Методическое сопровождение педагогов по экологическому воспитанию детей в детском саду | Курышева Татьяна Александровна . Работа №353093. Номер работы: №353093
Концепция модернизации российского образования определяет обеспечение качества образования как главную задачу российской образовательной политики.
Повышение качества образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.
Экологическое образование дошкольников рассматривается как уникальная, самоценная и неотъемлемая первая ступень системы непрерывного экологического образования. В тоже время экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды и своему здоровью, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентиров.
«Методическое сопровождение педагогов по экологическому
воспитанию детей в ДОУ»
Концепция модернизации российского образования определяет обеспечение качества образования как главную задачу российской образовательной политики.
Повышение качества образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.
Экологическое образование дошкольников рассматривается как уникальная, самоценная и неотъемлемая первая ступень системы непрерывного экологического образования. В тоже время экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды и своему здоровью, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентиров.
Эффективность экологического образования дошкольников во многом зависит от окружающих взрослых, прежде всего, педагогов и родителей, их отношения к проблемам экологии и экологического образования, их личностных качеств.
Следовательно, в настоящее время особое значение приобретает методическая работа в ДОУ, которая представляет собой процесс проектирования стратегии, направленной на повышение профессиональной компетентности педагога, формирование его мотивации к самообразованию. А методическое сопровождение педагогов по формированию экологических представлений у дошкольников – это система мероприятий, направленная на совершенствование профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области реализации задач экологического образования дошкольников.
Анализ современных форм организации методического сопровождения воспитателей в области экологического образования показал, что оно включает следующие направления работы:
• информирование педагогов о современных требованиях и подходах к организации педагогического процесса по экологическому воспитанию и образованию воспитанников;
• организация системы сбора, обработки, анализа, формирование банка данных о передовом педагогическом опыте по организации экологического образования дошкольников по реализации образовательной Программы;
• организация дифференцированного подхода в работе с педагогами : оказание практической помощи, обеспечение условий для ознакомления с педагогическим опытом (своих коллег, передовым пед. опытом) , проявления инициативы и творчества; в выстраивании индивидуальной образовательной траектории педагогов;
• прогнозирование развития педагогического процесса;
• обеспечение оперативной, практической помощи педагогам, консультирование;
• организация форм методической работы, взаимодействия всех участников педагогического процесса;
• организация сотрудничества с социальными институтами (по выявлению мероприятий организуемых в дистанционном формате в период пандемии-конкурсы, выставки, проекты).
контроль за координацией работы
педагогов
;
Методическое обеспечение педагогического процесса предполагает конкретную деятельность, обеспечивающую условия для реализации педагогического процесса по экологическому образованию и воспитанию на качественном уровне, выполнения образовательной программы дошкольного образования совместными усилиями всех участников педагогического процесса:
• повышение квалификации педагогов;
• методическое обеспечение образовательного процесса;
• привлечение педагогов к участию в экологических мероприятиях, природоохранных акциях, конкурсах;
• организация и контроль самообразования воспитателей;
• взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников;
• изучение и анализ уровня владения педагогами методами и приемами экологического образования и воспитания дошкольников;
• организация сотрудничества с социальными институтами.
Методическое сопровождение педагогических кадров, по экологическому образованию воспитанников, началось с мониторинговых мероприятий , по результатам которых были определенны и проанализированы проблемы по содержанию непрерывного экологического образования, исходя из них была спланирована работа с педагогами.
В ДОУ был проведен ряд консультативно-методических совещаний, вебинаров по изучению базовых документов, анализу требований ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации и результатам ее освоения. Проведены практические семинары по внедрению и использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе по экологическому образованию. Для повышения профессиональной компетенции педагогов, осуществлялась работа по повышение квалификации педагогических кадров по плану-графику. А также ,с целью обогащения и приобретения практического опыта , велась методическая поддержка педагогов ДОУ по участию их в городских методических объединениях, конкурсном движении, в экологических проектов, в педагогических сообществах.
Эффективность деятельности методического сопровождения оценивалась нами в следующих направлениях эффективности деятельности педагога:
• положительный психологический климат в коллективе;
• заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
• удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;
• качественно организованная система повышения квалификации;
• высокий уровень профессиональной деятельности.
Анализ методической работы в ДОУ по содержанию экологического образования показал, что его реализация оказывает положительное влияние на всех его участников: детей, родителей, педагогов.
Повысилась эффективность профессиональной деятельности педагогов, их мотивационная готовность к участию в экологических проектах, повысился процент участия их в конкурсах разного уровня. За последние три года значительно повысился квалификационный уровень педагогического коллектива нашего ДОУ.
Т.о. в условиях введения ФГОС ДО, эффективность подходов к организации методического сопровождения педагогической деятельности в рамках непрерывного экологического образования , в ДОУ обеспечивается положительная динамика развития.