методическое пособие "Су-джок терапия для дошкольников" | Каракулиди Светлана Геннадиевна. Работа №329966
Лечение и профилактика разных заболеваний с помощью массажёра Су-джок появилась как вид терапии в конце 80-х годов ХХ столетия. В основу её положены медицинские знания Древнего Тибета, которые основаны на пробуждении и использовании собственных ресурсов организма. В настоящее время терапия Су-джок приобрела ещё большую популярность.
В Су-джок терапии есть два вида массажёров— шарик с шипами и кольцо на палец. Шарик предназначен для воздействия на биологически активные зоны ладоней и ступней ( побольше –для ног, поменьше- для рук). А кольцами, похожими на упругую, скрученную в ободок пружинку, прорабатывают массажные точки на пальцах.
Результат терапии: улучшение кровообращения, снижение утомляемости, укрепление сна, оздоровление внутренних органов, а также активизация зон коры головного мозга (как профилактика и коррекция речевых нарушений), поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка – детский сад № 189 «Фантазия»
Методическое пособие
«Су-джок» терапия для дошкольников»
Автор:
воспитатель Каракулиди С.Г.
г. Краснодар
2023 г.
содержание
Пояснительная записка…………………………………………………
3
1.Теоретическая часть……………………………………......................
5
2. Практическая часть ……………. ……………………………………
6
Заключение………………………………………………………………
8
Список использованной литературы………………………………….
9
Пояснительная записка
Лечение и профилактика разных заболеваний с помощью массажёра Су-джок появилась как вид терапии в конце 80-х годов ХХ столетия. В основу её положены медицинские знания Древнего Тибета, которые основаны на пробуждении и использовании собственных ресурсов организма. В настоящее время терапия Су-джок приобрела ещё большую популярность.
В Су-джок терапии есть два вида массажёров— шарик с шипами и кольцо на палец. Шарик предназначен для воздействия на биологически активные зоны ладоней и ступней ( побольше –для ног, поменьше- для рук). А кольцами, похожими на упругую, скрученную в ободок пружинку, прорабатывают массажные точки на пальцах.
Корейский профессор Пак Чжэ Ву изобрёл массажёр в 1987 году, он предложил совершенно новую методику лечения и снятия боли под названием «Су-джок», что переводится как «кисть-ступня». Суть метода заключается в воздействии на биологические точки ступней и кистей, которые являются проекцией большей части внутренних органов. Массаж «Су-джок» делают дважды в день по 10-15 минут.
Результат терапии: улучшение кровообращения, снижение утомляемости, укрепление сна, оздоровление внутренних органов, а также активизация зон коры головного мозга (как профилактика и коррекция речевых нарушений), поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.
Ежегодно возрастает число детей, имеющих нарушение моторики. Педагоги, работающие с детьми, применяют в своей работе традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения. «Су-джок» терапия относится к нетрадиционным методам, но является одним из эффективных приёмов, обеспечивающих развитие психической, познавательной, речевой и эмоционально-волевой сфер ребёнка. При всех положительных сторонах этой терапии, важно помнить, что массажёр «Су-джок» нельзя использовать при наличии заболеваний воспалительного характера, лихорадочном состоянии, болезнях крови, любых процессах с образованием гноя.
Вся работа проходит с использованием шарика с шипами и колец-пружинок. Педагоги используют «Су-джок» в профилактических и коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, штриховкой, лепкой, мозаикой, рисованием. Эти упражнения обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма. Образовательная деятельность проходит интереснее и разнообразнее, что создаёт психофизиологический комфорт во время игровой образовательной ситуации.
Пособие представляет доступный и систематизированный материал для работы с дошкольниками и представлено в 2 частях- теоретической и практической. В теоретической части рассказывается преимуществах, особенностях использования «Су-джок» терапии в работе с детьми. В практической части содержится материал для обучения детей работе с массажным шариком, с учетом возрастных особенностей.
Данное пособие предназначено для педагогов детского сада, воспитанников, родителей, а также людям с ослабленным здоровьем.
Цель этой методической разработки : сохранение и укрепление здоровья детей, повышение иммунитета с помощью использования «Су-джок» терапии , формирование ответственности воспитанников за сохранение собственного здоровья, коррекция нарушений речи.
Задачи:
- Сохранить психофизическое здоровье ребенка;
- Включить ребенка в процесс самооздоровления на уровне знаний, умений, навыков;
-Воспитывать привычку к здоровому образу жизни в ДОУ и семье;
-Показать области применения массажеров «Су-джок;
-Повысить уровень компетентности педагогов в применении нетрадиционных технологий обучения, в том числе на практике.
В пособии собраны разработанные педагогами МАДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад № 189» практические материалы для работы с детьми дошкольного возраста (3-7 лет). Материалы методической разработки уточняют и конкретизируют рекомендации для педагогов при использовании «Су-джок» терапии.
1. Теоретическая часть
Преимущества «Су-джок» терапии заключаются в абсолютной безопасности (неправильное применение не навредит- будет просто неэффективным), универсальности (можно использовать всем людям, в том числе и детям , если нет противопоказаний, описанных выше), высокой эффективности (положительный выраженный эффект при правильном применении), простоте применения (никаких дополнительных инструментов не нужно).
Особенности использования заключаются в том, что массаж проводится 2 раза в день по 10-15 минут, если нет противопоказаний: наличие заболеваний воспалительного характера, лихорадочного состояния, болезней крови, любых процессах с образованием гноя. Шариками массажируют ладони и ступни (массируются мышцы рук и ног), а кольцами - пальцы (массаж пальцев до их покраснения и появлении ощущения тепла).
Актуальность использования «Су-джок» массажа состоит в том, что:
дошкольники очень пластичны и легко обучаемы, новизна стимулирует интерес к обучению, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что
оказывает положительное влияние на мелкую моторику пальцев рук,
способствуя развитию речи и самооздоровлению.
2. Практическая часть
Как и говорилось ранее, основной метод «Су-джок» терапии- массаж.
С шариком (руки):
прокатывание шарика по кругу между ладонями;
перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони
;
вр
ащение шарика
подушечками
пальцев;
сжимание шарика между ладонями;
сжимание
шарика
и передача из руки в руку
с одновременным увеличением скорости передачи;
подбрасывание двумя руками и ловля шарика
.
С шариком (ноги):
прокатывание мяча
поочередно ступнями
вперед –
назад;
поочерёдное вращение шарика ступнями;
зажимание массажного шарика между стоп;
попеременное нажатие стопами на шарик;
зажимание и разжимание шарика пальцами стоп.
С кольцом:
Надевание кольца на один из пальцев и прокатывание его по нему вверх-вниз;
Надевание и прокатывание кольца на одноименных пальцах обеих рук;
Сжимание и разжимание кольца в ладони;
Последовательное чередование надевания кольца на палец и сжимание –
разжимание его в ладони;
Использование «Су-джок» терапии в режимных моментах.
- утренняя зарядка: общие физические упражнения с перекладыванием массажного шарика из руки в руку( в стороны, вверх-вниз и т.д.).
- пальчиковая гимнастика « Семья»:
Этот пальчик — дедушка.
Этот пальчик — бабушка. (массаж кольцом начиная с большого пальца)
Этот пальчик — мамочка.
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья! (сжимать и разжимать кольцо в ладони).
- лексико-грамматические упражнения:"Один-много". Педагог катит шарик по столу ребёнку, называя предмет в единственном числе. Ребёнок, поймав ладонью массажёр, прокатывает его назад, называя существительное во множественном числе.
-ориентация в пространстве, внимание, память: выполнение инструкций педагога «Назови пальчик» ребёнок надевает кольцо на палец, прокатывает его и называет какой это палец, поочерёдно со всеми пальцами руки. Затем задание усложняется, например, выполняется с закрытыми глазами.
-дидактические игры «Разложи шарики по цвету» (в соответствующие коробочки), расположение шарика или кольца за,на,в, под и т.д.
- звуковой анализ слов: используются шарики синего, красного и зелёного цвета. Разбор слова по звукам –твердый или мягкий согласный или гласный.
-рассказывание сказки с применением массажного шарика и кольца «Жил был ёж…»:
Жил ёж в своей норке (шарик сжат в руке), выглянул из норки(разжать кулак) , солнышко появилось и он решил прогуляться по лесу – покатился по дорожке (прокатываем по ладошкам), набрёл на красивую круглую поляну (катаем шарик по кругу на ладони), обрадовался и стал прыгать, бегать (подбрасывание и ловля шарика двумя руками), ёж заметил гриб и решил сорвать его (кольцо надеть на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (кольцо надеть на указательный палец), увидел красивый листик и подбежал его посмотреть (кольцо надеть на средний палец), заметил землянику и сорвал её (кольцо на безымянный палец), нашёл шишку и взял её для мамы в подарок (кольцо на мизинец). Наступил вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (катаем шарик между ладонями и закрываем в ладошке).
-физминутка «Колобок» :
мяч катаю, как клубок (круговые движения по ладоням).
Влево-вправо, вверх и вбок (движения с шаром в соответствии с текстом). Получился колобок (круговые движения по ладоням).
И румян и круглобок.
Повстречал лису- рыжую красу (перекладываем шар из одной ладони руки в другую),
прыгнул на нос (подкидываем мяч вверх и ловим),
да пропел последний раз.
А лиса не слушала (зажимаем шар между ладонями рук, сжимаем),
колобка скушала.
- слоговый анализ слова: «Раздели слово на слоги». Ребёнок называет слог и берёт по одному шарику из коробки, когда все слоги названы, считает количество слогов.
-гимнастика для стоп:
Ножку ставлю на ежа, покачу его слегка.( ставим ступню на шарик)
Пяточка, носочек. ( прокатывание шарика ступней вперёд-назад)
Покрутили, повращали. ( круговое прокатывание шарика ступней)
Ножку поменяли.(смена ступни)
- развитие фонематического слуха : «Покажи - спрячь» Воспитатель называет слово, ребёнок показывает (или прячет) в ладони шарик, если есть (или нет) звук в этом слове .
-развитие мелкой моторики: прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации.
Заключение
Это лишь некоторые примеры использования «Су-джок» терапии в педагогике. Творческий подход и использование нетрадиционной техники в работе педагогов и детей в детском саду позволяет снизить заболеваемость у детей, повысить речевую активность, вызвать интерес к уже знакомым дидактическим играм лексико – грамматического содержания, развить мелкую моторику.
Родители детей положительно отнеслись к «Су-джок» терапии детей, заметили изменения в положительную сторону и приобрели массажёры для использования в домашних условиях.
Список использованной литературы:
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно - метод.
пособие / В.М. Акименко. — Ростов н./Д : Феникс, 2009.
2. Пак ЧжэВу Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг
по Су Джок терапии / ЧжэВу Пак - Су Джок Академия, 2009.
3. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно- педагогической
работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38.
4. Платонова О. Су-Джок: терапия для всех/ Ольга Платонова. – М.: АСТ;
СПб.: Сова, 2007.
5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры
/ О. А. Новиковская - М. АСТ, 2007
6.Сайт воспитателей ДОУ и родителей дошколят https://dohcolonoc.ru
7.Международный образовательный портал www.maam.ru
8. Социальная сеть работников образования nsportal.ru