Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическое пособие: "Обучение плаванию в детском саду" | Тамара Викторовна Орешникова. Работа №338207

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 В данной статье воспитатели подготовительной группы  ДОУ могут найти упражнения, которые помогут им научить детей держаться на воде, применяя игровой метод. Занятия по программе, предусматривающей изменение упражнений от более простых к более сложным, от известных к неизвестным, должны быть регулярными, иначе цель обучения не будет достигнута. Успех в обучении плаванию может быть достигнут, если будут учтены особенности развития детей и возможности каждого ребенка.Постепенность  в переходе от  привыкания к воде во время простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений является одним из условий обучения детей.

Методическое пособие: «Обучение плаванию в детском саду» (ОрешниковаТ.В.)

План:

1. Способы плавания

2. Методика обучения плаванию

3. Задачи обучения плаванию в младшей группе

4. Задачи обучения плаванию в средней группе

5. Задачи обучения плаванию в старшем дошкольном возрасте

6. Игры. Игровые упражнения

7. Работа с родителями

8. Консультации

9. Литература

1. Способы плавания.

1.1 Кроль на груди. Техника плавания

Положение тела: при плавании кролем на груди тело пловца свободно лежит на поверхности воды в горизонтальном положении, лицо опущено в воду. Для вдоха пловец поворачивает голову в сторону.

Движение ног: свободно выпрямленные ноги поочередно и без напряжения совершают движения вверх и сверху вниз. При движении снизу вверх ноги выпрямлены, при движении сверху вниз слегка сгибаются в колене. Ширина размаха ног около 35 см. При правильной работе ног на поверхности воды показываются пятки, движения ног оставляют равномерный пенистый след.

Движения рук: движении одной руки из и.п. – рука вытянута вперед. Из этого положения рука спокойно опускается вниз, слегка сгибается в локте, производит гребок (несколько под себя). К середине гребка движение руки постепенно ускоряется, гребок заканчивается у бедра. Во время гребка пальцы рук соединены и немного согнуты, чтобы кисть лучше захватывала воду. Закончив гребок, руки мягко вынимают из воды. При этом локоть показывается на поверхности воды раньше, чем кисть. Затем руку быстро проносят вперед по воздуху; мышцы рук в это время расслаблены. Против одноименного плеча вытянутая вперед рука погружается в воду. Сперва в воду входит кисть с направленными вперед пальцами, затем предплечье и плечо. Рука свободно вытягивается вперед. Снова начинается гребок. Точно также работает и другая рука. Руки поочередно то гребут, то проносятся по воздуху. В тот момент, когда гребущая рука подходит к вертикальному положению, другая рука начинает погружаться в воду. Руки пловца большую часть времени находятся под водой

Ноги при плавании кролем работают чаще, чем руки. В то время как руки выполняют два гребка, ноги производят несколько последовательных движений снизу вверх и сверху вниз.

1.2. Кроль на спине. Техника плавания

Положение тела пловца в воде горизонтально. Голова свободно опущена (но не закинута назад) в воду, лицо обращено кверху.

Движения ног очень близки движениям ног при плавании кролем на груди. Пловец совершает непрерывные движения ногами сверху вниз и снизу вверх, слегка сгибая их в коленях. На поверхности воды при правильной работе ног показываются кончики пальцев, повернутых несколько внутрь, и остается равномерный пенистый след.

Движения рук: в и.п. рука вытянута за головой. В начале гребка руку отводят в сторон у - вниз. Гребок выполняется до бедра. После этого руку вынимают из воды, через верх проносят по воздуху и опускают в воду в начальное положение. В то время как одна рука совершает гребок, другая находится в воздухе и проносится в и.п.

Согласование движений рук и ног: ноги работают чаще, чем руки (как и в кроле на груди). На два гребка руками приходится несколько движений ногами. Дыхание производится над водой и согласуется с движениями рук. Вдох делается в начале гребка одной рукой, скажем, правой. При поднимании её над водой начинается выдох, который продолжается до следующего гребка этой же рукой. Вдох, как правило, производится ртом, выдох совершается через рот или нос.

2. Методика обучения плаванию

Занятия плаванием должны проводиться систематически. При этом осуществляется последовательность, периодичность как в организации занятий, так и в расположении учебного материала. Необходимо, чтобы повторение сочеталось с усвоением нового. Занятия по программе, предусматривающей изменение упражнений от более простых к более сложным, от известных к неизвестным, должны быть регулярными, иначе цель обучения не будет достигнута. Успех в обучении плаванию может быть достигнут, если будут учтены особенности развития детей и возможности каждого ребенка.

Следует помнить, что доступность для детей любого дошкольного возраста предполагает включение упражнений такой сложности, успешное выполнение которых требует от детей высокой концентрации их физических и духовных сил, приложение волевых усилий. Постепенность и последовательность в переходе от привыкания к воде во время простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений является одним из условий обучения детей.

Хорошие успехи достигаются при умелом сочетании всего многообразия словесных, наглядных, практических методов и приемов. Решающую роль в формировании навыков плавания играют упражнения. Они являются основным средством обучения детей. Технику спортивных способов плавания и их облегченных разновидностей рекомендуется осваивать следующим образом: вначале у детей формируют (при помощи показа и пояснений) представление о конкретном спортивном способе плавания в целом. После этого разучиваются отдельные движения, которые затем соединяются. Использование этого метода предусматривает определенную последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения.

1. Разучивание движений ног:

а) на суше (имитация) и с опорой на месте в воде;

б) в скольжении с опорой и без опоры руками с задержкой дыхания;

в) в скольжении с опорой и без опоры руками в согласовании с дыханием.

2. Разучивание движений рук:

а) на суше и стоя в воде;

б) в согласовании с движениями ног, с задержкой дыхания, с использованием опоры на месте и в движении;

в) то же в согласовании с дыханием;

г) плавание, совершая гребковые движения руками без выполнения движений ногами (ноги свободно вытянуты, ногами удерживается доска, круг).

3. Разучивание способа плавания в целом, т.е. отработка согласованных движений рук и ног и дыхания.

4. Совершенствование плавания с полной координацией движений. Во время обучения движениям и овладения ими меняется их характер. Движения связаны с разной степенью координации – от простого к сложному и отражают разные уровни обученности. Выполнение простых, легких плавательных движений подводит к овладению более сложными. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов плавательных движений полезно разучивать их на занятиях в разных вариантах, в различных сочетаниях.

 

3.Задачи обучения плаванию в младшей группе

1) Познакомить детей со свойствами воды и правилами поведения на воде;

2) Учить самостоятельно входить в воду, спускаться в бассейн по ступенькам;

3) Приучать детей к простейшим передвижениям и погружению в воду;

4) Подвести к умению принимать горизонтальное положение тела в воде (используются различных упражнений);

5) Учить погружаться в воду сначала по шею, затем с головой, задерживая дыхание на вдохе;

6) Познакомить детей с лежанием на груди и на спине

 

4.Задачи обучения плаванию в средней группе

1) Упражнять детей в сложных передвижениях в воде;

2) Учить детей подпрыгивать в воде на месте и с продвижением вперед подскоками на одной ноге;

4) Учить детей открывать глаза в воде;

5) Закреплять умение подныривать под предметы, полностью погружаясь под воду;

6) Учить детей свободно лежать на воде (на груди и на спине);

7) Учить детей скольжению на груди и на спине с продвижением вперед;

8) Обучать детей навыкам правильного дыхания (вдох над водой и выдох в воду);

9) Учить правильному движению ног, как при плавании кролем.

 

5.Задачи обучения плаванию в старшем дошкольном возрасте

1) Учить детей плавать в стиле кроль на спине и на груди;

2) Продолжать учить скольжению на груди и на спине, а также формировать движение ног в этих положениях;

3) Выработать у детей правильную согласованность движений ног и дыхания; а затем согласованность работы рук и сочетание всех движений с дыханием;

4) учить плавать в полной координации (согласованность движений рук, ног и правильного дыхания) сначала на короткой дистанции(4-5м), а позже и на более длительные дистанции.

 

6. Игры. Игровые упражнения

6.1Младший и средний дошкольный возраст

 

• «Маленькие и большие ножки»

• «Поймай воду»

• «Догоните меня»

• «Кораблики»

• «Найди себе пару»

• «Море волнуется»

• «Сердитая рыбка»

• «Хоровод»

• «Спрячемся под воду»

• «Нырни в обруч»

 

Игровые упражнения. Младший и средний дошкольный возраст

•«Ледокол» (ходить, заложив руки за спину и наклонившись вперед) •«Лодочки с веслами» (ходить, помогая себе гребковыми движениями рук) •«Островки» (стоя в кругу, присесть до шеи, до подбородка, чтобы на поверхности воды осталось только голова)

6.2. Игры. Старший дошкольный возраст

«Пловцы»

«Чье звено скорее соберется»

«Лучшая торпеда»

«Самый большой фонтан»

«Фейерверк»

«Карасик и щука»

«Насос»

«Охотники и утки»

«Водолазы»

«Я плыву»

«Зеркальце»

 

Игровые упражнения.

• «Нырни в круг» (глубина воды по пояс, стоя в воде, преподаватель держит перед собой обруч, ребенок ныряет в него)

•«Футбол в воде» (на мелком месте, идя в колонне по кругу, разбрызгивать воду ногами на впереди идущего)

«Воротики» (глубина воды по грудь, нырнуть сквозь ворота – двое ребят стоят лицом друг к другу, держась за руки; воротики широко открыты, нельзя их закрывать)

 

7. Работа с родителями

Примерные темы собраний в зависимости от возраста, состояния здоровья детей, их физической подготовленности могут звучать так:

 

«Роль семьи в воспитании здорового ребенка»,

«Взаимосвязь детского сада и семьи в работе по закаливанию и укреплению их здоровья»,

«Участие родителей в подготовке детей к занятиям по плаванию».

 

Овладение навыками плавания зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Надо быть особенно внимательными и терпеливыми с теми, кто боится движений в воде. Не спешить освоить много упражнений, не переходить к самостоятельному плаванию без достаточной подготовки. Новые трудные упражнения чередовать с любимыми ребенком, побуждать

8. Консультации.

«Подготовка ребенка к плаванию»

«Бассейн для малыша»

«Развлечения в воде»

«Значение плавания»

Литература

 

9. Литература:

Осокина Т.И., Богина Т.Л., Тимофеева Е.А. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателей д/с и родителей. – М.: Просвещение, 1991. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. – 3-е изд. – М., 1985.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×