людей, описанием их войн и характеров предводителей, детям уделяли мало внимания.

Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре.

Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитая предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам.

Культура Руси развивалась на основе жесточайшей эксплуатации трудового народа, главным образом крестьянства. Все это отразилось в играх, которые являлись частью жизни русского народа.

Игрою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется», и до свадьбы — своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т. д.

Игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, умение общаться.

Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее — Купалы, посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки — славяне сходились на берегах рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, "чтобы встретить в чистоте восходящее светило". В ту же ночь происходило и "умыкивание" девиц.

О происхождении самого название игры — «горелки» — свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок А. Н. Афанасьев. Вот что он пишет по этому поводу: «На эпическом языке народных песен поется:

«Не огонь горит, не смола кипит,

А горит-кипит ретиво сердце

По красной девице.»

Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом-громовиком и земля принимается за свой род. Очевидно, игре этой принадлежит глубокая древность.

В зимние святки, на праздничных посиделках исполнялась и игровая песня «Дрема», также связанная с календарными праздниками, правила поведения в которых унаследованы от древних языческих времен. Можно предположить, что Дрема здесь — образ Солнца, которое будят, слегка, шутливо укоряют, ждут от него тепла:

«Будет, Дремушка, дремать,

Полно, Дрема, стыдно спать.

Встань!»

На святки же «водили Козу», которая всех веселила своими выходками. Может быть, частью драматических сценок с этим персонажем является игра, где козонька должна показать, как скачут старушки, старички, девушки, молодцы и, наконец, сама коза, т. е. веселится народ, ждет весну.

Многие игры в символической форме показывают тепло и нежность отношений в семье. Такова, например, «Утена»:

«По лугам гуляла,

Гнездо совивала,

Деток выводила,

Деток собирала».

Народная традиция создает образ ласковый, светлый:

«Плыла утена через синие озера,

Ноженьки обмочила,

Крылышки обмочила,

Крылышки встрепенула,

На бережок вспорхнула».

Доброй, надежной матерью станет она своим детям. А наши дети впитывают вместе с игрой эту нежность, разлитую в простой мелодии.

Христианизация Руси и введение новой веры способствовало формированию особого христианского пантеона святых и созданию христианских праздников на основе языческих. Так, зимние святки были заменены рождественской неделей, а весенние — пасхальной, что отразилось на характере игр и развлечений как молодежи, так и малых детей. Например, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки. Водящему завязывали глаза и отводили к двери; потом к нему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью, пока он не поймает себе замену.

А вот на Масленицу распространено было катание молодежи с ледяных гор. Молодежь каталась на Масленице с горы на скамьях и буках — низеньких соломенных корзинах, специально подмороженных.

Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта. В. Г. Григорьев пишет, что без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и многих более старших поколений. Упоминание об этой игре есть уже в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита, давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе!

Одной из увлекательнейших детских народных подвижных игр с мячом, живущих до наших дней, является штандер. Эта игра очень старая, в нее играли еще в прошлом веке. Играли в нее на улице, под открытым небом, играли мальчики и девочки вместе, возраст не имел значения.

На вечерках, на гуляниях игрались такие игры, как«Я по травке шла»«Заинька»«Репка»«Редька»«Водяной»«Дедушка Мазай» и другие. В таких играх, начиная с Фомина воскресенья вплоть до Петрова дня, радостно участвовали все, от мала до велика. А подспудно давалась масса сведений о том, что допустим, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, потом, как вырастет, рвать «с конца, да не сорвать с коренца», чтобы не повредить.

Детские народные подвижные игры отражали не только обрядовые традиции, носили не только отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь различных слоев населения.

Замечательные игры «Красочки»«В горшки» являются ролевой имитацией купли-продажи на ярмарке, где разворачивается диалог покупателя и продавца.

А вот любимая детская игра «Я садовником родился» открывает совсем другую жизнь. В ней — влюбленность. Она, видимо, пришла из города не раньше чем в XVIII в., когда с Петровских ассамблей пошла мода на галантность.

Еще одной игрой, заимствованной от взрослых и дошедшей до наших времен, является игра «Кандалы» («Цепи кованые»).

Цепи кованые,

Раскуйте нас.

Кем из вас?

— Светой (Таней и т. п.).

Отражение повседневной трудовой жизни крестьян мы видим в таких играх, как «Удочка» и «Рыбаки и рыбки»Русские деревни стояли обычно по берегам рек и речушек, озер, поэтому удочки были у каждого уважающего себя мальчишки. С интересом наблюдали ребята за ловлей рыбы большими сетями-неводами. Так как было им не придумать игру, где можно половить рыбу удочкой или сетями?

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?

Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней.

Весёлые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, пятнашек, ловишек, салочек. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же, как и сказки и песни.

Цель народных игр развитие у детей и подростков устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными играми.

Основные задачи:

- Познакомить педагогов с русскими календарными играми, которые отмечают в разные времена года.

- Сформировать представления о традиционных календарных игр в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодные явления, поведение птиц и животных, насекомых,  изменения  в растительном мире.

- посредством приобщения к народным играм, воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

- Оказать помощь педагогам в возрождении русских традиций и творческом развитии детей и подростков.

Цель мастер-класса:

Побуждение у

стойчив

ого

интерес

а

к культуре русского народа.

Формирование чувств национального достоинства.

Широкое

использование

народных

игр в досуговой и педагогической деятельности

.

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

5. Привлечение внимания руководителей творческих объединений к данной теме, обмен опытом работы.

Весенние игры.

Вот и весна – время весеннего сева. Главный праздник – Радоница. Водили хороводы, проводили девичьи обряды. А мы играем в игру «Круговая веревочка».

(Играющие завязывают концы веревки становятся в круг, держась руками за эту веревку. Водящий становится в центр круга и старается ударить кого – ни будь по рукам. Игроки должны вовремя заметить такое движение и отнять руки от веревки. Нельзя отрывать от веревки сразу две руки. Водящий водит до тех пор, пока не ударит кого-нибудь по руке. После этого водящий и игрок меняются местами.

(Играют до смены 3 водящих).

Календарная народная игра «Идет матушка Весна»

Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх.  Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:

Отворяйте ворота

Идет матушка Весна!

Первым март прошел,

Всех детей провел!

А за ним апрель

Отворил нам дверь!

А за ним и май, сколько хошь гуляй,

Сколько хошь гуляй, только не зевай!

С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Потом можно выбрать новые «ворота» и начать игру сначала.

Игра «Солнышко»

По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит: «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.

«Венок»

Двое играющих берут в руки венок и поднимают его вверх, образуя ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:

Березка девочек кричала, к себе призывала:

Идите, девочки, на луг гуляти,

Зеленые веночки заплетати.

Мы тебя, березка, не согнем,

На тебе веночки мы завьем

Як вам, девушки, сама согнусь,

Сама в веночек совьюсь,

Завивайте веночки зеленые, Будьте весь год веселые.

Играющие, которые образуют ворота, кидают кому-нибудь на го¬лову венок и командуют: «Венок-венок, спрячься в теремок». И тут же участник игры, который получил венок, убегает и прячется. Затем все идут искать венок. Кто первый найдет венок, забирает его себе.

Летние игры.

Лето – пора выращивания урожая, сбора плодов и ягод, сенокос. Самый главный праздник лета – Иван Купала. В этот день играли в игру «Заря-заряница»

(Играющие садятся в круг на корточки. Водящий («заря-заряница») ходит снаружи круга и прячет за спиной «ключи» - платочек с завязанным узелком. Он ходит по кругу и приговаривает:

«Заря-заряница, по небу ходила, ключи оборонила. Месяц видел. Солнце скрало!». Водящий незаметно кладет кому-нибудь из игроков сзади «ключи» и убегает. Тот, кому подложили «ключи» бежит за водящим, бьет его платочком, приговаривая: «Не теряй ключей! Не теряй, ключей!». Пойманный водящий садится на его место, а «запятнавший» становится «зарею». Примечание: если тот, кому положили платок, этого не заметит, «заря» обходит круг, поднимает «ключи» и бьет ими зеваку, приговаривая: «Не прячь ключей, не прячь ключей!» и затем водит снова.)

Все ребята играют в игру 1-2 кона.

«Дед».

Играющие большинством голосов выбирают «деда», а сами отходят в сторону и договариваются о какой-нибудь полевой ра¬боте и производят характерные для нее движения. Затем подходят к «деду» и говорят:

Здравствуй, дед!

«Дед» отвечает:

Здравствуйте, дети! Где вы были?

На работе,

Что делали?

Дети повторяют движения, изображающие работу. «Дед» уга¬дывает, что обозначают эти движения. Ребята ведут хоровод и поют про свою работу:

У нас серпы-то золотые,

А мы работники-то молодые!

Время жито жать.

Или какое-нибудь из следующих действий:

Во снопочки вязать, на ток возить, Цепами молотить.

У печи сушить,

Тесто месить,

Пирогами всех кормить.

Кончив петь, убегают, а «ДЕД» догоняет. Пойманный становится новым «дедом».

«Водяной»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирается водя¬щий — «водяной». Он закрывает глаза и садится на корточки в цент¬ре круга. Играющие идут по кругу и говорят:

Дедушка-водяной,

Что стоишь ты под водой?

Выйди хоть на час

И поймай кого из нас!

Затем произносят: «Ночь», — и приседают, а «водяной» с закрытыми глазами идет в любую сторону, стараясь кого-нибудь поймать. Поймав кого-нибудь, «водяной» старается узнать, кого он поймал: ощупывает голову, одежду. Если «водяной» узнал пойманного, то становится на его место, а пойманный и узнанный становится «водяным». Если пойманного «водяной» не узнал, то он еще раз выполняет эту роль.

Осенние игры.

Осень – пора сбора урожая, грибов, орехов и ягод – клюквы, брусники. Начинали играть свадьбы. Главный праздник осени – Осенины. А играть мы будем в игру, которая называется «Редька».

«Редька»

(Играющие становятся друг за другом, сцепляясь за пояс друг с другом в виде грядки. Первый называется «бабушка», остальные за ним – «редьки». Один из игроков – Ивашка Попов. Он подходит к «бабушке» и беседует с ней: «Тук-тук! – «Кто тут?» - «Ивашка Попов». – «Зачем пришел?» - «За редькой». – «дергай какую хочешь». Ивашка дергает всех по очереди. «Редьки» стараются крепко держаться друг за друга).

Игра проводится 1 раз.

«Огородник и воробей»

Выбираются «огородник» и «воробей». Остальные образуют круг, берутся за руки. «Огородник» поет:

Эй, воробей, не клюй конопель,

Ни моих, ни своих, ни соседовых

Я за ту коноплю тебе ножку перебью.

«Огородник» бежит ловить «воробья». Дети «воробья» в круг впускают и выпускают, а «огородник» может ловить его только за кругом. Поймав «воробья», «огородник» меняется с ним мес¬тами или выбираются новые водящие.

«Верба-вербочка»

Дети выбирают девочку и мальчика. Те встают в два круга, образованные играющими. Дети водят хоровод, напевая:

Верба, верба, вербочка, Вербочка кудрявая,

Не расти, верба, во ржи,

Расти, верба, на меже.

Как во городе царевна Посреди круга стоит,

Ее ветер не берет,

Канарейка гнездо вьет.

На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают свои круги и делают руками «воротики».

Дети проходят в них, продолжая припевать:

Канарейка — (имя девочки). Соловейка — (имя мальчика).

Люди спросят: «Кто такой?»

(Имя девочки) скажет: «Милый мой».

В конце девочка и мальчик танцую.

«Капуста»

Рисуется круг — «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это — «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

 

Зимние игры.

(Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят:

«Малечина-калечина, сколько часов до вечера?» После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или кончики пальцев. Пальцами другой руки палочку поддерживать нельзя. Водящий считает: «Раз. два. Три….десять!» Когда палка падает, ее надо подхватить другой рукой, не допуская окончательного падения на землю. Счет ведется до этого перехватывания. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку).

(Детям раздают палочки или карандаши. Играют 1 раз).

 

Календарная народная игра на масленицу «Грачи летят»

Дети встают в круг или произвольно располагаются на площадке, но обязательно так, чтобы видеть и слышать взрослого ведущего. Взрослый ведущий говорит:

«Грачи летят,

На всю Русь трубят:

Гу-гу-гу,

Мы несем весну!»

Все дети кричат хором: «Летят! Летят!»

Ведущий продолжает:

«Журавли летят,

На всю Русь трубят:

Гу-гу-гу,

Мы несем весну!»

Дети опять кричат: «Летят! Летят!» и размахивают руками.

Так же летят пчелы, комары и т.д.

А потом водящий говорит:

Поросята летят,

На всю Русь трубят:

Гу-гу-гу,

Мы несем весну!

Кто из детей ошибется и закричит «Летят!» или замашет руками — выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

Это старая русская игра, которую любят дети. Ее можно проводить под музыку. Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий, а играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

«А у дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!»

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым ведущим, а старый ведущий превращается в обычного игрока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x