Методическое сопровождение логопедических занятий. | Брайко Светлана Михайловна. Работа №229346
Автор: Брайко Светлана Михайловна
игровой материал
Методическое сопровождение логопедических занятий.
Речь-это средство общения людей и форма человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом пользуются внешней речью. Её разновидностями является устная и письменная речь. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь -«думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.
Программа воспитания и обучения в раннем возрасте предусматривает развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Поэтому на седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, так как правильное звукопроизношение формируется у ребёнка в основном к 4-5 годам и в идеале дети в школу должны приходить с правильным звукопроизношением. Это очень важно для дальнейшего успешного усвоения школьной программы, особенно это касается таких предметов, как русский язык, чтение, развитие речи. Речь ребёнка развивается по подражанию, поэтому большую роль в её формировании играет чёткая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь. В 6 лет ребёнок должен правильно произносить все звуки родного языка, иметь достаточный по объёму активный словарь и практически владеть грамматическим строем речи.
На практике же многие из первоклассников не могут назвать времён года( а если и знают их названия, то затрудняются назвать их в последовательности); дней недели, месяцев, не обобщают слова и логические группы( типа «мебель», «насекомые», «учебные вещи»), не могут назвать профессии людей, не знают даже основных цветов, не говоря уже о розовом, голубом, оранжевом и т.д.; не могут назвать детёнышей животных ( у коровы-«бычонок», у лошади-«конёнок» и т.д.). Поэтому, конечно, словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются в процессе обучения в школе.
Одной из основных задач умственного воспитания детей является развитие мышления и речи. Следует приучать детей к самостоятельности мышления, к использованию полученных ими знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей. Чтобы приучить ребёнка к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Это достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности, активности их мышления и речи. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра-вид деятельности, присущий детям младшего школьного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
« Для всякого обучения существуют оптимальные, т.е. наиболее благоприятные сроки,- писал Л.С. Выготский.- Отход от них вверх и вниз, т.е. слишком ранние и слишком поздние сроки обучения всегда оказываются с точки зрения развития вредными, неблагоприятно отражающимися на ходе умственного развития ребёнка. Слишком позднее обучение, которое уже минует срок созревания, теряет возможность воздействовать на эти ещё несозревшие процессы, теряет возможность их организовать, поправить известным образом».
Словесная дидактическая игра-эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Словесные игры, имеющие целью развивать мышление детей, условно разделены на 4 группы. В каждой группе определены общие мыслительные задачи.
Можно выделить такие группы:
1) Игры, воспитывающие умение выделять существенные, главные признаки предметов, явлений( например, «Что за зверь, птица» и т.п.).
2) Игры, развивающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения(различные небылицы).
3) Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам ( например: учитель-«Назови 3 предмета мебели», ученик-«стол, стул, диван»).
4) Игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, чувство юмора, воспитывающее самообладание ( например: «Добавь слог»-с мячом. Учитель называет один слог и бросает ученику мяч. Поймавший должен дополнить слово и снова бросить мяч учителю).
Как говорилось выше, к семи годам звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например неправильный прикус), являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, конечно, нуждаются в особом внимании не только со стороны логопеда, но и со стороны педагогов, которые работают с ним.
Особое внимание педагог должен уделять выработке у детей чёткого и внятного произношения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие, развивать внимание к звуковой стороне слова, определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и последний звук, определять место звука в слове( начало, середина, конец), количество звуков в слове.
У детей с нарушением речи не все речевые умения и навыки складываются равномерно: одни из них сформировались(на них можно опереться), другие сформировались неправильно(их нужно корригировать), третьи не достигли нужного уровня(их нужно формировать). Поэтому общая задача логопеда и педагогов класса по развитию речевых умений и навыков должна решаться дифференцированно. Это осложняет организацию такой работы, но повышает её эффективность.
Можно выделить следующие направления по развитию речи детей:
1. Работа по развитию лексической стороны речи.
2. Работа по развитию фразовой речи и грамматического строя.
В логопедической работе игра, наряду с другими методами, является так же эффективным средством речевой коррекции. Следует отметить следующие требования к проведению речевых игр и упражнений:
1. Игры не должны быть длительными по времени(5-10 мин).
2. Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель-помочь ему в этом.
3. Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребёнка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление.
4. Игра может быть частью общеобразовательного или логопедического занятия или проводиться в один из режимных моментов(на прогулке, в минуты отдыха и т.д.).
5. В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность.
6. В игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу.
7. В процессе игры руководитель принимает непосредственное участие(степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры): по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных.